реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Государственное право

Государственное право

Кафдра конституционного права

Реферат по теории государства и права

на тему:

студента V академической группы

(отделение международного торгового права)

1 курса международно-правового факультета

Осипова Павла Игоревича.

Научный руководитель:

Анищенко Е.В.

Москва, 1996 год

Введение ......................................................... 3

Глава I:

Глава II:

Глава III:

Глава IV:

Глава V:

Глава VI:

Заключение ...................................................... 22

Список литературы ............................................... 26

Кардинальное преобразование нашего общества люди чаще всего

связывают с правом, с правовым государством, с правосудием, с правами

человека. Но как возникло право? Как появилось это общественное

явление, этот незаменимый в современном цивилизованном обществе

социальный регулятор? Этот вопрос интересен многим и тем более тем, кто

выбрал юриспруденцию своей профессией - настоящей или будущей.

Сразу следует отметить, что вопрос об образовании права

разделяется на два весьма отличных друг от друга вопроса:

есть вопрос о том, как образовалось в обществе то явление, которое

именуется правом. Вопрос о развитии права есть вопрос о том, каковы

факторы, под влиянием которых происходит преобразование права,

приобретение им таких форм, в которых мы можем видеть право сегодня. В

данной работе хотелось бы рассмотреть оба вопроса.

Вопрос об образовании права сложен, и у юристов нет единого

мнения на этот счет. Существуют и существовали различные взгляды,

концепции по этому вопросу, обусловленные различными обстоятельствами:

конкретным историческим промежутком, историко-правовой обстановкой в

государстве - родине конкретного правового учения, а также

субъективными факторами: личным мнением юриста-теоретика, основателя

учения, его отношением к той или иной социальной группе. Было бы

неправильным не изложить в данной работе учения различных правовых

школ, учения о природе и происхождении права. Сразу отбросив ненаучные

концепции (такие, например, как теория божественного происхождения

права), хотелось бы привести взгляды классических правовых школ: школы

естественного права, исторической школы права (вместе с учением

Рудольфа Иеринга - поначалу представителя этой школы, но затем

обособившегося и внесшего свои поправки в учение школы, ставшими

отдельной концепцией), учение экономического материализма. И уже

опираясь на концепции классических правовых школ, что-то почерпнув из

них, а с чем-то не согласившись, мы рассмотрим вопросы о появлении

права и о его дальнейшем развитии.

При обсуждении проблемы образования права был изучен ряд

литературных источников. Основными являются труды по

которых почерпнут теоретическмй материал, прежде всего взгляды тех или

иных школ права. При этом были взяты книги как

(таких, как С.С.Алексеев, автор "Теории права"), так и

(прежде всего Г.Ф.Шершеневич, "Общая теория права"). Труды по

и права" З.М.Черниловского или "История государства и права зарубежных

стран" под редакцией О.А. Жидкова) помогают рассмотреть вопрос о

происхождении права с историко-правовых позиций, что помогает постичь

суть проблемы, последовательность фактических событий; без изучения

книг по истории права также довольно затруднительно получить общее

представление о юридических памятниках начала его зарождения и развития

(древних сводах правовых норм - Законах Ману, Законах XII таблиц, а

также юридических памятниках средневековья - так называемых варварских

правдах, прежде всего Русской Правды и Салической Правды), без чего

невозможно полноценное написание данной работы.

К сожалению, сильно ограниченный объем данной не позволяет

провести глубокий анализ вопроса, рассмотреть все возможные его

аспекты. Однако, как мы считаем, это не мешает, рассмотрев основные

аспекты темы, раскрыть ее достаточно полно.

Школа естественного права, особенно при том направлении,

которое она приняла в XVIII столетии, стала в оппозицию к исторически

сложившемуся праву. Государственный порядок и положительное право

составляет продукт искусственного творчества прежних времен.

Государство и право выдуманы, изобретены так же, как и религия. И то и

другое - орудие порабощения мысли, совести и свободы человека в

интересах властвующих. С течением времени они покрылись авторитетом

старины и создали в умах людей политические и юридические предрассудки.

Государственный и правовой строй, основанный на исторических

началах, по мнению естественной школы права, перестал удовлетворять

запросам современности. Его нужно сокрушить, чтобы на его месте

воздвигнуть новый строй. Протест против исторического начала в праве

был поднят во имя разума, не примиряющегося с тем, что есть, а

диктующим то, что должно быть. Право должно быть преобразовано на

началах разума. Оно должно быть преобразовано, потому что оно может

быть преобразовано. Если государство и право были произвольно созданы

вопреки требованиям разума, они могут быть создано применительно к

требованиям разума.

В борьбе рационализма против историзма имеется два момента:

философский и политический. Ум, воспитанный на математическом методе и

на механическом мировоззрении, не мог не увлечься мыслью, что

социальные отношения построены так же, как и все, сделанное человеком.

Политический момент выразился в сознании полного несоответствия между

исторически сложившимся правом и требованиями разумности и

нравственности.

Если право было некогда создано произволом людей, если право

может быть произвольно преобразовано на началах разума, то в учении

школы естественного права выдвигается представление о

норм права, которые лишь затемнены предрассудками, развившимися на

почве исторического произвола. Среди многообразия исторического права

возвышается единое, вечное и неизменное право разума. Отсюда второй

вывод, делаемый из рационалистического учения школы естественного

права,- это

которому человечество должно стремиться, не подлежит развитию, а

поддается только раскрытию. Право разума - то, что называют обыкновенно

Правом Природы или Законом Природы и что можно было бы также назвать

Всеобщим Законом, потому что соблюдать его обязан весь род

человеческий, или еще Вечным законом, потому что оно не подлежит

изменениям подобно положительным законам.

Природа и разум едины. Поэтому естественное право не зависит от

особенностей того или иного народа. Отсюда третий вывод в учении

рассматриваемой школы -

едино, вечно и неизменно, а задача законодателя состоит в

приспособлении положительного права к естственному, то не может быть и

не должно быть права французского, английского, немецкого. Право только

одно - человеческое. Если в действительности наблюдается различие в

правах не только между странами, но даже в пределах той же страны, то

это лишь плод исторических предрассудков.

Из представления о произвольности права следует симпатия школы

естественного права к закону, как наилучшей форме права, как к наиболее

приспособленному орудию разума. Обычное право есть плод исторических

предрассудков и средство их поддержания. Просвещенный монарх или

суверенный народ могут дать торжество праву разума только путем

законодательным.

Исторически сложившееся право есть произвольное уклонение от

права природы; основная задача государственной власти - создать право,

соответствующее праву природы. В этом основном положении раскрывается

главный недостаток теории школы естественного права - полное

игнорирование сил, воздействующих на волю человека в его правовом

творчестве и начала закономерности в развитии права. Законодатель, кто

бы он ни был, самодержавный монарх или республиканский парламент,

является продуктом своего времени, его идей, его стремелений, его

потребностей. Законодатель творит право не из абсолютного разума, а из

относительных условий своей деятельности. Чтобы право вошло в жизнь и

не встречало трений, способных противодействовать его применению,

необходимо, чтобы оно соответствовало историческим условиям

существования данного общества. Единство права может быть достигнуто

лишь путем сближения условий существования различных народов.

Время и место возникновения исторической школы определяются

временем победной борьбы германской нации за освобождение ее от

французского господства под главенством Наполеона I. Поводом послужил

вопрос об издании для всей Германии гражданского кодекса в противовес

кодексу Наполеона.

Главные представители исторической школы - это Савиньи и его

ученик Пухта, оказавший немалое влияние на своего учителя.

Замечательно, что оба они по мере отдаления от общественных условий,

вызвавших их учение, стали смягчать резкие черты своего направления.

Выступление исторической школы в начале XIX столетия являлось

протестом против школы естественного права, господствовавшей в XVIII в.

по основаниям отчасти философским, отчасти политическим. Рационализму

противостоял

Космополитизм оказался в противоречии с

Политическое увлечение преобразованиями общественной жизни на новых

началах, диктуемых разумом, столкнулось с историческими силами,

задержавшими осуществление идей равенства, свободы и братства.

Разочарование неуспехом и реакция против крайностей революционного

периода толкали мысль от бессильного будущего к могучему прошлому.

Сменилась основная проблема философии права. На место вопроса,

как преобразовать право, стал вопрос, как образуется право. Если прежде

обнаруживалась наклонность раздвоить право на положительное, обязанное

своим происхождением предрассудкам и произволу, и естественное,

раскрываемое из разума или природы, то теперь проявляется стремление

свести право к единству.

общий источник происхождения и все право подлежит одним и тем же

условиям развития.

Учение исторической школы есть утверждение развития права против

произвольности исторического права и неизменности естественного права.

Произвола в установлении права нет и быть не может. Законодатель не

изобретает право, а записывает подсказанное ему право, в лучшем случае

выбирает из предложенного его вниманию. Развитие права, сменяемость его

форм в исторической действительности не допускает идеи неизменного

естественного права.

Отрицая человеческий произвол в образовании права,

представители исторической школы отвергали и внешние факторы, под

влиянием которых могло бы складываться развитие права. Право образуется

только посредством внутренних, незаметно, тайно действующих сил. Право

есть

выступлении его на историческую сцену и который живет и проявляется во

всех членах народа (нации). Таким путем создается народное

правосознание - неисчерпаемый и единственный источник права. Поэтому у

каждого народа право имеет свои характерные черты, отличающие данный

народ от других, как отличают его язык, нравы, учреждения.

Если право составляет продукт народного духа, то образование

права есть не что иное, как

правосознание, которое выливается в нормы права. Воля человеческая не

играет роли в развитии права, которое происходит чисто объективно, по

началу необходимости. Народный дух двигает развитие права помимо

сознательного участия людей. Право складывается не так, как оно должно

бы быть по субъективному представлению отдельных личностей, а так, как

оно должно быть по закону объективной необходимости. Образование права

идет не в направлении желательности, а в направлении неизбежности.

Идея саморазвития права из народного духа внутренними силами

роста приводит логически к признанию национального характера права. У

каждого народа свой дух, искони в него заложенный. Следовательно,

правосознание одного народа отличается от правосознания всякого другого

народа. Поэтому нормы права, возросшие на почве одного правосознания,

непригодны для другого народа, как противоречащие его правосознанию.

Чтобы дать народу соответствующее ему право, надо понять его дух, а

народный дух тем яснее, чем глубже в историю заглядывает глаз

исследователя. Отсюда близость исторической школы к романтизму,

устремившему свой взор в далекое прошлое.

Нормы права могут вылиться из народного правосознания двояким

образом: непосредственно в форме обычаев и посредственно через

законодателя. Конечно, законы тоже отражают народное правосознание, как

и обычное право, но то обстоятельство, что законные нормы проходят

через отделку законодателя, подрывает в глазах исторической школы

ценность этой формы права по сравнению с обычным правом. Обычное право,

особенно после исследования Пухты, стало любимым детищем исторической

школы.

Отрицая творческое воздействие личности на образование права,

отстаивая идею саморазвития путем внутреннего процесса, историческая

школа должна была принять консервативное направление. Учение

исторической школы противоречит исторической действительности:

утверждая, что право развивается внутренними силами, мирным путем,

историческая школа обошла два исторических явления в процессе

образования права: внешнее влияние и внутреннюю борьбу. Народный дух,

этот неиссякаемый источник правообразования, не имеет в себе ничего

исторически реального.

Учение исторической школы, так тесно совпавшее с настроением

момента своего появления, с течением времени встречало все более

решительную критику. Самым решительным критиком исторической школы

следует признать немецкого юриста Рудольфа Иеринга несмотря на то, что

он был воспитан в духе школы и достаточно проникся историческим

миросозерцанием.

Органическому представлению Иеринг противополагает

целесообразность правообразования, мировому процессу - борьбу. Пока

право подвергнуто опасности со стороны проивников права, до тех пор ему

не избавиться от борьбы. Жизнь права есть борьба, борьба народов,

государственной власти, сословий, индивидов.

Верность Иеринга воззрениям исторической школы обнаруживается в

признании единства права и изменчивости права. Для Иеринга нет

раздвоения права на положительное и естественное - право существует

только в виде положительного. Для Иеринга нет вечного, неизменного и

всеобщего права: все право - исторически сменяемое явление. С этой

стороны Иеринг стоит с исторической школы против школы естественного

права.

Но в понимании исторического процесса правообразования Иеринг

далеко расходится с исторической школой: по Иерингу право, раз

возникнув, требует себе вечного существования,

Второе отличие от исторической школы заключается в том, что

право развивается не из самого себя, а

факторами являются интересы, двигающие человеком и заставляющие его

ставить цели, осуществимые при помощи права.

Третье отличие состоит в том, что образование права под

влиянием этих фактором совершается не мирным, а

только существующее право достаточно крепко укоренилось, новому праву

приходится пролагать себе путь при помощи борьбы, и эта борьба тянется

нередко целое столетие. Все великие приобретения в истории права:

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.