реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Политические коммуникации

Политические коммуникации

Министерство образования РФ

Белебеевский Машиностроительный техникум

[pic]

По дисциплине: Социология и политология

Тема: Политические коммуникации

Выполнил: студент группы 28п-9 Иванников ИН

Проверил: преподаватель Воронкова НВ

2004 год

Представление о современных средствах массовой информации

1.1 Виды средств массовой информации(СМИ)

СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной

передачи с помощью специального технического инструментария различных

сведений любым лицам * - это относительно самостоятельная система,

характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием,

свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в

стране, в регионе, на производстве). Отличительные черты СМИ – это

публичность, т.е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных

технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся

в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению

или статье.

Понятие “средства массовой информации” не следует отождествлять с понятием

“средства массовой коммуникации”(СМК). Это не совсем верно, поскольку

последнее понятие характеризует более широкий спектр массовых средств. К

СМК относятся кино, театр, цирк и т.д., все зрелищные представления,

которые отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории, а также

такие технические средства массовой коммуникации, как телефон, телеграф,

телетайп и т.д.

Собственно журналистика прямо связана с использованием развитых

технических средств коммуникации — прессы (средств распространения

информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения), радио

(передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн) и

телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью

электромагнитных волн; для радио и телевидения обязательно использование

соответствующего приемника).

Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три

подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение**, каждая из которых состоит из

огромного числа каналов — отдельных газет, журналов, альманахов, книжной

продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по

всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая

подсистема выполняет свою долю функций журналистики на основе своих

специфических особенностей.

Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела

особое место в системе СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция

несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий,

рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических

форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо

дополнительных средств (тогда как для получения радио - телевизионной

информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.).

Это обстоятельство способствует проявлению ряда важных свойств

взаимоотношений прессы и аудитории.

Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем

“репертуаром” сообщений, включенных в номер или книгу. Благодаря этому

можно составить общее впечатление о содержании выпуска и, далее, выбрав

интересующий материал, определить характер “извлечения” (просмотр,

выборочное ознакомление, подробное чтение, сохранение номера или вырезки из

него для хранения и повторного ознакомления и т.д.). Кроме того, у человека

есть возможность самому анализировать информацию.

Во-вторых, можно пользоваться возможностями “отложенного чтения" —

после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и

подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте (допустим,

перенести знакомство с номером на вечер, прервать чтение книги, чтобы

вернуться к нему позже и т.д.).

Но пресса проигрывает в оперативности информирования. Ведь невозможно

избежать значительного разрыва во времени между подготовкой номера,

печатанием тиража, доставкой и получением его «потребителем». Это особенно

касается прессы, распространяемой по всей стране.

Вторым по времени появления средством массовой коммуникации является

радиовещание. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем

информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы).

Радиосвязь (использующая радиоволны — эфирное вещание, осуществляемая по

проводам — проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на

неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент

передачи (или — при передаче на очень большие расстояния — с небольшой

задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда

сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно

в принципе добиться в прессе. Кроме того, радио очень популярно среди

автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и

телевидению.

Если первоначально радио было способно транслировать только речевые

сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей

радиотехники стала возможной передача звука всех типов — звучащей речи,

музыки, шумов. Благодаря этому радио способно создавать полноценную

звуковую картину мира. Изобретение различных способов записи звука

позволило широко использовать возможности монтажа, воспроизводить полностью

или “цитировать” давно прошедшие передачи, и т.д.

Характерным для радио является вневизуальность - (лат. viceo «видение»).

На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую

основу специфики радио, вневизуальность позволяет реализовать возможности

звука в такой мере, в какой не позволяет сделать это телевидение.

Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио две группы возможностей

восприятия. Слушатели радио имеют возможность воспринимать звук более полно

и глубоко, поскольку слушатель не отвлекается от звучащей речи, музыки,

голосов жизни, “не делит”

своего внимания между звуком и тем, что его сопровождает. В этом смысле

существует большая разница между прослушиванием концерта классической

музыки по радио и “слушанием – смотрением” его по телевидению (ведь в

первом случае аудитория воспринимает уже “сделанное” произведение, а во

втором – имеет возможность наблюдать за тем, “как делается" произведение

дирижером, оркестровыми группами, отдельными оркестрантами и т.д.) Радио

как бы отфильтровывает звук от всех других элементов ситуации, несущих при

зрительном восприятии информацию, часто ненужную и даже нежелательную, и

тем самым сосредоточивает восприятие на нем “самом по себе”. Но “монополия"

звука, разумеется, ограничивает возможности для аудитории “увидеть”, как и

кем создается “звуковая картина”.

Помимо этого, еще одна особенность радио – та, что отсутствие видеоряда

позволяет слушателям проявить свои способности “фантазирования” мысленного

образа. Однако особенности радио определяют и некоторые его негативные

свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно — передачу можно

слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притом в том же порядке,

темпе и ритме, которые заданы в студии. Поэтому невозможно отложить

прослушивание на удобное время, делать это быстрее или медленнее, в

избранном порядке, тем более “просматривать”, как это свойственно контактам

с печатными текстами. Эти черты радио заставляют внимательно изучать

возможности тех или иных слоев аудитории и составлять программы с учетом

распределения времени, характера занятий, психического и физического

состояния слушателей в различные временные отрезки. Соответственно

повышается роль предваряющего передачи обзора их содержания (типа “сначала

новости вкратце”), а также, разумеется, большей опоры на предпочтения,

интересы, мотивы аудитории при обращении к информации радио.

Наконец, следует отметить, что, хотя и возможно создание множества

каналов радиовещания, слушатель в определенный отрезок времени способен

воспринимать только одну программу, отказавшись от всех других,

одновременно идущих (ведь отложенное слушание, как, например, отложенное

чтение, невозможно). Поэтому важна строгая, четко рассчитанная на аудиторию

программная политика, при хорошей реализации которой аудитория слушателей

будет максимальной.

Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио,

равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х

годах XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду

параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвинулось на

первое место.

Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возможностей радио и

кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью

радиоволн на далекие расстояния - этот сигнал одновременно имеет звуковую и

видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера

передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра,

схемы, графика и т.д. На экране телевизора может быть воспроизведен и

печатный текст.

Как и на радио, на телевидении возможна организация оперативных передач как

из студии, так и с места событий (хотя прямое включение имеет ряд

трудностей технического порядка, преодолеваемых с развитием видеотехники и

каналов связи). Преимущества же такой оперативной «живой» передачи, идущей

прямо в эфир с места события, в значительно большем, чем у радио, «эффекте

присутствия», поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд

и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает

создание более прочных связей с аудиторией.

На телевидении “аудио” и “видео” могут выступать и на равных, но в

необходимых случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд либо

на видеоряд (как, например, передача из картинной галереи). Специфика

телевидения определяет особенности всех типов программ — и

публицистических, и художественных, и научно-популярных.

Такая же (как и у радио) «принудительность» телепрограмм, т.е.

невозможность для зрителя изменить время просмотра передач, их порядок и

структуру, требует особенно тщательного подхода к составлению программ.

Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный

“триумвират” средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом

особенностей, проявляющихся в виде и способах донесения информации до

аудитории. Однако при наличии специфичных свойств печать, радио и

телевидение имеют нечто общее — это способность донести до массовой

аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-

образную информацию. Но есть и своеобразные черты, принадлежащие только

какому-либо одному средству (кинематографическое изображение на

телевидении, словесно-буквенная информация в прессе, вневизуальное звуковое

сообщение на радио).

Руководители не доверяют СМИ, потому что имеют представление о сокрытии и

искажении сведений. Таким образом, телевидение является наиболее популярным

средством массовой информации и представляется, что оно дает наиболее

достоверную информацию.

К этим “триумвирам” в последнее десятилетие присоединяется и активно

развивающийся четвертый тип каналов информации — всемирная компьютерная

сеть (представленная в наше время Интернетом), в которой значительное место

(наряду со специальной) занимает массовая информация. Это электронные

версии и дайджесты газет, т.е. сетевые газеты и журналы, радио- и теле –

“сетевещание”, сайты (“странички") отдельных журналистов, притом оперативно

меняющие содержание и получаемые в режиме реального времени. Таким образом,

компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ, правда,

печатные тексты могут читаться лишь с монитора (и при необходимости

распечатываться на собственном принтере). Важно учесть также, что

наибольшая часть информации передается на иностранных языках, что

затрудняет для многих полноценное освоение информации даже при наличии в

компьютере программы-переводчика. Более того, нынешняя информационная среда

Сети перегружена чисто компьютерной информацией, равно как и сильно

политизированной информацией в социальных областях. С другой стороны,

ситуация медленно меняется в том смысле, что вся информация становится

коммерческой, то есть коммерциализированной. На многих сайтах невозможно

увидеть полной структуры новостей, поскольку преобладают так называемые

“горячие” темы, сенсации дня. Интернет – пользователю предлагается лишь

краткий обзор наиболее важных событий. Сложно сказать, является ли Интернет

средством массовой информации. Скорее всего пока не является, но ситуация

развивается таким образом, что Интернет как источник информации становится

более структурированным, подборка новостей начинает осуществляться менее

хаотично, многие новости распространяются официальными источниками. В

скором времени, вероятно, Интернет станет полноценным средством массовой

информации.

1.2 Функции СМИ

Функция (лат. functio "обязанность, назначение, характер деятельности,

исполнение обязанностей") *

Рассмотрение и анализ функций любой системы социальной деятельности -

важнейший момент ее теории.

Это связано с тем, что процессы, происходящие в каждой системе социальной

деятельности, определяются, в конечном счете, тем, что она осуществляет

определенную функцию в более широком целом.

Вообще у СМИ огромное количество функций в совершенно разных сферах.

Например, Е.П. Прохоров*, считая журналистику полифункциональной системой,

выделяет следующие шесть функций журналистики:

1.коммуникативную - функцию общения, налаживания контакта, которую автор

называет исходной функцией журналистики;

2.непосредственно-организаторскую, в которой наиболее наглядно проявляется

роль журналистики как "четвертой власти" в обществе;

3.идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением

оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные

ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления,

включая мотивацию поведенческих актов;

4.культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том,

чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в

пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей,

воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя

всестороннему развитию человека;

5.рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов

в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм,

коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.)";

6.рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).

1.3.Методы влияния на человеческое сознание.

Общественное сознание – это отражение материального отношения людей друг к

другу и к природе в процессе отношения людей к действительности.* СМИ через

воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека в

отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Таким

образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение – состояние

массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение

различных

социальных общностей к проблемам, событиям действительности. **

Например, существует четко сформулированное общественное мнение в отношении

таких глобальных общечеловеческих проблем. Как предотвращение экологической

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.