реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Личность как субъект политики

Личность как субъект политики

Санкт-Петербургский Университет

МВД Росии.

Кафедра: Политологии и Социологии.

Реферат

на теме: Личность как субъект политики.

Исполнил: рядовой юстиции

курсант 212 учебной группы

Лушин С.А.

Санкт-Петербург

2001г.

Содержание.

Введение.

1. Личность как первичный субъект и объект политики.

2. Концепция прав человека: история и современность

3. Основополагающие права человека и их роль в гуманизации политики.

4. Мотивация и предпосылки политической деятельности.

5. Уровни и формы политического участия личности

Заключение.

Литература.

Введение.

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для

людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные

группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном

счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы,

движения, партии и другие общественные и политические организации состоят

из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли

определяется содержание и направленность политического процесса, всей

политической жизни общества.

Активное участие личности в политической жизни общества имеет

многоплановое значение.

Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного

раскрытия всех потенций человека, для его творческого самовыражения, что

в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного

решения общественных задач. Так, качественное преобразование всех сторон

жизни предполагает всемерную интенсификацию человеческого фактора,

активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс. Но

вне демократии, доверия и гласности становятся невозможны ни творчество,

ни осознанная активность, ни заинтересованное участие.

Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является

важным условием тесной связи политических институтов с гражданским

обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур

со стороны народа, средством противодействия бюрократическим извращениям в

деятельном аппарате управления, отделений функций управления от общества.

В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет

потребность своих членов участвовать в управлении делами государства.

1.Личность как первичный субъект и объект политики.

Анализ места человека в политической жизни открывает

крупный раздел политической науки, посвященный субъектам политики. Обычно

под субъектами понимаются индивиды и социальные группы (слои), а также

организации, принимающие непосредственное более или менее сознательное

участие в политической деятельности, хотя степень такой сознательности

может быть различной. Так, известный американский политолог Г. Алмонд в

зависимости от осознанности участия в политике различает три группы ее

субъектов.

1) субъекты персональные, движимые заботой о реализации своих

непосредственных, местных, повседневных интересов и не осознающие

политических последствий своего участия, своей политической роли;

2) субъекты-подданные, понимающие свою политическую роль и назначение, но

не видящие возможности выйти за их пределы, самостоятельно воздействовать

на политическую жизнь;

3) субъекты-партиципанты (участники), ясно осознающие свои цели и пути их

реализации и использующие для этого институциональные механизмы (партии,

движения и т.п.) (Almond G. and Powell G. Comparative Politics. Boston,

1966. P. 58-59).

Классификация субъектов политики достаточно разнообразна. Пожалуй,

наиболее широко распространено их деление на два основных уровня:

1) социальный, включающий индивидов и различные социальные слои (в том

числе профессиональные, этнические, демографические и др.). Сюда относятся

личность, профессиональная группа, нация, класс, элита и т.д.;

2) институциональный, охватывающий государство, партии, профсоюзы,

политические движения, институциализировавшиеся группы интересов и т.д.

Иногда выделяется и третий, «функциональный» уровень, включающий

социальные институты, предназначенные для выполнения преимущественно

неполитических задач, хотя в действительности оказывающие заметное, а порою

и весьма существенное влияние на политику: церковь, университеты,

корпорации, спортивные ассоциации и т.п.

В англоязычной политологии вместо термина «субъект политики» употребляется

понятие «политический актер» (или «актор»). Это связано прежде всего с тем,

что слово «субъект» (subject) в английском языке традиционно означает

«подданный». Однако имеющиеся в мировой политической науке

терминологические расхождения не меняют сути дела. Анализ субъектов

политики занимает в ней одно из центральных мест.

Первичным субъектом политики является личность (индивид). Как отмечали

еще древние (Протагор), «человек есть мера всех вещей». Это

полностью применимо и к политике. Именно личность, ее интересы, ценностные

ориентации и цели выступают «мерой политики», движущим началом

политической активности наций, классов, партий и т.д. Проблема личности

имеет в политической науке по меньшей мере три главных аспекта:

1) личность как индивидуальные психо-физиологические (эмоциональные,

интеллектуальные и др.) особенности человека, его специфические привычки,

ценностные ориентации, стиль поведения и т.п. При анализе личности под эти

углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от

индивидуальных особенностей которых часто зависит большая политика;

2) личность как представитель группы: статусной, профессиональной,

социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п., а также как

исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии,

парламентария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в

более крупных социальных образованьях или же предписанных ей ролях и не

позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического

субъекта политики;

3) личность как относительно самостоятельный, активный участник

политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, не

только общечеловеческими, но и уникальными в своем роде чертами, т.е. как

целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным,

классовым, национальным и т.п.) характеристикам и имеющая политический

статус гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте

человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные

политические обязанности и выступает субъектом и объектом, предметом

воздействия политики. О таком понимании личности и пойдет речь в настоящей

главе.

Патермалистская концепция личности.

Место человека в политической жизни издавна является предметом горячих

споров, которые не утихли и в наши дни. Уже в древности появляются учения,

по-разному оценивающие отношение личности к политике и государству.

Наиболее влиятельные из них — учения Конфуция, Платона и Аристотеля. Первый

из этих мыслителей детально разработал патерналистскую концепцию

государства, господствовавшую в мировой политической мысли на протяжении

многих веков, а на Востоке — почти двух тысячелетий.

Патерналистский взгляд на политику и личность исходит из неравенства

политического статуса людей, трактовки государства как одной большой

патриархальной семьи, в которой вся полнота власти принадлежит правителю-

отцу. Остальные же граждане делятся на старших — аристократию и

чиновничество, и младших — простой люд. Младшие должны безропотно

подчиняться старшим, которые, и прежде всего монарх, в свою очередь

призваны заботиться о благе народа.

В патерналистской концепции власти рядовому человеку уделяется роль

простого исполнителя царской воли, освещаемой божественным происхождением

или церковным благословением монарха. Индивид выступает здесь не

сознательным или полусознательным субъектом политики, не гражданином,

обладающим неотчуждаемыми правами, а главным образом лишь парохиальным,

т.е. политически бессознательным участником политики. И лишь высшие слои

общества поднимаются до полусознательного, подданнического участия.

В современном мире патерналистские взгляды на соотношение индивида и

власти в основном преодолены, хотя многие из отмеченных выше идей и сегодня

достаточно широко распространены в развивающихся странах с преимущественно

крестьянским населением, в авторитарных и тоталитарных государствах,

представляющих вождя-диктатора как отца нации, защитника простого

человека, а в какой-то степени и в демократических государствах, где

часть населения все еще воспринимает президента или премьера

как главу единой большой семьи, а себя — как маленького человека,

покорного исполнителя указаний властей.

Политический человек у Платона и Аристотеля.

Не менее существенное влияние на последующую, в том числе

современную политическую мысль оказали учения Платона и Аристотеля. В

политической концепции Платона разработана тоталитарная трактовка личности.

В своих проектах идеального государства он исходит из безусловного

верховенства целого (государства) над частью (индивидом). Государство,

руководимое мудрым царем или аристократией — небольшой группой наиболее

разумных и благородных людей, призвано утверждать единомыслие и

коллективизм, регламентировать всю жизнедеятельность человека,

следить за правильностью его мыслей и верований. В своей земной

жизни человек подобен кукле, марионетке, управляемой божественными

законами. При таком понимании личности вопрос о ее автономии и

политическом творчестве заведомо исключается и человек выступает лишь

объектом власти.

Взгляды Платона на роль индивида в политике оказали определенное влияние и

на мировоззрение крупнейшего мыслителя античности — Аристотеля, хотя в

целом в вопросе о соотношении личности и власти его творчество отмечено

целым рядом новых, конструктивных идей. Прежде всего, к ним относится

антропологическая трактовка власти (и политики), обоснование ее

производности от природы человека. Аристотель считает индивида существом

политическим по своей природе в силу его естественной предопределенности

жить в обществе, коллективе. Человек не может существовать без общения с

другими людьми. Исторически первыми формами такого общения являются семья и

селение. На их базе, на определенной стадии общественного развития

возникает государство. Оно есть высшая форма общения людей.

В отличие от семьи, предполагающей отношения неравных: подчинение детей и

всех младших отцу, рабов — своему господину, государство основывается на

взаимодействии свободных и равных граждан. В нем реализуется высшая цель

природы человека — индивид становится органической частью живого и

целостного политического организма. И в этом смысле государство имеет

первенство перед личностью. Догосударственные формы человеческого общежития

и аполитичность индивида — признак низкого уровня развития человеческой

природы, характерного для варваров и рабов.

Хотя Аристотель и выступает за приоритет государства в отношениях с

гражданином, но, в отличие от Платона, он противник огосударствления

общества, обобществления имущества, жен и детей. По его мнению, тотальная

унификация всех граждан, чрезмерное единство государства ведет к его

распаду. Индивиду и семье необходима определенная автономия. В целом же

Аристотель, как и его предшественники, еще не отделяет личность и общество

от государства. Гражданин выступает у него не только субъектом

партиципантом власти, но и ее объектом во всех своих жизненных проявлениях.

Взгляды Аристотеля на гражданина как на активный органический элемент

государственного целого, непосредственно участвующий в политической жизни,

законодательной и судебной деятельности государства и полностью

подчиняющийся его решениям, характерны для античного понимания демократии.

Эта демократия, считая свободных граждан непосредственными участниками

властных решений, в то же время никак не защищала личность от произвола,

санкционированного волей большинства.

Признание тотальности, неограниченности государственной власти по

отношению к индивиду, подданным было характерно не только для демократий,

но в еще большей мере для монархических и других авторитарных политических

режимов. Индивидуалистической и гуманистической реакцией на политическую

беззащитность личности в отношениях с государством явился либерализм. Он

впервые в истории социально-политической мысли отделил индивида от общества

и государства, провозгласил политическое равенство всех граждан, наделил

личность фундаментальными, незыблемыми правами, утвердил ее в качестве

главного элемента политической системы, а также ограничил сферу действий и

полномочий государства по отношению к личности как объекту властвования.

Индивид выступает в либерализме источником власти. Государство же —

результат соглашения, договора свободных людей. Оно подконтрольно и

подотчетно народу и призвано выполнять лишь те функции, которыми его

наделяют граждане. Это, прежде всего задачи обеспечения безопасности и

свободы граждан, охраны их естественных, священных прав, поддержания

общественного порядка и социального мира.

Провозглашая верховенство личности, во взаимоотношениях с властью,

либерализм вместе с тем суживает сферу политики и тем самым ограничивает

диапазон политической активности граждан. В либеральной классической теории

личность выступает скорее первичным источником и высшим контролером власти,

чем ее сознательным повседневным участником. Главной сферой самореализации

личности, проявления ее творческой активности, инициативы и

предприимчивости выступает гражданское общество.

Скорректированные и обогащенные другими теориями и идеями либеральные

взгляды на взаимоотношения человека и власти принадлежат к основополагающим

ценностям современной политической культуры Запада. Жизнь показала, что

пренебрежение такими либеральными принципами политического устройства, как

свобода личности, приоритет прав человека над правами государства,

разделение властей, законность, уважение частной собственности и т.д.

чревато гипертрофированным ростом аппарата власти, чрезмерной

идеологизацией и политизацией общества, установлением всеобъемлющего

партийно-государственного контроля над обществом и личностью, превращением

человека в винтик огромной государственной машины, призванный безропотно

выполнять команды сверху. Так и случилось в тоталитарных государствах и

прежде всего в СССР.

Тоталитарная и христианско-демократическая модели взаимоотношений

личности и государства.

Тоталитарная модель взаимоотношения личности и власти исходит из

безусловного приоритета целого над частью, полного подчинения человека

государству, растворения индивидуального «Я» в безликом

коллективном «Мы» — в партии, классе, нации. Тоталитаризм лишает

человека всякой свободы выбора, делает полностью беззащитным перед

всепроницающей властью. Если одним полюсом тоталитарного видения

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.