реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Адовкатура в России

Адовкатура в России

АДВОКАТУРА РОССИИ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема I. Правоохранительная система государства и адвокатура

Тема II. Понятие адвокатуры, ее значение

Тема III. История русской дореволюционной адвокатуры

Тема IV. Русская адвокатура советского периода

Тема V. Адвокатура России периода судебно-правовой реформы 90-х гг. XX

столетия

Тема VI. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации

Тема VII. Объединения адвокатских коллективов

Тема VIII. Адвокат

Тема IX. Правовое регулирование и общие требования к деятельности

адвокатов

Тема X. Профессиональная этика адвоката

Тема XI. Проблемы адвокатского красноречия

Тема XII. Зарубежный опыт организации и деятельности

адвокатуры

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Тема XIII. Адвокат — участник судопроизводства (общие вопросы)

Тема XIV. Адвокат в конституционном судопроизводстве

Тема XV. Адвокат в гражданском судопроизводстве

A. Адвокат – представитель в гражданском процессе в системе судов общей

юрисдикции

Б. Адвокат – представитель в арбитражном процессе (АПКРФ)

B. Адвокат — представитель в третейском суде

Тема XVI. Адвокат в процессе производства по делам

об административных правонарушениях

Тема XVII. Адвокат в уголовном судопроизводстве

A. Общие вопросы

Б. Адвокат на предварительном следствии

B. Участие адвоката в суде первой инстанции

Г. Обжалование приговора (постановления судьи, определения суда) и

участие адвоката в апелляционной, кассационной и надзорной судебной

инстанции

Д. Участие адвоката в процессуальной стадии исполнения приговора

Е. Участие адвоката при рассмотрении уголовных дел судом присяжных

Ж. Участие адвоката в «особых производствах» в связи с дифференциацией

уголовно-процессуальной формы

3. Участие адвоката в производстве по уголовным делам в связи с вновь

открывшимися обстоятельствами

Тема XVIII. Участие адвоката в подготовке и рассмотрении дел Европейским

Судом по правам человека

Тема XIX. Консультационная работа адвоката

Тема XX. Адвокат-поверенный

Тема XXI. Правовое обслуживание сферы хозяйственных отношений

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема I. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

ГОСУДАРСТВА И АДВОКАТУРА

. Общее представление о правоохранительной системе государства, ее

структуре и назначении.

. Место адвокатуры в правоохранительной системе.

. Роль адвокатуры в обеспечении юридической помощи, защите прав и

законных интересов физических и юридических лиц.

. Проблемы защиты частного и публичного интереса в деятельности

адвокатуры.

Одним из направлений государственной деятельности является обеспечение

функционирования права. Эта деятельность осуществляется специально

уполномоченными органами, составляющими правоохранительную систему, в

определенном, установленном законом порядке путем применения юридических

мер воздействия к физическим и юридическим лицам, допускающим нарушение

правопорядка.

Способами охраны права являются: конституционный контроль, правосудие,

обеспечение деятельности судов, прокурорский надзор, выявление преступлений

(оперативно-розыскная деятельность), их расследование (дознание,

предварительное следствие), исполнение судебных решений, оказание

юридической помощи и защита по уголовным делам, предупреждение преступлений

и иных правонарушений.

Соответственно этому к государственным правоохранительным органам принято

относить: суды, органы юстиции, органы предварительного расследования,

прокуратуру, органы обеспечения охраны правопорядка (внутренних дел,

безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенные органы). К

ним примыкают нотариат и адвокатура.

Как видим, правоохранительная деятельность является деятельностью

государственных органов, ибо она предполагает применение к нарушителям

права юридических мер воздействия властными субъектами.

Однако эта деятельность включает в себя ряд функций, выполнение которых

обязательно предполагает либо допускает участие адвокатов (виды

судопроизводства, расследование преступлений, оказание юридической помощи,

гарантируемой государством через профессиональную адвокатуру). Именно

отсюда вытекает публично-правовой характер деятельности адвокатов и место

адвокатуры в правоохранительной системе, которое никак не может быть

замещено так называемыми общественными объединениями. Это концептуальный

вопрос и многочисленных проектов Закона об адвокатуре, и принятого в апреле-

мае 2002 г. Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в

Российской Федерации». Хотя на адвокатуру возложены функции публичного,

государственного значения — обеспечение квалифицированной юридической

помощи и защиты по уголовным делам (ст. 48 Конституции), — она по ряду

важных признаков не является государственным формированием. Ее скорее

следует отнести к институтам гражданского общества, формируемым на

добровольных началах из лиц, подготовленных к адвокатской профессии.

Адвокатура — самоуправляющееся объединение профессионалов, действующее

независимо от государственных правоохранительных органов и органов

управления.

Возникший в последние годы спор по вопросу о том, не входит ли адвокатура

в число общественных объединений (ст. 30 Конституции), должен быть решен

отрицательно. Общественные объединения создаются для защиты интересов лиц,

в него входящих. Им не присущ жесткий отбор членов по профессиональному

признаку, они не наделены специальными полномочиями, реализация которых

требовала бы тесного сотрудничества с органами государственной власти.

Коллегии адвокатов не являются общественными организациями и их создание и

функционирование должно основываться не на законе «Об общественных

объединениях», а на законодательстве об адвокатуре — профессиональной

организации, составляющей часть правоохранительной системы государства и

вместе с тем представляющей собой институт гражданского общества. Права

адвоката определяются не только юридическим статусом коллегии, в состав

которой он входит, но и процессуальным законодательством, определяющим

порядок отправления судами различных видов судопроизводства

(конституционное, гражданское, уголовное, арбитражное, административное).

Участвуя в любом из видов судопроизводства, оказывая юридическую помощь

гражданам и организациям в связи с их конфликтами в сфере административных

правоотношений, адвокат отстаивает частный интерес путем защиты прав и

законных интересов клиента (доверителя, подзащитного).

Однако защита частного интереса правовыми средствами приобретает

публичный характер, ибо общество и государство заинтересованы в нормальном

функционировании правовой системы, в неукоснительном исполнении законов как

гражданами, так и должностными лицами и органами государства.

Защита прав человека и гражданина, а именно этой цели служит адвокатура,

приобретает значение важнейшей публичной функции в государстве, объявившем

себя правовым (ст. 1 Конституции РФ).

Судебная защита, гарантированная «каждому» (ст.46 Конституции РФ), отнюдь

не решает всех правовых конфликтов, рождаемых общественными отношениями.

В России ежегодно (по приблизительным данным) привлекается к

административной ответственности около восьми миллионов граждан. Из этих

дел об административных правонарушениях лишь четвертая часть

рассматривается судьями, остальные — органами административной юстиции,

чаще всего органами МВД.

Нетрудно представить, какое море беззаконий и ущемлений прав человека

скрывает эта практика. Достаточно сказать, что в 2001 г. только согласно

официальных данных, прокуратурой разрешено около 1 млн. жалоб, 210 тыс. из

которых связаны с восстановлением нарушенных прав, при этом отменено по

протестам прокуроров 55 тыс. незаконных правовых актов государственной и

муниципальной власти и должностных лиц; самостоятельно прокуратурой

ежегодно выявляется около 100 тыс. нарушений законодательства в

административной деятельности, более 160 тыс. правонарушений в сфере

соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

До 70 тыс. заявлений о совершенных преступлениях оставляются без

своевременного реагирования и скрываются от регистрации в органах

внутренних дел[1]. Остается неустановленной судьба более 30 тыс. граждан

пропавших без вести. Арест и содержание под стражей более 1300 человек

только по постановлениям следователей прокуратуры признаны незаконными[2].

Эти цифры, свидетельствующие о масштабах нарушений законности органами

управления и ущемлениях прав человека, впечатляют даже с оговоркой об их

неполноте, вызванной недостаточной эффективностью методов их выявления.

Сама судебная защита прав и свобод человека и гражданина, в которой

многим видится панацея если не от всех, то от многих бед, пока еще очень

далека от идеала. Непросто добиться приема у судьи, нередки случаи

незаконного отказа в приеме исковых заявлений (отказ в судебной защите). В

1999 г. таких случаев зарегистрировано вышестоящими судами более трех с

половиной тысяч. Часто законность судебных решений оказывается

сомнительной. Например, только в 1999 г. признано неправосудными, отменено

и изменено около 100 тыс. судебных актов по гражданским спорам.

Все эти соотношения и цифры свидетельствуют о том, что без помощи

опытного адвоката защита прав человека, даже и судебная защита, дело весьма

проблематичное.

Отсюда значение организации правовой помощи населению в России, отсюда и

роль адвокатуры в нашей современной правовой жизни.

ЛИТЕРАТУРА:

К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев. Правоохранительные органы. М., 1995.

Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник/ Под ред. В.П.

Божьева М., 1997.

А.В.Наумов. Суд как орган борьбы с преступностью, а прокуратура — как

институт общего надзора//Российская юстиция. №1. С.24.

Состояние законности в Российской Федерации (1998-1999 гг.) — Издание НИИ

проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре

РФ. М., 2000.

Тема II. ПОНЯТИЕ АДВОКАТУРЫ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

. Адвокатура как добровольное профессиональное объединение юристов с

целью оказания юридической помощи населению.

. Особенности адвокатуры как общественной самоуправляющейся организации.

. Взаимодействие адвокатуры с органами государственного управления.

Независимость адвокатуры от государственных органов. Гарантии

независимости адвокатуры (ограничение государственного руководства

адвокатурой, самоуправление, экономическая самостоятельность и др.).

. Принципы деятельности адвокатуры (гуманизм, законность, независимость,

профессиональная тайна, нравственные начала профессии и др.).

Под адвокатурой принято понимать совокупность юристов-профессионалов,

объединенных в адвокатских палатах субъектов Российской Федерации (по

старой терминологии — в коллегиях адвокатов) и имеющих задачей оказание

юридической помощи физическим и юридическим лицам, включающую в себя

участие в различных видах судопроизводства, разъяснение правовых вопросов,

подготовку юридических документов (заявлений, жалоб, договоров и т.п.).

Функционирование адвокатуры является основным способом обеспечения

положения ст. 48 Конституции РФ, часть 1 которой гласит: «Каждому

гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи».

Поскольку коллегии адвокатов являлись практически единственной формой

объединения лиц, оказывающих профессиональную юридическую помощь,

адвокатура как институт отождествляется именно с ними.

Из Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ» вытекает, что

адвокатура является некоммерческой, коллегия адвокатов определена как

«некоммерческое, самоуправляемое профессиональное объединение, основанное

на индивидуальном членстве лиц, занимающееся адвокатской деятельностью. Как

институт гражданского сообщества адвокатура не входит в систему органов

государственной власти и местного самоуправления» (см.: ст. 1,3,29,31 и

др.).

Это определение подчеркивает самостоятельность адвокатских объединений,

их независимость от органов государственного управления. Правовые основы

взаимодействия адвокатуры с органами государственной власти — это один из

концептуальных вопросов, ответ на который определяет в значительной мере

правовой статус адвокатуры, ее место в системе государственных и

общественных институтов.

Указание на некоммерческий характер означает, что адвокатура не ставит

целью извлечение прибыли. Гонорары, поступающие в коллегию за оказание

правовой помощи адвокатами, используются для оплаты их труда, содержания

технического аппарата, хозяйственно-канцелярские расходы, а также для

отчислений в страховые и пенсионные фонды.

К принципам деятельности адвокатуры, помимо ее независимости и

самоуправления, относят добровольность вступления в ее ряды, законность

деятельности, гуманизм, соблюдение нравственных начал профессии.

Из этих принципов, содержание которых достаточно очевидно[3], в особом

разъяснении нуждается принцип законности. Строгое следование требованиям

закона — обязательное условие деятельности адвоката и адвокатуры.

Это означает, что адвокат призван защищать подлинные (а не мнимые) права

лица, не любые его интересы, а только законные. Не случайно в законе «Об

адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» впервые четко изложено

требование о том, что «Адвокат не вправе принимать от лица, обратившегося к

нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет

заведомо незаконный характер» (п.п.1 п.4 ст.6). Средства и методы защиты

должны быть основаны на законе. Адвокат не вправе в интересах клиента

представлять правоохранительным органам подложные документы,

фальсифицированные доказательства, воздействовать на свидетелей и

потерпевших, дабы склонить их к отступлению от правды и даче ложных

показаний и т.п.

Это значит, что адвокат не слуга клиента — он самостоятелен в выборе

правовой позиции и средств защиты, при неизменном условии не вредить

клиенту, всегда оставаться защитником его законных интересов (но не ложных

притязаний).

Начинающему адвокату следует усвоить формулу: все законные действия

адвоката порождают права и обязанности для его клиента, а все незаконные

действия адвоката порождают обязанности лично для него самого.

В действовавшем ранее Положении об адвокатуре РСФСР от 20.11.1980 г. в

числе задач адвокатуры предусматривалось «содействие осуществлению

правосудия». В новом Законе это требование отсутствует. Однако вопрос о

том, должен ли адвокат содействовать правосудию постоянно, возникает и

требует пояснений. Функция адвоката односторонняя. Реализуя ее, адвокат,

естественно, объективно содействует осуществлению правосудия. Но это не

главная его задача и он не может предавать клиента ради «торжества

правосудия».

Существенно изменилось в годы реформ представление о «государственном

руководстве адвокатурой». Практически не применялись статьи «Положения об

адвокатуре РФ», в которых говорилось о государственном контроле. Численный

состав, штаты, смета доходов и расходов коллегии адвокатов не утверждались

исполнительными органами субъектов Федерации. Были ограничены функции

Минюста по установлению правил оплаты труда адвокатов, поскольку при

наличии соглашения адвоката с клиентом ставка гонорара определялась ими

самими. Минюст не заслушивал отчеты председателей коллегий адвокатов и т.д.

В результате ведущейся в стране судебно-правовой реформы адвокатура

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.