реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Государственный экологический контроль

Государственный экологический контроль

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава 1. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА. 7

1. Правовая охрана природы и ее составных

Компонентов 8

2. Экологические системы, подлежащие правовой

охране. 10

ГЛАВА 2. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.

17

2.1. Понятие юридической ответственности за экологические

правонарушения 18

2.2. Основания юридической ответственности за экологические

правонарушения 21

ГЛАВА 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОСТУПКИ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ.

25

3.1 Ответственность за экологические проступки 25

3.1.1 Дисциплинарная ответственность 25

3.1.2. Материальная ответственность 27

3.1.3.Административная ответственность 31

3.1.4. Специальная ответственность 34

3.1.5. Гражданско-правовая ответсвенность 37

3.2 Отвественность за экологические преступления 38

ГЛАВА 4. МЕСТО И РОЛЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ

ПРОБЛЕМ. 46

4.1. Природоохранная деятельность органов внутренних дел.

47

4.2. Природоохранная деятельность прокуратуры. 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52

БИБЛИОГРАФИЯ 56

ВВЕДЕНИЕ

Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем

современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного

давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической

ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная

среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются

эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей,

обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки,

жизненное пространство. Что касается Российской Федерации, то она относится

к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной

среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического

характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью

людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную

половине национального дохода страны. Экологическая проблема номер один в

РФ – загрязнение окружающей среды. Последовательно ухудшается здоровье

людей. Средний возраст мужчин за последние годы составил всего 68 лет.

Каждый десятый ребенок рождается умственно или физически неполноценным

вследствие нарушения на генном уровне. По отдельным регионам этот

показатель выше в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна

треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности. По

стандартам ВОЗ при ООН народ РФ находится на грани вырождения. Примерно 15%

территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных

экологических ситуаций. Только 15-20% жителей городов и поселков дышат

воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50%

потребляемой населением питьевой воды не отвечает гигиеническим

требованиям. Список подобных данных довольно обширен. Но и изложенное

свидетельствует, что нам всем – жителям необъятной и богатой ресурсами

России – пора осознать, что время нерегулируемого безлимитного пользования

средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких

ограничений, установлением ответственности. В противном случае человек

расплачивается не только своим здоровьем, но и благополучием будущих

поколений, ибо негативное воздействие на природную среду есть не что иное,

как уничтожение биологической основы существования человека, современная

форма каннибализма

Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 42 законодательно

определила право каждого гражданина на благополучную окружающую среду и

достоверную информацию о ее состоянии.

Закон РСФСР 1991 г. "Об охране окружающей природной среды отводят

регламентации права граждан на здоровую и благополучную окружающую

природную среду раздел II, ст. 11-14, где также особо выделяет право

граждан, экологических и иных общественных объединений, выполняющих

экологические функции, требовать от соответствующих органов предоставления

своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей

природной среды и мерах по ее охране.

Владение этой информацией, свободный доступ к ней является той основой,

которая реально может создавать и уже создает необходимые предпосылки к

реализации каждым гражданином своего конституционного права на жизнь в

условиях благоприятной окружающей среды.

В последние годы государством, его исполнительными властными

структурами предприняты существенные усилия, чтобы граждане Российской

Федерации владели этой информацией. Ее анализ позволяет более точно

определить не только общее состояние окружающей природной среды, но и

сформулировать приоритетные задачи в области ее охраны, в том числе и с

помощью правоохранительных органов.

Более 24 тысяч предприятий на сегодня являются злостными загрязнителями

вод и воздуха. С позиции действующего законодательства, их деятельность

преступна. Но вопреки всем декларациям о приоритете прав личности (в том

числе на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду) перед другими

интересами в иерархии социальных ценностей, по-прежнему экономические

интересы преобладают над экологическими.

В последние годы мы сталкнулись с появлением новых, притом опаснейших

видов противоправного поведения по отношению к окружающей среде. Это

захоронение на территории России сотен тонн радиактивных, токсичных,

опасных медицинских отходов, ввозимых тайком из других государств. Также

поступают и отечественные предприятия, вырабатывающие опасные отходы и под

прикрытием фальсифицированных документов или даже без них сбрасывающие эти

отходы на землях лесов, на городских свалках без принятия каких-либо мер

предосторожности.

Несоблюдение элементарных правил охраны окружающей Среды, приводящих к

загрязнению водоемов, атмосферного воздуха, почвы обьясняют трудностями

экономического положения. Производители не только экономят на природе и

нарастающими темпами потребляют природные ресурсы, но и не используют в

производственных процессах уже имеющиеся очистные сооружения и технологии.

Список подобных данных довольно обширен. Но и изложенное свидельствует,

что нам всем-жителям необьятной и богатой ресурсами России-пора осознать,

что время нерегулируемого безлимитного пользования средой безвозвратно

ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений,

установлением ответственности.В противном случае человек расплачивается не

не только своим здоровьем, но и благополучием будущих поколений, ибо

негативное воздействие на природную среду есть не что иное, как уничтожение

биологической основы существования человека, современная форма

каннибализма.

Учитывая все вышеизложенное можно с уверенностью говорить о том что

тема государственного экологического контроля очень важна в наши дни и ее

рассмотрение в этом контексте будет очень актуально.

Глава 1. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА.

Экология человека (социальная экология) — составная часть экологической

науки (подотрасль), изучает закономерности взаимоот­ношений человеческого

общества и окружающей его природной, а потому и социальной, среды, т.е.

биосферы и антропосистемы, взаимное влияние человека и природы между и

внутри этих сложных экосистем. Появление человека, человеческого общества

означало новое качество в эволюции биосферы планеты. Сейчас необходим

следующий этап, качественно новый, так как среда обитания челове­чества

должна быть преобразована в ноосферу, т.е. биосферу управляемую

человеческим разумом. Этому должно способствовать право, ибо любые (даже

самые отрицательные для природы) последствия жизнедеятельности человека

можно (и должно) регулировать нормами экологического права (правовая

экология).

Экологическое право — это взятые во взаимосвязи:

а) природноресурсовое право — система юридических норм, регулирующих

общественные отношения по рациональному использова­нию природных объектов,

ресурсов, комплексов в целях удовлетворения потребностей народного

хозяйства и различных природопользователей;

б) природоохранительное право — система юридических норм, регулирующих

общественные отношения по сохранению, воспроизводству и улучшению

(оздоровлению) окружающей человека природной среды, включая защиту ее от

вредных последствий хозяйственной деятельности человека.

Значит, предметом экологического права являются сложные (комплексные)

специфические общественные отношения — природноресурсовые и

природоохранительные.

Экологическое право составляет сердцевину социальной экологии, т.к.

закрепляет наиболее важные общественные отношения по использованию и охране

природы. В свою очередь, социальная экология и экологическое право — это

составные части понятия «экология».

1.1. Правовая охрана природы и ее составных компонентов

В период научно-технической революции особенно важна правовая охрана

природы, под которой понимается система юридических мер, направленных на

сохранение окружающей природной среды, рациональное использование природных

богатств; воспроизводство природных ресурсов и оздоровление (улучшение)

окружающей человека при­родной среды. Правовая охрана природы — составная

часть природо­пользования В России, т.е. повседневная деятельность,

направленная на оздоровление окружающей природной среды (различными

средствами и в разных направлениях, а также составная часть

природноресурсового законодательства, не менее значительная, чем само

природопользование.

Правовая охрана природы — не самоцель (как это вытекает из целей движения

«зеленых»), а необходимое средство защиты человека и окружающей его

природной среды от неблагоприятного воздей­ствия различных факторов,

включая собственно хозяйственную дея­тельность человека. Цель правовой

охраны природы — сохранить и возможность воспроизвести существующий

естественный мир пла­неты (флору и фауну); предотвратить наступление

вредных последст­вий антропогенной деятельности человека, стихийных сил

самой при­роды, что означает необходимость сохранения и даже повышения

качественных характеристик окружающей природной среды, в связи с чем

изначально следует определить объекты ее правовой охраны.

Правовое регулирование во взаимозависимой сложной системе «общество-

природа» до сих пор производится по поводу конкретных объектов природы,

сферы жизни человека, всей земной экосферы.

Объект природы — это как вся естественная среда обитания жизнедеятельности

человека, так и ее отдельные компоненты. Объекты природы отличаются от

социальных объектов тем, что они имеют естественное происхождение, т.е.

появились в результате естественного эволюционного развития вне зависимости

от воли и сознания человека, связаны с окружающей природной средой, имеют

социально-экологическую ценность.

Объекты природы не имеют стоимости как меры затраты человеческого труда, но

имеют условно денежную оценку, которая проис­текает на основе учета затрат,

направленных на восстановление поврежденного объекта природы.

Объекты природы отличаются от социальных объектов тем, что являются

экологической ценностью (социально-экологическая ценность), которая

проявляется в обеспечении качества биологического режима жизни человека.

Рациональное использование земной природы в настоящее время в центр

внимания ставит «экологические системы», а не только отдельные ее части.

1.2. Экологические системы, подлежащие правовой охране.

Экологические системы бывают различного вида. Во-первых, это естественные

(нетронутая природа), т.е. область активной биологический жизни, она

включает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, верхнюю часть литосферы

Земли. Здесь все живые организмы естественно взаимосвязаны между собой и

средой их обитания; во-вторых, модифицированные («обработанная природа»),

т.е. измененная человеком природная среда его обитания, носящая системный

характер функционирования; в-третьих, трансформированные человеком

(превращенная природа), т.е. преобразованная среда жизни человека в

процессе его хозяйственной (и иной) деятельности на «лоне природы».

Экологическая политика должна иметь две составляющие: первая — санация

(очистка) и рекультивация загрязненных и экологически неблагополучных

территорий, вторая — охрана природы и неистощительное природопользование в

экологически чистых районах. А для реализации этих планов надо знать

реальное состояние природы нашего, хотя и сократившегося, но все еще

обширного Отечества.

Существует насущная необходимость уменьшения «потребительного давления»

человека, до сих пор ориентированного на максимализацию качества уровня

своей жизни. В условиях индустриального общества — это главный фактор

отрицательного воздействия на земные экосистемы различного уровня.

Разумеется, это воздействие — неизбежное следствие жизнедеятельности

человека, своеобразная плата за цивилизацию. Но этот процесс необходимо

регулировать нормами экологического права.

Государство предусматривает целый ряд мер организационно-правового

обеспечения управления природопользованием и охраны природной среды,

включая систему разнообразных государственных органов как общего управления

(Президент, Государственная Дума, Правительство, самоуправление и

администрация субъектов Федерации), так и специально уполномоченные органы

комплексного управления (Министерство окружающей природной среды и

природных ресурсов, Россанэпидемнадзор, ГКЧС), отраслевые

природоохранительные органы (по видам природных ресурсов), а также органы

функционального надзора (по ядерной и радиационной безопасности, горный и

промышленный надзор и др.). Кроме того, государство через систему

специализированных кадастров производит количественный и качественный учет

(оценка) природных ресурсов и вторсырья, т.е. создает систему достоверных

сведений о реальном состоянии земли (почвы), лесов, вол, полезных

ископаемых. Сюда же входят реестры рыбных запасов, диких животных, водный,

лечебно-оздоровительных ресурсов, Фонд заповедных объектов, Федеральный

регистр потенциально опасных веществ, международная, российская

(региональные), Красная книга — совокупность сведений о состоянии и

распространении редких, исчезающих (находящихся под угрозой исчезновения)

видов флоры и фауны. Основное место в механизме охраны природной среды

занимает нормирование качества окружающей среды и экологический контроль.

Нормирование качества — это установление показателей (нормативов) предельно-

допустимого воздействия (ПДВ) человека на окружающую природную среду, т.е.

стандартизация хозяйственной и иной деятельности человека. Норма ПДВ — это

такая мера воздейст­вия на окружающую природную среду, при которой

стабильно обеспечивается процесс обмена веществ и энергии во всех

экологических подсистемах единой экосистемы Земли.

Показатели нормативов качества — это общие требования ко всем видам

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.