реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Политология

Политология

1. В начале своего возникн-я полит мысль у древних народов – египтян,

индусов, китайцев…- восходит к мифологическим истокам и оперирует мифолог-

ми представлениями о месте человека в мире. У всех народов порядки освещены

божественным началом, они предопределены изначально. Но способы и характер

связи этого б-го начала с земными отношениями освещаются в мифолог-м

сознании разных народов по-разному. Так не ранее, чем во 2 тыс. до н.э. по

древнекитайскому мифу о божест-м происхождении и хар-ре земной власти -

именно персона верховного правителя Поднебесной (т.е. император Китая) явл-

сь единств-ой точкой связи с высшими небесными силами. В Египте, Вавилоне,

Индии бытовали и несколько иные подходы, по которым Боги, являясь

источником власти правителя, вместе с тем сами продолжали оставаться

вершителями земных дел и людских судеб. Согласно мифам некоторых народов

(особенно египтян, а затем греков), Боги выступали также и в качестве

первонач-х непосредст-х правителей и законодателей в общ-ах и госуд-ах, кот-

е они сами создали. Аналогичные объяснения природы власти были свойственны

практически всем народам этой благоприятной для жизни человека средней

полосы земного шара. Параллельно мифологическим трактовкам власти возникают

чисто теологические и даже рационалистические учения о власти и

государственном устройстве.

2. Феодальный строй и абсолютистские режимы исчерпали себя задолго до

Нового времени, еще в 15 веке, с кот начинается упадок феодализма и

зарождение капитал-х отношений. Более 2 веков продолжалась агония

феодального гос строя, сопровождаемая внутридворцовыми переворотами и

кровавыми рев-ми. Научное прозрение человечества, накопление идей о рацион-

м утср-ве общ-ва создало предпосылки для перехода кол-ва в кач-во –

кардинальной смены приоритетов в господствующей идеологии и массовом

сознании. Новая эпоха однозначно высказыв-сь за первичность прав человека,

законность, полит-й плюрализм и др демократич-е идеи. Пришла пора новой –

буржуазной – демократии и новых полит идей, которых требовало время,

ожидало общ-во и оплачивал восходящий класс капиталистов. Обществоведческая

мысль металась м/у несколькими «огнями» – полит интересами экономики

господствующих классов, идеями рационализма и оптимальности, интересами

королей и широких гражданских масс.

3. В противовес рабовлад-й идеологии христ-во проповедовало рав-во всех

перед Богом, восхваляло труд и, осуждая бедность, не считало ее пороком.

Христианская церковь определенно высказывалась против жадности,

стяжательства, эгоизма, владения собств-тью. Церковь делала ставку на

добро, кот понимала как непротивление злу, смирение, гуманизм милосердие,

отвергала насилие. Не убий, не укради, возлюби ближнего своего, как самого

себя и др нормы прав5едной жизни закладывали в обществ-ю жизнь опр-е общ-е

ценности и ориентировали на их выполнение всех простых смертных. Эти

заповеди христ-й морали можно считать духовным источником утопического соц-

ма.

4. впервые в комун учении обещество было осознано как целостный организм,

в котором производительные силы и производственные отношения определяют все

др сферы. Отсюда – для того чтобы общество стало справедливым изменения

должны происходить в сфере производства и распределения жизненных благ. (в

капиталистич – возрастающее богатство на одном полюсе приводит к накоплению

нищеты на др.

5. либерализм (от лат либералис-свободный) – предпологается свобода

личности, т.е. гарантии ее основных прав и свобод(совести, слова,

собраний), свобода волеизьявления на выборах, свобода предприним,

конкуренции. Важ свойство – открытость, гибкость, способность учитывать

реалии и реагир на измен в обществе и мире. Фактич основатель-Дж. Люкка,

первый круп теоретик общественных отношений-Т.Гоббс.

6. Так не ранее, чем во 2 тыс. до н.э. по древнекитайскому мифу о божест-м

происхождении и хар-ре земной власти - именно персона верховного правителя

Поднебесной (т.е. император Китая) явл-сь единств-ой точкой связи с высшими

небесными силами. Согласно этим воззрениям, вся власть концентрировалась в

особе верх-го правителя в виде его личной потенции и внутр-ей силы, а

остальные должностные лица и аппарат управления – это лишь проводники

личной власти правителя. Взаимоотношения населения и властей оставались за

рамками офиц. Законов ,а значит и вне пределов компетенции масс. Не то,

чтобы влиять на проводимую политику и корректировать ее в пользу простых

людей, избирать или, не дай Бог, каким-то образом смещать правящих с их

должностей, но и задумываться, просто знать о такой возможности не дано

было народам, жившим в ту довольно жестокую эпоху, когда жизнь простого

смертного ценилась не выше жизни лошади.

Такое положение вещей было выгодно властям, «Идеал правления, - утверждал

китайский философ Хань Фэй, - это когда подданые не могут постичь тайны

управления». Правители нах-сь вне досягаемости воли тех людей, кот-х

обязаны были обслуживать и за счет кот-х содержались. Они были почти там

же, где Боги, только ближе, и реакция их на любое недовольство или даже

косой взгляд была немедленной, реальной и беспощадной. Поэтому они значили

для людей даже больше, чем Боги. В силу этого ни эти, ни другие законы того

времени не содержали ни малейшего намека на политику, не притязали на

регулирование отношений господства и подчинения.

7. объективная необходимость в объедин-ии разрозненных арабских племен (к

примеру), враждовавших м/у собой и уничтожавших араб-ю культуру побуждали

их к поиску соц механизмов, кот бы способствовали объедин-ю арабов, их

процветанию и способности противостоять внеш угрозе неверных.такими мех-ми

были институт частной собств-ти, составл-й фундамент стабильности в любом

общ-ве, и гос-во. Нужен был матер-л, скреплявший всех людей. Таким

материалом живших здесь народов выступала вера в одни и те же идеи – в

религиозно-политич-ю идеологию ислама. Он наделял разных людей одинаковыми

кач-м. Эта идеолог возникла в 7 в.н.э. и в переводе означает «покорность».

Аллах и его посланник, управл-й людми по божеств-й воле, определяют жизнь

подданных. Смысл идеологии – покорность и смирение. Повиновение сильному,

богатому, власть имущему. Кто со смирением перенесет бедность и невзгоды в

потустор-м мире ожидает рай. Ислам изначально обосновывает идею теократии.

8. У С – учение об идеальном общ-ве, основанном на рав-ве всех его членов,

коллект-й собств-ти и обязательности труда для всех. Термин УС происходит

от названия произведения «Утопия» Тмора, в кот были развиты идеи УС.

Критиковали противоречия и пороки эксплуат-го общ-ва, сочувствовали

угнетенным трудящимся массам.

9. Науч ком-м, созданный Марксом и Энгельсом как теоретич-е обобщение

опыта классовой борьбы пролетариата и обоснование его историч-й миссии

могильщика капитализма и созидателя ком-го общ-ва был творчески продолжен

Лениным в новых исторических усл-х.

10. консерватизм – явление интерклассовое. (с лат – сохранять,

охранительный). Конс – при для выражения такой идеологии, кот

характеризуется приверженностью традиционным ценностям, устоявшимся

порядкам и принципиальной неизменчивости окруж среды.

11. по своему гос строю это была типич монархия. При наличии всех

признаков ценрализованного гос – админ аппарата, войска, границ, системы

местного гос управления и самоуправления – государством управлял киевский

князь, кот сосредоточил в своих руках всю власть (законодат, исполнит,

судеб, военную).

В этот период окончательно утверждается христианство, строятся крепости

возводятся соборы и монастыри, в Киеве закладывается Софийский собор и

организуется впервые на руси библиотека и школа. Крепнет авторитет Киево-

Печерского монастыря, сост первый сборник законов «русская правда»,

провозгласивший неприкосновенность феодальной собственности.

12. Деклорация начиналась с крнстатации права народа «порвать полит связь

с др народом и занять на равне с остальными державами независь положение».

Если же форма правления становится гибельной, то они имеют право учредить

новое правительство, кот способствует безопасности и счастью народа. Если

ряд злоупотреблений способствует установлению неограниченного деспотизма,

то народ не только имеет право, но и обязан свергнуть свое правительство.

13. В Ведах (древнеиндийском памятнике 2-го тыс. до н.э.) закреплялось

жесткое деление общ-ва на четыре варны – сословия. Созданных Богами, и эти

варны были неравноправными, возникает и критическое отношение к такой

несправедливой участи крестьян, ремесленников и торговцев, обязанных

подчиняться брахманам – жрецам и кшатриям – воинам. Уже в Законах Ману царь

определяется как лицо, обязанное чтить брахманов, следовать их советам и

наставлениям, учиться «изначальному искусству управления». Согласно учению

Будды, отношения всех людей должны строится на принципах гуманизма и

доброго отношения к др людям, ибо никогда в этом мире ненависть не

прекращается ненавистью. Тот факт, что Буддизм становится гос религией

свидетельствует и о принятии его норм значительной частью насел. В трактате

«Артхашастра» анализир-ся законное и незаконное, польза и вред, верная и

неверная политика.

14. В трактовке Гобса власть исходила не от Бога, а из разума, гос-во было

средством покончить с войной всех против всех и предназначалось для

поддержания порядка. Гобс выводил эффектив-ю власть из силы, реальной

возможности гос-во принуждать к исполнению зак-в…Он выступает прямым

сторонником абсолютной, неограниченной власти. Он выступает против идей

полит плюрализма и раздел-я властей, кот вскоре после него будут обоснованы

обществоведами и использованы в практике буржуазной демократии. Локк отверг

концепции божеств-го происхождения власти, был против абсолютного гос-ва.

Он сделал гос-во ответственным перед обществом. Склонялся к конституционной

монархии. Для Локка важное, чтобы любая форма обеспечивала естественные

права и свободы человека. Либель гос-ва Гоббс видел в безвластии и поэтому

всячески укреплял механизм власти, делал его права безмерными, а Локк

наоборот считает опасным для общ-ва положение, при кот власть гос-ва

становится абсолютной.

15. социализм –Соц представ собой мировозрение, учение, идеологию,

движениеи обществен строй, предпологающие приоритет общественных(гос) начал

во всех сферах обществ и част жизни: общественную(гос) собств на средства

производства, централизованное управление производством и распределением,

демократию как прямую власть народа, атеизм, приоритет колл мораль

ценностей над личными, стремление распростран соц на все человечество.

Изначально соц – философия бедных т.е. классовое учение.

16. роковую роль в судббе Киевского гос сыграли такие факторы:

внутренний - межфеодальные расприи. Ярослав разделил Русь м/у своими

сыновьями, м/у кот небыло лада.

Внешний – венгры, печенеги(12вв), татаро-монгольские орды(13вв), кот

захватили русские земли, завоевали и разгромили их города. Киев был

разрушен и утратил роль не только политич и админ центра, но и

религиозного.

17.

18. Идея светского гос-ва родилась в греческой и римской культурах еще до

нашей эры и уже тогда прочно закрепилась в обществ-м сознании греков и

римлян, материализовалась в политич-х традициях и институтах.

19.

20. Целый ряд политиков и арабских мыслителей, труды кот дошли до нашего

врем защищают идеи верховенства светской власти и выступают против тирании

духов-ва. Среди них – Ибн Рушид, Ибн Халдун, Алишер Навой, Низамий

Гянджеви, Шотто Руставели, Мхтиар Гош. Ибн Халдун родился в Тунисе, много

путешествовал. Он резко критиковал политику, кот наносит ущерб собств-ти

подданых. Низаим Ганджеви был не только поэтом и глубоко одаренным

человеком, оставившим свое философское осмысление полит проблем в поэмах.

Его можно отнести к революционерам. Он был и демократом,

интернационалистом, социалистом. Идеалом Низами была просвещенная монархия.

Армянский мыслитель Гош обладал весьма умеренными взглядами на гос-во и

общество. Оправдывал нерав-во людей и считал его источником появления гос-

ва, но критиковал феодальный абсолютизм (выступал сторонником смягчения его

полит режима). Он призывает феодалов взимать разумные налоги и не заствлять

свободных крестьян работать на них больше одного дня в неделю.

21. Фашизм – полит-е течение, возникшее в период общего кризиса

капитализма и выражающее интересы наиболее реационных и агрессивных сил

импириалистической буржуазии. Ф активно использует в своих интересах

колебания в сторону реакции различных слоев мелкой буржуазии и

деклассированных элементов.

22.

23. Первыми филос-ми, соц-полит произведениями стали переводы сочинений

отцов церкви: сборники Святослава, отражавшие мысль о самостоятельности гос

и власти, содержали отд-е отрывки и цитаты христ-х и древне-греч-х

философов, упоминание учения Пифагора, Демокрита, Сократа, Аристина,

Платона, Арестотеля. Содержали высказывания о морали и моральности в общ-

ве. Из античности черпались свед-я о физике, мат-ке, естествознан,

моралистич-е элементы христ-й философии, изменения в мировозрении русичей.

Одним из древнейших док русско-укр письм-ти, где делались попытки

обосновать необх-ть объедин-е удельных княжеств на Руси есть «Слово о

законе и благодати» киевского метрополита Иллариона. Социолог-й и общ-полит-

е идеи нашли отражение и в летописи «Повести временных лет» летописца

Нестора, где содерж-ся сведения о д-ти Князей, о борьбе с внеш врагами, о

народных восстан-х и смуте в К Руси. Но глав нитью в летописи проходит идея

величия единство и независимости Руси. В «Поучении Владимира Мономаха»

предостерегаются сыновья князя не только не совершать самим, но и служивым

беззакония. Князь – державный муж есть носителем закона и законности. В

«Поучении» много морального поучения, предостережений беречь единство К

Руси. В произведениях метрополита Иллариона, Теодосия Печерского, Климента

Смолятича и др отражается не только моральные поучения, но и содержатся

сведения об истории гос-ва, о власти и т.п. интерес вызывают и христианские

проблемы и пробл толкования Святого Письма. В развитии гос-ти, социологич-й

и соц-полит мысли в К Руси имело большое знач «Слово о полку Игореве», в

кот красной нитью проходит идея о необх-ти объедин-я русских земель и

прекращ междоусобий.

24. В статьях конфедерации (1777-1778) заложен недостаток: она

регламентировала отношения суверенных субъектов – каждый штат имел

суверенитет , свободу, независимость и всякую власть юрисдикцию и право,

собственный парламент, правительство и конституцию. Этот союз пока был

конфедерацией, в кот каждый штат сохранял свое верховенство над структурами

центра. иСторически конфедерация предшествует федерации – спустя 10 лет так

и случилось. Штат Род-Айленд наложил вето на реш-е конгресса о Там-м

обложении экспорта для пополнения общей казны, в штате Массачусетс

вспыхнуло восстание мелких фермеров под руков-м Шейза, часть Сев Каролины

охвачена восстанием, беспорядки в Пенсельвании, повсюду был развал.

Побороть анархию выпало федералистам Гамильтону, Мэдисону.

25. Политика – особый вид д-ти и общ-х отнош-й возникла вместе с

появлением частной собств-ти на средства произв-ва, им-го нер-ва людей, общ-

х классов, противоположности их интересов и стремлений. Мощный импульс

филос-му осмыслению П дало развитие античной демократии, впервые возникшей

в Древ Греции. Сердцевину политики и основу науки о политики сост устр-во

гос власти. П – всегда и везде способ существ-я опр-й идеологии. В любом

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.