реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Международная политика и международные отношения

Международная политика и международные отношения

Содержание

1. Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия……….2

2. Основные теории международной политики ……………………………...7

3. Современные тенденции развития международных отношений ………...9

4. Россия в системе международных отношений……………………………14

5. Литература…………………………………………………………………..17

1. Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия

Независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют

друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня —

мировой политики. То есть государства действуют в сфере международных

отношений.

Международные отношения — это совокупность экономических, политических,

правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других

связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них

единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе

полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую

роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.

Международные отношения выступают тем пространством, на котором

сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне (глобальном, региональном,

многостороннем и двустороннем) различные силы: государственные, военные,

экономические, политические, общественные и интеллектуальные.

Все международные отношения можно подразделить на два основных типа:

отношения соперничества и отношения сотрудничества.

Международная или мировая политика является ядром международных

отношений.

Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации

решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.

В современной мировой политике действует огромное количество различных

участников. Но до сих пор преобладающим остается взгляд, что основными

субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы)

государств.

Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников

международных отношений. Все более важными субъектами в международных

отношениях становятся международные организации. Они обычно разделяются на

межгосударственные или межправительственные и неправительственные

организации.

Межгосударственные организации являются стабильными объединениями

государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной

компетенцией и постоянными органами.

Сложность межгосударственных отношений в политической сфере,

потребность регулировать международную жизнь привели к созданию

неправительственных организаций. Неправительственные организации имеют

более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть и чисто

неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать и

правительственные структуры, и общественные организации, и даже

индивидуальных членов.

Как субъекты международных отношений международные организации могут

вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то

же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных

организаций постоянно растет.

Международные организации охватывают самые разные аспекты международных

отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной,

национальной областях, имеют определенные особенности и специфику. В

качестве примера различных международных организаций можно привести:

— региональные организации, такие как Ассоциация Государств Юго-

Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС, Общий

рынок), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и т. д.;

— организации экономического характера, охватывающие сферу финансов,

торговли и так далее, например: Международная Торговая Палата (МТП),

Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и

Развития (МБРР);

— организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства,

например: Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное

Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти

(ОПЕК) и т. д.;

— политико-экономические организации, например: Организация

Африканского Единства (ОАЕ);

— профессиональные организации: Международная Организация Журналистов

(МОЖ); Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ);

— демографические организации: Международная Демократическая Федерация

Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ);

— организации в области культуры и спорта: Международный Олимпийский

Комитет (МОК), Организация Объединенных Наций по Вопросам Образования,

Науки и Культуры (ЮНЕСКО);

— военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора

(НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АН-ЗЮС);

— профсоюзные организации: Международная Конфедерация Свободных

Профсоюзов (МКСП), Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ);

— различные организации в поддержку мира и солидарности: Всемирный

Совет Мира (ВСМ), Пагоушское Движение, Международный Институт Мира;

— религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианская

Мирная Конференция (ХМК);

— Международный Красный Крест (МКК) — организация, целью которой

является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных

бедствий;

— экологические организации: Гринпис и др.

Самую значительную роль в системе международных отношений играет

Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в

истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных

государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия

экономическому и социальному прогрессу всех народов.

Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть

международной структуры. Ее членами являются 185 государств, что

свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности.

Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения Организации

Объединенных Наций.

В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли

в систему международных отношений и как структуры ООН, и как

самостоятельные организации. К ним относятся:

— ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения);

— МОТ (Международная Ассоциация Труда);

— МВФ (Международный Валютный Фонд);

— ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки);

— МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии);

— ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию);

— Международный суд.

Международные правительственные организации имеют больше рычагов

воздействия на международную политику и отдельные государства, чем

общественные организации, которые воздействуют, в основном, через

формирование международного общественного мнения.

Огромным влиянием на мировой арене пользуются международные монополии

или транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия,

учреждения и организации, целью которых является получение прибыли и

которые действуют через свои филиалы одновременно в нескольких

государствах. Крупнейшие ТНК обладают огромными экономическими ресурсами,

дающими им преимущества в этом отношении не только перед малыми, но даже и

крупными державами.

Важными субъектами мировой политики выступают религиозные организации.

Чрезвычайно влиятельным субъектом формирования и функционирования

мировой политики выступают сами люди, которым по праву должна принадлежать

решающая роль в выработке основных принципов внешнеполитической стратегии

как своих стран, так и мира в целом.

Но все же роль всех вышеназванных субъектов остается пока несоизмеримой

с ролью государств, которые имеют полномочия представлять в мировой

политике общество в целом, а не какую либо отдельно взятую социальную

группу или политическую организацию. Вопросы, связанные с общенациональными

задачами обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной

целостности, находятся в ведении именно государства. Политологи

подчеркивают, что государство — единственный общенациональный институт,

имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими

государствами, заключать договоры, объявлять войну. Государства по-прежнему

остаются основными субъектами мировой политики и международных отношений.

Влияние, силу государства на мировой арене можно представить как его

способность, защищая собственные интересы, воздействовать на другие

государства, на ход событий в мире.

Силу государства, его положение в системе международных отношений

обусловливает целый ряд факторов. Еще недавно считалось, что главным для

этого является военная мощь. Безусловно, военный потенциал страны во многом

определяет ее могущество и соответствующее положение на международной

арене.

Реальное положение государства на мировой арене определяется более

широкими показателями. К ним принято относить величину территории,

природные и людские ресурсы, структуру национальной экономики, объем и

качество промышленного и сельскохозяйственного производства, умение

обеспечивать поступательное развитие страны, гарантировать экономическую

безопасность обществ, а также способность страны оказывать прогрессивное

влияние на международное развитие.

Международные отношения как систему нельзя понять без взаимосвязи с

такой категорией, как «внешняя политика». В конечном итоге международные

отношения складываются, прежде всего, из совокупности внешнеполитической

деятельности государств, которые являются основными участниками

международных отношений и в качестве самостоятельных субъектов, и как члены

каких-либо организаций.

Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими

государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на

международной арене.

Внешняя политика есть деятельность и взаимодействие официальных

субъектов, имеющих или присвоивших право выступать от имени общества,

выражать интересы общества, избирать определенные методы и способы их

реализации.

Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей

реализуется различными средствами: политическими, экономическими, военными,

информационно-пропагандистскими.

К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломатия.

Дипломатия — это официальная деятельность государства в лице специальных

институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов, методов,

допустимых с позиций международного права и имеющих конституционно-правовой

статус. Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных

конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двухсторонних и

многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе

международных организаций.

Экономические средства внешней политики подразумевают использование

экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических

целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью,

занимает и прочное положение на международной арене. Даже небольшие по

территории государства, небогатые материальными и людскими ресурсами, могут

играть видную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, которая

базируется на передовых технологиях и способная распространять свои

достижения далеко за свои пределы. Действенными экономическими средствами

являются эмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в

торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой

экономической помощи или отказ в ее предоставлении.

К военным средствам внешней политики принято относить военную мощь

государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество

вооружения, моральное состояние, наличие

военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут

использоваться как средство прямого воздействия, так и косвенного. К первым

относятся войны, интервенции, блокады. Так, за последние 55 веков

человечество жило в мире всего 300 лет. На протяжении этих веков произошло

14,5 тысячи войн, в которых погибло 3,6 млрд. человек. Большинство людей на

Земле согласно со словами Дж. Бернала, что «война — всегда преступление

против человечества, сейчас же она еще и безумие». Однако осознание

губительности войн, а тем более ядерных, не означает отсутствия других

точек зрения. Например, Гегель считал, что война — двигатель прогресса. А

по мнению Мальтуса: «Война есть естественнонаучный закон борьбы против

избыточного населения». В современном обществоведении и публицистике

сохраняет влияние течение, по-прежнему рассматривающее войну, включая

ядерную, как допустимое средство политики.

К косвенным военным средствам относится гонка вооружений, включающая

испытание новых видов оружия, учения, маневры, угрозу применения силы.

Например, военные расходы всего мира в последнее время составляли 1000

млрд. долларов в год, более половины ученых мира работали над созданием

новых видов оружия массового поражения.

К военным средствам внешней политики следует отнести разведку и

шпионаж. Сегодня здесь применяются новейшие достижения науки и техники, от

многотонных космических кораблей до микроаппаратов. Особое развитие в

последние десятилетия получил промышленный шпионаж.

Пропагандистские средства включают в себя весь арсенал современных

средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются

для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют

обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью

средств массовой информации формируется положительный образ своего

государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости — антипатии

и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские

средства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и

намерения.

2. Основные теории международной политики

Путь научного обоснования международных отношений связан с созданием

общеметодологических теорий, призванных сформулировать ключевые принципы и

приемы научного анализа этих отношений. К числу основных таких теорий

относятся: марксистская теория мирового революционного процесса, теория

прагматизма и политического реализма, модернистские теории международных

отношений и геополитическая теория.

Заметное место среди теорий международной политики занимает концепция

революционной трансформации мирового порядка, разработанная К. Марксом, Ф.

Энгельсом и В. И. Лениным. Для нее характерны: классовый подход к анализу

мировых проблем, изучение внешней политики государства в связи с

внутренней, рассмотрение международных отношений в каждую историческую

эпоху в соответствии с закономерностями развития конкретных общественно-

экономических формаций, исследование объективных и субъективных факторов

расстановки сил.

Считая эпоху после 1917 г. переходной от капитализма к социализму,

марксисты-ленинцы выдвинули положение о мировом революционном процессе, об

антиимпериалистической борьбе.

Согласно В. И. Ленину, содержанием внешней политики империализма

является мировое господство, при капитализме невозможна иная основа, иной

принцип дележа, кроме силы.

Теория политического реализма и прагматизма во внешней политике была

разработана в середине XX в. Дж. Кеннаном, 3. Бже-зинским, У. Ростоу, Г.

Киссинджером и другими учеными и политиками. Признанным авторитетом данного

направления является Г. Моргентау.

Рассматривая несовершенство положения в мире как результат действия

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.