реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Арбитражный суд как гарантия реализации экономических интересов субъектов в Российской Федерации

Арбитражный суд как гарантия реализации экономических интересов субъектов в Российской Федерации

ПЛАН

Введение 3

1. Система экономических интересов субъектов в Конституции РФ 6

2. Конституционные гарантии защиты экономических интересов в арбитражных

судах РФ 28

3. Процедурные вопросы защиты интересов в арбитражных судах РФ 37

Заключение 66

Список используемой литературы 70

Введение

В последнее время снова оживились дискуссии относительно судов и

правосудия. В основном вопросы, как и раньше, касаются судьбы судебной

реформы, состояния, в котором она находится: продолжается ли она, или уже

закончилась, или вообще не сдвинулась с места. Спорят о том, надо ли

готовить новую концепцию судебной реформы и все начинать заново, перестроив

при этом уже сложившуюся судебную систему, или надо работать на той основе,

которая создана в последние годы.

Очевидно, что судебная защита приобретает для граждан нашей страны

первостепенное значение. Об этом свидетельствует ежегодный значительный

рост числа обращений граждан и юридических лиц в суды, причем эта тенденция

из года в год сохраняется, количество заявлений увеличивается непрерывно.

Суды рассматривают огромное количество дел, они перегружены свыше всякой

меры. Цифры, которые касаются судов общей юрисдикции, потрясают. За год ими

разбирается около 5 млн. гражданских дел, 2 млн. административных и более 1

млн. уголовных дел. Арбитражные суды также работают с колоссальной

нагрузкой, принимая и рассматривая в среднем 600000 заявлений в год, а в

прошлом, 2002 году обращений было еще больше[1].

Такое положение, на мой взгляд, говорит о том, что деятельность судов

для общества и граждан чрезвычайно важна. Именно в судах люди надеются

найти защиту своих прав и интересов. Но если бы правосудие в полной мере

удовлетворяло потребности общества и граждан, такого активного обсуждения

проблем, связанных с судебной реформой, не было бы.

Система арбитражных судов была создана в 1992 г., тогда же появился

первый Арбитражный процессуальный кодекс. Он требовал совершенствования, и

уже в 1995 г. был принят новый АПК РФ. Сейчас действует уже третий

Арбитражный процессуальный кодекс 2002 года.

Частые изменения процедурных правил, безусловно, усложняют работу. Но

они необходимы и объясняются прежде всего особенностями переходного периода

в экономике нашего государства, потребностями судебной практики.

Присоединение к Европейскому сообществу и ратификация Конвенции о правах и

свободах человека также требуют от России приведения национального

процессуального законодательства в соответствие со стандартами Европы.

Целью данной работы является анализ работы арбитражного суда как гаранта

реализации интересов субъектов экономической деятельности.

Основной задачей арбитражного суда является защита прав и законных

интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной

экономической деятельности. Организации и граждане-предприниматели являются

теми основными субъектами арбитражного процесса по конкретному делу,

которых в первую очередь, непосредственно затрагивает действие арбитражного

решения.

В данной работе передо мной ставятся следующие задачи:

- исследовать систему экономических интересов субъектов в Конституции

РФ;

- выявить основные конституционные гарантии защиты экономических

интересов в арбитражном суде;

- дать анализ процедурным вопросам защиты интересов в арбитражных судах

РФ.

В результате поставленных целей и задач, моя работа приобрела следующую

структуру. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе я рассматриваю систему экономических интересов субъектов

в Конституции. За основу берутся несколько статей, в частности, 2, 8, 19,

21, 30, 34, 35, 36, 46, 53.

Во второй главе даются общие понятия об арбитражном суде, а так же

показаны способы защиты в арбитражных судах. Здесь даю краткий анализ

системы арбитражных судов, раскрывается вопрос о подсудности дел звеньям

системы арбитражных судов.

В третьей главе показаны различные уровни арбитражных судов: 1

инстанция, апелляционная, кассационная и надзорная. Дается характеристика и

показаны особенности каждой инстанции, а также приведены примеры из

практики Арбитражных судов каждой инстанции.

1. Система экономических интересов субъектов в Конституции РФ

Конституционным провозглашением прав и свобод человека как высшей

ценности Российская Федерация признала требования демократического

международного сообщества, таких общепризнанных актов международного права,

как Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный

пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт

о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. Статья 2

Конституции формулирует одну из фундаментальных основ конституционного

строя Российской Федерации. В Конституции понятие "высшая ценность"

отнесено к человеку, его правам и свободам. Характерно, что так не

определяется никакая другая основа конституционного строя.

Указанные международные акты и ст. 2 Конституции исходят из понимания,

что права и свободы человека возникают и существуют не по соизволению

государства. Основой прав и свобод является человеческое достоинство.

Согласно преамбуле Всеобщей декларации прав человека и Пактам о правах

признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, их равных

и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего

мира.

В ст. 2 указанный правовой принцип формулируется в наиболее общем виде.

Конкретные права и свободы человека и гражданина перечислены в других

статьях в гл. 2 Конституции.

Ст. 2 впервые устанавливает обязанность государства признавать,

соблюдать и защищать права и свободы человека. Это означает, что источник и

основа этих прав находятся вне государства. Права и свободы человека и

гражданина неприкосновенны и нерушимы. Вместе с тем государство не только

воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод: обязанность

соблюдать их предусматривает активную деятельность государства по созданию

условий для их реализации.

Провозглашение защиты прав и свобод человека и гражданина означает

также обязанность государства создать специальные учреждения по их охране.

Это суды, в т.ч. и арбитражные, органы охраны общественного правопорядка,

прокуратуры.

Конституция 1993 г. не содержит специального раздела об экономической

основе государства и общества, не устанавливает какую-либо форму

собственности в качестве основной или ведущей, равно как не предусматривает

и ограничений для других, в частности для личной собственности граждан, что

провозглашалось предшествующими конституциями и основанным на них

законодательством. Конституция обязывает государство обеспечивать свободу

экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь

монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, и

провозглашает равенство всех форм собственности и равную их защиту[2].

Экономической основой общества становится рыночная экономика, для

нормального и эффективного функционирования которой необходимо обеспечить,

во-первых, свободу экономической деятельности и, во-вторых, свободное

перемещение товаров, услуг, финансовых и иных ресурсов, т. е. единство

экономического пространства на всей территории страны. Статья 8 Конституции

устанавливает юридическую гарантию действия этих принципов, а также

третьего основополагающего принципа рыночной экономики - свободы

конкуренции.

Юридические гарантии обеспечения единства экономического пространства

были установлены Указом Президента РСФСР о едином экономическом

пространстве РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 269, согласно которому должны

признаваться недействительными акты органов власти и управления и решения

должностных лиц, ограничивающие движение товаров, работ и услуг на

внутреннем рынке страны.

Если сравнить роль государства в создаваемой рыночной экономике и в

централизованной административно-командной системе, то нельзя не заметить,

что эта роль кардинально меняется и в новых условиях сводится в основном к

осуществлению двух функций: 1) установлению того, что принято называть

правилами экономической игры, т. е. изданию законов, определяющих правила

поведения субъектов экономической, хозяйственной деятельности,

распространяющиеся на всех участников соответствующих отношений, и 2)

защите всех возникающих в соответствии с этими правилами отношений и их

участников от любых противоправных нарушений с чьей бы то ни было

стороны[3].

В условиях, когда отмирает централизованное государственное

планирование деятельности отдельных предприятий и установление их

хозяйственных связей, а издание индивидуальных актов власти, адресованных

конкретным участникам хозяйственной деятельности, заменяется установлением

общих правил поведения, т. е. норм права, многократно возрастает роль

законодательного органа - Федерального Собрания, которое должно

незамедлительно принять ряд основополагающих законов, определяющих и

регулирующих хозяйственную жизнь гражданского общества, т. е. частные

отношения лиц, или отношения частного права.

Нужны твердые, стабильные, общеобязательные правила экономического

оборота. Прежде всего речь идет о Гражданском кодексе, который должен с

достаточной обстоятельностью определить правовое положение участников

имущественных отношений - граждан и юридических лиц (организаций), правила

совершения сделок, режим права собственности и иных вещных прав, общие

правила о договорах и обязательствах, урегулировать отдельные наиболее

важные и типичные их виды и решить целый ряд других существенных вопросов.

Нужен ряд производных от Гражданского кодекса и подчиненных ему специальных

законов, и в первую очередь - детально разработанный закон о коммерческих

(хозяйственных, торговых) обществах и товариществах различных видов.

Необходимо создать тщательно продуманное и развитое налоговое

законодательство, потому что налоги становятся одним из основных средств

государственного поощрения одних и сдерживания других видов хозяйственной

(экономической) деятельности.

Непосредственная хозяйственная деятельность - производство и реализация

товаров, сбыт и снабжение, оказание иных услуг - не дело государства.

Органы власти заниматься хозяйственной деятельностью не должны. Властная

государственная деятельность и коммерческая работа по оказанию услуг и

извлечению прибыли не могут совмещаться в одном лице, не должны

осуществляться одной организацией. Даже при добросовестном отношении к делу

и отсутствии заведомых злоупотреблений такое совмещение двух различных

видов деятельности деформирует каждую из них, о чем свидетельствует опыт

распространенного в прежней административно-командной системе так

называемого управления на хозрасчете (учреждения Госснаба и им подобные).

Такое совмещение если не прямо поощряет, то во всяком случае создает

благоприятные условия для злоупотреблений властью.

Отсюда следуют два вывода: 1) государственные органы и органы местного

самоуправления не должны получать доход или извлекать для себя иную выгоду

из осуществления властных полномочий и 2) они также не должны осуществлять

наряду с властными полномочиями какую-либо деятельность, направленную на

извлечение дохода или иной выгоды. Эти правила следовало бы прямо закрепить

в законодательстве[4].

Что и сделано в отношении государственных служащих. Федеральный закон

от 31 июля 1995 года «Об основах государственной службы Российской

Федерации», запрещает государственному служащему заниматься другой

оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической научной и иной творческой

деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через

доверенных лиц. Но этого явно недостаточно. Указанные выше два запрета

должны быть установлены непосредственно для самих организаций,

осуществляющих властные функции.

Гарантированное статьей 8 Конституции РФ юридическое равенство форм

собственности, равное их признание и защита означают одинаковое признание и

одинаковую защиту всеми допускаемыми средствами и способами любых не

противоречащих законодательству форм хозяйствования и признаваемых законом

имущественных прав, а также недопустимость установления законодательством

каких-либо привилегий или ограничений для тех или иных форм или субъектов

хозяйственной деятельности. В отличие от действовавших преимуществ

советских времен в защите права социалистической, в особенности

государственной собственности, согласно ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, права

собственности всех субъектов (носителей) этого права защищаются абсолютно

одинаково, на основании одних и тех же норм материального права.

Статья 19 Конституции РФ посвящена принципу равноправия и раскрывает

его конкретные значения. Часть 1 статьи определяет равноправие как

равенство всех перед законом и судом. Именно в законе конкретизируются

конституционные права и свободы человека и гражданина. Поэтому столь важно

утверждение равенства перед законом как общей для всех нормой, определяющей

свободу личности.

Также чрезвычайно существенно равенство перед судом, поскольку суд

является наиболее эффективным средством защиты и восстановления прав и

свобод в случае спора или факта их нарушения. Положение ч. 1 о равенстве

всех перед законом и судом означает, что этот принцип распространяется на

граждан Российской Федерации, граждан других государств, лиц без

гражданства.

Часть 2 вышеуказанной статьи определяет равноправие как равенство

человека и гражданина в обладании правами и свободами. Здесь сформулирована

обязанность государства гарантировать это равенство независимо и от

природных данных, и от общественных черт личности. Среди природных

признаков человека указаны пол, раса, национальность. Признаки человека как

общественного существа включают языковую принадлежность, происхождение,

имущественное и должностное положение, место жительства, религиозное

исповедание, убеждения, участие в общественных объединениях. Смысл данной

части состоит также и в том, что в ней утверждается правовая защита

человеческого достоинства от дискриминации в соответствии со статьей 2

Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года и статьей 2

Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966

года. Перечисление признаков, по поводу которых запрещается дискриминация,

не является исчерпывающим. В части 2 статьи 19 Конституции РФ указывается

возможность учета "и других обстоятельств", которые могут возникнуть в

реальной жизни. Конституционный принцип защищается и статьей 136 Уголовного

Кодекса, согласно которой нарушение равенства прав и свобод человека и

гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка,

происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,

отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям,

причинившее вред правам и законным интересам граждан, - наказывается

штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда

или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от

двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

В тексте Конституции нашей страны понятия "равенство" и "равноправие"

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.