реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Интеллектуальная собственность во Франции

Интеллектуальная собственность во Франции

Министерство образования и науки РФ

Ивановский Государственный Университет

Кафедра гражданского права, процесса и основ

предпринимательской деятельности

Реферат на тему:

Интеллектуальная собственность во Франции

Выполнила: студентка 4 курса, 1гр

юридического ф-та,

дневного

отделения,

бюджетной формы

обучения

СУХОВЕЙ Т.С.

Иваново 2004

Содержание

Развитие интеллектуальной собственности стр.3

Понятие интеллектуальной собственности стр.4

Предмет интеллектуальной собственности стр. 5

Имущественные и неимущественные права стр. 8

Авторский договор во Франции стр.10

Список используемой литературы стр. 13

Развитие интеллектуальной собственность

Право интеллектуальной собственности развилось, опираясь на юридический

механизм права собственности, который позволил развиться и обеспечить

охрану предметов, имеющих чрезвычайное разнообразие .

А. Собственность — как причина охраны созданий

Прежде чем разработать новый юридический механизм, который станет

исключением из правил, требуется предварительно убедиться в его

необходимости. Итак, сначала мы рассмотрим обоснования, которые изначально

были высказаны для того, чтобы убедить в необходимости существования такого

механизма (1), а затем юридический инструмент, который позволил его

осуществление (2).

1. Изначальные обоснования интеллектуальной собственности

Обязанность обоснования механизма интеллектуальной собственности

означает признание законности правовой охраны созданий человеческого

разума, которая не всегда является очевидной, а иногда может оказаться даже

опасной.

Охрана созданий разума подразумевает предоставление их создателям

юридически установленных прерогатив. Тогда создатель, благодаря

интеллектуальной собственности, сможет быть хозяином своего создания, то

есть сможет воспрепятствовать эксплуатации своего создания третьим лицом

без своего согласия. Таким образом создатель, имея возможность предоставить

разрешение на эксплуатацию своего произведения или изобретения или отказать

в нем, естественно, сможет подчинить таковое выплате денежной суммы.

Создатель сможет торговать своим созданием. Что может быть более

естественно. Ведь результат интеллектуальной «работы» так же достоин

внимания, как и плод ручного труда, который без всяких трудностей

становится предметом торговли.

Нужда в обосновании проистекает из факта, что интеллектуальная

собственность создает монополии в правовых системах, которые основываются

на принципе экономической свободы, то есть на принципе свободы занятия

любым типом торговли и свободы предпринимать любой тип коммерческой

деятельности. Во Франции эти свободы были признаны еще во время

возникновения интеллектуальной собственности. Не правда ли парадоксально,

что тот или иной торговец не может свободно производить или осуществлять

продажу в случае, если патент на изобретение был уже зарегистрирован? Может

показаться, что экономическая свобода под угрозой, но что же тогда можно

подумать о свободном доступе к знаниям, к культуре — что является правом

признания во Всеобщей декларации прав человека. Действительно, автор

создания может подчинить доступ к своему произведению жестким условиям, что

ограничит свободу доступа публики к культуре.

В числе стран, где уже в XVIII в. были приняты первые законы или

декреты об авторском праве, можно назвать также Францию, США, Германию,

Данию, Норвегию, Испанию. К началу XIX в. многие государства приняли

национальные законы об авторском праве, которые впоследствии

пересматривались и изменялись под влиянием новых технических средств и

технологических достижений. Остановимся на наиболее важной терминологии..

До принятия международных соглашений правовые отношения в сфере

авторского права между различными государствами регулировались, главным

образом, двусторонними договорами. В 1861 г. Россия, в частности, заключила

соглашение с Францией о взаимной охране авторских прав. Новое соглашение,

подписанное в ноябре 1911 г. (его действие было прервано революцией

1917 г.), было направлено на защиту авторского права в области литературы и

искусства. Это соглашение в значительной степени способствовало переводу

произведений известных русских писателей (Ф. И. Достоевского,

Л. Н. Толстого и др.) во Франции и французских (Оноре де Бальзака, Виктора

Гюго, Эмиля Золя и др.) — в России.

Если авторы или изобретатели не будут получать экономического

вознаграждения за свои усилия (а иначе говоря, если они не смогут жить), то

есть риск уничтожения созидания. И, наконец, надо добавить, что

интеллектуальная собственность обладает нормами, которые позволяют

исправить обратные стороны системы. В патентном праве, например,

изобретатель должен описать свое изобретение для получения права на

патентную охрану (сообщение знаний).

2. Изначальное присоединение к праву собственности

После Французской революции 1789 года право собственности было заложено

как первое средство гарантии индивидуальной свободы. Во Французском

Гражданском Кодексе право собственности является самым абсолютным правом —

его охрана есть венчающая цель всей юридической системы.

Таким образом, присоединение французскими революционерами права

интеллектуальных созданий к праву собственности подчеркивает значение,

признаваемое за такими созданиями. Безусловно, речь идет о несомненном

признании.

ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Правовое регулирование всех аспектов авторского договора, а именно его

понятия, предмета, формы, прав и обязанностей сторон, а также классификаций

авторских договоров, тесным образом связаны с теми авторско-правовыми

теориями (монистической и дуалистической), которые лежат в основе

авторского права во Франции. Более того, указанные теории в значительной

степени определяют принципы правового регулирования авторских договоров.

Правовое регулирование авторского договора в современном гражданском праве

Франции являет собой наиболее яркий пример последовательного проведения в

жизнь дуалистической системы авторского права, хотя, как будет отмечено в

нашей работе, и во Франции предпринимались отдельные попытки рассматривать

юридическую сущность авторского договора, как гражданско-правового договора

о передаче права владения и использования творческого произведения.

Интеллектуальная собственность, будучи юным правом, претерпела

значительную эволюцию. Представление о такой эволюции позволит осознать,

чем сегодня является интеллектуальная собственность, и объяснить ее

основные понятия. Я специально ограничусь представлением основных

принципов, не затрагивая вопросов, тесно касающихся технического развития,

которые будут рассмотрены на последующих семинарах.

Интеллектуальная собственность нематериальна. Предметом ее ведения

является имущество, не имеющее физической реальности: оно неосязаемо и

невидимо. В то же время, она не охватывает всю эту сферу — так, например,

ценные бумаги или биржевые ценности не интересуют интеллектуальную

собственность. Право интеллектуальной собственности занимается

нематериальной сферой, но не всей ее совокупностью.

Довольно сложно дать ее исчерпывающее определение. Прежде чем

столкнуться с настоящими трудностями, определим общие ориентиры.

Безусловно, можно сказать, что интеллектуальная собственность является

правом, которое обращается к продукту человеческого разума (это, однако, не

значит, что юристы — специалисты по интеллектуальной собственности

обязательно самые умные из юристов). Интеллектуальная собственность

является прежде всего правом интеллектуального творчества (созидания):

чтобы быть более точными, мы можем сказать — это право, которое организует

торговлю продуктами мыслительной деятельности (за исключением марок).

Подобная деятельность может проявлять себя то в сфере искусств, то в

области промышленности. Речь идет о двух основных стезях/опорах

интеллектуальной собственности: с одной стороны, это право литературно-

художественного созидания, с другой - право промышленного творчества.

Во Франции выражение «интеллектуальная собственность» относится к обеим

указанным направлениям: право литературно-художественного созидания

(литературно-художественная собственность - авторское право) и право

промышленного творчества (промышленная собственностьПраво интеллектуальной

собственности появилось недавно. Его история ни в чем не похожа на историю

других направлений права: таких как договорное или семейное право, которые

отшлифовывались в течение многих веков. Можно даже сказать, что для своего

существования право интеллектуальной собственности требует особого

экономического, социального и технического контекста

Сегодня, в конце XX века, возникшее сравнительно недавно право

интеллектуальной собственности признано повсеместно: действительно, все

страны располагают системой регулирования правоотношений в области

интеллектуальной собственности. Существуют международные конвенции, которые

стремятся унифицировать систему внутреннего законодательства государств.

Это Конвенция Парижского союза по промышленной собственности от 20 марта

1883 (к которой присоединился СССР, а затем и РФ), Бернская конвенция по

охране литературных и художественных произведений, в которую Российская

Федерация вступила в марте 1995 года, Всемирная конвенция по авторским

правам, называемая также Женевской конвенцией, к которой Российская

Федерация присоединилась в 1973 году.

ПРЕДМЕТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Ст 1 Закона «Об охране авторских прав на литературную и художественную

собственность от 11 марта 1957 г» Автор любого творческого произведения

только в силу факта его создания имеет в отношении этого произведения

исключительное право нематериальной собственности, которое может быть

противопоставлено любому лицу.

Это право имеет атрибуты интеллектуального и личного неимущественного, а

также имущественного характера, определяемые настоящим законом.

творческими произведениями считаются:

, брошюры и другие письменные литературные, художественные и научные

произведения; лекции, выступления, проповеди, защитительные речи в суде и

другие произведения того же рода; драматические и музыкально-драматические

произведения; хореографические произведения и пантомимы, созданные в

письменном виде или в иной форме; музыкальные сочинения с текстом или без

текста; кинематографические произведения и произведения, созданные с

помощью средств, аналогичных кинематографическим; рисунки, живопись,

произведения архитектуры, скульптуры, гравюры, литографии; фотографии

художественного или документального характера и произведения того же рода,

создаваемые с помощью средств, аналогичных фотографии; произведения

прикладных видов искусства; иллюстрации, географические карты; планы,

чертежи и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии,

архитектуре и научным дисциплинам.

Авторы переводов, адаптированных текстов, переделок и аранжировок

творческих произведений имеют право на охрану, обеспечиваемую настоящим

законом, без ущерба для авторского права, принадлежащего создателю

оригинального произведения. Это же относится к составителям антологий или

сборников различных произведений, которые, выбирая и располагая материал,

создают интеллектуальные произведения.

Требование абсолютной (мировой) новизны признается как правовой доктриной,

так и судебной практикой. Неоднозначен лишь подход к определению самого

понятия новизны, его сущности и соотношения с требованием оригинальности,

которое также предъявляется к промышленным образцам на основе теории

единства художественного творчества как к объектам авторского права.

Во французской доктрине нет единого мнения о сущности понятия "новизна".

Так, например, Г. Десбуа признает ее объективный характер как и в области

патентов, где требуется отсутствие аналогичных объектов, и в силу этого

делает вывод, что не все произведения художественного творчества могут

пользоваться охраной на основании закона о промышленной собственности [3,

р. 56, 219]. Другие авторы полагают, что эти <у два понятия (новизна и

оригинальность) на практике очень близки друг к другу [5, р. 178-180].

Наиболее полный и правильный, на наш взгляд, подход к этой проблеме

содержится в работе М. А. Перо-Морель, точку зрения которой разделяет

большинство французских специалистов. По мнению автора, трудность в

определении содержания новизны объясняется спецификой создания промышленных

образцов. Их новизна не может носить объективный характер ввиду того, что

авторы лишь в редких случаях ограничиваются плодами своего воображения; как

правило, они воспринимают и по-своему интерпретируют уже известные элементы

либо из области общественного достояния, либо из окружающей природы.

Поэтому новизна в области промышленных образцов остается по существу

субъективной и в действительности совпадает с оригинальностью, что на

практике подтверждается судебными решениями, в которых эти понятия по сути

дела смешиваются. Как правило, новизна определяется через оригинальность

[3, р. 215-235].

Эстетическая ценность образца, как уже указывалось, может быть минимальной.

Но при полном отсутствии художественных достоинств образец лишается охраны.

Так, Апелляционный суд Парижа вынес постановление об аннулировании заявки

на модель фирмы "Пакформ" ввиду того, что модель не обладала

художественными достоинствами и поэтому не могла охраняться положениями

Закона 1957 г.***

Во Франции допускается охрана рисунков или моделей, при создании которых

были заимствованы как пример для подражания какие-либо природные объекты

(стилизованный цветок, дерево и т.д.) или объекты, находящиеся в

общественном достоянии (статуи, башни и т.д.). Например, в одном из

судебных решений признана оригинальной модель пальмы, автор которой проявил

творческие способности в интерпретации листьев и ствола, чем модель пальмы

и отличается от природной. В этом решении указано: "Заимствование у природы

не лишает автора права на созданное произведение, если только произведение

содержит элемент личной, творческой деятельности, которая является условием

создания художественного произведения".

При простом изменении размеров уже известного образца второй образец не

будет отличаться новизной и оригинальностью. Новый эффект можно получить

лишь при новом сочетании таких размеров.

Охраноспособно также применение известных промышленных образцов по новому

назначению

Как правило, суды признают новизну образцов, состоящих из так называемых

простых элементов (линия, геометрическая фигура), при условии, что

сочетание линий, а для геометрических фигур — и единственная фигура

являются оригинальными.

Б. Разнообразие подлежащих охране ценностей

Разнообразие подлежащих охране ценностей выражается как через предметное

разнообразие (1), так и через разнообразие юридических прерогатив

(исключительных прав), признанных за создателями и изобретателями (2).

1. Предметное разнообразие привело нас к мысли представить список с

классификацией на две категории: предметы художественной сферы и предметы

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.