реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Антимонопольное законодательство Российской Федерации

Антимонопольное законодательство Российской Федерации

Оглавление

Введение 3

Особенности российского монополизма 4

Антимонопольная политика РФ 5

Методы антимонопольной политики 7

а) Ограничительные меры 7

б) Контроль за усилением экономической концентрации. 10

в) Запрет на недобросовестную конкуренцию. 12

Реестр как инструмент антимонопольного контроля. 14

Типы товарных рынков и естественная монополия 15

Интеграционные процессы в свете антимонопольного законодательства 16

Библиографический список

.....................................................................19

Введение

Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию

экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Созданию

полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий,

несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

Антимонопольное законодательство - комплекс правовых актов в странах с

рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды,

противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

Монополии существуют во всем мире. Своеобразной монополией в бывшем

СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном

планировании, государственном ценообразовании, централизованном

распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая

конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал

монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были

независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их

деятельности устанавливали Госплан, Госснаб и Госкомцен.

Советской экономике была свойственна непропорционально высокая доля

крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая доля мелких и средних

по сравнению с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное

предприятие приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии - 186, в

Западной Европе - 86. Наиболее высокой была концентрация производства в

металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях. Нередко ту

или иную продукцию выпускало одно-два предприятия, которые диктовали свои

условия потребителю. Плохое качество товара, завышенные цены или устаревший

ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного

дефицита и отсутствия выбора поставщиков. Но социалистические монополии

существенно отличались от капиталистических аналогов. Капиталистические

монополии возникли "снизу" в результате конкурентной борьбы, а

социалистические насаждались "сверху" и действовали в тепличных условиях. В

монополисты при капитализме прорывается предприятие-лидер, который

использует передовые технологии, имеет значительный научно-технический и

производственный потенциал. При социализме монополии зачастую появлялись

при отсталой технологической базе. Капиталистические монополии, участвуя в

международном разделении труда, вынуждены для повышение

конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые

образцы, что положительно сказывается и на внутреннем рынке,

социалистические ограничивались в лучшем случае региональными рамками

(например, СЭВ).

Особенности российского монополизма

Монополистическая деятельность в РФ – это противоречащие

антимонопольному законодательству действия или бездействие хозяйствующих

субъектов, федеральных органов исполнительной власти, органов

исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления,

направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях

законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах

монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и

государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить

ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции

разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных

отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать

монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения

правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную

среду, проявляя политическую волю.

Предприятие признается монополистом, если занимает господствующее

(доминирующее) положение на рынке товара, не имеющего заменителей, или на

рынке взаимозаменяемых товаров. Такое положение позволяет ему затруднять

доступ на рынок другим производителям, диктовать свои условия им и

потребителям.

Доминирующим считается положение предприятия, если его доля на рынке

определенного товара не менее 65%. Из этого правила есть исключения:

. первое - положение предприятия не будет признано доминирующим, если оно

сумеет доказать, что, несмотря на превышение 65-процентного лимита, его

положение на рынке не является доминирующим;

. второе - положение предприятия считается доминирующим даже тогда, когда

его доля на рынке определенного товара меньше 65%, если это доминирование

выявил антимонопольный орган, исходя из стабильности доли данного

предприятия на рынке, из относительного размера долей его контрагентов, а

также из ограниченности доступа на этот рынок новых конкурентов.

Если же доля предприятия на рынке определенного товара не превышает

35%, его положение не может быть признано доминирующим, а оно само

монополистом.

Антимонопольная политика РФ

Антимонопольное законодательство включает в себя законы

. "О конкуренции иограничении монополистической деятельности на товарных

рынках" от 22 марта1991 г.,

. "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской

Федерации" от 3 июля 1991 г.,

. "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13

декабря 1994 г.,

. "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г.,

. "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г.,

. "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г.,

. "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г.,

. "О рекламе" от 18 июля 1996 г.,

. "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при

осуществлении внешней торговли" от 14 апреля 1998 г. и др., а также

нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства.

Сегодня, спустя восемь лет после начала рыночных реформ,

антимонопольное законодательство необходимо совершенствовать,

преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Предстоит

так обновить правовую базу, чтобы она позволяла надежнее пресекать

злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих

субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам,

включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной

власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и

качество товаров и услуг. Нужен закон "О защите конкуренции в сфере

финансовых услуг".

Для реализации антимонопольной политики, поддержки рыночных структур и

предпринимательства, государственного регулирования тарифов в сфере

естественных монополий, пресечения монополизма на товарных рынках, создания

условий для здоровой конкуренции был создан Государственный комитет по

антимонопольной политике, имеющий территориальные управления. Позднее его

преобразовали в Государственный антимонопольный комитет (ГАК).

Следует признать, что ему не удалось достичь ощутимых успехов в

создании полноценной конкурентной среды.

В 1999 г. на его базе создано Министерство по антимонопольной политике

и поддержке предпринимательства (МАП). В него вошли также Федеральная

служба России по регулированию естественных монополий на транспорте

(ФСЕМТ), Федеральная служба России по регулированию естественных монополий

в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке и развитию

малого предпринимательства (ГКРП) и, возможно, будет включена Федеральная

энергетическая комиссия (ФЭК). Пока уровень развития конкуренции в нашей

стране явно недостаточен.

Специалисты называют несколько причин этого: во-первых, приватизация

не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые

заботились бы о развитии предприятия; во-вторых, принудительная

реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным

образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых

конкурентоспособных хозяйствующих субъектов; в-третьих, малый бизнес так и

не получил должного развития.

Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой

формирования конкурентной среды, полигоном для испытания венчурных

технологических и экономических проектов. У него больше возможностей

маневрировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой,

ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам

фирмы и заинтересованность в ее успехе. Даже в условиях повышенного риска

малые предприятия охотно берутся за новации, которые они затем могут

передать на тиражирование промышленным гигантам.

Как показывает зарубежный опыт, чем выше доля малых предприятий в

общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше

безработица и выше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих

предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и

посреднической деятельностью.

Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное

налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков,

бизнесинкубаторов, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров,

а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности,

международные программы сотрудничества. Пока же все это остается благим

пожеланием из-за скудости госбюджета, недостатка политической воли у

властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.

Для демонополизации экономики и развития конкуренции специалисты

предлагают:

V наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов,

аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для

государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты

на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд. рублей);

V ввести жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих

свободе перемещения товаров и капитала по всей России;

V совершенствовать правовое регулирование использования государственных

средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации

производства и уменьшения ведомственного монополизма;

V согласовать антимонопольное законодательство стран СНГ, адаптировать их

конкурентную политику к международным принципам и правилам.

Методы антимонопольной политики

а) Ограничительные меры

Они предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются

антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают

антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую

деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и

управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты,

направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на

злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие

злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением

антимонопольного законодательства.

Например, Самарское территориальное управление ГАК рассмотрело дело о

нарушении закона "О конкуренции" акционерным обществом "Связьинформ". Его

филиал - Самарская городская телефонная сеть потребовала с абонентов плату

за переключение их телефонов на новую электронную АТС. Но согласно

"Правилам предоставления услуг местными телефонными сетями" в этом случае

номера заменяются бесплатно. Такое требование было расценено как

навязывание предприятием, доминирующим на рынке услуг связи, условий,

дискриминационных для контрагентов. Нарушителю антимонопольного

законодательства было предписано прекратить взимание платы за переключение

телефонов, а полученные деньги вернуть абонентам.

Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание

контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка

ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на

ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети

предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на

товары и услуги.

Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие

цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать

дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора,

невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в

договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное

положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на

рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента

отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями

(заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или

поставить нужный товар.

Монопольно высокая цена: ее устанавливает доминирующий на рынке

данного товара хозяйствующий субъект (производитель), чтобы компенсировать

необоснованные затраты, вызванные недоиспользованием производственных

мощностей, и (или) получить дополнительную прибыль за счет снижения

качества товара.

Монопольно низкая цена: цена приобретаемого товара, установленная

доминирующим на рынке данного товара покупателем с целью получить

дополнительную прибыль и (или) компенсировать за счет продавца свои

необоснованные затраты; цена, сознательно установленная доминирующим на

рынке данного товара продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи, для

того чтобы вытеснить конкурентов с рынка.

Наиболее стабильно действует запрет на установление монопольных цен,

хотя и здесь немало проблем. В частности, "Временные методические

рекомендации по выявлению монопольных цен" от 21 апреля 1994 г. предлагают

одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию

сравнения рынка.

Применение первой концепции осложняется тем, что производственные

затраты необходимо устанавливать с учетом того, что производственные

мощности могут быть исчерпаны. Но при общем спаде производства в России это

нереально. Так же нереально выяснить действительную себестоимость, прибыль

и рентабельность предприятия в условиях господства бартера и "черного

нала". Поэтому предпочтительной оказывается концепция сравнения рынков, в

рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять

производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе

внешних факторов выявить монопольно высокие или монопольно низкие цены.

Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах

с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые.

Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение

преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с

конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.