реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Внешнеполитическая деятельность Испании и ее членство в Европейском Союзе

Внешнеполитическая деятельность Испании и ее членство в Европейском Союзе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

БАКИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПОЛИТОЛОГИИ

Факультет Политологии

Кафедра “Международных отношений и Страноведения”

Дипломная работа на тему

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСПАНИИ

И ЕЁ ЧЛЕНСТВО В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

Научный руководитель

проф. Ф.Мамедов

Студентки гр.544

С.Н.Коненко

БАКУ-1997 ГОД

СОДЕРЖАНИЕ

cтр.

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

ГЛАВА I. ОТНОШЕНИЯ ИСПАНИИ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ: . . . . . . . . . . .

. . . . . 7

1.1. Вступление Испании в ЕС.

1.2. Положение Испании в Евросоюзе на современном этапе.

ГЛАВА II. ПРИОРИТЕТЫ ИСПАНИИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕС: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

2.1. Средиземноморье.

2.2. ЕС - Латинская и Центральная Америка.

2.3. Центральная и Восточная Европа.

2.4. Отношения со странами Северной Африки.

2.5. Ближневосточный регион.

2.6. Позиция Испании по развитию отношений ЕС с Россией.

ГЛАВАIII. ПОЗИЦИЯ ИСПАНИИ ПО ОБЩИМ ПОЛИТИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ: . . . . .

45

3.1. Коллективная оборона.

3.2. Трансатлантическое сотрудничество.

3.3. Социально-экономические аспекты интеграции ЕС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ПЕРИОДИКИ . . . . . . . . . . . . .

. . . . . 64

ВВЕДЕНИЕ

Коренные изменения, происшедшие на постсоветском пространстве - распад

СССР и образование суверенных независимых государств, обострение

внутриполитической и экономической обстановки внутри этих стран привели к

необходимости переосмысления приоритетов внешней политики бывших

республик Союза, переоценке объектов, целей и методов осуществления

внешнеполитической деятельности, в т.ч. в рамках развития политических и

экономических отношений с международными и региональными организациями, а

также с отдельными странами, являющимися их членами. Особый интерес с

этой точки зрения представляет изучение опыта одной из самых влиятельных

европейских организаций - Европейского Союза. Его деятельность на

протяжении почти 40 лет позволяет выявить, проанализировать и творчески

использовать опыт функционирования сложной системы межгосударственных

отношений с учетом самостоятельности каждого отдельного государства и

интересов Западной Европы в целом.

Очевидным является то, что Европейский Союз начиная с 70-х годов,

преодолев ряд сложных моментов в ходе своего развития и формирования,

постепенно превратился в один из полюсов политической и экономической

силы на международной арене. При этом члены ЕС, имея общие интересы в

области внешней политики, коллективной безопасности, безусловно имеют и

отстаивают и свои национальные интересы. В течение длительного периода

этим странам удается, в основном, находить общие решения, соблюдать

баланс интересов ЕС в целом и отдельных государств-членов. Следует также

отметить, что ЕС успешно использует специфические возможности своих

членов в различных регионах мира. В частности, традиционно продвинутые

отношения Испании с Латинской Америкой, Северной Африкой играют

значительную роль в развитии контактов этих стран с Евросоюзом.

Выбор автором темы отношений Испании и Европейского Союза в области

внешнеполитической деятельности обусловлен прежде всего тем, что работа с

этой организацией является одним из основных приоритетов внешней политики

новых независимых государств как Восточной и Центральной Европы, так и

входивших ранее в СССР, а также тем, что отношения Азербайджана с ЕС на

нынешнем этапе начинают приобретать политический характер, особенно после

подписания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, в ожидании решения

вопроса о его полноправном членстве в Совете Европы (СЕ). При этом надо

учитывать, что Испания в последние годы играет все более заметную роль в

определении политического курса Евросоюза и СЕ.

Актуальность избранной темы и определяется той возрастающей ролью и

местом, которые занимает Испания в формировании внешнеполитического курса

Европейского Союза на нынешнем этапе, а также необходимостью для

Азербайджана учитывать данное обстоятельство для более активного участия

нашей страны в сотрудничестве с ЕС, в т.ч. и прежде всего путем развития

двусторонних отношений со странами-членами этой организации.

Основой данной работы стали документы и материалы ЕС, публикации и

монографии по проблематике европейского строительства, истории,

экономике, социальной политике и культурным связям, многочисленные

публикации зарубежной, прежде всего испанской, и российской прессы,

материалы и документы МИД России и Азербайджана. Также были использованы

работы, опубликованные в российской и советской историографии. При этом

автор провел самостоятельное исследование и анализ широкого круга

источников.1.

Новизна работы заключается, в первую очередь, в выборе самой темы

исследований, так как за последние годы в советской, российской и

азербайджанской научной литературе не было и нет специальных

исследований, посвященных вопросам взаимоотношений Испании и ЕС в области

внешнеполитической деятельности. Поэтому проблематика является новой для

азербайджанских политических реалий, а круг специализированных

источников, в т. ч. документальных, довольно невелик.

Практическая ценность работы состоит в том, что для Азербайджана

представляет интерес изучение опыта Испании по постепенному подключению

к деятельности крупной региональной организации в Европе, а также ее

опыт в использовании двустороннего и многостороннего сотрудничества для

оказания определенного влияния на формирование позиции Европейского

Союза, в т.ч. по отношению к проблемам представляющим для Азербайджана

определенный интерес, например, по проблеме карабахского урегулирования.

Прикладное значение дипломной работы определяется также тем, что ее

отдельные положения, в частности, касающиеся проблематики европейской

безопасности, вопросов урегулирования региональных конфликтов,

сотрудничества в Средиземноморье, позиции ЕС в отношении стран

Центральной и Восточной Европы, могут быть использованы в работе

соответствующих управлений МИД Азербайджана. Кроме того, материалы работы

могут быть использованы в высших учебных заведениях при подготовке

спецкурсов по тематике европейского строительства, а также в

азербайджанских ведомствах и общественных организациях, имеющих отношение

к проблемам европейского сотрудничества.

В соответствии с поставленной целью была сформирована структура

дипломной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка

источников и материалов.

ГЛАВА I. ОТНОШЕНИЯ ИСПАНИИ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ

1.1. Вступление Испании в ЕС.

Испания является членом ЕС с января 1986 года. Вступление в

Европейский Союз принесло Испании существенные выгоды как в

экономической, так и в политической областях. Таким образом, Испания

получила гораздо большую возможность оказывать реальное воздействие на

ход международных дел.

Период довольно быстрого развития испанского капитализма в 60-70 годы

обусловил значительный рост экономических связей Испании с ведущими

западноевропейскими странами. Несмотря на имевшую место в то время

определенную изоляцию франкистского режима, объем торговли между Испанией

и "Общим рынком" с 1959 г. по 1970 г. увеличился более чем в 6 раз. В

1970 году Мадрид поставил в страны ЕЭС продукции на 99 млрд. песет, а

закупил на 163 млрд. песет, в то время как в США испанский экспорт

составил 23 млрд. песет и импорт - 62 млрд. песет, а в Латинскую Америку

было экспортировано товаров на сумму 17 млрд. песет и импортировано - на

28 млрд. песет.1.

Географическое положение Испании, ее традиционно-исторические

социальные и культурные связи с Европой, а также схожесть экономических

структур с другими западными странами постоянно оказывали объективное

влияние на проевропейскую ориентацию испанских общественных и деловых

кругов. Национальная буржуазия, стремившаяся к расширению своих внешних

связей, сознавала, что широкие связи с США и странами других континентов

не позволят ей выйти из политико-экономической изоляции без тесного

сотрудничества и взаимодействия с ЕС. В 60-е годы министр иностранных дел

Испании Ф.М.Кастиэлья писал: "Территориальная близость моей страны с

Сообществом и поддержка, которую могут предоставить ее географическое

положение для сплочения Европы, побуждает мое правительство добиваться

ассоциации, способной в свое время вылиться в интеграцию".1.

Сторонники "новой ориентации" на Западную Европу, преодолев

сопротивление старой фалангистской гвардии, продолжавшей проповедовать

политику автаркии в области экономики, приступили к конкретной реализации

плана интеграции Испании с ЕС, начав диалог с Сообществом.

Первые переговоры между Испанией и ЕС о приеме страны в эту

организацию на правах ассоциированного члена были проведены в 1962-1966

годах, однако успехом не увенчались. Ряд членов ЕС высказались против

принятия Испании под предлогом "политических" соображений. Начало

трансформации франкистского режима и разразившийся в стране экономический

кризис во второй половине 70-х годов усилили важность проблемы интеграции

Испании с ЕС. Испанские правящие круги рассчитывали с помощью "Общего

рынка" поправить дела в испанской экономике, снизить стремительный рост

безработицы, оказывающий непосредственное влияние на нестабильность

внутриполитического положения, и получить политическую поддержку силам,

проводящим правоцентристские реформы в стране. Связь с ЕС, равно как и с

НАТО, должна была стабилизировать обстановку в Испании, препятствуя

проявлению рецидивов как со стороны левых сил, так и со стороны крайне

правых.

В последующие годы, в особенности после смерти Франко, был проведен

ряд переговоров и приняты решения, которые позволили 12 июня 1985 года

подписать в Мадриде Договор о вступлении Испании в ЕС. Вступление и

участие страны в деятельности органов ЕС оказало содействие усилению

существующих в Испании демократических институтов. Кроме того, за

прошедшие десять лет стране удалось продвинуться в число ведущих стран

Европейского Союза и, в первую очередь, в области его политической

деятельности. Поэтому кажутся весьма символичными слова экс-министра

иностранных дел Ф.Ф.Ордоньеса: "Никто в Испании не избирал Европу лишь на

основе подсчета преимуществ и неудобств такого пути. Я считаю, что

вступив в Сообщество, испанский народ сделал жизненно необходимый,

исторический выбор".1.

1.2. Положение Испании в Евросоюзе на современном этапе.

В последние годы Мадрид наращивает активность в рамках ЕС,

рассматривая интеграцию в Западной Европе в качестве магистральной линии

развития межгосударственных отношений в общеевропейском контексте.

Испания принадлежит к т.н. "европеистскому крылу" ЕС, энергично участвует

в формировании политического и валютно-экономического союзов в рамках ЕС,

отстаивает расширение полномочий Европейского Союза в области внешней

политики и безопасности. В отличие от ряда других партнеров по Союзу, в

частности, Великобритании, Мадрид выступает не за ограничение, а за

сбалансированное расширение сферы компетенции наднациональных органов ЕС

(для Азербайджана такая постановка вопроса пока вообще неприемлема, если

судить по заявлениям и президента Г.Алиева, и министра иностранных дел

Г.Гасанова - прим. автора), увеличение бюджета Евросоюза (при

дифференцированном наполнении его с учетом уровня развития той или иной

страны).1.

Испания в целом негативно относится как к немецкой концепции "твердого

ядра", так и к британской идее свободного присоединения любой страны

Союза только к тем соглашениям, которые она сочтет для себя приемлемыми.

Испанцы симпатизируют достаточно гибким "транспарентным" формам

интеграции в рамках ЕС, которые, с их точки зрения, де-факто уже

существуют (Шенген, евроармия, европейская валютная система). Вместе с

тем, Мадрид занимает жесткие позиции по отношению к приему новых членов,

требуя выполнения ими всех необходимых условий членства Европейского

Союза, не без оснований опасаясь перераспределения средств ЕС в ущерб

себе при расширении Евросоюза.

Приоритетными задачами испанского представительства в ЕС во второй

половине 1995 г. являлись окончательная отработка механизма вступления

в третью фазу валютного и экономического союза; усиление и консолидация

внешней политики и политики в области безопасности ЕС; решение

административно-юридических проблем; проработка вопросов социальной

ориентации экономического роста (в первую очередь, борьба с

безработицей); подготовка институциональной реформы Евросоюза.

Первоначально после вхождения в "тройку" ЕС в январе 1995 года Мадрид

попытался занять лидирующие позиции в процессе разработки институционной

реформы Евросоюза. Однако внутриполитическая нестабильность и "натиск" со

стороны партнеров, в первую очередь Германии и Франции, заставили

испанцев умерить свои амбиции и сосредоточиться преимущественно на

проблематике, близкой Испании: подготовка конференции ЕС по

Средиземноморью, соглашений с Мексикой, Чили, Кубой, реальная реализация

различных направлений сотрудничества со странами Северной Америки. Тем не

менее не стоит преуменьшать роль испанцев в разработке базовых положений

грядущей реформы Маастрихта с учетом, в частности, тех обстоятельств, что

подготовка к межправительственной конференции 1996 г. приходилась на

испанское председательство, а рабочую группу ЕС возглавил испанец

К.Вестендорп.

Испанцы являются сторонниками перехода от принципа консенсуса к

принципу квалифицированного большинства с учетом демографического фактора

при распределении голосов между странами. Мадрид полагает, что

первоначально новый принцип голосования может быть апробирован при

рассмотрении вопросов совместной внешней политики и политики в области

безопасности.

Внесение в повестку для конференции 1996 г. темы о совместной внешней

политике активно поддерживается, наряду с Испанией, Германией, Бельгией и

Францией. Отмечая ограниченность деятельности ЕС в этом направлении,

испанцы считают, что даже без реформы Маастрихтского договора возможно

достичь большей координации и эффективности совместных усилий стран ЕС на

международной арене путем определения внешнеполитических приоритетов на

период председательства одной страны, введения четкого механизма

финансирования совместной внешней политики, а также активизации и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.