реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Природа политической власти

Природа политической власти

Содержание:

Введение…………………………………………………………………...стр.2-12

Гл. I. Природа политической власти.

1.1 Власть как общественное явление……………………………………………………….……………стр.13-31

1.2 Государство как инструмент

власти……………………………………………………………………....стр.32-45

1.3 Структура политической власти………………………………………………………………………стр.46-58

Гл. II Особенности функционирования власти в

условиях реформирования России.

2.1 Институты власти современной

России………………………………………………………………….…..стр.52-70

2.2 Актуальные проблемы реформирования

Российской государственности…………………………………..…стр.71-81

Заключение……………………………………………...………………..стр.82-85

Библиографический список…………………………………………………………………...….стр.86-88

Введение.

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает

ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой

политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет

важнейшее значение для понимания природы политики и государства,

позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы

общественных отношений.

Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе

власти и механизмах властвования является едва ли не самой главной

задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и

механизмах политической власти были предприняты ещё в ранний период

политической истории Индии, Китая и Греции. Например, то, что

древнегреческое «архе», обозначавшее «власть» или «главенство», имело и

другое значение – первоначало или первопричина, по-видимому, было не

случайным совпадением, но смутной догадкой о природе власти.

Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека

одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена

занимал умы философов и писателей. Аристотель и Шекспир, Гете, Ницше и

Достоевский, Фуко и Кафка в философских категориях или художественных

образах пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным,

феноменом жизни общества и человека.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в

той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима,

прежде всего, для воспроизводства человеческого рода( Семейно-родовая

форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости

постепенно утверждалась племенная власть( Формирование власти

территориальной обусловлено необходимостью организации общественного

производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой

воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между

людьми. С появлением классов и государства кровные( родовые связи были

разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом

публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним.

Рассмотрим некоторые основные концептуальные подходы к анализу

природы власти.

Во все времена развития политической мысли считалось аксиоматичной

неразрывность политики и власти. Понимание незаменимости власти в

развитии и функционировании общества является исходным для всех

современных социальных я политических теорий. Общество потому и является

обществом, что совокупность людей объединена взаимодействием, обменом и

властью.

Уже в Древнем Китае Конфуций и Мо-Цзы, обращая внимание на

божественную и естественную стороны происхождения власти, обосновывали

необходимость ее существования как механизма поддержания порядка в

общении между людьми, регулирующего отношения управляющих и управляемых.

Конфуций (551-479 гг. до н.э.) признавал божественный характер

происхождения власти. Следуя патриархальному ее пониманию, он уподоблял

иерархическую власть императора над подданными отеческой власти старшего

главы семьи или рода над младшими его членами. Мо-Цзы (479-400 гг. до

н.э) придерживался более рационалистической концепции природы власти,

явившись едва ли ни первым мыслителем, в самом общем виде высказывавшим

идею ее «естественного происхождения» путем некого подобия

«общественного договора». Из близкого Мо-Цзы взгляда на сущность

политической власти исходил и Аристотель, утверждавший в своей работе

«Политика», что властный механизм необходим для организации и

регулирования «общения между людьми», поскольку «верховная власть

повсюду связана с порядком государственного управления...». В том же

трактате Аристотель (в отличие от Конфуция) разводил господскую и

семейную власть с понятием власти общественной или политической.[1]

Но уже в раннюю эпоху истории политической мысли была замечена и

обратная сторона феномена власти. Тот же Аристотель (а позднее

Монтескье) указывал на опасность злоупотребления властью лиц, ею

наделенных, использования ими властных возможностей для своей частной

пользы, а не для общего блага. Рецепты преодолений властного отчуждения

предлагались самые разные: от проектов «смешанной власти» (Полибий,

Макиавелли), «разделения властей» (Локк, Монтескье), «сдержек и

противовесов» (Джефферсон, Гамильтон) до идеи полной ликвидации системы

государственно-публичной власти вместе с самим государством (Годвин и

Штирнер, Бакунин и Кропоткин). Ф. Гегель, определяя государственную

власть как «всеобщую субстанциональную волю». Вместе с тем, для пользы

гражданского общества и оптимизации управления, он считал необходимым

известную специализацию власти, деля ее на законодательную, отражающую

общие интересы, правительственную, связывающую общее с отдельными,

особенными случаями, и, наконец, княжескую власть, объединяющую всё в

единую систему государственного механизма.[2]

Также в Новое время понимание государственной власти как

целесообразного механизма нашло развернутое обоснование в теории

«общественного договора». Так, например, Т. Гоббс писал о необходимости

организации общей власти путем соглашения «каждого человека с каждым

другим» для преодоления естественного состояния «войны всех против

всех». По мнению Гоббса, общая власть «может быть воздвигнута только

одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном

человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло свести

все воли граждан в единую волю».[3]

Т. Гоббс определял власть как средство достичь блага в будущем и

потому на первое место ставил такую склонность всего человеческого рода,

как «вечное и беспрестанное желание все большей и большей власти,

желание, прекращающееся лишь со смертью».[4] Ницше утверждал, что жизнь

— это воля к власти.[5]

Идею «общественного договора» принимал и Ж.-Ж. Руссо, наделяя,

однако, властью не единоличного государя-суверена, а народную

ассоциацию, выражающую общую волю всего народа как равнодействующую

частных воль людей.

В истолковании власти и причин её возникновения в обществе

существует множество подходов. Уже сам этот факт указывает на то

обстоятельство, что, видимо каждая из них фиксирует лишь один из

многочисленных аспектов власти, которые в реальном процессе её генезиса

взаимодействуют друг с другом. Так, в рамках биологической интерпретации

власти она рассматривается как механизм обуздания, связывания

человеческой агрессивности, укоренённой в наиболее глубоких,

фундаментальных инстинктах человека как биосоциального существа. Сама же

агрессия, отмечает А. Силин, рассматривается как инстинкт борьбы,

направленный против собратьев по виду, существующий как у животных, таки

у людей. Для Ницше власть – это воля и способность к самоутверждению.[6]

Об инстинктивной, психологической природе стремления к власти и

повиновению говорят представители фрейдистской традиции. Они находят их

источники в структуре бессознательного, формирующийся под воздействием

социальных условий, связанных с ранним детством, сексуальным

подавлением, образованием, культивирующим страх, услужливость и

повиновение. С социальными факторами, но иного, не культурного, а больше

экономического свойства, связывает генезис власти марксистская традиция.

Видя его основную причину в социально-экономическом неравенстве и

расколе общества на враждующие класс, в необходимости обеспечить

управление социальной целостностью в условиях нарастающей социальной

дифференциации и борьбы. Генезис власти связывается со спецификой

экономической организации общества, в рамках которой «комбинированная

деятельность, усложнение процессов, зависящих друг от друга, становятся

на место независимой деятельности отдельных лиц. Но комбинированная

деятельность означает организацию, а возможна ли организация без

авторитета?»[7] Весьма устойчива и своеобразна традиция рассмотрения

власти как порождения самой природы человека, заложенной в нём

неискоренимой тяги к доминированию, подчинению, как окружающего мира,

так и себе подобных (и себе подобным): «В сущности власти нет ничего

материального, она есть не что иное, как манера мыслить».[8]

М. Вебер основной аспект политики видел в стремлении участвовать во

власти и в распределении власти. Если формализовать понимание политики,

то ее содержание можно свести к борьбе за власть и сопротивление ей.[9]

В мировой политологии современное понимание власти в целом,

политической в особенности, является результатом использования разных

концептуальных подходов. Согласно западной традиции первичным видом

власти является власть индивидуальная, как произвольная от естественного

права на свободу действия, распоряжения собой, вещами, всем, что

доступно. Поэтому распространенными моделями власти являются

межперсональные конструкции, отношения между двумя и большим числом

субъектов. Согласно позитивистскому подходу основу определения власти

составляет признание асимметричности отношений между субъектами,

существующая в связи с этим возможность одного субъекта влиять или

воздействовать на другого субъекта. Если констатируется факт способности

одного субъекта (А) влиять на других (В и С) и добиваться поставленных

целей, несмотря на сопротивление (со стороны В и С), то можно

утверждать, что субъект (А) имеет власть (над В и С). Власть

определяется так же, как способность или менять отношения людей, или

сохранять их, как способность добиваться цели. Как заметил Г. Лассуэл,

классик американской политической науки, вся политическая наука сводится

к изучению влияний. Власть начинается там, где информация, рекомендация,

решение реализуются, переходя в достижение цели.[10]

Вообще современные концепции власти можно проклассифицировать по

ряду оснований. Прежде всего, концептуальные подходы к интерпретации

политической власти. С известной долей условности и относительности, их

можно разделить при самом общем анализе на два больших класса:

1. Трактующие власть как атрибут, собственное свойство субъекта, а

то и просто как самодостаточный «предмет» или «вещь»;

2. Трактующие власть как атрибут социальных отношений или

взаимодействий на элементарном или сложном коммуникативном уровнях.

Атрибутивно-субстанциональные подходы к осмыслению власти, в свою

очередь можно подразделить на 1) инструментально-силовые; 2)

потенциально-волевые и, с известной оговоркой 3) структурно-

функциональные концепции.[11]

Потенциально-волевые концепции исходят из определения власти как

способности или возможности навязывания воли каким-либо политическим

субъектам. Такой подход был особенно влиятелен в традиции немецкой

политической мысли. Гегель и Маркс, Фихте и Шопенгауэр, Ницше и Вебер

использовали понятия «волевые свойства» или «волевые способности» в

самых разных, порой даже полярных определениях власти (таких, как, «воля

экономически господствующего класса» К. Маркса или «энергия и воля

сверхчеловека» Ф. Ницше и тд). По классическому определению Вебера,

власть представляет собой «любую возможность проводить внутри данных

общественных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, вне

зависимости от того, на чем такая возможность основывается».[12] Строго

говоря, такое определение власти при желании можно интерпретировать и

как «волевое отношение».

В результате проведенного выше краткого разбора концепций и генезиса

политической власти наиболее перспективным и обоснованным, на мой

взгляд, представляется тот подход к изучению этого феномена, согласно

которому власть в социуме может быть определена скорее как регулятор

общественных отношений, механизм тотального социального общения, когда

каждый связан с каждым, как своего рода способ человеческой

самоорганизации и принцип коллективного саморегулирования.

Характерна, например следующая мысль: «политическая наука становится

равнозначной исследованию власти. Это наука о действительной воле к

власти и её рациональной координации в обществе».[13] Аристотель

отмечал, что политика — это упорядоченное общение людей, становящихся

«политическими» в силу гармонизации отношений между социальным «целым» и

его отдельными «частями», где обязательно присутствует регулирующее

начало или властный механизм. В «Политике» он писал об этом

универсальном или тотальном механизме социального общения так: «И во

всем, что, будучи составлено из нескольких частей, непрерывно связанных

одна с другой или разъединенных, составляет единое целое, сказывается

властвующее начало и начало подчиненное. Это общий закон природы и, как

таковому, ему подчинены одушевлённые существа».[14] Но в отличие от

достаточно простых отношений «господской власти» (господина и раба, мужа

и жены, отца и детей), Аристотель власть публичную (общественную) считал

наиболее совершенной и имеющей самую сложную структуру.

Механизм власти имеет сложную, иерархическую структуру, в которой

формальным первичным «субъектом» и источником власти выступает народ,

передающий властные функции своему официальному представителю, т.е

опосредующему их агенту — государству. Государство, в свою очередь,

распределяет полномочия среди «носителей» по «горизонтали»

(законодательная, исполнительная и судебная отрасли власти) и по

«вертикали» (центральные, региональные и местные органы власти) с тем,

чтобы управлять населением страны («объект» властвования) от имени всего

общества («субъект» властвования). Именно такой формально-юридический

механизм заложен и в систему политической власти Российской федерации,

определенный статьей 3 ее новой Конституции. Статья эта звучит так: «1)

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской

Федерации является ее многонациональный народ. 2) Народ осуществляет

свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти

и органы местного самоуправления».[15] Однако в действительности

реальным носителем власти, как правило, являются элита и бюрократия,

т.е. чиновники и функционеры могущественной системы исполнительной

власти, на разных ее уровнях и в разных стратах, а также различные

группировки правящей элиты, между которыми распределяются «сферы»

властных функций и полномочий и «зоны» контроля над ресурсами общества.

В дипломной работе я попытался дать некоторые характеристики

присущие власти как механизму опосредованного влияния на процессы,

происходящие в обществе которые как раз и благодаря их отношению к

власти становятся политическими. Понятие власти дает ключ к пониманию

политических институтов, политических движений и самой политики.

Определение понятия власти, сущности и характера власти имеет важнейшее

значение для понимания природы политики и государства, позволяет

выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.