реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Виды политики

Виды политики

Виды политики

ПОЛИТИКА происходит от греч. polis - город- государство и

прилагательного от него - politikos: все, что связано с городом, -

государство, гражданин и пр. - организационная и регулятивно-контрольная

сфера общества, основная в системе других таких же сфер: экономической,

идеологической, правовой, культурной, религиозной. Термин Политика получил

распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении

и правительстве, названного им "Политика". Вплоть до кон. XIX в.

Политика традиционно рассматривалась как учение о государстве, т.е.

власти институционального, государственного уровня. Однако уже в Новое

время развитие политической мысли и представлений о государстве привело к

выделению наук о государстве и их обособлению от политической

философии и политической науки. Представление о политике значительно

расширилось, и понимание политики стало весьма сложной проблемой, во

всяком случае, оно оказалось предметом самых различных толкований. В

настоящее время можно выделить не менее четырех основных толкований

политики:

1) как отношения, включающего согласие, подчинение, господство,

конфликт и борьбу между классами (В.И. Ленин), группами и людьми

(внутренняя политика) и государствами (внешняя политика). В основе такого

понимания политики лежат представления об общении людей, их

взаимодействии, совместном решении ими их общих дел, понимаемых как

дела государства (Аристотель), а также об отношениях к обществу власти

(т.е. государства) и между властями (государств друг к другу) - в

средневековой традиции и проблематике Возрождения и Нового времени. Акцент

на борьбе, тоже весьма древний, был усилен в марксизме и у Ленина, в

частности, идеей классовой борьбы как движущего начала истории.

Новое и более философское обоснование эта концепция политики получила в

XX в. в теории конфликтной природы политики у К.Шмитта и Ж.Френда.

2) Логически вытекающее из первого понимания отождествление

политики с другими политическими явлениями, такими, как господство,

власть, а следовательно, и государство (о чем и шла речь выше); средства

политики -та же власть, насилие, язык и языковые структуры, речь

и символика и т.п.; деятельность - управление, организация, контроль

и пр.; знание, умение (Платон и современные технократические

концепции); жизнедеятельность (у Аристотеля наиболее органическое

представление о природном свойстве человека заниматься совместно с другими

людьми их общими делами).

3) Объяснение через функции (функциональное) - управления,

поддержания порядка, сохранения внутреннего и внешнего мира или, наоборот,

ведение войны, контроль общества и человека и т.д. и т.п. Перечисление

функций политики ради ее, возможно более полного, определения (как и ее

задачи, хотя сама по себе П. не может иметь их, поскольку решение

политических задач опосредовано наличием действующих ради этого сил,

направлений, власти, которая и решает их) не имеет ни конца, ни,

следовательно, смысла.

4) Объяснение политики через ее цели (телеологическое от греч. teleos

- цель), т.е. определение путем еще более бесконечного и

малосодержательного перечисления, чем функциональное толкование, к тому же

очень близкое к нему и по сути своей чрезмерно конкретное. Всем этим

толкованиям присущи многие общие и их собственные недостатки: они не

конечны, и сами нуждаются в дальнейших определениях, особенно

тождества, которые не столько определяют, сколько замещают политику; они

часто неспецифичны для нее - как, например, деятельность, средство,

отношение, конфликт, борьба, решение задач; наличие функций и целей

может определять любое другое смежное общественное явление - право,

идеологию, мораль, экономику и т.п.; многие определения не просто и не

только взаимосвязаны, но и пересекаются, иногда многократно, например,

власть как бы тождественна политике и в то же время она и деятельность,

и средство, и цель, и, наконец, функция политики; отпадают, далее, самые

слабые определения - через средства, цели и др. Решение проблемы

наметил уже К.Шмитт, ее усовершенствовали современные

исследователи. Оно состоит в выделении самой политики ее универсальной

абстрактной сущности -ее принципиального начала, что избавляет от

частных, неполных, чересчур конкретных определений и перечислений и

позволяет выработать обобщенную емкую формулу, определяющую ее

сущность , и отдельно собрать ее конкретные виды, формы и проявления

(много разных политик - внутренних, внешних, мирных, силовых и т.д. и

т.п.), относительно которых возможны соответствующие частные

определения, справедливые и по отношению к более общим трактовкам

политики.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - деятельность государства на международной арене,

регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической

деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными

организациями, всемирными и региональными международными организациями.

В.п. опирается на экономический, демографический, военный, научно-

технический и культурный потенциалы государства; сочетание последних

определяет возможности В.п. деятельности государства на тех или иных

направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации В.п. целей.

Формой традиционного осуществления В.п. является установление

дипломатических отношений (или снижение их уровня, приостановка, разрыв и

даже объявление войны при обострении отношений с бывшими партнерами) между

государствами; открытие представительств государства при всемирных и

региональных международных организациях или членство государства в них;

сотрудничество с дружественными государству зарубежными политическими

партиями и другими общественными организациями; осуществление и поддержание

на различном уровне эпизодических и регулярных контактов с представителями

государств, зарубежных партий и движений, с которыми данное государство не

имеет дипломатических отношений или дружественных связей, но в диалоге с

которыми заинтересовано по тем или иным причинам. Наличие устойчивых

каналов связи с зарубежными партнерами позволяет государству разнообразить

сочетание методов и средств В.п. деятельности: осуществление регулярного

обмена информацией, обмен визитами на разных уровнях; подготовка и

заключение двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по широкому

спектру вопросов, включая договоры и соглашения конфиденциального и

секретного характера; способствование развитию возможностей внутри - и

внешнеполитической деятельности одних государств и блокированию аналогичных

возможностей других (по тем или иным направлениям); подготовка и

осуществление частичной или полной блокады; подготовка к войне и

обеспечение благоприятной для ведения военных действий В.п. обстановки и

т.д.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА - совокупность направлений экономической,

демографической, социально-интеграционной, социально-культурной,

репрессивной и т.д. деятельности государства, его структур и институтов,

ориентированных на сохранение или реформирование существующего социально-

политического строя. В осуществлении целей В.п. государство использует

широкий спектр средств: закрепление существующих отношений собственности

либо их трансформацию на своей территории; налоговые рычаги и льготы;

создание социально-престижных и социально-непрестижных общественных

статусов экономическими, пропагандистско-идеологическими и репрессивными

средствами; регулирование занятости путем создания рабочих мест в

государственном секторе экономики; направленная организация социального

воспитания, общего и специального образования; мероприятия в сфере

здравоохранения и спорта; организация розыско-следственной, судебной и

пенитенциарной системы; регламентация службы реадаптации лиц, замеченных в

девиантном поведении и т.д. фундаментом В.п. является соотношение социально-

экономических укладов, сложившееся на данном этапе развития общества, и

производное от него соотношение господствующих в обществе классов и других

общественных групп, определяющее приоритетность целей, выбор методов и

средств, степень удовлетворенности промежуточными результатами

внутриполитического развития.

ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА - часть общей политики определенных социальных сил и

специально созданных ими институтов власти, направленная на подготовку и

использование (преднамеренное или вынужденное, военное или невоенное)

средств вооруженного насилия для достижения тех или иных классовых,

национальных или общечеловеческих целей; для ведения войны или

противодействия. В относительно самостоятельную отрасль деятельности В.п.

выделилась на рубеже XVIII - XIX вв. В настоящее время в международной

практике установился взгляд на В.п. как на одну из специфических частей

(или направлений) в системе общей политики государства. В.п. нельзя отнести

только к внешней или только к внутренней политике. Она имеет двойное

вхождение. Внутренняя сторона этой политики связана с созданием средств

вооруженного насилия и их возможным использованием в разрешении

внутригосударственных конфликтов. Внешняя сторона охватывает всю

деятельность по использованию (военному или невоенному) силовых средств

политики в межгосударственных отношениях. В.п., как ни одна другая, тесно

взаимодействует со всеми (точнее, почти со всеми) разновидностями политики.

В условиях войны это взаимодействие носит характер глубокой и

всепроникающей интеграции. Наиболее тесно и очевидно В.п. взаимодействует с

экономической, социальной, научно-технической, а также с политикой в

области духовной жизни общества. Поэтому В.п. следует отнести к разряду

комплексных, синтезированных разновидностей политики.

ГЕОПОЛИТИКА - одно из фундаментальных понятий теории международных

отношений, характеризующее место и конкретно-исторические формы воздействия

территориально-пространственных особенностей положения государств или

блоков государств на локальные, региональные, континентальные и глобальные

международные процессы. Исторически становление Г. связано с исследованием

роли географического фактора в жизни общества, прежде всего с концепциями

географического детерминизма.

Основные пространственно-географические особенности государств

преломляются в концепциях пропорционального развития сухопутных, надводных

и подводных военно-морских сил (а также транспортного флота большого и

малого каботажа), морских и воздушных сил береговой охраны, военно-

воздушного, транспортно-воздушного и авианосного флотов с соответствующим

техническим и иным обеспечением. Программы военного ракетостроения и

военные аспекты космических программ планируются с учетом географического

положения, состояния и пропорции вооружений потенциального противника и

обычно учитывают геополитический профиль тех или иных видов противостоящих

им вооружений.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - политика, направленная на охрану и

оздоровление окружающей природной среды, рациональное использование и

возобновление природных ресурсов, сохранение и развитие социосферы,

обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и экологическую безопасность

человека. Экология долгое время была предметом изучения естественных наук,

первоначально - биологических, затем географических. В настоящее время она

становится сферой повышенного интереса политики. Возрастает значение

антропогенных (от греч. anthropos - человек и genes -рождающий) факторов,

обусловленных различными формами влияния деятельности человека на отдельные

компоненты и природу в целом. Основная задача экологии человека -

определение места человека в изменяющихся условиях окружающей среды. Ареал

человеческой деятельности постоянно расширяется, включая в последнее время

глубины океанов и космическое пространство. Взаимодействия природы и

общества в их диалектическом единстве и борьбе - предмет исследования

социальной экологии. В ходе научно-технической революции неизмеримо

усиливается влияние производственной деятельности на экономику: состав

атмосферы мирового океана, водоемов суши, тепловой режим планеты, фон

радиоактивности и т.п. Это нередко приводит к нарушениям экологического

равновесия. Отрицательные последствия антропогенных воздействий на

экономику в глобальном масштабе столь внушительны, что они приводят к

возникновению глобального экологического кризиса. Его проявлениями являются

изменения, угрожающие естественной основе жизни человека и негативно

воздействующие на развитие общества: опасность изменения генетического

фонда, недостаточная энергетическая, минерально-сырьевая и

продовольственная обеспеченность развития, демографический дисбаланс,

загрязнение окружающей среды растущими токсическими отходами и др. В связи

с этими глобальными негативными явлениями, их масштабом, нарастанием

динамизма и остроты, комплексным характером возникает опасность

перерастания эколог, кризиса в экологическую катастрофу, ведущую к гибели

нашей цивилизации. Перед человечеством встает общая задача - поиск путей

выхода из нарастающего экологического кризиса, обеспечения экологической

безопасности. Защита человека, экологический императив его выживания,

вобравший в себя множество забот и проблем, в т.ч. социально-экономических

и политических, составляет суть экологизации политики.

[pic]



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.