реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Наука о политике и другие общественные явления

Наука о политике и другие общественные явления

Московский психолого-социальный институт

Реферат по политологии

на тему

Наука о политике и другие общественные явления

Выполнила студентка

гр. 99-ПМ/1-10

Французова Ирина

Москва

2000

Содержание:

Объект политологии и характеристика её предметной области 3

Классовый характер политологии 4

Политико-правовая идеология 5

История политических учений 7

Прогностическая функция политиологии 8

Политология и идеология 10

Общечеловеческие ценности в политологии 11

Преодоление политического отчуждения государства и общества 11

Периодизация политологии 13

Литература: 15

Объект политологии и характеристика её предметной области

Объект политологии - это политика как политическая деятельность и

политическая сфера жизни общества.

Политику можно рассмотреть как подсистему общества связанную с функциями

целеполагания и целеосуществления в масштабах общества с функциями

осуществления власти и принятия обязывающих решений. Реализация этих

функций предполагает действия институтов, прежде всего государства и

партий. Такое определение политики связано со структурно функциональным

подходом, в рамках этого же подхода политику рассматривают как политический

процесс т.е. динамику политической системы.

Политику можно рассмотреть как деятельность связанную с реализацией

определенных потребностей, в целом, политика как и любая другая

деятельность связана с реализацией индивидуальных смыслов. Это проявляется

во взаимодействии индивидов, в их мышлении, речи, непосредственно

наблюдаемом поведении.

Политику можно рассматривать как форму взаимоотношений между социальными

группами, прежде всего между классами по поводу осуществления и

распределения власти - это отношения не равные, ассиметричные, это

конфликтогенные отношения (порождающие конфликт), такой подход характерен

для критической социальной науки. В рамках этого же подхода политика

рассматривается как форма иллюзорного сознания, идеология. Иллюзорность

этого сознания связана с классовыми интересами.

Многоаспектность политики позволяет охарактеризовать предметную область

политологии как изучение политических институтов, политических отношений,

политического процесса, политического сознания и политических действий.

Политико-правовая идеология возникла вместе с государством и правом и

прошла многовековой путь развития. Учения о государстве и политике поначалу

были органической частью религии, философии, общего взгляда на мир как

нечто противостоящее человеку. Уже в Древнем мире возникало стремление

осмыслить государство как создание человеческого искусства, понять политику

в связи с интересами людей и их объединений. В процессе идейной борьбы

социальных групп зарождался и складывался теоретический слой политико-

правовой идеологии, в концептуальной форме выражавшей политические интересы

классов или социальных групп. Из многовековой борьбы, смены и развития

учений о государстве, политике, праве сложилась история политических

учений.

Для преодоления описательности и схематизма неоднократно предлагалось

усилить теоретическую часть науки — разрабатывать типизации, понятия

основных направлений, школ, течений политико-правовой идеологии. В

настоящее время еще важнее определить общий сюжет истории политических и

правовых учений, ее содержание, магистральную линию развития, обнаружить

основные закономерности. Справедливо отмечалось, что наука истории

политических и правовых учений находится на таком этапе, когда формирование

исходных общих понятий и категорий (классификационных схем, типологических

обобщений) сочетается с выявлением противоречий как источника развития

реальной истории политических учений, исследованием ее закономерностей,

содержания, обнаружением связности и целостности, главного смысла и

основного сюжета.

Важнейшей задачей науки истории политических учений является

обнаружение закономерностей развития политико-правовой идеологии, особенно

ее теоретического (доктринального) слоя. Задача выявления этих

закономерностей довольно давно поставлена в литературе и частично решена,

хотя предложенный перечень закономерностей недостаточно учитывает специфику

развития политической идеологии и еще не соединен органически с самим

понятием политико-правовой доктрины (политического и правового учения).

Основной закономерностью и фактором развития политической идеологии

являются противоречия классов и других социальных групп. Классовый подход к

изучению политических доктрин в нашей научной и учебной литературе долгое

время рассматривался как главный и основной методологический принцип

(«принцип партийности»). Однако на основе проведения только лишь классового

принципа при исследовании истории политической мысли не удавалось создать

связную картину развития политико-правовых доктрин от древности до наших

дней уже по той причине, что идеи строго определенных конкретных классов не

объединяли политическую мысль разных эпох и формаций в единое целое. К тому

же классовый подход нередко превращался в самоцель и вел к надуманным и

произвольным построениям.

И все же нет оснований отказываться от классового (социологического)

подхода при исследовании истории политико-правовой идеологии. Достаточно

известно, что классовый подход— отнюдь не исключительное достояние лишь

какого-либо одного из существующих мировоззрений. Почти общепризнано то

обстоятельство, что политическая мысль возникает и развивается в горниле

социальных противоречий, что общественное значение приобретает лишь те

политические доктрины, которые отвечают более или менее массовым интересам

и потому становятся известными и популярными в какой-либо части общества

как формы (способы) определения и самоопределения отношения социальной

группы к государству, политике, праву. Социологами признано также, что

политико-правовые взгляды, оценки, суждения системно оформляются в

монолитную доктрину только на социально-классовой основе. Бесспорно и то,

что классовая характеристика политической доктрины — один из существенных

элементов ее оценки, основание деления доктрин на реакционные,

консервативные и прогрессивные. Наконец, острота противоречий сословий,

классов и других социальных групп — важный стимул развития политических

доктрин на всех этапах истории.

История политических и правовых учений — не чередование монологов

выдающихся мыслителей, а страстный диалог между ними, каждый участник

которого стремится опровергнуть противника, отстоять и обосновать

государственно-правовые идеалы, совпадающие с интересами его социальной

группы. Поэтому исследование и оценка политических доктрин требуют

определения не только того, интересы какого класса выражены в том или ином

учении, но и сопоставления этого учения с мировоззрением и интересами

противостоящего класса. При оценке, скажем, учения Платона его проекты

государства и все политико-правовое учение не могут быть правильно поняты и

оценены в отрыве от критики Платоном демократических учений и учреждений

того времени, вне исторического контекста яростной борьбы аристократии и

демократии, обострившейся в эпоху Пелопоннесских войн.

Классовый характер политологии

Важной закономерностью борьбы и развития политических учений является

взаимодействие доктрин борющихся классов. Развитие идеологии определяется

прежде всего условиями и обстоятельствами борьбы данного класса с

воззрениями противостоящего класса. Наличие противостоящего мировоззрения

вообще является одним из главных факторов, определяющих развитие идеологии.

Эта закономерность недостаточно учитывается в преподавании и в науке,

поскольку изучению реакционной политико-правовой идеологии уделяется

значительно меньшее внимание, чем идеологии передовой. Нет сомнений, что

изучение богатой гуманистическими традициями передовой политико-правовой

идеологии имеет первостепенное познавательное и воспитательное значение.

Однако в настоящее время в науке и учебном материале постепенно

образовались пробелы: влиятельные в свое время реакционные идеи, теории,

направления политико-правовой идеологии прошлого, противостоявшие

прогрессивным доктринам, а также формы их борьбы против передовой идеологии

почти не исследуются. В конечном счете это не только искажает общую картину

истории политических и правовых учений как борьбы в сфере идеологии, но и

оставляет вне поля зрения целые направления политико-правовой идеологии,

ряд идей которых возрождается в теориях современности (достаточно известен,

скажем, повышенный интерес идеологов современного неоконсерватизма к идеям

Бёрка, де Местра, де Бональда). Наконец, недооценивается живучесть

реакционной политико-правовой идеологии, причины ее возрождения и формы

приспособления к меняющимся историческим условиям.

Классовый характер и социальный смысл большинства политических и

правовых доктрин далеко не очевиден, а нередко скрыт. Политико-правовая

идеология — одна из наиболее действенных форм общественного сознания,

имеющая влияние на общественную практику. Каждая из социальных групп,

теоретически выражая свое отношение к государству и праву в виде учения,

доктрины, стремится оказать воздействие на массовое политическое и правовое

сознание, на политику государства и содержание права. Политика всегда

стремилась найти обоснование в философии или религии и оправдание в морали;

поначалу политико-правовые теории вообще были частью этики, философии или

богословия. В истории политических и правовых учений не было, пожалуй, ни

одного идеолога, который бы не ссылался на «общее благо», «справедливость»,

«интересы народа», «общественную необходимость», который не утверждал бы,

что право должно быть направлено против злых сил, а государство должно

помогать обиженным. Из реакционных теоретиков никто, насколько известно, не

призывал к беззаконию, произволу и насилию; такие призывы скрыто

содержались в обоснованиях «правления мудрых», «просвещенной монархии»,

стоящей выше закона, в расплывчатом понимании права, в противопоставлении

его закону. С другой стороны, каждый прогрессивный класс стремится

представить свой интерес как общий интерес всего народа, общества в целом.

Борьба противостоящих мировоззрений — важный стимул развития самих

доктрин: каждая из них дополняется доводами, аргументами, опровержениями,

ориентированными на идейный арсенал противника. Одна из закономерностей

развития политико-правовой идеологии такова, что успехи передовой политико-

правовой теории, рост ее популярности побуждают защитников отжившего строя

перестраивать старые концепции в духе новых идей, усваивать отдельные

лозунги, идеи, терминологию, способы обоснования, содержащиеся в передовых

теориях, включать их в старую систему взглядов, подчиняя задаче обоснования

и модернизации консервативной или реакционной политико-правовой программы.

Так было, например, в период разложения и кризиса феодализма, когда ряд

сторонников крепостнического строя пытались обосновать абсолютизм и другие

устои феодализма при помощи отдельных идей и положений просветительской

идеологии («Наказ» Екатерины II, произведения Сумарокова, Щербатова). Эти

идеи и положения, включенные в чуждую им идеологическую систему,

становились способом теоретического обоснования реакционных идей.

Политико-правовая идеология

Закономерностью развития политико-правовой идеологии является то, что

каждое политическое и правовое учение строится на логико-теоретическом

основании господствующего мировоззрения либо другого мировоззрения,

приобретающего все больший авторитет и признание. Политико-правовое учение

выражено в понятиях и образах, свойственных мышлению эпохи, в

представлениях и доводах, созвучных или совпадающих с массовым общественным

сознанием. Мировоззренческая основа каждого из политико-правовых учений не

произвольна (она прежде всего соответствует влиятельному способу мышления

эпохи), но многовариантна. Абстрактность философско-методологических основ

политико-правовой идеологии всегда создавала возможность использовать их

для обоснования противоположных программных требований. Религиозное

отношение к государству и праву многие века было опорой консервативных и

реакционных политических программ. Но в религиозной форме выступали и

оппозиционные существующему строю политические движения. Стремление

обосновать политическую теорию на изучении природы человека и отношений

индивидов лежало в основе и авторитарной доктрины Гоббса, и демократической

теории Спинозы. На идее суверенитета законов природы основана и

коммунистическая утопия Морелли, и реакционно-феодальная теория де

Бональда. Ссылками на закономерности развития промышленного общества

обосновывались и выводы Сен-Симона о грядущем поглощении политики

экономикой, и проект казарменной социократии Конта, и индивидуалистические

идеалы Спенсера.

Одна и та же философия или религия может быть способом обоснования

противоположных политических программ и, наоборот,— интересы одного и того

же класса могут быть теоретически выражены и в идеологических формах разных

мировоззрений.

Многовариантность выражения социально-классовых интересов в

политических и правовых учениях усугубляется также тем, что политико-

правовая идеология, как и всякая идеология, развивается в связи с

унаследованными от предшествующих эпох понятиями, категориями,

представлениями. Каждая из последующих доктрин учитывает понятия и

представления, содержащиеся в предыдущих доктринах. Выбор этих

представлений и понятий в идейных источниках опять же многовариантен,

зависит от социально-политических симпатий теоретика, от содержания и

уровня его познаний, от ряда других факторов, среди которых важное значение

принадлежит столь же многовариантному способу оформления противостоящего

мировоззрения. Всем этим, вместе взятым, обусловливается относительная

самостоятельность логико-теоретических, нравственных и иных идеологических

построений по отношению к социальным интересам, выраженным в политико-

правовом учении.

Закономерностями развития политической идеологии предопределяется

структура политико-правовых доктрин (учений), каждая из которых включает

три компонента: во-первых, логико-теоретическую, философскую или иную

(например, религиозную) основу — методологический стержень учения; во-

вторых, содержательную попытку теоретического решения вопросов о

происхождении и сущности государства и права, закономерностях их развития,

об устройстве и социальном назначении государства, об основных принципах

права, его соотношении с государством, личностью, обществом; в-третьих,

программные положения: оценки существующего государства и права,

политические и правовые идеалы и проекты.

Через логико-теоретическую основу доктрина связана с влиятельным

мировоззрением эпохи (господствующим или оппозиционным ему способом

мышления). Программная часть учения наиболее непосредственно выражает

интересы и идеалы определенных классов или других социальных групп, их

отношение к государству и праву. Из трех компонентов политико-правовой

доктрины именно программа является цементирующим, связывающим воедино ее

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.