реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Регионология 30 вопросов

Регионология 30 вопросов

1.Процессы децентрализации, дезинтеграции и суверенизации на советском и

постсоветском пространстве.

Во всем мире одновременно с процессами интеграции (интеграция Европы в ЕС)

протекают и процессы дезинтеграции (образовалось около 2 десятков новых

независимых государств Европы). Существуют объективные и субъективные

причины. Причинами дезинтеграционных процессов в СССР:

- несовершенство государственного устройства (фиктивная федерация с

четырьмя неравноправными уровнями — союзная республика, автономная

республика, национальная область, национальный округ,

- неоднородность государства по причине огромной территории, истор. соц.

и экон развития;

- крушение коммунистической идеологии и административно-командной системы

управления

На эти причины наложилось множество субъективных причин, побуждавшие бывшие

республики выйти из состава СССР. В ходе перестройки руководство СССР

столкнулся с огромными трудностями: падение авторитета, кризис доверия,

социальная напряженность, многолюдные митинги протеста, выступления

шахтеров, противостояние консервативных лидеров партии. Слабость

горбачевского правительства, его неспособность обеспечить интересы

номенклатуры и подавить сепаратистские тенденции в национальных регионах,

привели к усилению стремлений республик выйти из состава СССР. СССР вступил

в полосу дезинтеграции, в 1990г. — Латвия, Литва и Эстония в одностороннем

порядке объявили о суверенитете. В некоторых регионах вспыхнули

межнациональные конфликты (в Фергане, Нагорный Карабах, Орша в Киргизии).

По стране прокатилась «волна суверенитетов», «война законов», формирования

собственных органов власти и новых названий республик (Кыргызстан и т.д.).

Россия 12 июня 1990г приняла Декларацию о суверенитете. В 90-91гг.

активизировались сепаратистские настроения на Украине и в других союзных

республиках, обострилось противостояние союзного Центра и РФ. Попытка

президента СССР Горбачев сохранить СССР в обновленном виде путем заключения

нового Союзного договора была сорвана путчем 91г. Процесс распада СССР

завершился в декабре 91г. объявлением роспуска СССР и оформлением договора

о СНГ (Содружество Независимых Государств) главами 3 бывших славянских

республик РФ, Украины и Белоруссии («Беловежское соглашение»), позже к СНГ

присоединились остальные бывшие республики (кроме Балтии). Крушение жестко-

централизованного государственного образования (каким был СССР) неизбежно

сопровождается продолжением центробежных процессов уже на территории новых

государств. Что было обусловлено следующими причинами:

1. Политика государственного строительства основывалась на принципе «право

наций на самоопределение». Национально - культурная автономия, принятая

во всем мире была отвергнута.

2. Последствия национальной политики бывшего СССР — границы национальных

образований устанавливались без учета исторических и этнических

особенностей.

3. Последствия огромной миграции, связанной с депортациями целых народов и

рассеяние их среди других национальностей, с великими стройками,

освоением целины и т.д.

4. В ходе демократизации политического устройства государств на

постсоветском пространстве и формирования открытой экономики неизбежно

происходили процессы децентрализации.

Децентрализация в России шла перераспределением полномочий между различными

уровнями власти: федеральной властью, властью субъекта федерации и местного

самоуправления. Желание национальных меньшинств получить юольше прав,

улучшить материальное, и социальное положение привело к развитию процессов

дезинтеграции и суверенизации на постсоветском пространстве. Республики и

автономии решили стать действительно суверенными, приобрести реальный

статус самостоятельных государственных образований, защитить свой язык и

культуру, обеспечить их нормальное развитие. В этих демократических по сути

стремлениях, проявилось и стремление обеспечить приоритетные права коренной

нации за счет других национальностей. Процессы децентрализации,

дезинтеграции и суверенизации усугублялись: 1. экономическими причинами

(экономический кризис, безработица, обнищание); 2. социально-

психологическими (межнациональные барьеры общения, негативные формы

национального самоутверждения, открытый национализм, амбиции национальных

вождей); 3. территориальными и другими. Пик развития этих процессов в

России пришелся на 1991-1993 годы, когда возникла угроза распада РФ,

республики, входившие в ее состав объявили о своем суверенитете и отказа от

статуса автономий, требовали равноправия и большей самостоятельности,

вносились предложения о создании конфедерации взамен федерации. Татарстан,

Башкортостан, Якутия, Чечня взяли курс на выход из РФ. Отчисления в

федеральный бюджет ими задерживаются или прекращаются. В условиях

обострения экономического кризиса, разрыва хозяйственных связей, обнищания

населения элита национальных республик подогревала националистические

чувства. Тем не менее в 1992г. был подписан Федеральный договор.

Конституция РФ 1993г. закрепила принципы федеративного договора и

подтвердила принцип смешанной федерации. Появилась возможность выстроить

новую конституционную систему власти и федеративных отношений, которая

положила бы конец процессу дезинтеграции. Но для этого необходимо было

создать механизмы реализации, т.е. конституционных законов — о

разграничении полномочий между Центром и субъектами Федерации, и об

организации власти в регионах. Но сепаратистские настроения в регионах и

собственные интересы региональных элит направили процесс в договорное русло

(раграничение полномочий не на основе конституционных законов, а в

соответствии с Договором). В феврале 1994г. был подписан отдельный договор

с Татарстаном, не подписавшим общий федеративный договор. Позже остальные

субъекты федерации инициировали подписание таки же договоров с Центром.

Одновременно с процессами дезинтеграции обостряются межнациональные

отношения в некоторых регионах — конфликт между осетинами и ингушами в

1992г ; фактическое отделение Чечни и вооруженный конфликт с Центром.

Не обошли процессы децентрализации, дезинтеграции и суверенизации и

другие новые государства на территории бывшего СССР, что обусловлено теми

же причинами. Вполне естественно, что попытки продолжить дезинтеграцию на

постсоветском пространстве предприняли лидеры «двойных меньшинств» — армян

в Азербайджане, абхазы и южные осетины в Грузии. Эти попытки встретили

жесткий отпор со стороны властей новых государств. В результате конфликты

переросли в вооруженную фазу. Такие конфликты затронули Азербайджан,

Молдову, Грузию. Власти одних государств втягивались в вооруженные

конфликты, выступая за сохранение территориальной целостности страны

(Азербайджан — конфликт между азербайджанцами и армянами в Нагорном

Карабахе; Грузия - конфликте между грузинами и осетинами в Южной Осетии,

между грузинами и абхазами в Абхазии; Молдова — конфликт молдаван с

русскоязычным населением в Приднестровье), власти других государств в таких

случаях воздерживаются от эксцессов, могущих послужить поводами для

насилия. Аналогичные формы латентного межнационального конфликта пока

наблюдаются в Эстонии, Латвии и Казахстане между титульными нациями и

русскоязычным населением, которое сохраняет цивилизованное поведение

На сегодняшней день процессы дезинтеграции и децентрализации не

остановлены, они усиливаются в условиях экономического кризиса, в котором

находится Россия и многие постсоветские государства. Неудачи эконом. реформ

усилило неприятие проводимой Центром политики, стимулирует центробежные

процессы и национальный и региональный сепаратизм. Этому способствуют узкие

региональные интересы, толкающие руководителей на решения, нарушающие

единое пространство: экономическое (например, запреты на вывоз продукции);

правовое (несоответствие законов субъекта Конституции РФ). Субъекты

Федерации требуют от федерального Центра все большую часть налоговых

поступлений и расширения прав. Открытая экономика способствует расширению

внешних связей регионов помимо федерального центра. Появляются предложения

о передаче властям субъектов полномочий федеральных судов и силовых

ведомств. Существует мнение, что вертикаль гос. власти ослаблена и все три

уровня власти (федеральный, региональный и местное самоуправление)

существуют как бы параллельно. Во многом это связано с отсутствием

законодательно закрепленного разграничения полномочий и обязанностей и

неотрегулированностью взаимоотношений, особенно бюджетных. Главным фактором

влияния Центра на регионы является распределение финансовых ресурсов через

трансферты. Если учесть, что регионов-доноров в России меньше десятка, то

сокращение федерального финансирования усугубляет положение. Процессы

дезинтеграции можно остановить с помощью правильной региональной и

национальной политики, при стабильной экон. ситуации и постепенном

выравнивании соц.-экон. состояния регионов, при четком законодательно

закрепленном порядке распределения полномочий между центром и регионами,

учете всех специфических моментов национального и конфессионального

своеобразия регионов.

2.Россия и ближнее зарубежье (БЗ): интересы и цели политики.

После распада СССР Россия сократилась в своих геополитических параметрах,

получила вдоль своих "прозрачных" границ ряд новых государств БЗ. Бывшие

республики национализировали наиболее мощные военные группировки на своих

территориях. Раздел черноморского флота с Украиной долгие годы портил их

взаимные отношения. Разрастались военные конфликты у ее границ и на самой

территории России (Нагорный Карабах в Азербайджане, Абхазия в Грузии,

Таджикистан, Чечня). Обострились проблемы русских в ближнем зарубежье и

беженцев из соседних государств в Россию. Все это ставило новые

внешнеполитические вопросы в отношениях со странами БЗ. Россия постепенно

отошла от двух крайних позиций - имперских привычек и самоустранения от

возникающих проблем. Именно благодаря этому удалось избежать серьезного

конфликта между Россией и БЗ. Все бывшие республики СССР, став членами ООН,

несколько дистанцировались от России, у каждой из них складывались свои

экономические и политические интересы, перед каждым стал вопрос на кого им

ориентироваться: на Россию или искать новых стратегических партнеров на

Западе или на Востоке. Направленность внешней политики каждого государства

складывалось под воздействием многих факторов и не всегда их цели совпадают

с целями России (Молдавия сближается с Румынией, Украина, Грузия,

Азербайджан, страны Балтии стремятся в ЕС и НАТО). Но т.к. Россия остается

их ближним соседом, то взаимодействие неизбежно. С точки зрения политики

национальной безопасности главной целью является формирование внешнего

окружения, благоприятного для внутреннего развития страны. Поэтому

приоритетным для всех стран становиться налаживание добрососедских и

взаимовыгодных отношений. БЗ является сферой интересов России по ряду

причин:

1. Долгие годы входили в СССР, их объединяло историческое развитие и

экономические связи. Они соединены системой магистральных трубопроводов

Это районы проживания значительного числа русских.

2. Экономические интересы России обусловлены тем, что БЗ это —

перспективный рынок для ее товаров и технологий; районы богатый

энергоресурсами и др. мин. ресурсами; это районы через который проходят

важные транспортные коммуникации, в перспективе их будет еще больше.

3. Это регион, где расположены партнеры России по СНГ, Договору о

коллективной безопасности и т.д.

4. Необходимость обеспечения национальной безопасности России. Границы

между Россией и государствами БЗ остаются прозрачными. Возникли

вооруженные конфликты в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдове.

Существуют угрозы со стороны внешних границ соседних государств, прежде

всего со стороны Афганистана. Существует угроща распространения

межэтнических конфликтов, контрабанды наркотиков, оружия, терроризма,

религиозного экстремизма и агрессивного национализма

5. Для России БЗ представляет интерес с т.зрения геостратегии: Закавказье

связывает Черное море с Каспием, Россию с Ближним Востоком: Украина и

Белоруссия связывают Р с Европой.

До 1993г. политика России была неопределенной. В 1993г. утверждаются

основные положения внешнеполитической концепции России, где сделан акцент

на поддержании целостности постсоветского пространства. Было объявлено, что

налаживание устойчивых связей со странами БЗ является главным содержанием

российской политики. Главными целями и задачами России по отношению к БЗ:

1. Цель по отношению к государствам СНГ— от экон. и полит. интеграции - до

объединенного государства, способного претендовать на достойное место в

мировом сообществе. Основные задачи - обеспечить стабильность во всех ее

измерениях (полит., экон., гуманитарной); оказывать и правовое содействие

становлению стран СНГ в качестве политически и экономически устойчивых

государств, проводящих дружественную политику по отношению к России.

2. Цель по отношению к остальному БЗ (Балтия) — формирование системы

дружественных полит. и экон. отношений.

Попытки усиления американского влияния на БЗ, а также исламского

экстремизма затрагивают интересы безопасности России, В последние годы

разработана концепция государственных интересов. При этом к числу

приоритетных целей относят: национальную безопасность, связанную с обороной

страны и соответствующими дипломатическими действиями; экономические

интересы, связанные с укреплением позиций на мировом рынке и защитой

внутреннего рынка. Интересы Р в БЗ обеспечивались триадой — военные базы,

охрана внешних границ, миротворчество. С большей частью ближнего зарубежья

отношения строились в рамках СНГ и Договора о коллективной безопасности

(подписан 6 странами Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан,

Туркмения). Военное сотрудничество крепнет только с Арменией, Беларусью и

Таджикистаном. На территориях ряда государств с их согласия остались

военные базы и российские войска в составе миротворческих сил СНГ. На

территории БЗ продолжаются миротворческие операции в Приднестровье, Южной

Осетии, Таджикистане, Грузии (в зоне абхазского конфликта). Сегодня

российское присутствие сокращается по всем трем направлениям — идет

сокращение военного присутствия в Грузии, Приднестровье (согласно

международных договоренностей) и сокращение пограничных войск из-за

экономических трудностей. Сегодня можно говорить о сокращение присутствия

(экономического, политического, военного, культурного) в отдаляющихся от Р

государствах БЗ, за исключением Белоруссии, Армении, Таджикистана. У

каждого государства свои цели и интересы в политики, зачастую они

противоречат интересам Р. Хотя все новые государства — являются

республиками с переходной экономикой, но методы политики различны (от

наиболее демократических режимов в Балтии до авторитарных в Азии).

Казахстан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия идут примерно одним путем - к

авторитарно-клановой власти, держа дистанцию от Москвы. Страны Балтии,

Украина, Молдова, Грузия и Азербайджан связывают свои планы на будущее с

Европейским союзом и НАТО. Государства БЗ маневрирует между стремлением

приобщиться к европейской экономической цивилизации и объективно

существующей экономической интеграцией с СНГ и Россией. Россия разделяет

стремление стран БЗ войти в мировое сообщество, но протестует против

продвижения НАТО к своим границам. Существуют тенденции интеграции — создан

союз Белоруссии и России. Белоруссия по существу остается единственным

последовательным союзником России. Различие в интересах стран БЗ выливались

в претензии по поводу территориальных споров, неурегулированности правовых

вопросов, проблемы русскоязычного населения, по экономическим проблемам

(сокращения подачи газа, условий оплаты, стоимости и пути перекачки по

чужой территории и по поводу поставок оружия конфликтующим сторонам,

раздела Каспийского моря, пути перекачки нефти и т.д.). На современной

ситуации не может не сказываться экономическое и политическое состояние

России, ее слабость в возможности решения экономических и политических

проблем. Из-за невозможности реализации северного варианта нефтепровода,

Азербайджан, Турция и Грузия подписали пакет соглашений по экспортному

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.