реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Двухпалатная структура Федерального Собрания

Двухпалатная структура Федерального Собрания

Содержание

Введение 3

1. Порядок формирования палат Федерального Собрания. 5

2. Отличия от двухпалатной структуры Верховного Совета РФ. 11

3. Внутренняя организация палат и основные принципы их работы. 13

3.1 Внутренняя организация Совета Федерации Федерального Собрания

Российской Федерации 13

3.2 Внутренняя организация Государственной Думы Федерального Собрания

Российской Федерации 14

3.3 Основные принципы работы парламента России. 16

4. Предметы ведения палат Федерального Собрания Российской Федерации 17

4.1 Предметы ведения Совета Федерации Федерального Собрания Российской

Федерации 17

4.2 Предметы ведения Государственной Думы Федерального Собрания

Российской Федерации 18

4.3 Совместные заседания палат Федерального Собрания Российской

Федерации 21

5. Взаимодействие палат в законотворческом процессе 23

Заключение 29

Литература 30

Введение

Целью данной работы является рассмотрение порядка формирования,

организации, предметов ведения и взаимодействия палат Федерального Собрания

Российской Федерации.

Согласно статье 94 Конституции РФ, Федеральное Собрание является

Парламентом Российской Федерации. Парламент как государственно-правовой

институт имеет многовековую историю, однако в отличие от многих европейских

стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое

представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого

термина) было создано лишь в 1906 году. Нижней палатой первого российского

парламента стала Государственная Дума, верхней - Государственный Совет.

Государственная Дума и Государственный Совет имели равные законодательные

права. На рассмотрение императора представлялись только законопроекты,

одобренные обеими палатами парламента. После Февральской революции ни

Государственная Дума, ни Государственный Совет не возобновляли свою работу.

Февраль 1917 года стал завершением краткой истории развития российских

парламентских традиций в начале XX века. В ходе Февральской и Октябрьской

революций 1917 года сложилась новая система представительной власти. Ею

стали Советы, провозглашенные полновластными и единовластными органами

народного представительства. Политическая доктрина того периода допускала

разделение функций органов управления, но полностью отрицала какое бы то ни

было разделение властей. На деле же Советы занимали подчиненное положение,

уступив приоритет органам партийно-политического руководства обществом и

государством. Так, за период 1930-1988 гг. Верховный Совет СССР принял на

сессиях лишь один процент всех действовавших законов; в основном он

утверждал (списком и единогласно) решения, введенные в действие указами

Президиума Верховного Совета.[1]

Политическая эволюция советской формы народного представительства

предопределила переход к парламентской форме, основанной на принципе

разделения властей. В ходе конституционной реформы 1988-1990 гг. была

учреждена «двухэтажная» парламентская система, включавшая Съезд народных

депутатов и формируемый им двухпалатный Верховный Совет. Стать подлинным

парламентом страны эти органы власти так и не смогли, во-первых, в силу

возлагавшихся на них действовавших тогда Конституцией полномочий,

противоречивших принципу разделения властей, а во-вторых, в силу фактически

существовавшего вертикального подчинения представительных органов страны,

совершенно не свойственного парламентским представительным органам.

После осуществления конституционной реформы в конце 1993 г. органы

советской власти прекратили свою работу как на общегосударственном уровне

(съезд, Верховный Совет), так и в большинстве субъектов Федерации. Принятая

12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации закрепила статус

двухпалатного парламента России. Статьей 94 Конституции Федеральное

Собрание характеризуется как представительный и законодательный орган

Российской Федерации. Будучи представительным органом, Федеральное Собрание

реализует политическую волю народа, а в качестве законодательного органа

власти, Федеральное Собрание обладает полной и ничем не ограниченной в

рамках полномочий РФ и ее Конституции компетенцией в сфере

законодательства. Кроме того, Федеральное Собрание исполняет некоторые

контрольные функции за исполнительной властью. В связи с тем, что согласно

Конституции РФ, функция и компетенции обеих составных частей Федерального

Собрания различны, обеспечивается так называемая система «сдержек и

противовесов» в деятельности данного органа.

В действующей Конституции, принятой в 1993 г. формированию, структуре и

функциям Федерального Собрания посвящена 5 глава. Само расположение ее в

Конституции Российской Федерации – сразу вслед за главой «Президент

Российской Федерации» и перед главой «Правительство Российской Федерации» -

указывает на значение представительной и законодательной власти, ее место в

системе разделения властей.

1. Порядок формирования палат Федерального Собрания.

Согласно статье 95 Конституции Российской Федерации, Федеральное

Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Роль палаты Федерального Собрания, выражающей интересы субъектов Российской

Федерации, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата Федерального

Собрания - Государственная Дума - призвана представлять интересы населения

Российской Федерации в целом.

Статус Федерального Собрания как представительного органа означает, что

оно выступает официальным представителем всего многонационального народа

РФ, формирует и выражает его волю. С наибольшей наглядностью это качество

проявляется в утверждении государственного бюджета, ратификации и

денонсации международных договоров, назначении и освобождении от должности

федеральных должностных лиц, решении вопросов войны и мира. Качество

легитимного представительного органа обеспечивается периодическим

переизбранием членов обеих палат Федерального Собрания на свободных

демократических выборах.

Другая конституционная функция Федерального Собрания – законодательная.

Она включает принятие федеральных законов, их изменение и дополнение, а

также парламентский контроль за реализацией законов.

Совет Федерации

В Главе 5 Конституции РФ заложены общие принципы формирования состава

палат Федерального Собрания: согласно статье 95, ч. 2, в Совет Федерации

входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по

одному от представительного и исполнительного органов государственной

власти, в п. 3 той же статьи указывается количественный состав

Государственной Думы РФ – 450 депутатов. Более широкий количественный

состав Государственной Думы позволяет ей образовывать значительное число

депутатских комитетов и комиссий, охватывающих основные направления

внутренней и внешней политики. Часть вторая ст. 96 Конституции ссылается на

федеральные законы, где процесс формирования рассматривается детально.

Согласно Федеральному Закону «О порядке формирования Совета Федерации

Федерального Собрания Российской Федерации», Членом Совета Федерации может

быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет,

обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом

избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Член Совета Федерации - представитель от законодательного органа

государственной власти субъекта Российской Федерации избирается

законодательным органом государственной власти субъекта Российской

Федерации на срок полномочий этого органа (в двухпалатных органах – на срок

полномочий палаты), а при формировании законодательного органа субъекта

Российской Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно

избранных депутатов этого органа.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа

государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим

должностным лицом субъекта Российской Федерации на срок его полномочий[2].

Конституция не устанавливает фиксированного количества членов Совета

Федерации, но указывает, что каждый субъект РФ представлен в Совете

Федерации двумя членами. Любые изменения в численности субъектов РФ

(увеличение или уменьшение) влекут за собой изменения в количественном

составе Совета Федерации. В настоящее время Конституция (ст.65) содержит

список из 89 субъектов РФ. Следовательно, Совет Федерации должен

насчитывать 178 членов.

За короткую историю российского парламентаризма процедура формирования

Совета Федерации претерпела несколько кардинальных изменений. Первый его

состав был сформирован на основании Указа Президента Российской Федерации №

1626 от 11 октября 1993 г. «О выборах в Совет Федерации Федерального

Собрания» путем выборов двух депутатов от каждого субъекта Российской

Федерации по мажоритарной системе по двухмандатным избирательным округам,

образуемым в рамках административных границ соответствующих субъектов

Российской Федерации.

По истечении двухгодичного срока первого созыва Совета Федерации,

установленного Переходными положениями Конституции РФ, вновь встал вопрос о

принципе его формирования. Вокруг этой проблемы развернулась острая

политическая борьба. В результате буквально в последние дни истекающих

полномочий Государственной Думы был принят Федеральный закон от 5 декабря

1995 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания

Российской Федерации», в котором предусматривалось, что членами Совета

Федерации являются по должности руководитель законодательного и

исполнительного органа государственной власти субъекта Российской

Федерации.

Практика лет реализации данного федерального закона выявила как

положительные стороны, так и недостатки «должностного» принципа

формирования Совета Федерации. С одной стороны, в состав Совета Федерации

вошли политики и государственные деятели, глубоко знающие жизнь регионов

Российской Федерации и несущие непосредственную ответственность за решение

экономических и социальных проблем. Получив высокий федеральный статус,

руководители регионов приобрели возможность непосредственно влиять на

деятельность Правительства Российской Федерации, федеральных министерств и

ведомств. Поддерживая или отклоняя законы, принимаемые Государственной

Думой, члены Совета Федерации во многих случаях исходили из реальных

проблем, на которые может натолкнуться реализация того или иного

федерального закона. С другой стороны, «должностной» принцип формирования

Совета Федерации в целом не способствовал законодательному

профессионализму: членам Совета Федерации, отрывающимся на 2-3 дня от

основной работы в регионах, порой просто некогда вникнуть в сложную

«законодательную материю», а высокий федеральный статус нередко

использовался ими для давления на федеральные органы власти с целью защиты

не всегда законных «местных интересов». По словам Е.С. Строева, в то время

занимавшего должность Председателя Совета Федерации, принятие в 1995 году

нового порядка формирования Совета Федерации «.. явно грешило против

некоторых общепризнанных принципов демократии: членами представительного

органа становились по должности люди, не избранные на свои посты

гражданами, а назначенные решением высшего должностного лица страны».

Однако Строев также отмечал, что «..но за прошедшие годы ситуация коренным

образом изменилась: все руководители регионов как минимум один раз прошли

через всенародные состязательные выборы. В результате состав Совета

Федерации сменился более чем наполовину, и каждый его член получил свой

мандат парламентария вместе с мандатом губернатора или регионального

законодателя из рук народа».[3]

В рамках программы по углублению конституционной реформы Президент РФ

В.В. Путин внес новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета

Федерации», который был принят Государственной Думой 19 июля 2000 г.,

одобрен Советом Федерации 26 июля 2000 г. и подписан Президентом РФ 5

августа 2000 г.

Еще раз хотелось бы отметить, что данный принцип формирования Совета

Федерации оценивается в научной литературе и на страницах печати крайне

неоднозначно. С одной стороны отмечается, что сделан важный шаг к

формированию постоянно действующей, профессиональной «верхней» палаты

российского парламента, что чрезвычайно важно с точки зрения становления и

дальнейшего развития российского парламентаризма. С другой – справедливо

говорится, что предложенный принцип формирования Совета Федерации неизбежно

повлечен снижение политического веса и влияния Совета Федерации на

общественную и государственную жизнь (особенно если учесть, что параллельно

создан совещательный орган глав регионов при Президенте РФ –

Государственный Совет).

Видимо, действующий принцип формирования Совета Федерации носит

временный, промежуточный характер. Учитывая опыт других стран, имеющих

федеративное устройств, можно с известной долей уверенности предположить,

что в Российской Федерации «..наиболее естественным был бы переход к

формированию Совета Федерации путем прямых выборов ее членов от каждого

субъекта Федерации всем населением региона»[4].

Государственная Дума

Ст. 96 Конституции РФ устанавливает срок полномочий депутатов

Государственной Думы в 4 года, что соответствует мировой практике, согласно

которой общенациональные парламенты избираются, как правило, на 4-5 летний

срок. Такой период работы позволяет парламенту реализовать долгосрочные

законодательные проекты, а обществу и самим депутатам – увидеть

практические результаты своей деятельности. Вместе с тем данный срок

обеспечивает регулярную обновляемость парламента, периодический «отчет»

депутатов перед избирателями, без чего демократически организованная

представительная власть также невозможна.

Согласно Федеральному Закону «О выборах депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации», Депутаты Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации избираются гражданами Российской

Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при

тайном голосовании. 225 депутатов Государственной Думы избираются по

одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым

на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный

избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в

субъектах Российской Федерации, в которых число избирателей меньше единой

нормы представительства. Единая норма представительства избирателей на

одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего

числа избирателей, проживающих на территории Российской Федерации и

зарегистрированных в Российской Федерации в соответствии с Федеральным

законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в

референдуме граждан Российской Федерации", на общее число (225)

одномандатных избирательных округов. 225 депутатов Государственной Думы

избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу

голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые

избирательными объединениями, избирательными блоками. Причем к

распределению мандатов допускаются только списки кандидатов, за которые

было отдано не менее 5% голосов избирателей, участвовавших в выборах.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.