реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Роль силы в ненасильственной борьбе

Роль силы в ненасильственной борьбе

МГТУ имени Н.Э.Баумана

РЕФЕРАТ

ПО ПОЛИТОЛОГИИ

НА ТЕМУ :

“ РОЛЬ СИЛЫ В НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ БОРЬБЕ “

Cтудент :

Группа

:

Преподаватель :

Волкова И.В.

МОСКВА 1996 год.

- 2 -

Теория ненасилия

Термин ненасилие в последнее время становится всё более и

более популярным. Он прочно вошел в обиход политической лексики ;

без него редко обходятся в политологических дискуссиях оно всё

чаще встречается в прессе , в статьях , вышедших по поводу текущих

социальных и политических событий . Причин этому достаточно . Помимо

ужаса перед творящимся на наших глазах и всё возрастающим насилием

, помимо осознания гибельности насилия во имя любых целей , помимо

авторитета мыслителей , общественных деятелей , с которыми связываются

идеи и практика ненасилия , да и просто человеческой

привлекательности философии ненасилия , в быстром принятии слова

’’ненасилие’’ и связанных с ним ассоциаций кроется усталость от

привычных слов , с помощью которых принято выражать возвышенные

этические идеи .

Насилие и ненасилие присутствуют во всех культурах , у всех

народов . Насилие на протяжении многих веков было , можно сказать ,

формой общественного развития , а наряду с этим существовали

упования на ненасилие , различным образом выражаемые , вылившиеся на

уровне индивидуального самоопределения в непротивлении , неучастии ,

пассивности , уходе . Как известно , евангельский образ ненасилия и

состоит в этом : ‘’Не противься злому . Но кто ударит тебя в

правую щёку , обрати левую ’’. Многие из современных приверженцев

теории и практики ненасилия стремятся привлечь такой новозаветный

материал для обосновании идеи ненасилия . Но ведь и по Евангелию ,

и по Деяниям Апостолов известно , что раннехристианская социально-

этическая доктрина , имея в качестве одного из краеугольных камней

заповедь ненасилия , вполне допускала из прагматических соображений

насилие в отношении ярых противников истинной веры или

вероотступников . Только благодаря реформаторству Л.В. Толстого

заповедь ‘’ не противься злому’’ приобрела тот смысл , который мы

стараемся вычитать в ней сегодня :’’ Не противься злу насилием ‘’,и

это - одна из ряда возможных интерпретаций евангельской заповеди .

В каждой культуре существуют две альтернативы : одна -

ориентация на насилие , другая - на ненасилие . При этом в разных

культурах указанная альтернатива проявляется по-разному . Чтобы полнее

понять идею ненасилия , рассмотрим проявление этой идеи в культурах

Востока , Запада и России.

Традиционным культурам , определяющим лицо Востока , присуще

гармонизирующие видение человека и космоса , их нерасчленённость ,

полное единение . ‘’Мир и я рождаемся вместе , и вся тьма вещей

составляет единое со мной ‘’ - говорится в даосском тексте ‘’ Чжуан-

цзы ‘’ ( 4 в. до н.э.).О той же гармонии говорят и конфуцианцы . По

словам Чан-Цзая ( 9 в. ) , ‘’ небеса - мой отец , земля - мать моя , и

даже такое мельчайшее существо , как ‘’ я’’ , находит себе место

среди них . Все люди - мои братья и сёстры , все существа - мои

друзья ’’ . Апофеозом ненасильственного отношения ко всему живому

является индийский джайнизм . ‘’ Книга о хорошем поведении ‘’ из

джайнского канона наставляет : ‘’ Причинение вреда земле подобно

избиению , ранению и убийству слепого ... Зная это , человек не

должен грешить против земли или позволять другим делать это ...

Человек , который воздерживается от причинения вреда даже ветру ,

знает о страданиях всех живых существ ... Тот , кто знает , что

плохо для него самого , знает , что плохо для других , и наоборот

... ‘’

- 3-

Но вот , что парадоксально : ненасильственное отношение к природе

имело негативные последствия для судеб народов

Востока . Потому что

невыделенность человека из природы проектировалась на общество .

Отсюда -отсутствие понятия индивид , личность .Человек рассматривается

как ‘’ песчинка’’ в природе и обществе . Его самоценность не

признаётся . Поэтому в традиционном обществе по отношению к человеку

допускается насилие со стороны государства . Об этом ярко

свидетельствует кастовая система , функционирующая до сих пор в

индийской культуре . В традиционной культуре Китая человек

рассматривается в качестве “ песчинки” , слагающей окружности

социальной иерархии , расположенные вокруг единого центра -

императорской власти , обладающей правом на любые формы насилия во

имя сохранения общественной системы ,” освящённой Небом “ . Короче

говоря , в восточном традиционном обществе наблюдается , с одной

стороны , ориентация на ненасилие в отношении к природе , а с

другой стороны , - насильственная ориентация государства по отношению

к человеку .

На Западе мы видим совсем другую альтернативу . Начиная с

античности , возрастает отпадение человека от космоса и человек по

отношению к природе выступает как “ царь “ , который вправе

управлять ею . Но с другой стороны , выделение человека из природы ,

придание ему “ царственного ” статуса позволило Западу , получив

первые импульсы в итальянском Возрождении , двигаться от идеи

индивида к индивидуальности и , наконец , личности . К новому времени

происходит фактически окончательный разрыв Европы с традиционным

обществом , тогда же возникают политологические понятия ” Запад ”

и

” Восток” . Новая экономическая и политическая реальность европейской

истории коренным образом меняет отношение к человеку , ведёт к

утверждению его

” естественных ”прав , к числу которых прежде всего относится право

на жизнь , на безопасность .

Сравнительный анализ культурных традиций Востока и Запада

помогает трезво оценить отечественную ситуацию . Не только в силу

нашего географического срединного положения , но и вследствие ряда

исторических причин , в России , по крайней мере в 20 в. ,

сложилась ситуация безальтернативности - ориентация на насилие и по

отношению к природе , и

к человеку в обществе .

Где же выход ? Наверное , единственная надежда для нашего мира

это“ узкий и прямой путь ненасилия ” ( М . Ганди ) . Это отказ от

насилия , от стремления подавить , эксплуатировать , манипулировать или

подчинить противостоящую сторону , признание её равноценности и

достоинства как партнёра диалога . Именно здесь кроется исток поиска

компромиссов , нахождения баланса сил и обретения солидарности ,

мирного разрешения конфликтов , трудных путей со-беседования и со-

труднечества , со-гласия и со-ревнования , со-страдания и со-чувствия ,

со-единения и со-средоточения . Жизнь оказывается важнейшей этической

ценностью . Отказ от идеологии господства и подчинения отнюдь не

означает отказ от власти , а лишь от определённых форм

осуществления власти - от авторитарно - деспотических и репрессивно -

насильственных механизмов её реализации , вообще недопускающих ни

самоорганизации , ни самоуправления , ни свободы личности .

Какие же методы можно применять в борьбе за ненасилие ?

Казалось бы ,

о применении силы не может идти и речи ( ведь борьба

ненасильственная ) ,

- 4 -

однако сила в ненасильственной борьбе не только применительна , но

и занимает

в ней очень важное место .

Рассмотрим этот интересный вопрос более подробно . Он нашёл

своё отражение в работе Дж.Шарпа “ Роль силы в ненасильственной

борьбе “.

В этой работе много интересных мыслей , большинство из них ,

достойных нашего приводится ниже .

Понятие силы

В основе ненасильственной борьбы лежит определённое понимание

природы силы в обществе и политике . Эту борьбу невозможно понять ,

если не принимать во внимание такого важного элемента , как сила .

Данное утверждение находится в прямом противоречии с широко

распространенными представлениями о то , что ненасильственное действие

теоретически и практически игнорирует реальность силы в политике ,

и что сторонники ненасильственных действий очень наивны , ибо не

видят в насилии источник политического могущества . Эти представления

связаны с отрицанием или игнорированием силы в политике и той

роли , какую она играет в процессе ненасильственной борьбы.

Ненасильственная борьба представляет собой политическую технику ,

которую необходимо понять исходя из её собственной природы , а не

объяснять или оценивать её по ассоциации или сходству с другими

явлениями . Эта техника скорее использует социальные , психологические

, экономические и политические методы воздействия на оппонента (

согласно учению ненасилия , субъекта , против действий или политики

которого ведется борьба , следует не называть врагом , противником , а

оппонентом .Тем самым выражается принципиальная готовность к

взаимопониманию , диалогу , сотрудничеству ) . Она включает около 200

методов символического протеста , социального несотрудничества ,

экономических бойкотов , трудовых забастовок , политического

несотрудничества и мирного вмешательства ( которое может

варьироваться от сидячего протеста до создания параллельного

правительства) . Эти разнообразные методы также именуются “ оружием “

ненасильственных действий.

Данную технику не следует путать с отличными от неё , но не

менее важными проявлениями религиозных и нравственных убеждений ,

которые предполагают уклонение от насилия . Однако гораздо чаще люди

и движения , осуществлявшие практику ненасильственной борьбы , не

принимали в принципе обязательства использовать только мирные

средства . Они использовали насилие прежде или готовы прибегнуть к

нему при определённых обстоятельствах в будущем . Иными словами , при

наличных условиях эти люди были готовы следовать благородной

стратегии ненасильственной борьбы для достижения конкретных целей ,

хотя и не были связаны обязательством использовать именно эти

средства в любых возможных ситуациях . Основной причиной выбора этой

стратегии была надежда увеличить свои шансы на успех в данном

конфликте .

Ненасильственная борьба является техникой противостояния силы

противнику - оппоненту . Группа , выступающая в качестве оппонента ,

обычно обладает значительной административной , экономической ,

политической и военной мощью .

Эта группа обычно представляет собой контролируемый элитой

государственный аппарат , который враждебен благополучию и интересам

широкого населения . Однако часто в качестве оппонента выступает

внегосударственное образование ,поддерживаемое государственными

структурами.

- 5 -

Широкие круги населения , которые испытывают отрицательное воздействие

политического курса и действий группы , которая рассматривается в

качестве оппонента , могут быть названы “ притесняемой “ группой .Эта

группа может

заниматься отдельными проблемами или выступать против политики в

целом , или даже может не признавать режима . Но группа , которая

фактически участвует в ненасильственной борьбе , меньше “ притесняемой

” группы , хотя количество людей и различных социальных институтов ,

вовлечённых в эту борьбу , может широко варьироваться .

Эта борьба не может быть понята или разумно организованна без

внимания к возможности силы . Термин “ сила ” используется здесь для

обозначения всей совокупности различных видов воздействия и

давления ( включая санкции ), помогающих группе или обществу сохранить

себя , реализующих их политический

курс и способствующий ведению внутренней и внешней борьбы . Сила

может измеряться соответствующей возможностью контролировать ситуацию

, людей и институты , или возможностью мобилизовывать людей и

институты на определённое действие .Такого рода сила может быть

использована , чтобы дать возможность группе достичь определённой

цели ; осуществить или изменить политический курс ; побудить других

людей вести себя так , как того желают обладатели силы ;

сопротивляться или поддерживать существующую систему , политику и

отношения ; изменить или разрушить существующую расстановку сил или

институтов ; или совершенствовать комбинацию всех этих факторов .

Политическая сила может находиться в руках правительств ,

государства , институтов , оппозиционных движений и других групп .Она

может быть использована непосредственно , но может быть и резервной

способностью ,

оказывая влияние лишь фактором своего существования .

Чтобы понять роль силы в ненасильственных действиях , необходимо

взглянуть на её природу и динамику , - как в группе оппонентов ,

так и в группе ненасильственного действия .

Зависимость правителей

Часто упускается из виду тот факт , что сила , которой обладают

отдельные индивиды и группы на высших уровнях политического

руководства и управления в любом правительстве (т.е. те , кого мы

для краткости называем

” правителями” ), не является чем - то изначально присущим . Эту силу

они получают извне , из общества , которым они управляют .

Главы правительств и политических систем не являются ни

всемогущими , ни обладающими самовоспроизводящейся силой . Господство

правителей и политической элиты зависит в конечном счёте от

сотрудничества населения и общественных институтов .

Политическая сила возникает из взаимодействия всех или хотя бы

нескольких источников , таких как :

1) . Власть. Устойчивость и действенность власти правителей и её

легитимность в глазах подданных.

2) . Человеческие ресурсы . Число людей , поддерживающих , сотрудничающих

или оказывающих особое содействие , их число относительно всего

населения , а также формы и устойчивость их организаций .

3) . Знания и навыки .Умения , знания и возможности этих людей , их

способность удовлетворять потребности правителей .

- 6 -

4) . Скрытые факторы . Психологические и идеологические факторы ,

такие как привычки , отношение к повиновению и подчинению , наличие

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.