реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Проблема политического лидерства: национально-культурный аспект

Проблема политического лидерства: национально-культурный аспект

Технический лицей при СГГА

Доклад

На тему:

Выполнили: Маркин А.,Твердовская Н.,

Бако Э.,Калюжина И.

Новосибирск

2001г.

Оглавление

Политическое лидерство 3

1.Введение. 3

2.Политический лидер и его функции 4

3.Кто и как может стать лидером. 5

«Теория черт лидера». 5

Ситуационная концепция лидерства. 6

Теория «свиты, делающей короля». 7

Психоаналитическое объяснение лидерства. 7

4.Типология лидеров. 8

Формальные и неформальные лидеры. 8

Традиционные, рациональные и харизматические лидеры. 8

Авторитарные, либеральные и демократические лидеры. 10

Имидж и призвание лидеров. 10

Психологическое поведение лидеров. 11

5.Политический популизм. 13

Личность – субъект политики. 15

Введение. 15

Факторы влияния политической деятельности на личность. 16

Мотивация участия в политическом процессе. 16

Предпосылки для участия личности в политическом процессе. 17

Формирование политических взглядов личности. 18

Политико-правовые факторы. 19

Права и свободы личности. 19

Политическая культура 20

Сущность характеристики политической культуры 20

Политическая символика 27

Религиозный аспект политической культуры 30

Типологизация политической культуры 32

Список используемой литературы: 41

Словарь: 42

Политическое лидерство

1.Введение.

Среди основных и самых важных проблем общественного развития в

современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема

политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и

государственные посты новых людей, способных на преобразование государства

в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения

страны.

Известно, что в истории ведущую роль играют не отдельные личности, а

народные массы. В жизни общества и, следовательно, в истории нет ничего,

кроме действующих людей со своим стремлением реализовать свои интересы. И

когда часть из них взглянут на мир по особенному и начнут задумываться о

совпадении и различии своих интересов с интересами других современников, то

появляются первые предпосылки для формирования партий. Но эти

индивидуальные прорывы сквозь обыденность оставались бы частным

проявлением, если бы не появлялись люди, взваливающие на себя бремя

объединения тысяч и тысяч своих современников, чье место в обществе

совпадает, а интересы схожи. В этом, пожалуй, и заложены истоки лидерства.

Проблема политического лидерства возникает только при наличии

определенных политических условий и политических свобод. Ее непременными

предпосылками являются: политический плюрализм0 , многопартийность, а так

же внутрипартийная и внутри парламентская деятельность (фракционная). Когда

идет интеллектуальная непрерывная политическая борьба людей, принадлежащих

к тем или иным партиям и фракциям, отражающим те или иные социальные

интересы и устремления, тех или иных групп людей.

Отсутствие условий, необходимых для появления проблемы политического

лидерства, исключает появление новых политических лидеров демократическим

путем. Ярким примером этому являются Тоталитаризм и Авторитаризм.

Для того чтобы правильно составить портрет лидера, необходимого

Российскому обществу на данном этапе развития, мы подробно рассмотрим

развитие лидерства на примере разных стран.

2.Политический лидер и его функции

Политическое лидерство как теоретический и практический феномен

оказалось в центре нашего внимания лишь в конце 80-х годов, когда начались

альтернативные выборы в Советы союзного, республиканского и местного

уровней. Соответственно с этого времени проблема оказалась и в центре

внимания отечественной политологии. От этой точки отсчета и рассматривают

проблему отечественного политического лидерства, процесс формирования

политического лидера, методы реализации лидерами своего призвания. Именно

так ставят и рассматривают проблему отечественные политологи.

Термин «лидер» происходит от английского слова leader – ведущий;

руководитель, вождь, глава и тому подобное. Отталкиваясь от этого, можно

определить, что политический лидер – это глава, руководитель или просто

авторитетный член той или иной группы, организации или всего общества,

который согласовывает, объединяет и направляет действия людей. Политический

лидер – это человек, который наиболее полно отражает и защищает интересы

народа или определенной социальной группы, обладает совокупностью качеств,

необходимых политическому деятелю. Отсюда вытекают шесть основных

взаимосвязанных ф у н к ц и и политического лидера.

Наиболее полно в деятельности политического лидера выражена

интегративная функция политики. Главное призвание лидера – согласование и

объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей

и идеалов. Если в обществе высока степень социальной напряженности, то

следует полагать, что политический лидер слабо реализует интегративную

функцию.

Достижение целостности и гармонии социальных интересов

осуществляется лидером на практике через выработку политического курса,

учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп

общества. В этом находит выражение ориентационная функция лидера.

Проведение политического курса опирается на специфический

механизм, включающий в себя систему способов, методов решения поставленных

задач. Следовательно, политический лидер не только провозглашает программу,

идею, но и предлагает механизм ее осуществления посредством принятия

политических решений и обеспечения ресурсами. В этом проявляется

инструменталистская функция лидера.

Выявив интересы, объединяющие большинство общества или большие

группы людей, политический лидер может проводить преобразования в обществе,

лишь создав развитые стимулы деятельности, заинтересовав эти группы.

Мобилизация населения, означающая реализацию лидером его мобилизационной

функции, может достигаться на основе возбуждения народного энтузиазма,

симпатии к лидеру, его харизме, но может быть связана и с созданием

экономических стимулов. Мобилизационная функция наиболее актуализируется

тогда, когда лидер стремится осуществить глубокие преобразования в

обществе.

Кроме того, лидер призван выступать гарантом справедливости,

законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония,

нарушения прав и свобод граждан. В этом находит свое выражение функция

социального арбитража и патронажа. Обычно данная функция в массовом

сознании связывается с образом “доброго и справедливого царя”, “народного

президента” и т.д. Функция социального арбитража и патронажа в большей мере

развита в странах, где высока степень зависимости личности от власти.

В тоталитарных и авторитарных государствах политический лидер

может выполнять функцию легитимации политического порядка. Она присуща

таким государствам по той причине, что обоснование правомерности

политического режима не может осуществляться в них иначе, как средствами

прямого обожествления личности лидера.

3.Кто и как может стать лидером.

На вопрос о том, почему одни люди становятся лидерами. А другие нет,

ученые отвечают по-разному. Можно, в частности, выделить следующие четыре

популярные западные теории обоснования лидерства.

«Теория черт лидера».

Первая из четырех теорий – «теория черт лидера» -- объясняет феномен

лидерства выдающимися качествами личности, Согласно этой теории, лидером не

может быть любой человек. Политический лидер должен обладать особыми

чертами. В частности, больше всего называют такие черты, как остроумие,

энергичность, твердая воля, организаторские способности, тактичность и т.

д. Перечисляются десятки черт, вплоть до чувства юмора, внешней

привлекательности и фотогеничности,2 которые якобы обязательны для

современного лидера.

И действительно, многие известные руководители и вожди проявляли и

проявляют те или иные оригинальные и сильные качества. Однако история знает

и другие примеры: когда политические лидеры – заурядные, неяркие, не

блещущие умом, серые личности. Недаром немецкий писатель Лион Фейхтвангер

(1884—1958) в свое время отмечал, что «власть даже пустого человека

наполняет содержанием»3. Следовательно, важны не только определенные

личностные черты, но и соответствующие им обстоятельства.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что суть «теории черт лидера» в

том, что лидерами становятся индивиды с особыми личностными чертами

(трудолюбие, энергичность, творческий дух, организаторские способности и т.

д.).

Ситуационная концепция лидерства.

Как и «теория черт лидера», ситуационная концепция учитывает не только

черты личности, но и соответствующие им обстоятельства. Согласно ей, не

существует некоего универсального набора личностных качеств, подходящих для

всех стран, периодов и любых ситуаций.

Докажем это, используя конкретные примеры. Например, сегодняшний лидер

из демократической ФРГ оказался бы явно «не ко двору» в той же Германии

периода гитлеризма или в нынешнем консервативном исламском Иране. То же

можно сказать и в отношении конкретных ситуаций. Один

человек хорошо руководит митингом, но не подходит для лидерства в

повседневной работе. Другой умеет повести за собой в личном общении с

людьми, но теряется перед митингующими массами. Третий успешно возглавляет

научный коллектив, но «не тянет» на лидера партии и т. д.

Таким образом, лидерские качества относительны. Главное не они, а те

сложившиеся конкретные обстоятельства (время, место, ситуация), которые

могут «позвать» именно данного человека на определенное лидерство. Задача

же «позванного» угадать, «почувствовать» момент и место, когда и где он

может завоевать «трон».

Итак, суть ситуационной концепции заключается в том, что лидерские

качества относительны: для каждого возможного лидера существуют свои

конкретные обстоятельства (определенный момент, место и ситуация).

Теория «свиты, делающей короля».

Свои обстоятельства предлагает и третья концепция – с условным

названием теория «свиты, делающей короля». Здесь, похоже, не соискатель

лидерства преодолевает трудности на пути к «трону», а та или иная

политическая группа ищет подходящего для себя вождя. Найдя нужную фигуру,

эта группа «делает» из нее (конституирует4 -- создает) своего лидера.

Одновременно конституанты становятся его идейными последователями,

приверженцами и организуют ему поддержку «в народе». Подобный лидер может

оказаться марионеткой5 в руках своего окружения.

Суть теории «свиты, делающей короля» в том, что лидерами не становятся

самостоятельно. «Нужного» лидера ищут, находят, «сажают на трон» и

поддерживают его «создатели» и приверженцы.

Психоаналитическое объяснение лидерства.

Наконец, еще один оригинальный подход демонстрирует

психоаналитическое объяснение лидерства. Психоанализ – это особый метод

психотерапии, разработанный австрийским врачом Зигмундом Фрейдом

(1856—1939) и выросший затем в целое психологическое учение. По Фрейду,

людьми управляют бессознательные (инстинктивные) влечения сексуального

характера, прежде всего (либидо6). Именно они являются движущей силой

социальных действий и всей творческой активности людей. При этом «дурные»

бессознательные секс импульсы постоянно конфликтуют с «совестливым»

сознанием человека, ввергая его в состояние психической напряженности и

«борьбы» с обществом и самим собой. Когда же индивиду удается переключить

свою «запретную» сексуальную озабоченность на «нормальное» (приемлемое для

общества) дело, из него часто получается весьма активный и творческий

деятель – художник, писатель, политик и т. д.

Таким образом, политическими лидерами, согласно данной концепции,

становятся люди, подавившие свое либидо, и компенсировавшие эту «потерю»

активной лидерской деятельностью. Однако власть в их руках может приобрести

извращенные, крайне деспотические и даже садистские7 формы: жестокое

полновластие над другими людьми доставляет им особое наслаждение и

заглушает преследующие их психосексуальные «комплексы»8.

В заключение и здесь нельзя не оговориться, что рассмотренные

теоретические обоснования лидерства в реальной жизни тесно переплетены да к

тому же не исчерпывают всего многообразия путей человека к власти. Это

подтверждает и нижеследующая типология политических лидеров.

4.Типология лидеров.

Социологи, психологи, политологи выделяют множество лидерских типов по

самым различным признакам.

Формальные и неформальные лидеры.

По способу утверждения (установления) лидерства в малых группах и

организациях различают лидеров формальных и неформальных.

Формальным лидером называют руководителя, «назначенного сверху» и

управляющего людьми согласно действующим постановлениям и инструкциям.

Неформальное лидерство – то, которое сложилось естественно, как бы

само собой, в процессе личных взаимоотношений людей, на основе их доверия и

симпатий к своему «избраннику».

Традиционные, рациональные и харизматические лидеры.

Следующий признак типологии лидеров близок к предыдущему. Однако здесь

он рассматривается в масштабах не группы, а общества. Речь идет о способе

легитимации власти лидера в обществе, т.е. о способе признания народом

законности этой власти. В частности, власть традиционных лидеров (вождей

племен, религиозных лидеров, монархов и т.п.) узаконивается в силу вековых

и ставших священными традиций. Этот тип лидерства был особенно характерен

для до индустриальных обществ. Рационально-легальные лидеры – это законно и

демократически выбранные руководители общества, получившие власть в

результате обдуманного, сознательного (рационального) выбора людей. Такой

лидерский тип присущ современным демократическим обществам.

Наконец, харизматические9 лидеры – это, как говорится, лидеры по

призванию, народные вожди “от бога”, наделенные, по мнению масс,

выдающимися способностями к руководству, особой мудростью, святостью,

героизмом и т.п. Примерами таких лидеров могут служить Владимир Ленин в

России, Ким Ир Сен (1912—1994) в Северной Корее, Фидель Кастро (родился в

1927) на Кубе и другие.

Однако харизма и притягательность подобных руководителей складывается

не только из их реальных способностей. Подчас образ “богоизбранности”

лидера создается его “свитой” и последователями, а затем “дорисовывается” и

приукрашивается народной молвой. При этом может возникнуть культ личности,

т. е. Предельно завышенная оценка качеств и роли лидера в обществе, своего

рода идолопоклонничество. Такое возвеличивание вождей особенно характерно

для тоталитарных обществ и многих государств востока с патриархальной и

подданнической политической культурой народных масс, верящих в “хорошего

царя”, всесильного “отца» - благодетеля и склонных к страху, покорности и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.