реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Развитие анархизма в России в XIX в.

Развитие анархизма в России в XIX в.

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Южно-Уральский Государственный Университет

Кафедра ЭВМ

Реферат

по политологии

на тему: «Развитие анархизма в XIX веке»

Выполнил:

Сатаева Е.В., группа ПС-277

Проверил:

Вазилова М.И.

г.Челябинск

2000г.

Развитие идей анархизма в XIX веке

Анархизм - это социально-философское революционное учение, целью

которого является создание разветвленной сети самостоятельных, но

обязательно сообщающихся между собой коммун, уничтожение государства и

построение свободного, подлинно коммунистического общества, реально

обеспечивающего принцип автономизма личности.

Автономизм (автономность) личности - это не просто независимость,

суверенность и свобода личности, это способ существования человека в мире и

обществе, при котором формируется и раскрывается его никем не подавляемая

индивидуальность.

1. Истоки

Элементы анархического мировоззрения, отдельные философские идеи

протоанархического характера насчитывают много веков. Стремление к полной

свободе личности в свободном обществе, отрицание власти и эксплуатации

проходит через различные цивилизации и эпохи. Эту тенденцию,

представленную античными софистами и киниками, китайскими даосами,

средневековыми европейскими анабаптистами и русскими духоборами,

английским диггером Дж. Уинстенли, французским писателем Франсуа Рабле,

русским еретиком Ф.Косым, французским мыслителем конца 18 века С.Марешалем

и другими, можно охарактеризовать именно как протоанархизм.

Однако анархизм в собственном смысле этого слова, несомненно, порожден

реалиями Нового времени. Лишь с конца XVIII столетия, когда Европа

вступила в эпоху великих революций, способствовавших утверждению

человеческой индивидуальности и крушению основ традиционного общества,

постепенно оформляется анархизм - сначала как философское учение, а затем

как важная часть революционного, освободительного движения.

Возможно, анархизм, стал реакцией на достижения и неудачи Великой

Французской революции: манящий идеал свободы, равенства и братства

обернулся новым буржуазным отчуждением; парламентская демократия не

принесла желанного освобождения личности и выражения народных интересов.

Анархизм окончательно сформировался и самоидентифицировался в 1830-

1840-е гг. - в борьбе и полемике с двумя другими влиятельными течениями,

также порожденными Французской Революцией - буржуазным либерализмом и

государственным социализмом. Если первый подчеркивал значение политической

свободы гражданина (впрочем, признавая необходимость сохранения, хотя и

предельно минимизированного, государства), то второй поднимал на щит

социальное равенство, считая инструментом его осуществления тотальную

государственную регламентацию. Девизом же анархизма, боровшегося на оба

фронта, можно считать знаменитые слова Михаила Бакунина: "Свобода без

социализма есть привилегия и несправедливость... Социализм без свободы

есть рабство и скотство".

2. Теоретики анархизма

Уильям Годвин и Макс Штирнер

Первыми глашатаями анархизма выступили англичанин Вильям Годвин

(1756–1836) и немец Макс Штирнер (Иоганн Каспар Шмидт; 1806–1856). В книге

Годвина «Исследование о политической справедливости и ее влиянии на

всеобщую добродетель и счастье» (1793) и в работе Штирнера «Единственный и

его собственность» (1844) были обозначены контуры анархического

мировоззрения. Оба мыслителя попытались обосновать необходимость

уничтожения государства и децентрализации общественной жизни и

производства, доказать противоположность интересов общества и государства.

Однако взгляды упомянутых теоретиков анархизма совпадали далеко не во всем.

Годвин исходил из тезиса о доброй природе человека, на которую дурно

влияют государственные институты, и предложил анархо-коммунистическую

программу социальных преобразований. В центре построений Штирнера –

уникальная личность, единственный; эту личность нельзя свести к каким-либо

социальным ролям и проявлениям. Немецкий мыслитель призывал человека

низвергнуть надличностные (идеологические) фетиши и деспотические

учреждения, осознать свои истинные интересы и, соединяясь с другими – тоже

единственными – личностями, начать борьбу за свое освобождение.

Годвин, оставаясь приверженцем идей Просвещения, еще верил в великую

силу слова, в возможность преобразовать общество путем пропаганды. Штирнер

уже не считал возможным надеяться на добрую волю правительств и буржуазии.

Он признает необходимость рабочих забастовок, экспроприации собственности и

создания свободного «союза эгоистов». Однако акцент в книге немецкого

мыслителя делается не на проповеди социальной революции, а на призыве к

«восстанию личности».

Так сразу обозначились два направления анархической мысли – философски-

индивидуалистическое, подчеркивающее уникальность отдельной личности, и

социологически-коммунистическое, озабоченное в основном построением

свободного и справедливого общества. При этом воззрения Годвина и Штирнера

дополняют друг друга. Возникшие впоследствии многочисленные анархические

течения основывались на различных вариантах сочетания и совмещения

стремлений к свободе и к социальной справедливости.

И Годвин, и Штирнер были одинокими мыслителями, не слишком

вовлеченными в общественную жизнь. Ни тот, ни другой еще не обозначали свои

взгляды как анархические.

Пьер-Жозеф Прудон

«Отцом анархизма» нередко называют выдающегося французского мыслителя

Пьера Жозефа Прудона (1809–1865). Сын крестьянина, самоучка, проведший

жизнь в тяжелом физическом труде и крайней бедности, Прудон был одним из

немногих вождей социалистического движения XIX в., не принадлежавших к

господствующим классам. С именем Прудона связаны самоидентификация

анархизма, разработка его основных социальных идей и их распространение в

массах.

Ученый и публицист, издатель газет и депутат Национального собрания,

участник революции 1848 г., проведший свои последние годы в эмиграции,

Прудон написал множество книг и статей, из которых наиболее известны работы

«Что такое собственность?» (1840), «Система экономических противоречий, или

Философия нищеты» (1846), «Исповедь революционера» (1849) и «О политической

способности рабочих классов» (1865).

В воззрениях Прудона, как и в его жизни, соединялось немало

противоречивых черт и, казалось бы, несочетаемых качеств: личная скромность

и склонность к мессианству, революционность провозглашавшихся целей и

приверженность к реформистским средствам, вольнолюбие в общественной жизни

и крайняя патриархальность в семейном быту. Отстаивая индивидуальную

свободу, Прудон одновременно писал работу «Порнократия, или Женщины в

настоящее время», выступая против женской эмансипации и обосновывая тезис

об извечном неравенстве полов. Передовой консерватор, реформистский

революционер, оптимистический пессимист – таким предстает этот человек,

которого А.И.Герцен называл «действительным главой революционного принципа

во Франции» и «одним из величайших мыслителей нашего века».

Прудон был противником государственного насилия в любых формах: будь

то конституционная монархия Луи Филиппа, бонапартистская империя,

якобинская республика или революционная диктатура. Проанализировав опыт

революции 1848 г., Прудон сделал вывод: революция несовместима с

государством, а попытки реализовать утопии приверженцев государственного

социализма (Луи Блана, Огюста Бланки и других), рассчитывавших овладеть

властью и использовать ее как инструмент преобразований, ведут только к

победе реакции и к поражению революции.

Если у Штирнера и Годвина, мало известных широкой публике,

анархический идеал носил по преимуществу абстрактно-философский характер, а

критика государства явно преобладала над конструктивными идеями, то Прудон

развил и популяризировал анархическое мировоззрение, во многом подготовив

появление поколения парижских коммунаров.

Задачей социализма в XIX в. Прудон считал достижение реального

социального равенства и обеспечение реальной свободы (т.е. преодоление

власти государства над человеком). Прудон избегал абстрактных схем, не

занимался прожектерством, а стремился изучить и оценить уже существовавшие

тенденции. Он говорил: «Я не предлагаю никакой системы; я требую

уничтожения привилегий и рабства, я хочу равноправия... Предоставляю другим

дисциплинировать мир».

Государственной власти, иерархии, централизации, бюрократии и праву

Прудон противопоставил принципы федерализма, децентрализации, взаимности

(мютюэлизма), свободного договора и самоуправления. Характеризуя

современное общество, Прудон писал о круговой поруке буржуазии и власти, о

сочетании централизации и монополизации с безудержной конкуренцией,

пронизанной «духом несолидарности и корысти». Во имя свободы Прудон нападал

на государство, во имя равенства – на собственность.

Прудон утверждал, что политическая свобода невозможна без

экономического обеспечения и без децентрализации управления. «То, что

называют в политике властью, – писал он, – аналогично и равноценно тому,

что в политической экономии называют собственностью; эти две идеи равны

друг другу и тождественны; нападать на одну – значит нападать на другую;

одна непонятна без другой; если вы уничтожите одну, то нужно уничтожить и

другую – и обратно».

Исходя из этого Прудон так формулировал собственное кредо: «Итак, то

самое, что на экономическом языке называется нами взаимностью или взаимным

обеспечением, в политическом смысле выражается словом федерация. Этими

двумя словами определяется вся реформа наша в политике и в общественной

экономии».

Прудон подчеркивал, что лишь на основе широчайшей и полной свободы

личности, лишь в результате осознания людьми своих интересов и их взаимного

согласования возможны истинная анархия, настоящий порядок и реальное

единство.

Будучи противником рыночной экономики и неограниченной конкуренции,

Прудон не стремился заменить их государственно-социалистической казармой и

тотальной регламентацией. Говоря об «основном принципе верховности общего и

подчиненности личного элемента» у всех социалистов-государственников (от

Платона до Томаса Мора и Луи Блана), Прудон разъясняет: «Эта система

коммунистическая, правительственная, диктаториальная, авторитарная,

доктринерная, она исходит из того принципа, что личность существенно

подчинена обществу; что только от общества зависят жизнь и права отдельного

лица; что гражданин принадлежит государству, как дитя – семейству; что он

находится вполне в его власти ... и обязан ему подчиняться и повиноваться

во всем».

Основываясь на принципе равновесия, Прудон отстаивал и права общества,

и права личности, отрицая как эгоистические, так и деспотические крайности.

Чтобы избежать их, французский анархист рекомендовал разрушить

государственную власть и социальную иерархию, заменив их добровольным

союзом свободных личностей, общин и местностей. «Общество должно

рассматривать не как иерархию должностей и способностей, а как систему

равновесия свободных сил, где всем гарантированы одинаковые права, с

условием нести одинаковые обязанности, равные выгоды за равные услуги.

Следовательно, эта система существенно основана на равенстве и свободе, она

исключает всякое пристрастие к богатству, рангам и классам».

Благодаря Прудону анархизм распространился по всей Европе, найдя целый

ряд выдающихся приверженцев (Карло Писаканэ в Италии, Пи-и-Маргаль в

Испании и другие). Историк анархизма Макс Неттлау пишет о Прудоне: «К

несчастью, он умирал как раз в то время, когда возник Интернационал. Но в

то же самое время огромная фигура Бакунина уже появилась, и на каких-нибудь

10 лет анархизм получил мощный толчок от этой замечательной личности».

3. Анархизм в России

Михаил Бакунин

Михаил Александрович Бакунин (1814-1876), несомненно, является

ключевой фигурой в истории анархической мысли и анархического движения,

крупнейшим выразителем анархического миросозерцания в теории и на практике.

Именно Бакунин, будучи одаренным философом, заложил основы анархизма как

цельного мировоззрения (а не только как программы действий или

социологического учения). Бакунин и инициировал появление мощного

революционного движения под анархическими лозунгами почти по всей Европе.

Наконец, Бакунин, как никто до и после него, сумел выразить основной мотив

анархизма - пафос бунта, бескомпромиссной борьбы за освобождение личности и

общества.

Александр Блок писал: "Мы читаем Бакунина и слушаем свист огня... Мы

уже, наверное, можем забыть мелкие факты этой жизни во имя ее

искупительного огня... Займем огня у Бакунина". Главное душевное качество

Мишеля (так Бакунина называли и подростком - в кругу семьи - и стариком - в

кругу швейцарских рабочих) - это, по собственному признанию выдающегося

анархиста, "любовь к свободе и неотвратимая ненависть ко всякому

притеснению, еще более, когда оно падало на других, чем на меня самого... Я

считаю священным долгом восставать против всякого притеснения, откуда бы

оно ни приходило, и на кого бы ни падало. Во мне было всегда много

донкихотства: не только политического, но и в частной жизни".

Жизнь Бакунина похожа на легенду. В числе его друзей были

Н.В.Станкевич, И.С.Тургенев, А.И.Герцен, В.Г.Белинский, П.Я.Чаадаев,

Г.Гервег, Р.Вагнер, Ж.Санд, А.Мицкевич, П.Ж.Прудон, А.Руге, В.Вейтлинг.

Бакунин вдохновил Рихарда Вагнера на создание образа неистового Зигфрида,

Бакунин был прототипом Рудина у Тургенева и Ставрогина у Достоевского.

В юности - увлечение философией, дискуссии в московских салонах и в

родном доме в селе Прямухине. Затем - переход к практической революционной

деятельности: участие в революции 1848 г. в Париже (в феврале), призывы к

общеславянскому восстанию, баррикады в Праге и Дрездене, арест, смертные

приговоры в Саксонии и Австрии, двенадцать лет крепостей и ссылки в

Саксонии, Австрии и России (в том числе, в казематах Петропавловки и

Шлиссельбурга, где в результате "человеколюбивого обращения", Бакунин

лишился зубов и заболел цингой), фантастический побег из Сибири, работа в

"Колоколе" Герцена, борьба в Интернационале против авторитаризма Маркса...

Революционная деятельность Бакунина не знала границ и была поистине

грандиозна по своим масштабам. Он помогал полякам во время восстания 1863-

1864 гг., выступал в Швеции, направил эмиссара-анархиста Дж.Фанелли в

Испанию организовать секцию Интернационала, поднимал соратников на

восстание в Лионе, вел успешную полемику против Мадзини в Италии (где стал

создателем анархического движения и инициатором восстания в Болонье),

организовывал Юрскую (анархическую) федерацию Интернационала в Швейцарии,

сражался в Париже, Праге, Дрездене, вел революционную агитацию среди болгар

и сербов, финнов и чехов, сотрудничал с "Землей и Волей" 1860-х гг.,

участвовал (к несчастью для себя) в нечаевской пропаганде, был

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.