реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Политология

Политология

Введение.

Проблема государства и гражданского общества принадлежит к числу

фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих

веков лучшие умы человечества. Она появилась с возникновением государства и

разделения общества на государственную и негосударственную сферы

человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и

общества был в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих

социальных конфликтов, политических переворотов и революций. И сейчас эта

проблема находится в основе глобальных общественных изменений, которые

происходят во многих странах мира и будут определять перспективы развития

мирового сообщества.

«Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее

серьезным фактором развития социального организма в целом. Понимание

комплекса отношений этих контрагентов означает обнаружение возможностей

трансформации общественной системы, ее способностей к самообновлению и

развитию. Особую важность такого рода задача приобретает именно для России,

переживающей переходный период, когда и формирование новой

государственности, и становление полноценного гражданского общества во

многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных

субъектов социального и политического процессов»[1].

1. Понятие и исторические типы государств.

Особенности государства конкретного исторического периода

определяются состоянием и уровнем развития общества. В ходе общественного

развития государство претерпевает серьезные изменения. При неизменности

формальных признаков, а именно: территории, публичной власти, суверенитета

- изменяются содержание и методы управления, цели, задачи и социальная

направленность. На характер государственности и государственное устройство

влияют национальный состав населения, своеобразие его культуры, размер

территории, географическое положение, укоренившиеся обычаи и традиции

народа, религиозные воззрения и другие факторы.

Особенности исторических периодов (этапов, эпох) в развитии

государственно-организованного общества у различных народов в различное

историческое время позволяют, тем не менее, выявить существенные общие

черты, характерные для всех государств данного периода. Первые попытки

такого обобщения, несмотря на отсутствие исторического опыта

государственного строительства, были предприняты Аристотелем и Полибием.

Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств

являются:

1. Количество властвующих в государстве

2. Осуществляемая государством цель.

По первому признаку он различал правление одного, правление немногих,

правление большинства. По второму признаку все государства делились на

правильные (в них достигается общее благо) и неправильные (в них

преследуются частные цели). Отвлекаясь от конкретных условий того времени,

Аристотель считал главное различие государств в том, в какой мере

государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.

Полибий говорил, что развитие государства, смена его типов

(разновидностей) – естественный процесс, определяемый природой. Государство

развивается по бесконечному кругу, который включает фазы зарождения,

становления, упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и

цикл повторяется вновь. История подтверждает, что цикличность в развитии

государственно-организованного общества – закономерный процесс. Тем не

менее, главное в воззрениях Полибия состоит в том, что за основу смены

циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении

государственной власти и человека.

Разнообразие научных подходов в оценке этого чрезвычайно сложного и

неоднозначного общественного явления стало обьективной основой

концептуального плюрализма типологии государств. Марксистко-ленинская

типология государства и права базируется на категории общественно-

экономической формации.

Формация – исторический тип общества, основанный на определенном способе

призводства. Уровень развития производительных сил определяет материально-

технический базис общества, а производственные отношения, складывающиеся на

однотипной форме собственности на средства производства, составляют

экономический базис общества, которому соответствуют определенные

политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой

происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и

замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического

базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке.

Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и

права.

Исторический тип государства, согласно марксистско-ленинской теории,

выражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей

экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности

на средства производства. Единство экономического строя различных стран

проявляется в господствующем типе собственности на средства производства,

а, следовательно, в экономическом господстве определенного класса

(классов). Тип государства определяется на основании того, какой

экономический базис это государство защищает, интересам какого

господствующего класса оно служит. При таком подходе государство

приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры

экономически господствующего класса.

Формационный критерий, лежащий в основе марксистской типологии

государства, выделяет три основные типа эксплуататорских государства:

рабовладельческое, феодальное и последний – социалистическое, которое,

теоретически, в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти

в общественное коммунистическое самоуправление .

Перечислим основные характеристики различных типов государств, выделяемых

на основании данной концепции.

Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-

классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое

государство – организация политической власти господствующего класса в

рабовладельческой обшественно-экономической формации. Важнейшая функция

этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства

производства, в том числе на рабов.

Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и

возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое

государство, согласно марксистский теории, есть оружие классового

господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных

привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.

Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности.

Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений,

основанных на капиталистической частной собственности на средства

производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров.

Социалистический тип государства возникает в результате социалистической

революции , которая ниспровергает отношения частной собственности и

основанную на данных отношениях государственную машину. Социалистическое

государство – орудие политической власти трудящихся масс (классов),

выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие

социалистического общества. Социалистический тип права – это высший тип

правовой системы общества, диаметрально противоположный всем типам

эксплуататорского права. Социалистическое право возводит в закон волю

трудящихся масс, служит классовым регулятором общественных отношений. По

мере перехода социалистического общества к высшему, коммунизму, государство

и право во всех своих элементах и признаках постепенно перерастают в

систему общественного коммунистического самоуправления и социальных норм

коммунистического общежития.

В марксистском понимании исторический тип государства определяется

зависимостью классового содержания государственной и правовой организации

общества от типа экономического базиса классового общества. В этой связи

вводится понятие переходной государственности.

Переходное государство – представляет собой государственность, возникающую

в результате национально–освободительной борьбы зависимых народов и

опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по

мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства

должны примкнуть к определенному историческому типу государства,

капиталистическому или социалистическому. Многоукладность экономики при

преобладании примитивных форм собственности (родоплеменной, полуфеодальной,

смешанной, капиталистической с элементами общественной собственности) –

экономическая основа этих государств.

Концепцию переходного государства разработал В.И.Ленин. В контексте

развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода отдельных

стран к социализму, минуя капиталистическую стадию.

Главной задачей государства социалистической ориентации считалось

создание экономических, социальных, политических, идеологических,

культурных предпосылок для перехода к социализму.

Государства капиталистического пути развития по мере формирования

производственных отношений должны перейти к буржуазному типу государства.

Первопричина смены исторических типов государств считается социально-

экономическое развитие общества. Социальная революция уничтожает старую

общественную систему и кладет начало господству нового способа

производства, новым производственным отношениям, которым соответствует

новый тип государственности и права. Смена одного исторического типа

государства другим происходит в результате социальной революции.

Смена исторических типов государств неизбежно влечет за собой

ликвидацию устаревшей государственной машины и создание нового механизма

государства, отвечающего новым условиям социально– экономического развития

общества.

Преемственность между историческими типами государств заключается,

главным образом, в использовании структуры, форм и методов организации

государственной власти прошлого, которые в своем развитии отражают

общечеловеческий прогресс и в меньшей мере зависят от конкретной сущности

государства.

Наиболее четко черты преемственности прослеживаются основоположниками

марксизма–ленинизма в эксплуататорских типах государств, которые роднит их

общая эксплуататорская сущность, необходимость установления

государственности, позволяющей держать в повиновении подавляющее

большинство населения страны. Одновременно подчеркивается, что

преемственная связь при смене исторических типов государства и права по-

разному проявляется и при переходе от эксплуататорского общества к

социализму.

Анализируя все известные эксплуататорские типы государств,

марксистско– ленинская теория выделяет их следующие общие признаки:

1. Все эти государства являются политической надстройкой над такими

производственными отношениями, которые базируются на частной

собственности и эксплуатации человека человеком.

2. Они представляют организацию политической власти эксплуататоров,

подавляющей большинство населения.

3. Все эксплуататорские государства стоят над обществом и все более

отчуждают себя от него.

По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально–

экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в

этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся, незначительной

части людей. В отличии от эксплуататорских государств социалистическое

государство представляет собой организацию политической власти трудящихся.

Отсюда основные черты государства социалистического типа:

1. Все государства данного типа базируются на общественной собственности на

орудия и средства производства , на отношениях товарищеской взаимопомощи

сотрудничества свободных от эксплуатации людей.

2. Социалистическое государство – это политическая организация подавляющего

большинства населения, а по мере преодоления классовых антагонизмов, и

всего народа.

Классово–формационный подход к типологии государств до последнего

времени был единственным. Типом государства называется «совокупность

государств, развивающихся в рамках одной и той же общественно–экономической

формации классового общества и характеризующихся единством классовой

сущности и экономической основы»[2].

«Исторический тип государства (или права) это совокупность наиболее

существенных признаков, свойственных государствам (или правовым системам)

единой общественно–экономической формации»[3]. Тип государства

определяется экономическим строем классового общества, соответствующей ему

классовой структурой, эксплуататорской или неэксплуататорской природой

классовых отношений и его классовой сущностью [4].

Так, Г.Елинекс писал, что «несмотря на постоянное развитие и

преобразования, можно, однако, установить некоторые прочные признаки,

придающие определенному государству или группе государств на всем

протяжении их истории черты определенного типа»[5]. Он подразделяет все

государства на два типа: идеальный и эмпирический. Идеальный тип – это

мыслимое государство, которое в реальной жизни не существует. Идеальному

государству противопоставляет эмпирический, который получается в результате

сравнения отдельных, реально существующих государств друг с другом.

Английский ученый А.Тойнби развил и конкретизировал понятие

цивилизации, под которым он понимал относительно замкнутое и локальное

состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических,

географических и других факторов.

Цивилизованный подход:

Во-первых, при анализе экономического базиса упускается из вида важный

фактор, как многоукладность .

Во-вторых, при формационном рассмотрении структуры классового общества

их социальный состав значительно сужается, так как в основном учитываются

только классы антагонизмы.

В-третьих, формационный подход ограничивает анализ культурно–духовной

жизни общества кругом тех идей, представлений и ценностей, которые отражают

интересы основных антагонистических классов.

Основное отличие понятия «цивилизация» от понятия «формация» состоит в

возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека ,

через совокупность господствующих в данный период представлений каждой

личности о характере общественной жизни, о ценностях и целях ее собственной

деятельности. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и

настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность, а не как

классово-обезличенный индивид.

Цивилизованный подход позволяет, таким образом, видеть в государстве не

только инструмент политического господства эксплуататоров, над

эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как

важнейший фактор социально– экономического и духовного развития общества,

консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей людей.

Западноевропейская наука классифицирует государства в зависимости от

характера взаимоотношений между государственной властью и индивидами. По

этому признаку выделяют два типа государственности: демократия и

автократия[6].

Г.Кельзен считал, что в основе типизации современных государств

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.