реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
История Российской прокуратуры

История Российской прокуратуры

1. Введение 2. Задачи прокуратуры. Место в системе правоохранительных

органов 3. Структура и организация и органов прокуратуры 3.1. Общая

характеристика системы прокуратуры РФ 3.2. Генеральная прокуратура РФ 3.3.

Прокуратура субъектов РФ 3.4. Прокуратуры городов и районов 3.4.

Специализированные прокуратуры 3.4.1. Военные прокуратуры 3.4.2.

Транспортные прокуратуры 3.4.3. Природоохранительные прокуратуры 4.

Прокуроры 4.1. Правовой статус прокурора 4.2. Служба в органах прокуратуры

4.3. Меры правовой и социальной защиты прокуроров и следователей 5.

Прокурорский надзор 5.1. Надзор за исполнением законов (общий надзор) 5.2.

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 5.3.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими

оперативно-розыскную деятельность 5.4. Прокурорский надзор за исполнением

законов органами дознания и предварительного следствия 5.5. Надзор за

исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих

наказание и назначаемые судом меры принудительного характера,

администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу 6.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами 7. Координация деятельности

правоохранительных органов по борьба с преступностью. 8. Уголовное

преследование 9. Порядок рассмотрения в органах прокуратуры жалоб,

заявлений и иных обращений. Порядок приема граждан 10. Список основных

нормативных правовых актов по теме 11. Список использованной литературы 1.

ВВЕДЕНИЕ Настоящее приложение по юридическому самообразованию посвящено

вопросам организации и деятельности органов прокуратуры РФ, играющих

ключевую роль в укреплении законности и правопорядка в стране. В данном

материале, подготовленном на основе имеющейся в настоящее время нормативно-

правовой базы, дана общая характеристика задач, функций, организации и

полномочий органов прокуратуры. Автор ставил своей задачей в достаточно

популярной форме показать многообразие прокурорской деятельности,

затрагивающей практически все виды общественных правоотношений и не

ограничиваемой только прокурорским надзором за исполнением законов.

Материал подготовлен главным редактором электронного издания

"Законодательство России" Дмитриевым Валерием Сергеевичем. 2. ЗАДАЧИ

ПРОКУРАТУРЫ. МЕСТО В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Прокуратура

является одним из видов правоохранительных органов РФ, призванных

обеспечить декларированные в ст. ст. 1 и 2 Конституции РФ верховенство

закона, функции государства по соблюдению и защите прав и свобод граждан,

законности и правопорядка. В системе правоохранительных органов прокуратура

занимает особое место. т. к. на нее в законодательном порядке возложена

задача координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с

преступностью. Ст. 129 Конституции РФ определяет прокуратуру Российской

Федерации как единую централизованную систему с подчинением нижестоящих

прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются

федеральным законом. Таким законом является Федеральный Закон РФ от 17

января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее Закон

о прокуратуре). Этот закон, в который в 1995 и в 1999 г.г. были внесены

существенные изменения, определил задачи прокуратуры, принципы ее

организации и деятельности, порядок назначения прокуроров, их компетенцию,

правовой статус, меры материального и социального обеспечения работников

прокуратуры. Как и любому другому виду правоохранительных органов,

прокуратуре свойственен ряд характерных признаков, отличающих ее от других

государственных органов: - наличие полномочий осуществления

правоохранительной деятельности, возложенных специальным законом; -

осуществление правоохранительной деятельности в строгом соответствии с

установленными законом правилами и процедурами; - наличие права применять

меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушения; -

обязательность исполнения решений, принятых правоохранительными органами,

должностными лицами и гражданами. Полномочия прокуратуры весьма широки.

Основными из них, в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре,

являются следующие: - надзор за исполнением законов федеральными

министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными

органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и

исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного

самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их

должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и

некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими

правовых актов; - надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными

федеральными органами исполнительной власти, представительными

(законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской

Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления,

органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и

руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; - надзор за

исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную

деятельность, дознание и предварительное следствие; - надзор за исполнением

законов судебными приставами; - надзор за исполнением законов

администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих

назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест

содержания задержанных и заключенных под стражу. Кроме функций надзора

прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с

полномочиями, установленными уголовно - процессуальным законодательством

РФ. Прокуроры участвуют также в рассмотрении дел судами, в т. ч.

арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения,

приговоры, определения и постановления судов. Свою деятельность по

выполнению вышеперечисленных функций прокуратура строит на основе принципов

централизации, независимости , законности и гласности. Принцип

централизации состоит в том, что прокуратура РФ составляет единую

федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на

основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному

прокурору Российской Федерации. Принцип независимости означает

осуществление органами прокуратуры своих полномочий независимо от

федеральных органов государственной власти, органов государственной власти

субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,

общественных объединений, а также недопустимости вмешательства в

осуществление прокурорского надзора. Принцип законности подразумевает

осуществление прокурорами своих функций в строгом соответствии с

действующими на территории Российской Федерации законами. Принцип гласности

состоит в информировании федеральных органов государственной власти,

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов

местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. При этом

прокуратура действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит

требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод

граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и

иной специально охраняемой законом тайне. 3. СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНОВ

ПРОКУРАТУРЫ РФ 3.1. Общая характеристика системы прокуратуры РФ Согласно

ст. 11 Закона о прокуратуре систему прокуратуры Российской Федерации

составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры

субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие

специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения,

редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также

прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные

специализированные прокуратуры. Иными словами система прокуратуры - это

жестко централизованная федеральная система органов и учреждений

прокуратуры, организованная на единых принципа в соответствии с

федеративным устройством и административно-территориальным делением РФ.

Генеральная прокуратура возглавляет систему органов прокуратуры. Другие

органы прокуратуры можно подразделить на территориальные и

специализированные. К территориальным прокуратурам относятся: - прокуратуры

субъектов Федерации; - прокураторы городов, районов. В число

специализированных прокуратур входят военная, транспортная,

природоохранительная, по надзору за соблюдением законов в исправительных

учреждениях, а также прокуратуры, осуществляющие надзор в закрытых

административно-территориальных образованиях и на режимных объектах. В

систему прокуратуры РФ также входят научные и образовательные учреждения: -

Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и

правопорядка (Москва); - Институт повышения квалификации прокурорско-

следственных работников (Санкт-Петербург); - Институт повышения

квалификации прокурорско-следственных работников (Иркутск); - Санкт-

Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ; - Институт

прокуратуры РФ в составе Московской Государственной юридической академии; -

Институт прокуратуры РФ составе Саратовской государственной академии права;

- Институт прокуратуры РФ в составе Уральской государственной юридической

академии. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений

прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются

Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории Российской

Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры

Российской Федерации, не допускаются. 3.2. Генеральная прокуратура РФ

Генеральную прокуратуру Российской Федерации возглавляет Генеральный

прокурор Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации

имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и

освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания

Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской

Федерации. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется

коллегия в составе Генерального прокурора Российской Федерации

(председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности),

других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором

Российской Федерации. Структуру Генеральной прокуратуры Российской

Федерации составляют главные управления, управления и отделы (на правах

управлений, в составе управлений). Согласно приказа Генерального прокурора

РФ в состав Генеральной прокуратуры РФ входят: - Секретариат Генерального

прокурора РФ (на правах управления); - Организационно-контрольное

управление; - Управление кадров; - Управление по надзору за исполнением

законов и законностью правовых актов; - Главное следственное управление,

включающее в себя Управление по надзору за следствием, дознанием и

оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел; - Управление

по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры; -

Организационно-методическое управление; - Управление по расследованию особо

важных дел; - Отдел по надзору за расследованием особо важных дел - на

правах управления; - Отдел криминалистики - на правах управления; -

Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности; -

Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и

межнациональных отношениях на Северном Кавказе; - Управление по делам

несовершеннолетних и молодежи; - Второе управление; - Управление по надзору

за законностью судебных постановлений по уголовным делам; - Управление по

надзору за законностью судебных постановлений по гражданским делам; -

Управление по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе; -

Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных

органах; - Управление по надзору за законностью исполнения уголовных

наказаний; - Управление правового обеспечения; - Международно-правовое

управление; - Отдел реабилитации жертв политических репрессий - на правах

управления; - Центр информации и общественных связей - на правах

управления; - Управление по надзору за исполнением налогового

законодательства; - Отдел писем - на правах управления; - Приемная - на

правах управления; - Первый отдел - на правах управления; - Управление

делами; - Управление делопроизводства; - Отдел по делам гражданской

обороны, чрезвычайным ситуациями в мобилизационной работе - на правах

управления; - Отдел безопасности - на правах управления; - Главная военная

прокуратура. Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах

управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники

отделов в составе управлений - помощниками Генерального прокурора

Российской Федерации. Главное следственное управление и Главную военную

прокуратуру возглавляют заместители Генерального прокурора РФ. В главных

управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших

прокуроров и прокуроров, старших прокуроров - криминалистов и прокуроров -

криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и

следователей по особо важным делам и их помощников. Генеральный прокурор

Российской Федерации имеет советников, старших помощников и старших

помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу

начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям,

статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской

Федерации имеют помощников по особым поручениям, статус которых

соответствует статусу заместителей начальников управлений. По приказу

Генерального прокурора РФ от 25 апреля 1996 г. N 25 в целях улучшения

организации работы, обеспечения углубленного, комплексного изучения

актуальных проблем прокурорского надзора и разработки на этой основе

обоснованных предложений по укреплению законности и правопорядка, усилению

борьбы с преступностью в центральном аппарате Генеральной прокуратуры РФ

образованы постоянно действующие рабочие группы по следующим направлениям

деятельности: - соблюдение политических, социальных и других прав и свобод

граждан; - обеспечение конституционных прав граждан в уголовном

судопроизводстве; - вопросы борьбы с бандитизмом, умышленными убийствами и

другими насильственными преступлениями против личности; - вопросы борьбы с

правонарушениями и преступлениями в сфере экономики; - борьба с

терроризмом, проявлениями политического экстремизма; - исполнение

законодательства об охране природной среды; - вопросы борьбы с коррупцией;

- соблюдение прав несовершеннолетних, профилактика правонарушений; -

вопросы исполнения законодательства о военной реформе; - вопросы исполнения

налогового и таможенного законодательства. В Генеральной прокуратуре РФ

также действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов,

связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Согласно ст.

17 Закона о прокуратуре Генеральный прокурор РФ обладает следующими

полномочиями: - руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает

обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений

прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции,

регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры

Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального

обеспечения указанных работников; - устанавливает в пределах выделенной

штатной численности и фонда оплаты труда штаты и структуру Генеральной

прокуратуры Российской Федерации, определяет полномочия структурных

подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных

органов и учреждений прокуратуры; - назначает на должность и освобождает от

должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений

системы прокуратуры Российской Федерации и их заместителей; - несет

ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры

Законом о прокуратуре. 3.3. Прокуратуры субъектов Российской Федерации

Прокуроры субъектов Федерации, возглавляющие соответствующие прокуратуры,

назначаются Генеральным прокурором по согласованию с органами

государственной власти этих субъектов на срок 5 лет. В прокуратурах

субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.