реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Понятие мировой политики и международных отношенияй

Понятие мировой политики и международных отношенияй

«В ядерную эпоху человечество должно выработать новое политическое

мышление, новую концепцию мира, дающую надежные гарантии выживания

человечества. Люди хотят жить в более безопасном и более справедливом

мире».

Делийская Декларация о принципах свободного от ядерного оружия и

ненасильственного мира. 1986 г.

Вступление

Понимание политики как сложного и многогранного явления предполагает

её исследование как на общественном и личностном, так и на международном

уровнях. Объясняется это, в первую очередь тем, что сама суть политики

заключается во взаимодействии и противоборстве различных интересов и сил –

и внутри страны, и на международной арене.

В первой главе приводятся основные сведения о мировой политике, идёт

речь о её субъектах и объектах, а также целях и задачах данного

направления, особое внимание уделено геополитике.

ВТОРАя ПОЛНОСТЬЮ ОТВЕДЕНА МЕЖДУНАРОДНЫМ ОТНОШЕНИяМ, НАХОДяЩИМСя В

ТЕСНОЙ ВЗАИМОСВяЗИ С ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКОЙ ГОСУДАРСТВ. РАССМАТРИВАЮТСя

ТЕОРИя, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И КОНЦЕПЦИИ, ТИПОЛОГИя И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

РАЗВИТИя МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ТАКЖЕ ОПИСЫВАЮТСя ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

В третьей главе обнаруживаются задачи, связанные с поиском, а также

становлением места и роли России в мировом сообществе, в системе

международных отношений.

ГЛАВА I

Ключевые понятия международной политики

§1. Основные сведения о мировой политике

С течением времени мировая политика оказывает всё большее влияние на

жизнь отдельных граждан и государств. Это связано, прежде всего, с

усилением взаимозависимости стран и народов, расширением экономических,

научно-технических связей и сотрудничества между государствами, развитием

межличностных контактов, созданием общемировых информационных систем.

Политику, выходящую за пределы национальных государств, характеризует

ряд категорий:

V Мировая (международная) политика: совокупная деятельность государств на

международной арене.

V Внешняя политика: внешнее действие одного государства.

Характеризует деятельность или, гораздо реже, сознательную бездеятельность

государства по отношению к другим странам.

V Межгосударственная политика: отражает систему отношений между

государствами, их органами, службами и представителями (президент,

правительство, парламент, министерство иностранных дел и др.).

V Наднациональная политика: сравнительно новое в политическом лексиконе

понятие, ещё не получившее широкого распространения в российской

политологии. Обозначает сферу политики, образовавшуюся в результате

передачи отдельными государствами части своих суверенных прав

наднациональным органам, которые принимают в этой области решения.

V Мультинациональная политика: влияющая на международные отношения

совместная деятельность объединенных политических субъектов из нескольких

или многих государств. Субъекты этой политики – национальные государства.

V Транснациональная политика: сфера международной деятельности

негосударственных актов или субъектов (партий, профсоюзов, международных

неправительственных организаций, а также транснациональных корпораций).

Сведём все данные о политических категориях в одну таблицу:

|Название сферы |Действующие лица |Примеры |

|Мировая, |Все субъекты МО |Любые взаимодействия, в|

|международная | |которых участвуют |

|политика | |представители двух или |

| | |более государств |

|Внешняя политика |Отдельные государства, |РФ, правительство, |

| |правительство и парламент,|министерство |

| |их органы |иностранных дел, |

| | |комитет по МС |

| | |Федерального собрания |

|Межгосударственная |Любые государства и их |Отношение между РФ и |

|политика |органы в их |США, ФРГ, Японией, |

| |взаимозависимости |деятельность ООН, |

| | |Совета безопасности |

|Наднациональная |Органы, представители |Политика органов ЕС, |

|политика |объединенных государств, |Союза России и |

| |передавших часть своих |Белоруссии и т.п. |

| |суверенных прав | |

|Мультинациональная |Объединение ряда |СНГ, Контадорская |

|политика |государств и |группа, Организация |

| |представителей их |Американских |

| |организаций для решения |государств, ОБСЕ[i], |

| |определённых вопросов, |ОАЕ[ii] |

| |сохраняющих суверенные | |

| |права при принятии решений| |

|Транснациональная |Международные |Greenpeace, |

|политика |неправительственные |Социалистический |

| |организации, объединения |интернационал, |

| |партий, групп интересов, |Всемирная конфедерация |

| |церковных организаций, |труда, Международный |

| |транснациональные |совет церквей, |

| |концерны, воздействия на |Транснациональная |

| |МО |корпорация IBM |

Примечание: МО – международные отношения, МС – международные связи

Наиболее общей из всех указанных выше категорий является международная

политика. Международная (мировая) политика представляет собой

целенаправленную политическую деятельность субъектов международного права

(государств, межправительственных и неправительственных организаций, союзов

и т. д.), подразумевает согласование интересов государств, решение вопросов

войны и мира. Политическая деятельность направлена на обеспечение всеобщей

безопасности и разоружения, предотвращение и урегулирование глобальных,

региональных и национальных конфликтов, охрану окружающей среды,

преодоление отсталости и нищеты, голода и болезней, то есть на выживание

человечества в целом. Мировая политика – важный фактор, влияющий на

развитие международных отношений. Её сфера охватывает весь спектр

политических отношений, сложившихся между государствами, а главные

приоритеты обусловлены решением проблем, от которых зависит будущее всего

человечества. Включая в себя эти составляющие и обладая собственными

качественными особенностями, мировая политика оказывает самостоятельное

влияние на поведение субъектов международных отношений. Все основные

элементы мировой политики тесно связаны между собой и взаимодействуют как

части единого целого. Эффективность зависит от многих факторов, в том числе

и от действенности принимаемых политических решений и рекомендаций,

соответствия внешней политики государств реальности.

§2. Цели и задачи мировой политики

От внутренней политики мировую политику отличает отсутствие

центральной власти, обеспечивающей соблюдение обязательных для каждого

субъекта правил поведения. Поэтому мировая политика представляет собой зону

повышенного риска, в которой каждый участник взаимодействия вынужден

исходить зачастую из непредсказуемого поведения других. В отличие от

внешней политики она складывается во многом стихийно и не ограничивается

деятельностью государств. По своему характеру и целям мировая политика

представляет собой особый род политики, имеющий в основе создание и

поддержание стабильной международной среды, в которой могли бы

реализоваться интересы всех участников. Мировая политика выступает не

только как особая сфера, или поле деятельности международных субъектов, но

и как процесс и должна становиться гуманистической стратегией по

объединению людей независимо от их национальной, государственной или

социально-классовой принадлежности. В этом её цель и назначение.

Самая ближайшая задача мировой политики – создание системы

международной безопасности, которая базировалась бы на доверии и мире,

свободном от ядерного оружия, насилия, страха, подозрительности и

ненависти.

Следующая задача – это обеспечение безопасности и защищённости

человека. Речь идёт о том, чтобы принципы и нормы международного права

стали ориентирами каждого субъекта международных отношений.

Применение силы в мировой политике в соперничестве государств на

международной арене опасно. Это грозит уничтожением человечества.

Современный мир богат новыми элементами, которые способствуют

перераспределению центров экономической и политической активности. Таким

образом, наблюдаются крупные перемены в мировой политике, в структуре и

содержании международных отношений.

§3. Субъекты мировой политики

В современной мировой политике действует большое количество различных

участников. Но до сих пор преобладающим остается взгляд, что основными

субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы)

государств. Государства – наиболее могущественные и организованные

субъекты, сосредоточившие «в своих руках» основные средства воздействия на

международную жизнь. Именно через государства народы и нации организованно

представляют свои интересы на мировой арене. Ни одно развитое общество не

может существовать вне государства, которое необходимо для организации

внутренней и международной жизни. Государства контролируют деятельность

прочих участников международных связей – административных единиц (области,

края, региона), общественных организаций, фирм и индивидов. Однако сегодня

обозначилась объективная тенденция увеличения числа участников

международных отношений. Всё более важными субъектами становятся

международные организации – основные организаторы общения государств.

Международная организация – это объединение государств (в соответствии с

международным правом и на основе международного договора), осуществляющее

сотрудничество в политической, экономической, культурной, научно-

технической, правовой и иных областях.

Международные организации принято разделяют на два типа:

> межгосударственные или межправительственные

> неправительственные организации

Эти два данных типа имеют свои особенности, признаки и виды:

политические экономические военно-стратегические культурные

общественные идеологические научно-технические

Отдельные виды этих отношений проявляются на разных уровнях

международной жизни:

глобальном (например, ООН), региональном (например, ЕЭС и ОАГ[iii]),

надрегиональном (например, Движение неприсоединения[iv]),

двустороннем (например, Россия – Франция).

Следует отметить, что многоуровневость – одна из существенных черт

современных международных отношений, основанных на принципах нового

политического мышления.

Межгосударственные организации являются стабильными объединениями

государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной

компетенцией и постоянными органами. Сложность межгосударственных отношений

в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели

к созданию неправительственных организаций. Неправительственные организации

имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть

неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать и

правительственные структуры, и общественные организации, и даже

индивидуальных членов.

Как субъекты международных отношений международные организации могут

вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то

же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных

организаций постоянно растёт.

Международные организации охватывают самые разные аспекты

международных отношений. Они создаются в экономической, политической,

культурной, национальной областях, имеют определенные особенности и

специфику. В качестве примера различных международных организаций можно

привести:

|Региональные организации (Ассоциация|Организации в области культуры и |

|Государств Юго-Восточной Азии |спорта (Международный Олимпийский |

|(АСЕАН), Европейское Экономическое |Комитет (МОК), Организация |

|Сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Лига |Объединенных Наций по Вопросам |

|Арабских Государств (ЛАГ)) |Образования, Науки и Культуры |

| |(ЮНЕСКО)) |

|Профсоюзные организации |Профессиональные организации: |

|(Международная Конфедерация |Международная Организация |

|Свободных Профсоюзов (МКСП), |Журналистов (МОЖ); Международная |

|Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ)) |Организация Криминальной Полиции |

| |(ИНТЕРПОЛ) |

|Международный Красный Крест (МКК) — |Демографические организации |

|организация, целью которой является |(Международная Демократическая |

|помощь военнопленным, другим жертвам|Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная |

|войны, катастроф и стихийных |Ассоциация Молодёжи (ВАМ)) |

|бедствий | |

|Организации экономического |Организации в области отдельных |

|характера, охватывающие сферу |отраслей мирового хозяйства |

|финансов, торговли (Международная |(Международное Энергетическое |

|Торговая Палата (МТП), Международный|Агентство (МЭА), Международное |

|Валютный Фонд (МВФ), Международный |Агентство по Атомной Энергии |

|Банк Реконструкции и Развития |(МАГАТЭ), Организация Стран |

|(МБРР)) |Экспортеров Нефти (ОПЕК)) |

|Военные организации (Организация |Различные организации в поддержку |

|Северо-Атлантического Договора |мира и солидарности (Всемирный Совет|

|(НАТО), Тихоокеанский Пакт |Мира (ВСМ), Пагоушское Движение, |

|Безопасности (АН-ЗЮС)) |Международный Институт Мира) |

|Религиозные организации (Всемирный |Политико-экономические организации, |

|Совет Церквей (ВСЦ), Христианская |например: Организация Африканского |

|Мирная Конференция (ХМК)) |Единства (ОАЕ) |

|Экологические организации (Greenpeace) |

Самую значительную роль в системе международных отношений играет

Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в

истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных

государств в поддержании мира и безопасности, содействии экономическому и

социальному прогрессу всех народов.

Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть

международной структуры. Ее членами являются 185 государств, что

свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности.

Ни одно крупное событие в мире не остаётся вне поля зрения Организации

Объединенных Наций.

В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли

в систему международных отношений и как структуры ООН, и как

самостоятельные организации. К ним относятся:

— ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения)

— МОТ (Международная Ассоциация Труда)

— МВФ (Международный Валютный Фонд)

— ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки)

— МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии)

— ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию)

— Международный суд

Международные правительственные организации имеют больше рычагов

воздействия на международную политику и отдельные государства, чем

общественные организации, которые воздействуют, в основном, через

формирование международного общественного мнения.

Огромным влиянием на мировой арене пользуются международные монополии

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.