реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Понятие и основные черты тоталитаризма

Понятие и основные черты тоталитаризма

Содержание

Стр.

|Определение, сущность и предпосылки тоталитаризма. |2 |

|Структура тоталитарной власти |5 |

|Основы тоталитарного общества и психология равенства. |8 |

|Определение культа личности и его «единственно верная идеология». |10 |

|Культ личности в фашистской Германии. |11 |

|Культ личности в СССР. |14 |

|Сталинский террор 1935 – 1939 г.г. |16 |

|Состояние «спада напряжения» внутри тоталитарной системы. |20 |

|Литература |22 |

Определение, сущность и предпосылки тоталитаризма.

Тоталитаризм – тип политической системы и общества. Характеризуется

тоталитаризм на всеобщей идеологии общественной жизни, чрезмерным

разрастанием власти и поглощением ее гражданского общества.

Эту новую форму организации политической власти, сложившуюся в нашей

стране в 30-е годы, в литературе часто называют тоталитаризмом. Если же мы

попытаемся вычленить смысловое ядро данного понятия, то обнаружим, что

слово «тоталитаризм» используется для обозначения превосходной степени

других известных понятий — диктатура, авторитаризм, насилие, деспотизм.

Этимологически оно производно от слов тоталитарность, или «целостность».

Употребляя его, имеют в виду, что авторитарная власть становится

всепроникающей, контролирующей жизнь человека и общества в ее самых

частных, мельчайших проявлениях. При этом забывают, что рост количественных

изменений в какой-то момент приводит к появлению нового качества, а новое

качество не есть удвоенное или утроенное старое: сохраняя со старым в том

или ином отношении сходство, оно, тем не менее, принципиально от него

отличается.

Для того чтобы раскрыть содержание понятия «тоталитаризм», нужно

перейти от оценочного употребления термина к научному, существенно

ограничив область его применения. Во-первых, хронологически, отказавшись от

истолкования в качестве тоталитарных тех или иных политических режимов

прошлого — древневосточных деспотий, исламских теократий, Русского

государства времен Ивана Грозного и т.п. В истории мы можем найти лишь

слабые прообразы тоталитаризма, сходные с ним формально, структурно, но не

по существу. Тоталитаризм — явление, присущее исключительно XX веку. И, во-

вторых, что не менее важно, надо сузить область применения термина в

структурном аспекте: многое из того, что совершалось в сталинскую эпоху, не

связано напрямую с тоталитаризмом, а вполне объяснимо с учетом логики

авторитарного режима. Следовательно, и сам тоталитаризм — явление, не

сводимое к экономическим, социальным или политическим условиям того

времени. Его нельзя представить как следствие причины под именем

«авторитаризм 20-х годов».

Тоталитаризм находится в ином измерении, нежели экономика и политика,

ему присуща иная логика, нежели логика объективного процесса. Выражаясь с

известной долей условности, можно сказать, что тоталитаризм есть душа,

телом которой является командно-административная система, это явление не

экономического, социального или политического плана, а культурно-

идеологическое по своей сущности. С точки зрения человека,

придерживающегося «нормальной» причинности, Сталин выглядит сумасшедшим:

сверхиндустриализация затормозила экономическое развитие страны,

коллективизация поставила ее на грань голода, репрессии в партии грозили

разрушением политического костяка общества, разгром офицерского корпуса

накануне неизбежной войны с Германией существенно понизил

обороноспособность страны. Тем не менее, во всем этом была логика, но

совсем иная, свидетельствующая о том, что Сталин не был авторитарным

вождем, «социалистическим монархом-самодержцем». Кем же он был?

Сталин отличался от своих предшественников: для Ленина и его

соратников власть, сколь угодно жесткая и насильственная, была все-таки

средством для достижения определенной цели — построения социализма в

планетарном масштабе. Утопический характер цели обусловил нарастание

насилия, но корректировка ее в 1921—22 годах привела к либерализации

политики (нэп, линия на мирное сосуществование с капитализмом и т.д.). Не

то — Сталин. Для него целью была именно власть, а социализм, марксизм-

ленинизм — только средствами ее достижения, поэтому он так легко менял не

только тактику, но и стратегию, вступая в любые коалиции и разрушая их. Но

дело не только в личной воле и качествах Сталина — за его индивидуальностью

проступали черты нового исторического типа личности, и это были черты не

только психологические, но и исторические.

Ленин в «Письме к съезду», говоря о личных качествах Сталина,

подчеркнул, что это не мелочь, поскольку в наших условиях она может иметь

самые серьезные последствия.

Вторая часть нашего определения: тоталитаризм — это переживание власти

как абсолютной ценности и высшего смысла человеческого существования,

транслированное по всем этажам социальной иерархии и признанное в таком

качестве большинством индивидов. Для того чтобы возник и существовал

тоталитаризм, нужен был не только Сталин, но и масса индивидов, отравленных

ядом абсолютной власти — власти над историческими закономерностями,

временем, пространством («Мы покоряем пространство и время, мы — молодые

хозяева земли»), над собой и другими людьми. Эта власть зачастую не давала

материальных благ, напротив, она требовала величайшей самоотдачи,

самопожертвования, и если сначала, как Павка Корчагин, не щадили себя,

позже, как Павлик Морозов, не щадили родного отца, то в застенках Ежова —

Берии уже не щадили никого.

Появление такого, тоталитарного, индивида — первая предпосылка

формирования тоталитаризма, без которой он не мог возникнуть даже в том

случае, если бы были налицо остальные. Вторая предпосылка — тенденция к

идеократии, проявившаяся с самого начала революционного движения и

получившая зрелую форму в условиях советского авторитаризма, на базе

общественной собственности и централизованного управления обществом,

планового ведения хозяйства. План здесь выступал как директива, как закон:

речь шла о вполне гегелевском по духу господстве идеи над

действительностью. Практически идеократия реализовалась через партократию —

монополию компартии на власть, не ограниченную, по существу, никаким

законом и даже уставом самой партии. Третья предпосылка тоталитаризма —

культ народа в революционном сознании до- и послеоктябрьской эпохи. Этот

культ освобождал народные массы от всякой моральной самооценки и

самоцензуры, ставил их по ту сторону добра и зла. Тем самым в структуре

массового революционного действия высвобождалась энергия разрушения,

направляемая этикой революционной целесообразности на уничтожение всяких

ограничений, препятствующих достижению абсолютной власти революционного

субъекта над действительностью. Все, что творилось, оправдывалось благом

народа и именовалось борьбой с врагами народа.

Структура тоталитарной власти

Режим тоталитарной власти в отличие от авторитаризма оказывается

внеполитическим образованием — в эпоху тоталитаризма политические отношения

и институты в обществе, по существу, исчезают или становятся формально-

декоративными. Организация тоталитарной власти имеет иерархический

характер: вверху пирамиды находится вождь, обладающий абсолютной, ничем не

ограниченной властью; внизу — массы, столь же абсолютно ему подвластные.

Такая организация власти формально сходна с авторитаризмом. В

действительности же тоталитарная власть неделима на уровни: на любом уровне

социальной иерархии индивид, обладая властью, обладал тем самым абсолютной

властью над вверенным ему «объектом». Различие было именно в объекте

приложения власти, но не в ее характере. Например, любой начальник

районного масштаба обладал всеми атрибутами власти — партийной,

хозяйственной, судебной, карательной и т.п. Поэтому для функционирования

тоталитарной власти не нужно было принуждения, идущего сверху вниз:

тоталитарный индивид добровольно подчинялся вышестоящему, получая в обмен

на покорность возможность абсолютной власти «на своем месте». Можно

сказать, что ограничения в структуре тоталитарной власти вытекали из

пересечения индивидуальных властей, что создавало непрерывное и постоянное

напряжение во всех узлах системы и было источником энергии, питавшей

существование этой системы.

С тоталитарной властью неразрывно связана тайна власти. Властный

поступок тоталитарного индивида всегда непредсказуем, спонтанен, вызывается

не столько внешней необходимостью, какими-то реальными обстоятельствами,

сколько тайными движениями его души. Теми движениями, которые имеют свою

индивидуальную логику, непредсказуемую с точки зрения нормальной логики. В

силу этой тайны система тоталитарной власти пронизана страхом. Страх есть

необходимое дополнение абсолютной власти, он столь же абсолютен, и это

страх не только перед «другими», но и перед самим собой. Абсолютный страх в

душе тоталитарного индивида перевоплощается и снимается в виде стремления к

абсолютной власти. Карательные органы в этой системе — материализация

повсеместного страха, своего рода арбитр в споре, столкновении

индивидуальных властей. Но их существование в большей степени вызвано

необходимостью искоренять инакомыслящих — тех, кто не принял условия

тоталитаризма, правила его игры, и имя им — миллионы. Они и составляли

основной контингент ГУЛАГа.

Верхний и нижний уровни в структуре тоталитарной власти взаимосвязаны

и взаимно необходимы друг для друга. На ее вершине находился Сталин, он был

символом абсолютной власти, поклонение ему как бы освящало и узаконивало

для каждого собственное приобщение к субстанции власти. В этой структуре

харизматический образ Ленина тускнел и отодвигался на периферию

общественного сознания, ибо системе нужен был живой символ, человек — знак

абсолютной власти. Образ Ленина слился с мавзолеем — материальным

воплощением «начала» этой власти. И ритуальное действо вокруг мавзолея,

совершаемое дважды в году, заново подтверждало законность системы. Нижний

уровень носителей тоталитарной власти, был также необходим Сталину — иначе

не хватило бы никаких усилий карательных органов, чтобы держать в

повиновении огромные массы людей. Причем отношение массы тоталитарных

индивидов к Сталину было интимно-психологическим и личностным: он был не

просто символическим знаком судьбы, но еще и индивидуальностью. Его

индивидуальные качества срослись с символическими, и в этой системе он

занимал место Бога. Славословия в его адрес заменили молитву и были

ритуальным элементом существования и осуществления тоталитарной власти

каждым на своем месте. Поэтому смерть Сталина означала конец тоталитаризма.

Естественно, не мгновенный, а протяженный в историческом времени.

Исчезновение личностного символа системы изменило духовную атмосферу внутри

ее. Новые поколения как бы вышли из-под влияния той идеологической и

психологической силы, которая формировала в каждом качестве тоталитарного

индивида.

Попытки заменить Сталина не удались — уж очень тесно срослись его

личные и символически-знаковые черты. В поле тоталитарного сознания его

преемник Хрущев получил значение комического героя — шута, напялившего на

голову корону.

Маршальские погоны, звезды Героя и орден Победы не превратили Брежнева

в того мифологического героя, каким воспринимался Сталин. Исчезла тайна

личности вождя, а вместе с ней и вождь. Вождь должен быть, по крайней мере,

равен системе, а не быть частицей, рожденной этой системой.

После смерти Сталина тоталитаризм в течение долгих тридцати лет

переживал обратное перерождение в авторитаризм, и именно механика этого

обратного перерождения диктовала необходимость обращения к Ленину, его

наследию, но не к тому, где он отказывался от социалистической утопии в

пользу реально достижимых целей, а к Ленину «до 21-го года», автору и

творцу авторитарного режима. Обращение к Ленину 21-го года ставило человека

в положение если и не диссидента, то оппозиционера по отношению к

существовавшему режиму. С этого обращения началась перестройка.

Основы тоталитарного общества и психология равенства.

В основу тоталитарного коммунистического государства положен

принудительный принцип равенства. Человек должен навсегда оставить «надежду

стать более богатым, более влиятельным, превосходящим своими знаниями кого-

либо из своих сограждан» (Г.Бабеф).

Тоталитаризм – это полный контроль над всеми сферами жизни общества.

Всего этих сфер – пять: экономика, общественные отношения, политика,

национальные отношения, личность. Основой системы в экономике был строго

регламентированный центром распределительный механизм. Например в СССР в

1928 – 1935 годы введение карточек трактовалось не как вынужденная мера, а

как ступенька на пути к социализму. Были закрыты банковские учреждения.

Народные комитеты контролировали каждую тонну металла, каждый ящик гвоздей

и т. д. Основой общественных отношений была командно - административная

система, которая чувствовала себя уверенно, опираясь на крестьян и рабочих.

Она

формировала массовую психологию равенства: «Пусть бедные, но все равны». В

Сталинской концепции социализма было место только такому работнику. Что

касается третьей системы, то в правовом государстве не может быть единой

власти, а должны существовать три независимые друг от друга власти:

законодательная, исполнительная, судебная, в СССР же было соединение

законодательной и исполнительной государственной власти. Судебная власть в

годы гражданской войны была сосредоточена в руках ВЧК, других чрезвычайных

и внесудебных органов, местных исполкомов, подчиняющихся Совнаркому. Велись

альбомные дела, составляемые для высшего руководства страны. Происходило

систематическое вмешательство госаппарата в сферу правосудия. Характер

административно-командной системы сказывался на отношениях наций и

народностей. Под видом Федерации в 30-е годы утверждалось жестокое

централизованное государство. Искоренялась и сама национальная структура

страны. Например в докладе о проекте Конституции СССР в 1936 году Сталин

говорил, будто в СССР существует лишь 60 национальных общностей, в то

время, как их было в два раза больше. Созданный в 1936 году Совет

Национальностей мало занимался конкретными национальными проблемами. В этом

же году были ликвидированы такие формы национально-административного

деления, как национальные районы и национальные сельские советы, которые

занимались созданием условий для осуществления школьного образования и

культурно-просветительной деятельности на родных языках. Основой пятой

системы - была личность. Человек, отчужденный от собственности, власти,

управления не мог быть личностью в правовом отношении. Права личности

подменялись классовыми, групповыми, партийно-бюрократическими интересами.

Человек не имел гарантий правовой защиты. Школа воспитывала личность в духе

непримиримости к «врагам народа». И ими не редко оказывались мать, отец,

родственники и близкие.

Определение культа личности и его «единственно верная идеология».

Тоталитаризму присуще коллективно – механическое мировоззрение,

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.