реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Пути развития России

Пути развития России

Оглавление

Пути дальнейшего развития России. 2

Новые элементы во внешнеполитическом положении России 2

Проблемы и перспективы. 7

Политика в отношении стран бывшего СССР 8

Политика в отношении внешнего мира 12

Организационные меры 14

Возможные прогнозы на будущее и будущий президент России. 17

Каких политических взглядов должен придерживаться будущий президент

России 19

Литература 23

Пути дальнейшего развития России.

Перемены во внешнеполитическом курсе России, происшедшие с конца

1992 года, сделали его гораздо более взвешенным и выдержанным, несколько

ослабили, но не смогли полностью предотвратить эту реакцию. Множатся

признаки того, что маятник российского общественного мнения и российской

политики уже проходит "золотую середину" и движется в сторону политики

потенциально гораздо более опасной, чем та, которая проводилась в 1991-1992

годах.

Это объясняется не только событиями и ошибками прошлого. В России

существуют и действуют силы, стремящиеся спровоцировать кризис в отношениях

с внешним миром, вновь создать враждебное окружение, без которого они не

могут и мечтать о приходе к власти.

Проявившиеся в последнее время более твердый тон и более

определенные позиции во внешней политике Москвы ведут к формированию

нормального, более равноправного и уважительного характера отношений с

ведущими державами. Однако нельзя не замечать и возрождения и усиления

ксенофобии.

Новые элементы во внешнеполитическом положении России

1.1. Во внешней политике России наметился переход от прежнего

одностороннего равнения на Запад к отстаиванию реальных национальных

интересов. Однако в последнее время он сопровождается великодержавной

риторикой высоких должностных лиц, рассчитанной, в первую очередь, на

внутреннее потребление. Не подкрепленная реальными экономическими,

политическими и военными рычагами, эта риторика способна лишь обострить

подозрения в "имперском реванше" России как в ближнем, так и в дальнем

зарубежье. Налицо опасность того, что от прежней политики безусловного

равнения на Запад и пренебрежения отношениями с соседями по бывшему СССР

Россия может начать двигаться к политике политического противостояния и

подозрительности с одной стороны, и высокомерия силы — с другой.

1.2. Во внешнем мире, безусловно, нарастает подозрительность к

России, но одновременно проявляется падение интереса к ней, заметно немало

признаков неуважения российских интересов.

Главная причина заключается в прогрессирующем ослаблении российской

экономики, отсутствии сильной экономической стратегии, способной вывести

страну из кризиса, начать экономический подъем. Россия относительно слаба.

Но самое главное — пока не видно близких перспектив ее стабилизации и

усиления.

На Западе опасаются возрождения российского экспансионизма. Многие

не хотят даже частичного восстановления влияния Москвы в мировой политике.

Следует отметить и заинтересованность многих во внешнем мире в сохранении

на территории бывшего СССР неподвластных влиянию России стратегических

противовесов.

1.3. Существуют и чисто внутренние для Запада причины начавшегося

сдвига в отношениях с Россией. Западная Европа временно в значительной

степени утратила способность к активной деятельности вовне из-за пост-

маастрихтских трудностей, сконцентрированности Германии на "переваривании"

восточных земель, экономического спада, очередного приступа

"европессимизма". Нарастает стремление отгородиться от проблем, решение

которых требует политической воли и экономических затрат. Сходные процессы,

ориентация прежде всего на внутренние дела развиваются и в США, хотя и в

менее выраженной форме. Запад продемонстрировал свою неспособность ни

серьезно помогать российским реформам, ни эффективно содействовать России в

предотвращении и урегулировании кризисов на постсоветском пространстве.

(Ограниченное содействие и в первом, и во втором случае, впрочем,

оказывается).

Неизбежная эрозия структур безопасности, созданных в годы "холодной

войны" и для ведения "холодной войны", порождает страхи у части

традиционных западных элит, желание замедлить или повернуть вспять эти

процессы, в том числе, с помощью "организующего фактора" — возрождения

представления о внешней, то есть российской, угрозе. На Западе, как и в

России, есть силы, желающие, чтобы мы "сорвались" и спровоцировали начало

новой "холодной войны".

1.4. При этом ни в России, ни на Западе силы, желающие возврата к

"холодной войне", не преобладают.

Более того, неоднократно проводившийся анализ, в том числе под

эгидой СВОП, показывает, что противоречия между первостепенными жизненными

интересами России и крупнейших стран Запада невелики. В большинстве своем

они совпадают или не противоречат друг другу. Противоречия возникают лишь в

связи с реализацией явно второстепенных интересов. Таким образом, глубинной

основы для обострения отношений нет.

1.5. И тем не менее мы стоим перед возможностью такого обострения

отношений, которое ознаменует начало третьей — "фарсовой" — "холодной

войны" (первая — 50-60-е годы, вторая — начало 80-х гг.). Она не может быть

ни глубокой, ни острой. Но России в ее нынешнем перенапряжении и слабости

новая конфронтация с Западом будет стоить крайне дорого, может сорвать

экономические реформы. Это, и лишь в лучшем случае, приведет к стагнации и

значительному ухудшению общих условий существования россиян как минимум на

срок жизни одного поколения, к затруднению процессов интеграции на

территории бывшего СССР. Более того в случае обострения конфронтации Запад

может попытаться воссоздать систему военно-политической изоляции России еще

больше уменьшающей ее возможность влиять на внешний мир, отстаивать в нем

свои интересы. Не исключено, что у Запада есть и возможности содействовать

ее внутренней дестабилизации.

Новая изоляция будет гораздо более невыгодной, чем та, в которой

СССР жил в годы первой "холодной войны".

1.6. Даже без серьезного обострения отношений существует реальная

угроза качественного и долговременного усиления геостратегической изоляции

России и ослабления ее международных позиций особенно в случае решения о

расширении НАТО, которое исключало бы Россию.

1.7. Россия вырвалась из конфронтации. У нее в обозримой перспективе

нет врагов и это — гигантский плюс ее нынешнего геостратегического

положения. Но достаточно очевидно, что надежды на быстрое обретение новых

союзников, в первую очередь на Западе, пока не оправдываются. Не удается

создать новую эффективную систему безопасности, которая сменила бы

разрушающуюся двухблоковую и в которой Россия могла бы чувствовать себя

хотя бы относительно комфортно. По крайней мере на ближайшие годы Россия

будет вынуждена жить без явных союзников, в геостратегическом отношении

находится во "взвешенном" состоянии.

1.8. Качественно новая ситуация складывается в большинстве стран

"ближнего зарубежья". Нарастают настроения в пользу интеграции.

Одновременно, на смену тенденции к укреплению независимой государственности

приходит новая тенденция — большинство государств слабеет. Идет

неостановимый экономический спад. Многие государства уже дестабилизированы

(Закавказье, Таджикистан); другие продвигаются в этом же направлении. Явным

исключением являются лишь страны Балтии, а также (в силу других причин) —

Туркменистан. Можно сделать предварительный вывод, что многие, если не

большинство стран, образовавшихся после распада СССР, доказывают свою

нежизнеспособность как полностью независимые государства вне теснейшего

сотрудничества с Россией и опоре на нее и друг на друга.

1.9. Причин этому немало. Новая структура цен, при которой Россия в

значительной степени перестала играть роль экономического донора, привела к

резкому перераспределению ресурсов между бывшими советскими республиками.

Маленькие страны в относительно большей степени страдают от разрыва

традиционных экономических связей. Все они испытывают в большинстве случаев

невосполнимый даже в среднесрочной перспективе дефицит специалистов,

способных адаптироваться к новым экономическим условиям, управлять на

макроэкономическом уровне, проводить реформы. В большинстве стран СНГ

рыночные реформы практически не проводятся. Все это не только ведет к

прогрессирующему отставанию от России, но и к разновекторному развитию.

Бывшие страны СССР (кроме Балтии и Туркменистана) не только становятся все

беднее по сравнению с Россией. Нарастают различия в структурах их хозяйств.

1.10. Особую тревогу внушает положение на Украине. Там идет быстрый

развал экономики, отсутствуют консолидированная политическая воля,

минимальное согласие и, возможно, способность к решительным реформам,

нищает население. Далеко зашли дезинтеграционные процессы. Уже в ближайшие

год-три Украина может столкнуться с социальными взрывами, началом

политической дезинтеграции. Среди населения, особенно в южных, восточных и

центральных областях нарастают настроения в пользу объединения с Россией,

недоверие и неприятие политики, ассоциирующейся с Западной Украиной.

Большинство элит, вместе с тем, хотело бы сохранения какого-то уровня

государственной независимости. В обозримом будущем возможны призывы к

воссоединению со стороны отдельных регионов или областей, которые могут

спровоцировать внутренние столкновения. Нарастает поток нелегальных

эмигрантов в Россию. Опасно слабеет управляемость украинскими вооруженными

силами.

1.11. Ситуация на Украине ( но не сама Украина) представляет ныне

наиболее серьезный долгосрочный внешний вызов безопасности и внутренней

стабильности России. Деградация экономики, внутренние конфликты угрожают

массовой миграцией, технотронными катастрофами, утратой контроля над

ядерным оружием, над арсеналами обычных вооружений.

1.12. На фоне ослабления соседних государств в российском

общественном мнении и в политических кругах наряду с общим ростом

национализма наблюдается нарастание ощущения мнимого всемогущества России.

Это ощущение крайне опасно. Оно может привести к втягиванию России в

значительное число конфликтов, направленных на поддержку стабильности в тех

или иных странах или регионах или на поддержку воссоединительных процессов.

Между тем у России для этого нет ни социального, ни военного, ни

экономического потенциала. Россия сама находиться в критическом

экономическом положении. Быстрое перенапряжение сил почти неизбежно, а с

ним — усиление социальной нестабильности, возобновление дезинтеграционных

тенденций. Россия может очень быстро пойти по пути СССР и развалиться из-за

перенапряжения и недостатка ресурсов.

1.13. Вместе с тем опыт последних лет доказал, что предлагавшееся

радикал-демократами полное отделение от республик бывшего СССР невозможно.

Не представляется возможным и эффективное регулирование традиционными

методами международной дипломатии комплекса проблем, возникающих на

территории бывшего СССР: социально-политических конфликтов; правового и

экономического положения почти 70 миллионов человек, живущих вне пределов

своих национальных отечеств; экономического развития; границ. Интеграция со

многими государствами бывшего СССР в стратегической перспективе почти

неизбежна. Иного выхода просто нет. Вопрос лишь о ее формах и условиях.

1.14. Никакая, даже самая элементарная стратегия защиты и

продвижения интересов страны на внешней арене не может быть претворена в

жизнь при нынешнем состоянии органов, призванных вырабатывать и претворять

в жизнь эту стратегию. Налицо ослабляющая внешнеполитические позиции

страны, а зачастую и позорящая ее многоголосица, когда каждый чиновник

позволяет себе иметь свою собственную политику. Это один из крупнейших

вызовов, с которыми сталкивается внешняя политика страны. Не завершена

реформа всей исполнительной власти. Возможности президентского аппарата все

еще не соответствуют конституционным прерогативам Президента.

1.15. Недостатки нынешней системы в собственно внешнеполитической

сфере наиболее общем виде сводятся к следующему:

1.15.1. Президент уделял до сих пор недостаточное внимание вопросам

внешней политики и национальной безопасности; он во многом отстранился от

диалога с обществом по вопросам внешней политики; у него явно недостает

бюрократических возможностей, с помощью которых он мог хотя бы в принципе

осуществлять эффективный контроль над формированием и претворением в жизнь

единой внешнеполитической стратегии.

1.15.2. До сих пор фактически отсутствует система жесткого

планирования и координации. Аппарат Совета Безопасности в последние полгода

нарастил потенциальные возможности для координации. Но эффективно он эту

функцию осуществлять не может. По-прежнему ключевую роль в определении

политики играют соответствующие ведомства, которые при всех постоянных

противоречиях, возникающих между ними, едины в одном — в нежелании

подчиняться кому бы то ни было. В результате резко уменьшается и так ныне

небольшой потенциал страны, возможности президента и президентства по

вопросам внешней политики.

1.15.3. Не налажен постоянный, упреждающий диалог органов

исполнительной власти с законодательной властью. В результате создаются

дополнительные импульсы противостояния двух ветвей власти, помехи на пути

формирования внешнеполитического консенсуса.

1.15.4. Из-за во многом наплевательского отношения в тяжелом

состоянии находится кадровый корпус, призванный обслуживать внешнюю

политику и безопасность страны. Это во многом относится к контрразведке. Но

особенно тревожное положение сложилось с кадровым корпусом МИДа. Он во

многом деморализован, теряет людей. В результате не только ухудшается

качество дипломатии. Страна теряет невосполнимые в обозримом будущем

человеческие ресурсы.

1.15.5. Вызывает тревогу уровень информированности общества и

широких руководящих кругов о проблемах внешней политики. Налицо дефицит как

серьезного анализа, так и популярного освещения этих проблем в средствах

массовой информации. В результате сознание общественности, политико-

формирующих кругов мифологизируется, становится подверженным поиску

"простых решений", худшим образцам партийной пропаганды.

Проблемы и перспективы.

2.1. Россия обречена на дальнейшее ухудшение своих

внешнеполитических позиций, а в перспективе — на усиливающуюся изоляцию, а

возможно — и на возникновение прямых угроз ее территориальной целостности в

случае, если руководящие круги страны не смогут в ближайшие год-два

самоорганизоваться и выдвинуть жизнеспособную концепцию национального

развития и, прежде всего, выхода из экономического кризиса, новой

индустриальной политики, рассчитанной на длительную перспективу, спасения

научно-технической интеллигенции и передовых технологий, восстановления

правопорядка, ограничения коррупции. Ключевой формулой всей российской

стратегии должно быть "накопление сил" или, используя формулу

А.М.Горчакова, — "сосредоточение". Без него Россия не сможет обеспечить

благосостояние и свободу своих граждан, занять в мире место уважаемой и

уважающей себя державы.

2.2. Один из возможных путей стимулирования такой консолидации,

такого "накопления сил" — создание неправительственной Комиссии по

национальной стратегии, В состав Комиссии могли бы войти и представители

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.