реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Политическая система общества (WinWord, HTML)

Политическая система общества (WinWord, HTML)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность

политических институтов, политических ролей, отношений, процессов,

принципов политической организации общества, подчиненных кодексу

политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм,

историческим традициям и установкам политического режима конкретного

общества. Политическая система включает организацию политической власти,

отношения между обществом и государством, характеризует протекание

политических процессов, включающих институциализацию власти, состояние

политической деятельности, уровень политического творчества в обществе,

характер политического участия, неинституциональных политических отношений.

Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем

совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее

подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической,

правовой, культурной образующими ее общественное окружение, ее общественные

ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (

демографическими, пространственно-территориальными ), а также

внешнеполитическим оружием. Центральное положение политической системы в

этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей

организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики.

Политическая система конкретного общества определяется его классовой

природой, социальным строем, формой правления ( парламентского,

президентского и т.п. ), типом государства ( монархия, республика ),

характером политического режима ( демократического, тоталитарного,

деспотического и др.), социально-политических отношений ( стабильных или

нет, умеренно или остроконфликтных либо консенсунсных и т.п. ), политико-

правового статуса государства ( конституционного, с развитыми или не

развитыми правовыми структурами ), характером политико-идеологических и

культурных отношений в обществе ( сравнительно открытых либо закрытых ),

историческим типом государственности ( централистским, с иерархическими

бюрократическими структурами и т.п.), исторической и национальной традицией

уклада политической жизни ( политически активным или пассивным населением,

с кровнородственными связями или без них, с развитыми или не развитыми

гражданскими отношениями и т.д.).

Политическая система, управляющая обществом, не должна доминировать в

нем за счет подавления и ослабления других систем ( деспотический и

тоталитарный тип политической системы ) и быть достаточно жизнеспособной,

чтобы не входить в длительные кризисные состояния, которые нарушают

функционирование других систем общества.

Политическая система существует в политическом пространстве общества,

которое имеет территориальное измерение ( очерченное границами страны ) и

функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее

составных частей на разных уровнях политической организации общества. В

этом смысле будут различаться пространства влияния тех или иных ассоциаций

( партий, общественных организаций ), действия политических институтов (

власти политического центра и местного самоуправления ), границ

политического и экономического управления, сферы политической жизни

общества и личной жизни человека и т.д.. Определение границ различного рода

функциональных пространств политической системы - ответственный и сложный

политико-правовой и культурный процесс. Он формализуется, юридически

фиксируется ( в конституции, законе ), эта фиксация составляет одну из

задач демократического процесса, определяющего прерогативы власти, партий,

органов управления и др. элементов политической системы, а также отношений

между ними, включая такие существенные взаимодействия, как согласование

управления и самоуправления, пространства централизованной

концентрированной власти и децентрализованной и т.д..

Существование политической системы во времени характеризуется как

процесс изменения, развития или деградации политических отношений и

институтов. Он включает исторический масштаб смены форм власти, становления

государства какого-либо нового типа, например, переход от политической

системы феодального общества ( с отношениями личной зависимости,

деспотическим абсолютизмом, централизованной бюрократией монархического

центра ) к политической системе буржуазного общества ( с обезличенной

системой аппаратов управления, демократическими институтами и т.д.).

Исторический процесс эволюции политической системы включает ряд

закономерностей: тенденции концентрации и деконцентрации власти, ее

централизации и децентрализации, борьбу этих тенденций, которая завершается

на рубеже эпохи при смене формаций кризисом централизма, децентрализацией

власти и новым циклом противоречий этих двух начал ( при переходе от

античных империй к ранней феодальной раздробленности, от феодальных

монархий к буржуазному государству, от империализма конец 19-первая

половина 20 века к прогрессу демократизации ), общий процесс усложнения

системы и ее подсистем ( появлением и умножением партий, развитием

ассоциаций и т.п.), формализацию системы, ее юридическое оформление,

расширение политического участия, т.е. более полное включение членов

общества в политическую жизнь, в частности, формирование демократических

институтов, всеобщие и прямые выборы, самоуправление и пр., более полное

сочетание гражданских и политических отношений, реорганизацию отношений

власти и народа ( переход от командно-приказных деспотических и конфликтных

отношений сверху вниз к договорным конституционным и консенсусным ),

развитие конституционного процесса и системы суверенитетов ( власти,

народа, права, государственно-территориальных образований и пр. ),

формирование в структуре политической системы массовых процессов ( крупных

политических мобилизаций в поддержку общественных преобразований или против

них, в периоды выборов и т.д.. Разрастание аппаратов управления, органов

принуждения, армии, пропагандистских, образовательных, воспитательных

учреждений, осуществляющих политическую социализацию и пр. ), развитие

ассоциативных форм политической жизни - формирование различных групп

единомышленников, союзов, народных движений и т.п..

Понятие государства.

Основные элементы гос-ва: территория, население, власть.

Государство - основной институт полит системы общества, создаваемый для

организации и управления жизнью определенного населения на определенной

территории с помощью гос власти, имеющей обязательный характер для всех его

граждан.

Функции гос-ва. Внутренние:

охрана сущ полит строя, соц-полит структуры общества, порядка и зак-сти,

защита прав человека;

хоз-орг, общ-эк;

социальная;

культурно-воспитательная.

Внешние:

оборона страны;

защита интересов на межд арене.

Формы государственного устройства.

По формам правления государства делятся на:

монархии (конституционная, абсолютная);

республики (парламентская, президентская).

В соответствии с национально-территориальной организацией гос-ва

подразделяются на:

унитарные;

федеративные;

конфедерации.

По полит режиму гос-ва делятся на:

демократические;

недемократические.

Новые тенденции в развитии современных гос-в.

стремление к созданию подлинно демократического, правового гос-ва;

демократическая ограниченность суверенитета гос-ва, кот идет на смену

абсолютному суверенитету;

децентрализация гос власти;

интеграция эк и полит жизни с одной стороны и оживление национальных

движений и дробление уже существующих гос-в - с другой;

стремление иметь собственную идеологию, объединяющую общество;

сокращение бюрократического аппарата и уменьшение расходов на его

содержание.

Термином “государство” мы обозначаем особый тип социальных явлений,

которые характеризуются следующими чертами: а) отношением власти и

подчинения; б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет

властью; в) наличием юридического порядка; г) относительным постоянством;

д) институциональным измерением. Таким образом, государство - это не

образование, находящееся над обществом и независимое от него, а

определённый тип юридически регулируемого социального поведения,

существующий в конкретных пространственно-временных условиях. Государство

- это не физическое явление, которое может выявлено при помощи органов

чувств, а социальный факт, предполагающий юридически нормированное

иерархическое взаимодействие его членов. Когда мы говорим о государстве, то

имеем в виду определённые отношения между людьми, юридически регулируемые

теми, кто уполномочен для этого.

Государство - это коллективный феномен, существующий в конкретном

пространственно-временном контексте. Пространственно-временной характер

государства обуславливается тем фактом, что юридический порядок действует

на конкретной территории в конкретное время. Юридический порядок

определённого государства действует не вечно и не во всех государствах. Его

применимость сужена до данной территории в течение данного периода.

Итак, государство - это сложное социальное явление, отличительной чертой

которого является принудительная регуляция поведения людей посредством

нормативных норм.

Государство - это политическая общность, составляющими элементами

которой являются территория, население и власть. Территория - это

пространственная основа государства. Физическая основа представляет собой

одно из условий, делающих возможным существование государства. В конечном

счёте без территории государства не существует, хотя она может изменяться

во времени.

Территория государств включает землю, недра, воздушное пространство и

территориальные воды; она не может быть сведена к так называемой твёрдой

земле. Это означает, что государство поддерживает в перечисленных средах

свою суверенную власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения со

стороны других государств и частных лиц.

Вторым составляющим элементом государства является население, то есть

человеческое сообщество, проживающее на его территории и подчиняющееся его

власти. Народ как родовое понятие может быть охарактеризован как

относительно широкая социальная группа, члены которой обладают чувством

принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому

сознанию. Люди, принадлежащие к какому-либо народу, обладают более или

менее выраженным сознанием вхождения в отличную от других общность.

Национальное сознание предполагает отождествление себя с общими культурными

ценностями, а также наличие эмоциональных солидарных связей между лицами,

принадлежащими к одной нации.

Население государства может состоять из одного народа или быть

многонациональным. Даже в том случае, когда на различные национальные

группы, существующие на территории одного государства, распространяется его

политическая власть, отношения между ними часто бывают напряжёнными, а в

особых случаях и конфликтными. В многонациональных государствах внутренний

конфликт может повлечь опасность для политической стабильности, поскольку

возникающие в подобных случаях сепаратистские национальные движения

стремятся создать самостоятельное государство. В некоторых случаях

сепаратистские движения ведут вооружённую борьбу в форме террористической

деятельности за достижение национальной независимости.

Третьим составляющим элементом государства является власть, иными

словами, отношения господства и подчинения, существующие между политической

элитой и остальной частью общества.

Итак, государство - это политическая целостность, образуемая

национальной или много национальной общностью, закреплённой на определённой

территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой,

которая монополизирует институционализованную власть, обладая законным

правом применения принуждения.

Понятие власти

Власть - отношения господства и подчинения, существующие между

политической элитой и остальной частью общества.

Политическая элита принудительно навязывает власть, используя для этого

юридические нормы. Принудительный характер юридических норм сказывается в

той мере, в какой их нарушение позволяет государственным органам применять

санкции. Власть осуществляется посредством этих норм. Юридические нормы

устанавливают, что именно нужно делать, хотя это никогда не выполняется в

полной мере. В том мере, в какой большинство населения конкретного

государства соблюдает эти нормы. Таким образом, политическая власть

является регулятором поведения населения данного государства, поскольку

нормы определяют его поведение.

Чтобы государство существовало, те, над кем осуществляется господство,

должны признавать власть тех, кто господствует в данный момент. Если к

власти проявляется неуважение, правители, опираюсь на

институционализированные аппараты насилия, могут применить санкции,

предусмотренные политической системой. Политическая элита вынуждается

применять институционализированное насилие на постоянной основе лишь в

исключительных случаях, поскольку она обладает достаточно эффективными для

управления коллективным поведением средствами прямого и косвенного

убеждения. Институционализированное насилие является последним аргументом,

к которому прибегает политическая элита, когда социальные привычки к

подчинению и её социологическая легитимация ослабляются и возникает

возможность свержения элиты.

Лица, входящие в элиту, меняются, однако институционализированная власть

государства от этого не исчезает, за исключением случаев, когда эти

изменения сопровождаются уничтожением государства вследствие других причин,

таких, как гражданская война или подчинение другим государством.

Государство управляется элитой, состоящей из конкретных людей, однако

вследствие своей институционализованности оно обладает относительной

стабильностью, которая, как правило, выходит за рамки жизни отдельных людей

и приобретает историческое измерение.

Осуществляемая политической элитой государственная власть имеет две

функции: посредническую и функцию управления.

Элита ответственна также и за разрешение внешних конфликтов, за

регулирование отношений с зарубежными государствами, за организацию

национальной обороны и осуществление дипломатических отношений. Умение

элиты руководить национальной обороной, регулировать международные

отношения является столь важным, что она может укрепить или потерять свою

власть в зависимости от успеха или не успеха в этом деле. Политическая

элита, чтобы сохранить свою легитимность, должна бороться за сохранение

суверенитета своего государства в мировом сообществе.

Итак, выполняя свою посредническую функцию, политическая элита

регулирует потенциальные и реальные конфликты как внутри государства, так и

вне его.

Политическая элита выполняет функцию управления государством, регулируя

ход государственных дел в целом. Для этого создаются особые органы и

формируются нормы, призванные регламентировать развитие общества. В задачи

элиты входит не только обеспечение сохранения и воспроизводства

существующего общественного порядка, но и контроль, осуществляемый с

большей или меньшей эффективностью и беспристрастностью, за выполнением

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.