реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Административные правоотношения

Административные правоотношения

Содержание

I. Вступление ………………………………………………….………2

II. Основная часть:…………………………………………………...4

1. Понятие административного правоотношения. …………………. -

2. Основные черты административного правоотношения. ………...12

3. Структура административного правоотношения. ………………..13

4. Юридические факты в административном праве. ……………….15

5. Виды административных правоотношений: ……………………..16

- основные и неосновные административные правоотношения;

- субординационные и координационные административные право-

отношения;

- вертикальные и горизонтальные правоотношения в администра-

тивном праве;

- внутриаппаратные и внеаппаратные правоотношения;

6. Разграничение административных и других правовых отношений.

…………………………………………………………………………..28

III. Заключение ………………………………………………………34

Список используемой литературы……………………………………35

I. Вступление

Административно-правовые отношения по своей сути, как и другие виды

правоотношений в различных отраслях права, наряду с предметом и методом,

можно сказать, являются фундаментальным базисом. Это, своего рода,

отправная точка в изучении административной отрасли права. Поэтому то при

изучении этой отрасли права необходимо, прежде всего, уделить,

акцентировать внимание для подробного и тщательного рассмотрения данного

вопроса, иначе могут возникнуть большие трудности при дальнейшем

рассмотрении последующих вопросов административного права, в целом. Этого

не произойдет, если изучение предмета (отрасли) начнется с основных вводных

вопросов, несмотря всю их сложность. При этом не имеет значения, какая

отрасль права изучается, поскольку в любой другой отрасли права на первом

месте стоят такие базисные понятия, как выше указанные. Поэтому нет смысла

затрагивать более сложные вопросы без предварительного изучения вводных

понятий.

Такова наиболее общая характеристика административно-правового

отношения, в которой выражены некоторые причины необходимости

первоочередного рассмотрения данного вопроса. Следует выделить некоторые

особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить

основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов

правоотношений. Они достаточно существенны, так как на природу

административно-правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера их

возникновения (механизм функционирования исполнительной власти); специфика

административно-правового регулирования (императивность и односторонность

волеизъявлений субъектов управления); содержание административно-правовых

норм, т.е. их юридической базы. На первый план выдвигаются предмет и метод

административного права, которые дают необходимую основу для проведения

видовых различий между правовыми отношениями.

В чем особенности административно-правовых отношений?

Проблема этих отношений всегда была остро дискуссионной, причем переход

системы государственного управления к условиям рыночных отношений в еще

большей степени усиливает это ее качество (свобода производителя, рынок в

его подлинно экономическом смысле, механизм государственного регулирования

в новых условиях и т.п.). Поэтому она имеет принципиальное значение для

понимания существа административного права вообще, средств административно-

правового регулирования – в особенности. В силу этого, важное значение

приобретает выделение таких элементов сущностной характеристики

административно-правовых отношений, с помощью которых возможно определение

их реального места в системе правовых отношений. И на этом нужно сделать

паузу. Подробное рассмотрение данных вопросов последует в последующих

разделах.

Итак, исходя из всего вышеуказанного, нужно заметить, что целью данной

работы является более или менее подробное исследование вопроса об

административно-правовых отношениях, выделение их особенностей, характерных

черт, отличий от других правовых отношений, и, наконец, обозначить место,

которое занимают административно-правовые отношения в общественной жизни и

в функционировании государства как звена в механизме правового

регулирования. Задачей же работы является исследование того, как данный

вопрос рассмотрен в разного рода юридической литературе.

II. Основная часть

1. Понятие административного правоотношения.

Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения,

т.е. отношения урегулированные нормами права. В Частности, гражданскому

праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и

связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву -

регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием. Какие

правоотношения регулирует административное право? Прежде всего, следует

указать, что административное право - это самостоятельная отрасль правовой

системы России. Отрасли права отличаются друг от друга по предмету и методу

правового регулирования. Именно предмет административного права составляют

те отношения, о которых речь пойдет дальше.

Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами

административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере

деятельности исполнительной власти.

Административно-правовые отношения представляют собой разновидность

правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому

содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого

правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего

правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное

общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую

форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого

отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон

правоотношения, определяемая нормой и т.п.

Однако следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую

характеристику и способные служить основой для отграничения административно-

правовых отношений от других видов правоотношений. К таким особенностям

относятся:

- права и обязанности сторон данных отношений связаны с деятельностью

исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной

власти;

- всегда одной из сторон в таких отношениях выступает субъект

административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная

организация, наделенные государственно-властными полномочиями);

- административные правоотношения практически всегда возникают по

инициативе одной из сторон;

- если произошло нарушение административно-правовой нормы, то

нарушитель несет ответственность перед государством;

- разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в

административном порядке.

- административные правоотношения являются властеотношениями,

построенные на началах “власть-подчинение”, где отсутствует равенство

сторон. Признак подчинения является в таких отношениях доминирующим,

поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно-

управленческой деятельности.

Подводя итог вышеуказанному, можно дать соответствующее понятие

административного правоотношения, как урегулированное административно-

правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны

выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и

гарантированных административно-правовой нормой.

В юридической теории и практике сложилось устойчивое представление о

властеотношениях, в которых отсутствует юридическое равенство сторон.

Классическим примером отношений равенства сторон, хотя и не во всех случаях

(например, обязательства из причинения вреда), являются гражданско-правовые

отношениями.

Напоминание о властной (иногда ее называют принудительной)

природе права имеет прямое отношение к выявлению особенностей

административно-правовых отношений.

Называя административно-правовые отношения властеотношениями, не

следует впадать в крайность и низводить роль административного права до

уровня полицейского, а административно правовые отношения – до признания

основанных исключительно на государственном принуждении. Однако

распространен именно такой подход к их характеристике.

Властеотношения, как категорию, не следует рассматривать в качестве

специфического свойства административно-правовых отношений, тем более –

безоговорочного. С другой стороны, именно этот их признак является

доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими приоритетами

государственно-управленческой деятельности.

Природа государственно-управленческой деятельности, как и любого

другого вида социального управления, диктует необходимость выделения

субъекта управления, т.е. той стороны регулируемых административным

правом управленческих отношений, в руках которой концентрируется власть. В

силу этого всегда налицо определенный приоритет воли такого субъекта

(единая управляющая воля). Соответственно его сознательно-волевые

проявления (волеизъявления) направлены на упорядочение поведения объекта

управления. Практическое выражение такой направленности обычно

характеризуется как «команда»; это – мостик к формуле «власть –

подчинение».

В принципе подобная картина наблюдается во всех случаях использования

правовых средств, независимо от их отраслевой принадлежности, но только

административно-правовые отношения воспринимаются как «властеотношения».

Управление органически сочетается с властью. В широком социальном смысле

оно осуществляется и в процессе законодательства (законодательная

власть). Все ветви единой государственной власти «властвуют», т.е. в чисто

юридическом смысле они столь же авторитарны, как и в сфере

государственного управления. Если быть последовательным, то следует

признать, что не только админйстративно-правовые отношения являются

властеотношениями, но и государственно-правовые, и финансово-правовые, и

природоохранительные, и уголовно процессуальные, и трудовые, и т.п.

Значит, суть проблемы заключается не в безапелляционности однобокой

характеристики административно-правовых отношений, а в констатации присущих

им как разновидности властеотношений вообще особенностей.

Властная природа права предопределяет наличие определенной степени

властности и в любом виде регулируемых правовых отношений. В

подтверждение такого вывода можно сослаться на то, что когда был,

подвергнут критике так называемый «административно-командный» стиль

управления, то в виду имелось не только административно-правовое

регулирование, но и гражданско-правовое, хозяйственно-правовое и т.п.

Конечно, для административно-правовых отношений, управленческих по

своей сути, сущностные черты управления в его государственно-властном

варианте (исполнительная власть) наиболее показательны. Главное заключается

в следующем: управление всегда предполагает подчинение воли участников

совместной деятельности (общественная жизнь является таковой) единой

управляющей воле; в управленческих отношениях налицо соподчиненность воль.

Соответственно, с одной стороны – авторитет, господствующая воля субъекта

управления, с другой – подчинение ей воли всех иных участников

управленческих отношений. Таково соотношение сторон в регулируемых

административным правом управленческих связях различного рода. Отсюда и

властный характер этих отношений, причем власть является средством

волевого регулирования управленческих процессов и поведения их участников.

Власть осуществляется в различных вариантах правового регулирования.

Это значит, что в любом случае нормативного установления запретов,

дозволений или же прямых предписаний, независимо от конкретного вида

правовых норм, последние служат юридической основой возникновения

властеотношений. Поскольку названные варианты правового регулирования

(метод) характерны, хотя и в различной степени, для гражданского,

финансового, трудового, земельного, уголовного, конституционного и иных

отраслей права, общественные отношения, регулируемые ими наряду с

управленческими, носят на себе определенный отпечаток властности. Отсюда

– соответствующая степень неравенства, которое обычно приписывается только

административным правоотношениям.

Административно-правовые отношения о своей сути являются

организационными. Имеется в виду их прямая связь с реализацией функций

исполнительной власти, которые до своему содержанию направлены, прежде

всего, на организацию процесса правоисполнения. В их рамках происходит

обеспечение этого процесса структурными, кадровыми, материальными и прочими

атрибутами, без которых механизм государственного управления вряд ли

может быть реально действующим, Конечно, нельзя забывать, что любой вариант

социального управления, в конечном счете, есть организующая деятельность,

ибо «организация» есть устройство, упорядочение, объединение в единое

целое. Соответственно и законодательная власть действует организующе,

стремясь объединить и упорядочить совместную деятельность членов общества.

Организующе воздействуют на собственную внутреннюю жизнь и общественные

объединения через свои органы управления.

Государственное управление, в сфере которого складываются

административно-правовые отношения, в конечном счете, сводится к

осуществлению функций, направленных на организацию совместной

деятельности людей, что прямо вытекает из его природы и социального

назначения. Поэтому часто его называют «непосредственно организующей»

деятельностью государства. Это означает, что организация в государственно-

управленческом смысле осуществляется в особых, присущих исполнительной

власти формах.

Таким образом, административно-правовые отношения являются особой

разновидностью организационных отношений.

Между сторонами административно-правовых отношений возможны споры. Так,

гражданин может быть не согласен с правомерностью предпринятых в его адрес

действий исполнительного органа (должностного лица).

Это его несогласие, не влияющее на возникновение правоотношения, тем не

менее, вызывает определенные юридические последствия: гражданин вправе

оспаривать указанные действия. Так возникает конкретный административно-

правовой спор.

Известно, что для разрешения гражданско-правовых споров установлен

особый процессуальный порядок (исковое производство не установлен для

разрешения возможных административно-правовых споров). Как правило,

такого рода споры разрешаются в административном, т.е. во внесудебном

порядке. Это означает, что основной способ их разрешения не выходит за

рамки сферы государственного управления и является одним из атрибутов

государственно-управленческой деятельности. Суть его – в принятии

исполнительным полномочным органом (должностным лицом) юридически-властного

решения по предмету спора, каковым является законность оспариваемого

решения или действия, породивших спорную ситуацию.

Для гражданско-правовых отношений характерна ответственность одной

стороны перед другой. Административным правом установлен иной порядок

ответственности сторон административно-правовых отношений в случае

нарушения ими требований административно-правовых норм. В этом случае

ответственность одной стороны наступает не перед второй стороной

правоотношения, а непосредственно перед государством в лице его

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.