реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Общественная культура и партийные системы

Общественная культура и партийные системы

Реферат

На Тему:

Общественная культура

И

Партийные системы

Омск 2004

Содержание:

I

1. Культура в общественной системе.

Культура как объект социального познан

2. Основные элементы культуры.

Понятия и виды субкультур.

Взаимодействие культуры и экономики.

Социальные функции культуры.

II

1. Политические партии и партийные системы.

2. природа партий и их типология.

Партия как разновидность политических сил

Отличительные признаки партии

Причины возникновения партий и их природа

Типология партий.

Фукции партий.

3. Партийные системы.

Критерии типологии партийных систем.

Типология партий и партийных систем по количественному критерию.

Типология партий и партийных систем по качественному критерию.

4. Партийная система в России.

Особенности партийной системы: природа и функции.

Тенденции развития партийной системы России.

Литература

I

Культура в общественной системе

1)

Культура как объект социального познания.

Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал

возделывание почвы, её обрабатывание. Первоначально под культурой

понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием

человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными

причинами. В дальнейшем слово «культура» получило обобщенное значение и им

стали называть все созданное человеком. При таком подходе культура

предстаёт как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над

первой естественной, природой, как весь созданный человеком мир. Культура

включает в себя результаты материального и духовного производства. Это

общефилософский подход к культуре.

В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают

специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов,

форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой1 существования,

которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых

структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в

социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений,

образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Можно

сказать, что «культура – это коллективное программирование человеческого

разума, которое отличает членов данной группы людей от другой».

Культура формируется как важный механизм человеческого

взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и

целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное

образование, имеющие социальную природу и выражающиеся в социальных

отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и

распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих

взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектом

социологического исследования являются конкретное распределение

существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и

передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной

жизни, а также обуславливающие их социальные факторы и механизмы. В этом

контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и

повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных

общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением,

динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развитие

культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе

или регрессе.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и

т.д.) создаёт на протяжении многих веков свою собственную гигантскую

суперкультуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и

передаётся из поколения в поколение. В результате в историческом процессе

возникает множество культур. Перед социологами встаёт проблема определить,

существует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь научным

языком, существуют ли культурные универсалии. Американский социолог и

этнограф Джорж Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных

всем обществам: язык, религию, символы, изготовление орудий труда,

сексуальные ограничения обычай дарить подарки, спорт, нательные украшения и

т.д. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее

важные биологические, психологические и социальные потребности.

Важной проблемой социологии является оценка людьми другой культуры.

Зачастую люди склонны оценивать другие культуры через призму своей

собственной. Такая позиция называется этноцентризмом. Энтноцентризм –

весьма широко распространённое явление. Ярким проявлением этноцентризма

является всякого рода миссионерская деятельность, начиная от попыток

насадить свои верования, свою религию покорённым народам в период

колонизации и кончая современными устремлениями навязать «американский

образ жизни» в Европе, или «или советский образ жизни» в других странах

мира.

Этноцентризму противостоит культурный релятивизм, провозглашающий

абсолютную самобытность любой культуры. В соответствии с этой установкой,

любая культура может быть понята только в её собственном контексте и только

тогда, когда она рассматривается в её целостности. Вывод о том, что не одна

ценность, ни один обычай не могут быть поняты полностью, если их

рассматривать в в отрыве от целого, бесспорно, правилен. Но представляется

не верным делать акцент только на самобытности культуры, не увязывая данную

культуру с другими, не рассматривая культурный процесс как общечеловеческий

процесс, развитие мировой цивилизации в целом.

Здесь перечислены только некоторые важные проблемы социологии

культуры. Строго говоря, проблемы культуры являются одними из важнейших в

социологическом исследовании, и мы их будем постоянно касаться. Сейчас

следует отметить, что основное внимание в социологии уделяется исследованию

культуры как символической, ценностной и нормативной системы, направляющей

и регулирующей деятельностью людей.

2)

Основные элементы культуры.

Понятия и виды субкультур.

Культура в широком смысле слова включает в себя все достижения

человечества, в том числе и материальные: орудия труда, здания, сооружения

и т.д. Социологию интересуют эти элементы в том случае, если она изучает

различные аспекты взаимодействия человека с окружающей средой, то есть

социологические аспекты экологической проблемы. Но всё же главное внимание

в социологии отводится функционированию различных элементов в духовной

культуре. Каковы же эти элементы?

1. Первым, и наиболее важным, элементом является познавательный, знаково-

символический элемент, т.е. знания, сформулированные в определённых

понятиях и представлениях и зафиксированные в языке. Язык- это

объективная форма аккумуляции, хранение и передачи человеческого опыта.

Рассмотрим кратко, что что представляет собой язык как важнейший элемент

культуры. Язык-это система знаков и символов, наделённых определённым

значением. Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве

представителей (заместителей) других предметов и используются для

получения, хранения, преобразования и передачи информации о них. Знаки и

символы всегда имеют определённое значение. Люди устраивают это значение

знаков и символов в процессе воспитания и образования. Именно это

позволяет им понимать смысл сказанного и написанного.

2. Вторым, не менее важным, компонентом культуры является ценностно-

познавательная система. Ценность- это свойство того или иного

общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания,

интересы. Ценности формируются в результате осознания социальным

субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего

мира, т.е. в результате ценностного отношения, реализуемого а акте

оценки. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные

ценности:

1) смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле

жизни);

2) универсальные:

а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние,

семья, родственники, образование, квалификация, правопорядок и т.д.);

б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т.д.);

в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);

г) демократические (свобода слова, совести, партий, национальный

суверенитет и т.д.);

3) партикулярные:

а) привязанность к малой родине, семье;

б) фетишизмы (вера в Бога, стремление к абсолюту).

Ценностное отношение выступает необходимым компонентом в формировании

ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются в

ценностной установке. Ценностная установка является своеобразной

предваряющей программой деятельности и общения, связанное с возможностью

выбора вариантов деятельности и общения, и представляет собой социально-

детерминированную предрасположенность социального субъекта к заранее

определённому отношению к данному объекту, вещи, человеку, явлению, событию

и т.д. Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-

исторической деятельности и передаются индивидами и последующими

поколениями в процессе социализации: обучения, воспитания и т.д.

Ценностные установки ориентируют человека в социальной деятельности,

направляют и стимулируют его деятельность. Осознание индивидами содержания

ценностных установок образует мотив деятельности. Мотив – это фактор,

ведущий к превращению установок в активную деятельность. Мотив позволяет

социальному субъекту соотносить конкретные ситуации, в которых он

действует, с системой ценностей, которыми он руководствуется в своём

поведении.

Ближайший побудительный мотив человеческой деятельности, определяющий

способ и характер последней, выступает в качестве цели. Цель деятельности,

как идеальный прообраз будущего, формируется на основе интересов

социального субъекта. Она выражает осознание, решимость переделать

окружающий мир, приспособить его к своим потребностям. Поскольку полагание

будущего есть предвосхищение субъектов результатов своей деятельности,

которая протекает во времени, поскольку следует подходить дифференцированно

к процессу целеполагания. На основе более или менее точного определения

времени правомерно говорить о ближайших и дальнейших целях. В целом же по

шкале социального времени цели могут быть рассмотрены как ближайшие,

долгосрочные, перспективные, конечные и т.д. Конечная цель является

самоцелью всей деятельности субъекта, насквозь пронизывает эту деятельность

и сводит все остальные цели к роли средств для собственного достижения. В

достижении конечной цели субъект видит смысл своей деятельности, а иногда и

всей жизни.

Для выделения из многообразия целей конечных употребляется понятие

«идеал». Идеал принадлежит к формам опережающего отражение

действительности. Сама возможность возникновения идеала содержится в

целеполагающей способности человеческого сознания. Отдельный человек,

социальная группа, общество в целом прежде, чем что-то создать,

вырабатывают в своём сознании модель будущего объекта, определённую цель,

достижение которой подчиняют всю свою деятельность. С одной стороны, идеал

можно рассматривать как отражение наиболее существенных и значимых сторон

общественной практики определённых социальных групп, классов, отражение

коренных тенденций, закономерностей и возможностей развития, а с другой –

как главную оценочную категорию, определяющую сознательные стимулы,

доминирующий мотив.

Ценностное отношение обретает своего рода самостоятельное

существование в виде социальной нормы. В определённом смысле социальную

норму следует рассматривать как следствие устойчивой, повторяющейся оценки.

Нормы являются тем средством, определённой ступенью, которая сближает

ценностно-значимое, необходимое, должное с жизнью, с практикой. Социальные

нормы- это исторически обусловленные общественным бытиём требование к

деятельности и отношением индивидов, социальных групп, классов и

общественных институтов, выражающее общественную необходимость организации

деятельности и отношений в соответствии с объективными условиями. В них в

большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной момент, требование

поступать определённым образом. Одна из важных особенностей воздействие

социальных норм на деятельность и общественное отношения состоит в том, что

их исполнение и предписание обеспечиваются различными формами принуждения,

начиная от общественного и кончая государственным.

Синтетической формой культуры являются образцы поведения: обряды, обычаи,

традиции. Обряд – это совокупность символических стереотипных коллективных

действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления,

нормы и ценности и вызывающих определённые коллективные чувства. Сила

обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В обряде

происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и

идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия.

Обычай- воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и

отношение людей, которая воспроизводится в определённом обществе или

социальной группе и является причиной для его членов. Обычай состоит в

неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая

могут выступать различные обряды, праздники производственные навыки и т.д.

Традиции- элементы социального и культурного наследия, передающиеся из

поколения в поколения и сохраняющиеся в определённом сообществе, социальной

группе в течении длительного времени. Традиции функционируют во всех

социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.

Пренебрежительное отношение к традициям приводит к нарушению

преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений

человечества. Слепое же преклонение перед традицией порождает консерватизм

и застой в общественной жизни.

Мы рассмотрели общую характеристику культуры и её основные

элементы, без относительно к тому, как они функционируют в различных

государственно-национальных образованиях, социальных группах и т.д. Можно

сказать, что эти характеристики относятся к культуре как таковой, к

общечеловеческой культуре. Однако культура функционирует в общественных

взаимосвязях на различных уровнях в определённых конкретных формах. Для

отражения этой конкретной формы бытия культуры в социологии используется

понятие субкультуры.

Субкультура - это набор символов, убеждений, ценностей, норм,

образцов поведения отличающих то или иное сообщество или какую либо

социальную группу. Каждое сообщество создаёт свою субкультуру. Субкультура

не отрицает общечеловеческой культуры, но в тоже время она имеет свои

специфические отличия. Эти отличия связанные с особенностями

жизнедеятельности тех или иных сообществ.

Можно выделить национальные, конфессиональные, профессиональные

субкультуры организаций, социальных групп и т.д. Термин «национальная

культура» применяется для определения символов, верований, ценностей, норм

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.