реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Политическая система

Политическая система

Якутский Государственный Университет

Им. М.К. Аммосова

Математический Факультет

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

(Реферат)

Выполнил

студент

гр. ПМ-

98

Баягантаев А. Ю.

20

октября 1998

1998 Якутск.

План реферата по теме: “Политическая система”:

1. Понятие политической системы.

2 Модель политической системы по Д. Истону.

3 Модель политической системы по Г. Алмонду.

4. Структура политической системы.

5 Политическая организация.

6 Государство, партии, массовые общественные организации и

движения.

7 Средства массовой информации.

8 Церковь

9 Политические отношения.

10 Политические и правовые нормы.

11 Политическое сознание и политическая культура.

12. Типы политических систем.

13 Типологизация по Г. Алмонду.

14 Типологизация по Ж. Блонделю.

15 Типологизация по критерию политического режима.

1. Понятие политической системы.

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм

власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого

социального организма. Этот механизм именуется политической системой.

Понятие политической системы является одним из основных в политологии.

Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части

жизни общества, которую можно считать “окружением” или “окружающей средой”,

и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.

Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и

процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: социальной,

экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической

системы определяются границами, в рамках которых политические решения

данной системы обязательны и реально исполняются. В случае законодательной

системы речь идёт о действии закона на определённой территории, в случае

муниципалитета - его акты ограничены его территорией, в случае политической

партии - учитываются пределы действия устава, программы, партийных решений.

Глубокое обоснование и широкое распространение понятие “политическая

система” получило лишь в середине ХХ в., что порождено логикой развития

политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с

системных позиций. Политологи разработали несколько моделей, позволяющих

наглядно представить и понять функционирование политических систем.

Рассмотрим две из них, составляющие основу теории политических систем -

американских политологов Д. Истона и Г. Алмонда.

Д. Истон в своих работах изложил основу анализа любой политической

системы какой-либо страны, а также составляющих эту систему подсистем:

парламента, правительства, местного самоуправления, политической партии,

общественной ассоциации. По Д.Истону Политическая система - это

саморегулирующийся и развивающийся организм, реагирующий на поступающие

извне импульсы.

У системы есть вход, на который извне поступают импульсы в форме

требований (конструктивных и деконструктивных) и поддержки (или протеста).

Требования могут возникать и формулироваться как в окружающий среде, так и

внутри самой системы. Поддержка может выражаться в выплате налогов, военной

службе, соблюдении законов, участии в голосовании, лояльном отношении к

государственной власти её символам. Независимо от места своего

происхождения требования и поддержка становятся частью политической системы

и должны учитываться ею в соответствующих структурах и при соблюдении

определённых процедур. Например, требование индексировать заработную плату

учителей учитывается в ходе коллективных переговоров.

Выход информации - результат функционирования политической системы -

осуществляется в виде решений и политических действий. Эти решения и

действия так или иначе оказывают воздействие на окружающую среду.

Поддержка, оказываемая системе усиливается, если данные решения и действия

соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоёв и групп

населения. В системе усилятся стабилизационные процессы. В случая полного

или частичного несоответствия ожиданиям политические решения могут иметь

негативные последствия, породить новые требования, что может привести к

частичному или полному кризису политической системы. В этом случае в

обществе множатся дестабилизирующие процессы.

Требования занимают важное место в разнообразной информации,

поступающей в систему и свидетельствующей об ожиданиях, мотивах и интересах

людей. Истон разделил их на распределительные (о зарплате и рабочем

времени, об условиях получения образования, услугах), регулировочные (об

обеспечении общественной безопасности, контроле над рынком и т.п.),

коммуникативные (о представлении политической информации, о демонстрации

политической силы и др.).

Политическая система является открытой: она подвержена многочисленным

воздействиям, идущим из окружающей среды. Если такое воздействие слабое,

тогда политическая система не имеет достаточно информации для принятия

стабилизирующих общество решений. Такое воздействие может быть сильным, но

односторонним, и тогда система принимает решение в интересах какого-то

одного слоя, а это также может дестабилизировать ситуацию. Наконец,

воздействие может быть настолько сильным, что происходит перенасыщение

информацией, и это может привести к ошибочным решениям.

Выходные действия политической системы, по Истону, обусловлены её

главным предназначением, самой природой политической власти. Она состоит в

обязательном представлении политических решений, авторитарном распределении

и обеспечении принятия их населением. Политическое решение и является

формой авторитарного распределения ценностей.

В отличие от Истона, Г. Алмонд рассматривает политическую систему как

множество взаимодействий, поведений, как государственных, так и

негосударственных, которые необходимо исследовать. Он отмечает, что любая

политическая система имеет свою собственную структуру, многофункциональна;

все политические системы осуществляют одни и те же функции и смешаны в

культурном смысле. Важной особенностью является многофункциональность

политической системы. В частности, несмотря на провозглашённый принцип

разделения властей, многие функции, хотя и по-разному в разных системах,

неразделимы. Например, вмешательство парламента в текущую политику,

законотворческая деятельность правительства и президента происходит во

многих странах мира. Смешанность политических систем в культурном смысле

означает, что нет, например, “чистого” президентского или “чистого”

парламентского правления.

Модель Г. Алмонда преодолевает некоторые недостатки модели Д. Истона.

Она учитывает психологические, личностные аспекты политических

взаимодействий, импульсы поступающие не только извне, от народа, но и

поступающие от правящей элиты. Правительство, к примеру, решает множество

вопросов, имеющие мало общего с интересами и желаниями граждан (Применение

насилия в отношении отдельных социальных групп, начало войны).

Выход информации, по Г. Алмонду, складывается из политической

социализации и мобилизации населения, анализа существующих интересов

(высказанных и не высказанных, укрупнения (обобщения и интеграции

интересов)), политических коммуникаций(связей и взаимосвязей различных

политических сил).

Функции выхода информации состоят из установления правил

(законодательная деятельность), применения правил (исполнительная

деятельность правительства), формализация правил (придания им юридического

оформления), непосредственного выхода информации (практическая деятельность

правительства по осуществлению внутренней и внешней политики). Таким

образом, к важнейшим функциям политической системы относятся изучение

ситуации и учёт её особенностей, а также политическое решение выделенных

проблем.

В данной модели основное внимание уделено множественности различных

интересов внутри самой системы, их столкновению и объединению, учёту этих

интересов системой.

Современные интерпретации политических систем отличаются разнообразных

концепций. Существует до двух десятков определений данного понятия, в

основе которых различные критерии. В целом можно утверждать, что

политическая система - это универсальная управляющая система общества,

компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном

итоге регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая

стабильность общества и определённый социальный порядок на основе

использования государственной власти.[1]

2. Структура и функции политической системы.

В структуре политической системы учёными выделяются такие её

подсистемы как: институциональная(организации, учреждения),

нормативная(нормы правовые и моральные, политические традиции),

функциональная(формы и направления политической деятельности, различные

политические процессы, способ и методы осуществления власти),

коммуникативная(объединяющие связи, формы взаимодействия, например, между

партиями и государством, между политической и экономической подсистемами),

идеологическая(взгляды).

В научной литературе, отечественной и зарубежной, нередко вычленяются

четыре главные группы элементов политической системы: 1)политическая

организация; 2)политические отношения; 3)политические и правовые нормы;

4)политическое сознание и политическая культура.

Главные элементы политической системы общества и механизм их

функционирования отражаются в конституции государства, в законодательстве,

которые регулируют принципы формирования и деятельность органов

государственной власти, права и обязанности государственных, партийных,

хозяйственных и общественных организаций.

Наиболее активной и динамичной частью политической системы общества

является его политическая организация. Любой вид политической деятельности

осуществляется в организованных формах - через совместные действия,

подчинённые единой цели и регулирующиеся определёнными правилами, нормами,

принятыми в данной общности. Именно благодаря организации осуществляется

перевод идеологической или моральной силы в материальную, идеи становятся

правилами поведения. Организация в следствии того выступает важнейшим

средством формирования единой воли.

В тех случаях, когда народ той или ной страны вступает в политические

отношения, не имея хоть в какой-то степени развитой политической

организации, её функции берут на себя другие силы: армия, племенные

структуры, религиозные общества.

Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а затем в принципы

существования политической организации называется институциализацией. В

ходе неё происходит формирование политической организации общества.

Отношение разрыва, антагонизма идеи и организации порождает обратный

процесс деинституциализацию, разрушение политической организации,

нарастание разрыва между поведением людей и регулирующей его нормой.

Очевидна органическая связь политики и институциализации, всё многообразие

политической деятельности осуществляется в организованных формах, а их

распад негативно влияет на политику. Политическая организация общества -

это совокупность конкретных организаций и учреждений, осуществляющих

определённые функции. В результате их взаимодействия и осуществляется

политическая власть в данном обществе.

Политическая организация включает: государство, партии, массовые

общественные организации и движения, средства массовой информации и

церковь.

Государство и партии являются собственно политическими организациями,

т.е. они прямо и непосредственно осуществляют политическую власть в полном

объёме или стремятся к ней. Осуществление власти или борьба за власть - это

главное в их деятельности.

Косвенные политические организации связаны с осуществлением

политической власти, но это лишь один из аспектов их функционирования

(профсоюзы, молодёжные политические организации).

Организации неполитические почти не участвуют в осуществлении

политической власти (добровольные спортивные общества, различные движения и

ассоциации). Процесс их политизации происходит на определённых этапах жизни

страны (выдвижение депутатов в Государственную Думу от общественных

организаций).

Функционирование политических организаций предполагает их

систематическую деятельность через принадлежащие им средства массовой

информации, активное участие в политической жизни общества, подзаконность,

выражающуюся в регистрации всех политических организаций и возможности

государственных органов осуществлять необходимый контроль за их

деятельностью.

Остановимся на характеристике таких неполитических по своей природе

социальных институтов, как средства массовой информации и церковь,

занимающих довольно специфическое место в политической системе.

Средства массой информации (СМИ) - это сложный институт, который

состоит из множества органов и элементов, предназначенных для

информирования населения о происходящих в каждой конкретной стране и во

всём мире событиях и явлениях.

СМИ - иногда называют “четвёртой властью”, подразумевая под тремя

другими - законодательную, исполнительную и судебную. Их политическая роль

обусловлена прежде всего тем, что они являются достаточно самостоятельным

предприятием по производству политической информации, формируют

общественное мнение, оказывают влияние на все политические процессы,

способствуют политическому просвещению широких слоёв населения.

В современных условиях на облик СМИ оказывают воздействие разные

факторы. Важно, кто является учредителем, каково их социальное назначение и

на какую аудиторию они рассчитаны. Специфика определяется профессиональной

ориентацией, возрастными характеристиками, характером духовных запросов

людей. Своеобразие их положения в политической системе общества обусловлено

тем, что они являются органами государственных учреждений, массовых

общественных организаций, политических партий.

С содержательной точки зрения СМИ весьма специфичны. Они иначе, чем

остальные сферы политического действия, реализуют своё предназначение.

Развивая политические идеи применительно к широкому кругу жизненных

интересов людей, они обеспечивают последовательность, завершённость

процесса социально-политического управления, участвуют в выработке и

принятии законодательных, государственно-административных решений.

В различных политических системах властные структуры всегда тщательно

отбирали информацию. Подача решений органов политической власти

контролируется последней прямыми и косвенными методами, что помогает

укреплять легитимность(приверженность к сверженной династии). Поэтому,

информация “сверху”, как правило, содержит ряд искажений. Это вызывает

необходимость разнообразить источники и каналы информации. Существует и

поток информации “снизу”, через неформальные каналы, который несёт данные о

мнении масс то тем или иным вопросам.

В СМИ информация “сверху” и “снизу” существует целостно. Нередко

политические потребности выражаются в виде общественного настроения или

определённых психологических состояний. Это обстоятельство учитывается

средствами массовой информации, они усиливают общественное мнение или,

наоборот, ослабляют его.

Власть любыми средствами стремится контролировать средства массовой

информации. Тот, кто контролирует информацию, может не только решающим

образом влиять на коллективное сознание, но способен в определённой мере

направлять поведение масс. В демократических системах СМИ действуют

достаточно автономно, поэтому важная информация широко распространяется в

обществе, зачастую она имеет резко оппозиционный по отношению к действующим

политическим силам характер. Известны факты, когда статьи в газетах

приводили к политическим скандалам и даже кризисам, к бескровным отставкам

политических лидеров.

В тоталитарном обществе СМИ выступают средством контроля за всей

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.