реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Региональная политика России

Региональная политика России

I. Региональная политика России:

концепции, проблемы, решения.

Любая политика - это цели и задачи, преследуемые и решаемые

людьми в связи с их конкретными интересами, а также методы,

средства и институты, с помощью который данные интересы формиру-

ются, отстаиваются и защищаются.

Региональной политикой можно считать лишь такую систему на-

мерений и действий, которая реализует интересы государства в от-

ношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и

способами, учитывающими природу современных региональных процес-

сов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре

меж- и внутрирегиональных связей.

Региональная политика - это целостное и самодостаточное зве-

но политической основы общества, без которого последнее, а также

каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случай-

но и без гарантированного успеха существовать на каждой конкрет-

ной территории, оставаясь "наедине" с государством, его экономи-

ческой, внешней, внутренней и иной политикой.

Всякая политика хороша настолько, насколько ей удается под-

держивать баланс различных интересов. Региональная политика - не

исключение. Она в той мере политика и в той мере эффективна, в

какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными

интересами государства и местными интересами самих регионов.

Объединительной идеей и государственной, и местной регио-

нальной политики может и должна стать устойчивость, стабильность

меж- и внутрирегиональных отношений.

Ведущим, жизненно важным интересом России ныне стало недопу-

щение необратимой территориальной дезинтеграции государства.

Главным же интересом каждого региона - блокирование необратимого

распада сферы, сбалансированность социальных, экономических, при-

родоресурсных и иных отношений; обеспечение на этой основе ста-

бильного и согласованного развития всех элементов локализованной

сферы, соответствующего потребностям человека, общества и приро-

ды. При этом подразумевается, что кроме общеэкономического, обще-

социального и иного общего потенциала есть мощный внутрирегио-

нальный потенциал, который можно реализовать исключительно на

местном уровне - и это одна из первейших задач региональной поли-

тики и самих регионов, и государства.

Региональная политика, намечаемая и проводимая самими регио-

нами, - это то, что должно делаться для согласованного и взаимно

неразрушающего развития всех элементов пространственно локализо-

ванной сферы на конкретной территории и с учетом местных условий.

Государственная региональная политика призвана обеспечить дееспо-

собность региональной политики на местах.

Объект региональной политики - взаимосвязи и отношения между

регионами.

Главный региональный интерес России в настоящее время должен

быть осознан как минимизация негативных проявлений территориаль-

ной дезинтеграции на уровне субъектов Федерации, как поддержка

местных преобразований, как создание общероссийских условий для

того, чтобы каждый субъект Федерации максимально использовал свой

внутренний потенциал и во все меньшей мере претендовал на скудные

возможности государственной помощи.

Местные интересы определяются обеспечением полнокровного и

сбалансированного существования на данной территории человека,

общества и природы, гарантирование их согласованного воспроиз-

водства на базе задействования ресурсов и полномочий, государс-

твенно признаваемых местными.

Фундаментальными методами региональной политики можно счи-

тать разъяснение ее содержания, смысла и практической пользы для

всех без исключения сторон, согласительно-договорные процедуры с

развернутым закреплением условий, обеспечивающих интересы регио-

нального развития, формирование соответствующей правовой базы.

Только с сознанием общественной необходимости региональной

политики, с ее разработкой и реализацией появится возможность к

решению общероссийских проблем: начавшееся хозяйственное обособ-

ление регионов; региональная суверенизация и конфронтация в отно-

шениях региональных структур власти и управления с общегосударс-

твенными; национально-этническое развитие и дополнительное обо-

собление по этому поводу, внутрирегиональные конфликты социально-

го и общественно-политического характера; формирование собствен-

ной региональной ресурсной базы социально-экономического разви-

тия; экологическая стабильность и другие условия устойчивого раз-

вития регионов (особенно северных территорий); выделение и функ-

ционирование регионов со специфическими статусами (свободные эко-

номические зоны, федеральные охраняемые территории, зоны экологи-

ческого бедствия и т.п.) и др.

II. Регион и центр: проблемы взаимоотношений.

Взаимодействия региональных и центральных органов власти в

1992 - 1993 годах определялись в основном стремлением центра к

системному реформированию экономики, а регионов - к защите от

"негативных" последствий реформ. При этом часть регионов стреми-

лась максимально использовать возникающие в процессе реформ воз-

можности для экономического продвижения, другая часть пыталась

скорректировать само направление экономического реформирования.

Эти взаимодействия проходят в весьма сложной политической

обстановке открытой конфронтации примерно равных по потенциальным

возможностям ветвей власти, в условиях ослабленности институтов

национальной государственности, высокого уровня социальной нап-

равленности, ограниченной лояльности силовых государственных

структур. Как разворачивалось это противостояние, какова динамика

взаимодействия центра и регионов? Особая острота проблемы в том,

что во-первых, качественно видоизменяются экономические отноше-

ния, которые находятся в начале длительного этапа становления

рынка; во-вторых, качественно обновляются и также находятся на

начальном этапе не менее длительного становления федерализм и

местное самоуправление.

Структуризация власти на федеральном уровне традиционно

рассматривалось как производная противоречий между представитель-

ной и исполнительной ее ветвями.

Администрация Президента.

Региональная политика федеральных властей в понимании прези-

дентский структур должна включать такие элементы, как:

1) конституционный процесс (правовое определение отношений

между субъектами Федерации и центральными структурами, символизи-

рующими Федерацию в целом);

2) согласование интересов территорий с различным статусом

(национальные республики - области) и различных этнических групп.

Экономическая составляющая региональной политики рассматривается

президентскими структурами скорее, как средство решения, как они

считают, действительных проблем - сохранение целостности госу-

дарства и поддержание межнациональной стабильности.

Распад Федерации рассматривается администрацией как постоян-

ная угроза. Для удержания под контролем центробежных тенденций

главные усилия она направляет на соблюдение базовых конституцион-

ных принципов (равноправие субъектов Федерации, единство госу-

дарственного строя, отсутствие внутренних экономических границ).

Исключительно силовыми методами обеспечить соблюдение этих прин-

ципов не реально, ставка делается на разработку и осуществление

"новой региональной стратегии российского государства", направ-

ленной на преодоление дифференциации регионов по уровню жизни,

развитие межрегионального сотрудничества, а также "переход от уз-

коэкономических к более широким - общественным и социальным це-

лям".

Реалистичность постановки таких целей весьма сомнительна.

Единственное, что можно серьезно обсуждать в идеологических пост-

роениях президентских экспертов, - это необходимость быстрого ре-

формирования налоговой системы с разделением налоговых баз бюдже-

тов городов, регионов и Федерации. Сотрудники президентской адми-

нистрации считают, что в этом случае "каждый уровень государс-

твенной власти будет по-настоящему независим от других" (именно

в этом случае единство Федерации будет соблюдаться неукоснитель-

но). Для укрепления такого единства намечается также обеспечить

приорететное развитие единой инфраструктуры и окончательно разг-

раничить федеральную и региональную собственность.

Наиболее противоречива позиция президентской команды относи-

тельно определения реального статуса регионов. С одной стороны,

утверждается, что регионы не являются субъектами экономических

отношений, с другой - что регионы обладают определенными полномо-

чиями в регулировании экономического поведения на их администра-

тивной территории. Возможный выход из такого конфликтного положе-

ния видится в создании Федерального фонда регионального развития,

ориентированного на поддержку экономических депрессивных регионов

и формируемого за счет территориальной ренты, изымаемой в более

благоприятных регионах.

Правительство.

В отличие от президентской администрации правительственные

структуры в качестве приорететных целей региональной политики

выдвигают в основном экономические. Ключевым элементом такой по-

литики является предоставление регионам прав на ускоренное рефор-

мирование экономических отношений ради скорейшего преодоления

кризиса переходного периода.

Правительство также занимает более жесткую позицию относи-

тельно претензий региональных властей на руководство деятель-

ностью экономических субъектов.

Региональная политика правительства, блокирована межведомс-

твенными противоречиями.

В итого региональная политики свелась к разрешению межнацио-

нальных проблем

Несмотря на предположение о том, что новые структуры предс-

тавительной власти на федеральном уровне станут лоббистскими ма-

шинами региональной администрации, пока что нет подтверждения та-

ким опасениям.

Государственная дума отличается лоббированием интересов от-

дельных отраслей ( в основном АПК, ТЭК и финансовые структуры).

Совет Федерации все глубже увязает в разбирательстве межнацио-

нальных проблем. Частично это объясняется согласием исполнитель-

ных структур на своего рода разделение сфер влияния и ответствен-

ности.

Отсутствие скоординированной региональной политики обуслов-

лено не только внутренними противоречиями федеральных властей, но

и отсутствием давления со стороны регионов. С одной стороны, фе-

деральным властям удалось уверить региональные элиты в своей го-

товности к компромиссам по конкретным вопросам (что снизило уро-

вень претензий на общее изменение курса), с другой - произошли

существенные изменения в структуре местных элит. Положение отрас-

левых элит в регионах ослабло в связи с продолжающимся экономи-

ческим спадом и приватизацией, меняющими "статусные веса" участ-

ников. Отраслевые проблемы фактически становятся проблемами реги-

онов, однако при этом не превращаются в региональные по крайней

мере в сознании правящих элит. Руководители регионов обеспокоены

обеспокоены проблемами локальных рынков труда, неплатежей и кри-

зисом сбыта на местных предприятиях, однако считают, что локально

данные проблемы решены быть не могут.

89 административных территорий в рамках Российской Федерации

включают 55 областей и краев, два города федерального подчинения

(Москва и Санкт-Петербург), 21 республику и 11 автономных терри-

торий.

Согласно новой конституции, республики пользуются определен-

ными привилегиями, что служит источником недовольства со стороны

других субъектов Федерации. Часто утверждается, что республики

имеют привилегированное положение при осуществлении бюджетной по-

литики и что их права по контролю за использованием природных ре-

сурсов превышают аналогичные полномочия остальных регионов.

Федеративный договор 1992 года, на котором обосновывается

разделение прав и обязанностей между федеральными и более низкими

административными уровнями, является нечетким и противоречивым в

части, касающейся контроля за природными ресурсами; к тому же тот

факт, что большинство республик беднее многих областей и краев,

мог бы в принципе объяснить различную структуру движения бюджет-

ных средств между центром и регионами. Возможно, наиболее сущест-

венное преимущество республик в отношениях с центром состоит в

том, что на них распространяется положение о централизованном

назначении президентом РФ губернаторов (глав администрации).

В то время как в 1992-1993 годах реформистское крыло рос-

сийского правительства боролось с традиционалистами в парламенте

и в самом правительстве, оно также находилось в конфликте с реги-

ональными элитами и выборными региональными органами власти. Ос-

новной конфликт разворачивался не столько по поводу приватизации

или открытия экономики внешнему миру, столько в отношении двух

базовых элементов экономической трансформации: стабилизации и ли-

берализации цен.

Позицию многих представителей местной элиты - бывшие работ-

ника аппарата, коммунистической партии, директора крупных предп-

риятий, господствующие на провинциальной политической арене -

можно выразить так: "Стабилизация, но не на моей территории".

Местные политические руководители в России оказывают давление на

центр с целью сохранения дотаций производителям в своих регионах

и склонны оттягивать начало структурной перестройки в них.

Можно предположить, что разные регионы должны были бы прово-

дить различную экономическую политику, отражающую исходные уровни

их развития и наличие ресурсов, перспективы адаптации к рыночной

экономике, а также политические предпочтения местных руководите-

лей. В определенной степени эти различия существуют, хотя вызыва-

ющие их конкретные факторы не вполне очевидны.

В ходе статистического анализа факторов, влияющих на темпы

малой приватизации в 77 регионах России в 1992 году, было обнару-

жено, что статистически значимыми оказались лишь различные поли-

тических ориентаций местных руководителей и удельный вес нерусс-

ких во всем населении. Влияние других факторов оказалось незначи-

тельным. Это же справедливо в отношении индекса региональной за-

висимости от таких отраслей промышленности, как металлургия и ма-

шиностроение, которые, как считается, серьезно "страдают" от ре-

форм. В любом случае различия в отношении руководителей на местах

к проводимым преобразованиям имеют ограниченное влияние, посколь-

ку лишь очень небольшое количество административных территорий

возглавляют местные руководители с устоявшейся репутацией сторон-

ников реформ. В настоящее время это города Москва, санкт-петер-

бург, Нижегородская, а также Волгоградская области.

Естественно предположить, что бюджетные перечисления между

разными уровнями управления России характеризуются существенными

различиями. Формально имеет место процесс "дележа снизу вверх", в

ходе которого предположительно стандартные (общенациональные) до-

ли доходов от отдельных налогов, собранных на местном уровне, пе-

редаются центру, а затем перераспределяются из центра в регионы.

Финансовые механизмы региональной политики сегодня являются

мощнейшим рычагом ее действительного становления.

III. Региональная бюджетно-налоговая система

Региональная бюджетно-налоговая система - это обособленная

часть соответствующей государственной системы, связанная с пос-

ледней генетически и структурно. Она составляет именно часть це-

лого (пока существует целостность государства), по-своему отражая

соотношение централизации и децентрализации, баланс центробежных

и центростремительных тенденций. Региональная бюджетно-налоговая

система - символ и гарант региональной ослабленности, независи-

мости, самостоятельности. Отсюда утверждения типа "сильный (или

независимый) бюджет - сильные (или независимые) регионы".

Региональные бюджетно-налоговые системы - порождение и ре-

зультат территориальной организации общества.

Бюджетно-налоговые системы регионов Российской Федерации ак-

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.