реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Политология

Политология

ПОЛИТОЛОГИЯ

1. Общество в целом и составляющие его системы.

Общественная жизнь представлена многочисленными и взаимосвязанными

сферами. Крупнейшие из них - экономическая, социальная, политическая,

духовная. Данные системы изучаются соответствующими общественными науками.

Предназначением политической сферы (системы) общества в отличие от

экономической, социальной и духовной, а также всех других является

организация и осуществления государственного управления обществом в целом

(от общегосударственного уровня до самых мелких структур в государственном

управленческом комплексе). Эта система привлекает в той или иной степени

внимание представителей различных общественных наук - экономической теории,

права, социологии, психологии и других. Однако специально и комплексно, в

составе всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука -

политология.

Политология - наука об управлении государством в самом широком смысле,

то есть наука о политической системе общества.

Структура политической системы.

В составе полит системы общества функционируют в тесной взаимосвязи

четыре крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная

и политико-идеологическая.

Институциональная подсистема включает политические институты и, прежде

всего, формы политического правления (республика, монархия), политические

режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы зак-ной,

исп-ной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные

общественные организации, избирательную систему и др. Этой подсистеме

принадлежит ключевая роль в политической системе. Именно здесь создается

нормативно-правовая, определяющая условия, возможности и границы

функционирования всей политической системы.

Регулирующая подсистема базируясь на принятых в обществе политико-

правовых нормах, отраженных в конституции страны и других законодательных

актах, регулирует формирование и деятельность полит институтов и

функционирование полит системы общества в целом. Исходной базой, на которую

опирается данная система, являются не только политико-правовые нормы, но и

национальные, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в

обществе политические взгляды, убеждения, принципы, воздействующие на

политическую систему общества.

Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений,

возникающих в процессе функционирования полит системы общества. Это прежде

всего отношения по поводу управления обществом. Субъектами этих отношений

являются полит институты и организации, полит лидеры, представители полит

элиты, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за полит власть:

ее завоевание, удержание, реализацию.

Политико-идеологическая подсистема включает полит концепции, теории,

взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно-полит

институтов, политико-правовых норм, совершенствования полит отношений и

всей полит системы.

Данная структура (четыре подсистемы) прослеживается в полит системе

любого общества, однако в конкретных условиях разных государств

перечисленные подсистемы создаются и функционируют в различных формах. В

связи с данным обстоятельством важно подчеркнуть, что политология изучает,

во-первых, общие для всех политических систем характеристики и, во-вторых,

специфические формы их проявления в различных странах.

Некоторые функции полит системы.

Главная функция полит системы общества - управление обществом, функция

полит руководства государством. Она проявляется в определении

стратегических целей и перспектив общественного развития, в выработке и

реализации полит курса.

Интегративная функция преследует цель консолидации общественно-

политического строя, достижения динамической стабильности общества в целом

и составляющих его систем.

Регулятивная функция направлена на упорядочение и регламентацию полит

поведения и полит отношений в государстве. Она связана с выработкой и

обоснованием эталонов общественно приемлемого поведения людей.

Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией.

Центральная тема науки - политическая власть: ее сущность, принципы,

формы, основания (источники), ресурсы, проблемы легитимности, полит

институты, проблемы разделения властей и т д.

Второй комплекс рассматриваемых в политологии вопросов связан с гос-

вом, как полит институтом: формы гос-ва, полит режимы, гражданское

общество.

Третий комплекс - полит лидерство, полит элита, то есть субъекты полит

власти, ее носители.

Четвертый комплекс - полит партии и движения.

Пятый комплекс - совр избирательные системы.

Шестой комплекс - полит процесс, его содержание, структура и формы,

особенности принятия и реализации управленческих решений.

Седьмой комплекс - полит культура общества, ее формирование и развитие.

Задачи политологии.

Главной целью политологии как научной дисциплины явл изучение структуры

и функционирования полит системы общества. Реализация этой цели

осуществляется посредством решения ряда задач. Главными из них явл:

n исследование общих и специфических условий возникновения и развития

полит системы общества в целом и сост его полит институтов, полит

отношений, полит процессов;

n создание и совершенствование механизма, позволяющего находить

оптимальную корректировку полит системы в целом и ее основных

элементов;

n анализ причин возникновения кризисных ситуаций в развитии полит

системы и путей их урегулирования;

n аргументированное объяснение происходящих полит процессов, причин

их возникновения, роли в развитии общества;

n выработка практических рекомендаций по созданию условий стабильного

развития полит системы общества.

Политическая система и политика.

Политика - социальная деят в полит сфере общества, направленная главным

образом на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти.

Полит система - одна из крупнейших сфер жизни общества. Политика - это

деятельность, важная, необходимая, сложнейшая. Ее невозможно понять и

осмыслить вне полит системы общества. В определенном смысле политика есть

функция полит системы, а также средство и механизм ее функционирования.

Некоторые специалисты говорят, что политика - это наука, другие утверждают,

что это искусство. Правы и те и другие.

Приемы, подходы и методы, используемые в политологии.

Институциональный подход ориентирован на изучение полит институтов: гос-

ва, его органов, правит программ и др средств регулирования полит деят,

полит партий и иных общ организаций.

Сравнительный подход направлен на сравнительный анализ различных полит

систем (разных стран), а также элементов этих систем: парламентов,

партийных и избирательных систем, форм правления и полит режимов.

Исторический подход основан на изучении полит явлений в их развитии.

Социологический подход направлен на выяснение зависимости полит

процессов от развития общества в целом, от его соц структуры, от системы эк

отношений, от идеологии и полит культуры общества.

Нормативно-ценностный подход - выяснение значения для общества тех или

иных полит процессов, их роли в повышении благосостояния общества, в

реализации свободы и справедливости.

Системный подход - полит система рассматривается в своей организации

как целостная и саморегулирующаяся.

Функциональный подход - анализируются те конкретные механизмы, кот

позволяют полит системе достигать самосохранения и приспособления к

окружающей общественной среде.

Функционально-структурный анализ исходит из рассмотрения полит системы

общества в качестве целостной системы с взаимосвязанными элементами.

Бихевиористский подход основывается на рассмотрении полит системы как

организма, функционирующего по своим законам, имеющего свою внутреннюю

логику развития.

Антропологический подход базируется на обосновании политики природой

человека.

Также в политологии широко используются эмпирические приемы анализа:

анкетирование, наблюдение, анализ статистического материала.

Существуют и два общих концептуальных методологических подхода -

диалектика и синергетика (предполагает, что каждая частная ситуация создает

свои собственные причинно-образующие факторы, кот не всегда вписываются в

известные закономерности).

Политическая власть.

Определение власти. В своем общем значении понятие “власть” означает

право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими;

способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к

другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность,

используя при этом авторитет, право, насилие и др средства.

Полит власть имеет ряд особенностей. Ее отличительными признаками явл:

n верховенство, обязательность ее решений для всего общества, и всех

других видов власти;

n всеобщность, то есть публичность. Это означает, что полит власть

действует на основе права от имени всего общества;

n легальность в использовании силы и других средств властвования в

пределах страны;

n моноцентричность, то есть существование общегосударственного центра

(системы властных органов) принятия решений;

n широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и

реализации власти.

Легитимность политической власти. Легитимность власти - это

общественное признание, доверие и поддержка, кот оказывают ей общество,

народ.

В науку понятие “легитимность власти” впервые было введено Максом

Вебером. Он выделил три основных источника (основания) законности,

правомерности полит власти:

n в соответствии с традицией (монархия);

n харизматический тип (в связи с огромной популярностью и культом

личности полит деятеля);

n рационально-правовой тип - эта власть признается народом потому,

что она опирается на рациональные, признаваемые им законы.

Структура политической власти. Как и любое отношение полит власть

предполагает как минимум две стороны. На одной стороне - властвующие

(субъект). На другой стороне - подвластные, подчиненные (объект).

Ресурсы политической власти. Среди них экономические, социальные,

силовые, информационные и др.

Экономические ресурсы нужны и для завоевания власти, и для реализации

ее целей, и для ее поддержания.

Силовые ресурсы выполняют функцию обеспечения обороны страны, охраны

внутреннего порядка, в том числе обеспечения безопасности полит власти,

недопущение каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения.

Социальные ресурсы. Социальная политика в больших современных западных

странах строится таким образом, что в сохранении существующей полит власти

заинтересовано большинство населения: здесь широкая система страхования,

высокий уровень пенсионного обеспечения, широко развита система

благотворительных организаций и т д.

Информационные ресурсы - это средства массовой информации.

Основные функции, формы и уровни полит власти. Основная функция полит

власти - управление, руководство обществом в целом и каждой его сферой. Она

заключается в постоянном разрешении противоречия между необходимостью

порядка в обществе и различными интересами разных слоев, национальных и

других групп, отдельных личностей.

Вторая функция - функция оптимизации самой полит системы,

приспособление ее институтов к целям, задачам и самой сути тех сил, кот

пришли к власти.

Третья функция - обеспечение стабильности в стране.

Существуют две формы полит власти: индивидуальная и

институализированная.

В системе полит власти различают три функциональных взаимодействующих

ее уровня:

n высший уровень - макрополит система высших органов власти;

n средний, или промежуточный уровень - это аппарат полит власти

среднего звена, бюрократия разных рангов;

n третий уровень - это микроуровень полит власти. Он включает

непосредственное полит общение людей, малых групп.

Политическое лидерство.

Полит лидер - это не просто человек, кот руководит полит процессами,

осуществляет функции по управлению обществом, полит организацией или

движением. Полит лидер - это тот, кто способен изменять ход событий и

направленность полит процессов.

С понятием “полит лидер” связано понятие “полит лидерство”. Это

механизм и конкретные способы реализации власти. Полит лидерство

представляет собой высший уровень лидерства, поскольку оно отражает полит

процессы и отношения в высших структурах власти, фиксирует властные

отношения между субъектом и объектом политики на вершине полит пирамиды.

Факторы, определяющие характер полит лидерства.

Полит лидерство - понятие многомерное. Однако три его аспекта явл

определяющими. Это:

n личностные черты лидеров;

n инструменты осуществления ими власти;

n ситуация, с кот сталкивается лидер.

Комбинация этих трех аспектов во многом определяет становление полит

лидера, эффективность и результативность его деятельности.

Всю совок отличительных черт, характеризующих лидеров можно объединить

в три большие группы: природные, нравственные, профессиональные качества.

Природные качества: сила характера, воля, магнетизм личности,

решительность, гипнотические способности, тонкая интуиция.

Нравственные качества: благородство, честность, верность общественному

долгу, заботу о людях, об общественном благе и справедливости.

Профессиональные качества: аналитические способности, умение быстро и

точно ориентироваться в обстановке, аргументировано противостоять чужому

мнению, полит мудрость, компетентность, профессионализм в принятии полит

решений.

Инструменты власти - условное название. Речь идет о том, на что может

опираться полит лидер в достижении пост им целей. Это - полит партии, зак

органы, суды, бюрократический аппарат, СМИ, то есть все то, что может

создать условия для контактов полит лидера с народными массами.

Ситуация, с кот сталкивается полит лидер, может быть спокойной, но чаще

бывает кризисной, сложной. При этом уровень интенсивности кризисной

ситуации различен. В соответствии с ситуацией возникают разные проблемы и

принимаются разные решения выхода из кризиса.

Типология полит лидеров. Одним из обобщающих критериев для типологии

полит лидеров явл цели, кот они ставят, и воздействие, оказываемое ими на

общество. В связи с этим выделяют три типа полит лидеров:

n позиция консерваторов состоит в сохранении статус-кво общества.

Соответственно вся активность лидера, его программа и все его

действия направлены на обоснование необходимости сохранения

общества в его современном виде;

n реформаторы стремятся к радикальному преобразованию общественного

устройства посредством проведения широкомасштабного реформирования,

прежде всего властных структур;

n революционеры ставят целью переход к принципиально иной

общественной системе.

Еще одним критерием явл легитимность власти. В связи с этим выделяют

три типа: традиционное лидерство, лидерство на основе закона,

харизматическое лидерство.

Лидеров можно еще разделить на демократических и авторитарных.

Функции, выполняемые полит лидерами, во многом предопределяются теми

целями, кот они ставят, и той ситуацией, средой (экономической и полит), в

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.