реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Либерализм как социально-политическое течение

Либерализм как социально-политическое течение

Министерство образования Российской Федерации Кубанский

государственный университет (Куб ГУ)

Кафедра новейшей отечественной истории и социологии

Допустить к защите в ГАК

''27'' июня

2001 г.

Зав.

кафедрой, профессор

Черный

В.И.___________

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

"Либерализм как социально-политическое течение

(анализ концептуальных основ

современного либерализма)"

Проект выполнил дипломник Мартынюк Л.С.___________

Группа ''В'' ОДО, ФИСМО, специальность ''Социология''

Руководитель работы_________профессор Меньшиков В.В.

Нормоконтролёр______________к.и.н., преп. Кузнецов В.А

Краснодар , 2001

Содержание:

Введение……….……………………………………………………….….С. 2.

I. Становление и развитие социально-политических и философских идей

либерализма.

1.1. Идеи теории ''общественного договора'' в работах Дж. Локка,

Ш. Монтескье, и Ж.-Ж.

Руссо…...………………………………...…. С. 8

1.2. Этические основы учения Иммануила Канта о праве и

государстве…………….…………………………………………….....….С. 17

1.3. Классический либерализм конца XVIII - XIX веков……………….С. 25

II.Основные направления либерализма.

2.1. Неолиберализм (Либерал-реформизм)……………….…………..…С. 35

2.2. Неоклассический либерализм (Либертаризм)………………………С. 41

2.3. Российский либерализм………………………………………………С. 50

Заключение………………………………………………………………..С. 57.

Использованная литература……………………………………………С. 60

Введение.

В условиях современной России происходит либерализация

общественной жизни. Идёт процесс становления новой российской

государственности, напряжённый поиск наиболее приемлемых и

эффективных путей развития. В связи с этим отечественными

исследователями-обществоведами переосмысливаются применительно к

условиям нашей страны основные нормы и ценности либерализма, которые

имеют на Западе богатые традиции. При этом о судьбе и перспективах

либерализма в России высказывается достаточно широкий диапазон мнений.

Именно либерализм, по мнению авторов книги "Реформы и

контрреформы: циклы модернизационного процесса", может сыграть

значительную роль в этом процессе, так как исходит из высоких

ценностей и способен обеспечить эффективность общественного развития.

В нашей истории уже есть примеры того, как в кризисной ситуации

либеральные ценности играли положительную роль - это эпоха Великих

реформ 1860- 1870-х годов и февральская революция 1917 г. Временное

правительство пришло к власти, провозглашая именно либеральные

ценности.1

Существует и другой, более пессимистический подход, который

выражается вопросом "а нужен ли он России?", высказывается мысль о

том, что "демократия в России не либеральна, а либерализм не

демократичен". Но неизменным остаётся тот факт, что либерализм в

России, несмотря на все сложности, пробивает себе дорогу. Проблемы

либерализма переосмысливаются в настоящее время и на Западе с точки

зрения перспектив его развития. Чтобы ответить на все вопросы, надо по-

новому взглянуть на либерализм как идейно-политическое течение, на

процесс его формирования, провозглашаемые им нормы и ценности.

Актуальность темы определяется ещё и тем, что либерализм,

провозглашая свободу и права граждан, способствует их вовлечению в

политический процесс.

В европейской общественно-политической литературе понятие

''либерализм'' появилось в начале ХIХ в. Впервые этот термин был

использован в Испании в 1811 г., когда группа политиков и публицистов

определила составленную ими конституцию как либеральную. Позже это

понятие вошло в английский, французский, а затем и во все европейские

языки.

''Термин ''либерализм'' происходит от латинского ''liberalis''

-

________________________________________________________________

1 См. Ильин В. В. , Панарин А. С. , Ахиезер А. С. Реформы и

контрреформы циклы модернизационного процесса. М.,1996. С. 356-359.

свободный, имеющий отношение к свободе. В древнеримской мифологии бог

Либер соответствует древнегреческому богу Дионису. У древних греков он

олицетворял экстаз, энергию, избыток жизненных сил, их раскрепощение''.

1 Из этого закономерно вытекает то, что все определения либерализма

включают в себя идеи личной свободы индивида, не скованной рамками

традиций.

Либерализм как сложное структурное явление предстаёт сегодня и

как историко-философское течение, доктрина, и как политическая

идеология, обосновывающая программные установки объединившихся под его

знаменем социальных слоёв, и как более или менее массовое

организованное движение (либеральные политические партии, движения,

группировки и т.п.).

Либеральная теория первоначально сформировалась на Западе,

точнее, в ряде стран на берегах Северной Атлантики. Причём исходно она

не составляла некой единой школы общественной мысли: так, существовали

значительные различия между английской, американской и французской

либеральными традициями, складывавшимися приблизительно в одно и то же

время, но опиравшимися на разные теоретические источники и, что даже

более важно, решавшие разные исторические задачи. Позднее либеральные

идеи были перенесены и в другие страны, в том числе в Россию, однако

перенос этот сопровождался существенной трансформацией, ибо исходно эти

идеи формулировались как ответ на вопросы, поставленные в совершенно

ином историческом контексте. Поэтому сегодня, рассуждая о либеральной

теории, приходится принимать в расчёт и те национальные особенности,

которые она имеет в разных странах мира.

Главные постулаты либерализма, выражающие философско-

мировоззренческую основу учения, сложились в антифеодальной борьбе,

ставившей задачи освобождения от сословных и цеховых ограничений,

произвола власти, авторитета церкви. Либерализм органически связан с

развитием капитализма в Европе в XVII-ХVIII веках и на ранних этапах

представлял собой средство борьбы, ''третьего сословия'' против

абсолютизма. Поэтому содержание либерализма первоначально определялось

интересами и стремлениями купцов, владельцев крупных и мелких

мануфактур, которые стали стремиться к власти после антифеодальных

революций. Появившийся класс торговцев и промышленников нуждался в

экономической свободе, в социальных институтах, в которые избирались бы

их представители и обеспечивали им независимость от прихотей монарха,

земельной аристократии и

________________________________________________________________________

_________________________________________

1. Коваленко В.И., Костин А.И. Политические идеологии: история и

современность // Вестник Московского университета, Сер.12, политические

науки. 1997. №2. С.51.

клерикалов. Социально-экономические аспекты становления капитализма и

либерализма были обстоятельно проанализированы К. Марксом.

Кульминацией движения за предоставление социально-экономических

свобод и прав новому классу, как правило, считают славную революцию

1688 года в Англии. В защиту и оправдание этой революции энергично

выступил крупнейший философ XVII века Джон Локк (1632-1704).

''Центральное место занимала разработанная им теория ''естественных

прав'', к которым он прежде всего относил право человека на жизнь,

свободу и собственность''.1 Теория Локка о ''естественных правах''

напрямую связана с идеей ''общественного договора'' в соответствии с

которой государство возникло в результате договора между людьми, и

основная цель деятельности государства - защита естественных прав

граждан.

На появление идей либерализма оказала влияние и Реформация,

утверждавшаяся протестантская этика, нацеливавшая на достижение успеха.

Рассмотрение духовно-нравственных и психологических основ становления

капитализма и либерализма осуществляли в своих работах М. Вебер,

В. Зомбарт, А. Тойнби и другие.

В XIX веке либеральные идеи развивались представителями

западной общественно-политической мысли И. Бентамом, Дж. С. Миллем, Л.

Хобхаузом и другими. Важный вклад в формирование либерального комплекса

идей внесли представители европейского и американского Просвещения,

французские физиократы, сторонники английской манчестерской школы,

представители немецкой классической философии, европейской классической

политической экономии.

В XIX в. были заложены основы для дальнейшего развития системы

буржуазной демократии уже в XX столетии, которая была сформулирована

либералами в общих чертах. Класс буржуазии все более укреплял свои

позиции, и необходимо было всю систему буржуазного конституционализма

привести в соответствие с новыми общественными силами.

Либерализм XIX в. предстаёт как идеологическое направление,

которое выражало интересы сформировавшегося к тому времени класса

буржуазии, требовавшего замены феодальных производственных отношений и

зависящей от них системы общественных отношений капиталистическими. С

этого момента и до настоящего времени либерализм является доминирующим

идейно-политическим течением, для которого проблема политической власти

- одна из центральных.

В современной России идёт сложный процесс утверждения норм и

________________________________________________________________________

_________________________________________

1 Коваленко В.И., Костин А.И. Политические идеологии: история и

современность // Вестник Московского университета, Сер.12,

политические науки. 1997. №2. С.52.

ценностей либерализма. Ей придётся находить свой путь и своё понимание

либеральных ценностей, поскольку простая экстраполяция идей

либерализма на российскую почву, предприятие крайне затруднительное.

Тем более актуальным является выяснение того, что представляет

собой либерализм в его классической форме, каковы его истоки, как в нём

исследуется проблема взаимоотношений индивида, общества и государства.

''В мировоззренческом смысле либерализму соответствуют свобода

от групповых, классовых, националистических и прочих предрассудков,

космополитизм, терпимость, гуманизм, индивидуализм, демократизм,

подчёркивание самоценности личности''. 1

Данное исследование выполнено в форме анализа социально-

политической сущности либеральной доктрины, рассматриваемой в

исторической перспективе. Многие специалисты, изучающие либерализм,

подчёркивают, что правильнее определять его исторически, прослеживая

основные линии его эволюции, нежели логически, через перечисление

основных принципов, идей или ценностных приоритетов. Как пишет,

например, Э. Арбластер, “либерализм следует рассматривать не как нечто

застывшее и абстрактное, не как совокупность неизменных моральных и

политических ценностей, но как историческое движение идей в эпоху

современности...”.1 Поэтому эта теория “требует исторического анализа,

а не чисто концептуального подхода, который неизбежно оказывается

статическим”.2

Рамки настоящей работы не дают возможности рассмотреть подробно

историю либеральных идей, развёртывавшуюся во многих странах, где она

имела свои характерные особенности. Однако у нас есть возможность

проследить основные её этапы и связанные с ними направления эволюции,

свойственные либерализму практически повсюду.

В отечественной литературе анализом идей либерализма

занимались такие ученые-обществоведы, как М.М. Антонович, В.Н.

Борисенко, А.В. Валюженич, К.С. Гаджиев, Н.Н. Деев, Л.В.

Епина, А.Н. Загородников, А.А. Кара-Мурза, В. Кузин, Г.Н. Леонова,

В.В. Леонтович, В.С. Нерсесянц, Е.В. Осипова, А.В. Улюкаев и многие

другие. Среди них социологи, историки, философы, юристы, политологи,

экономисты. Отсюда - разнообразие подходов к анализу либеральной мысли:

либерализм как политико-юридическая концепция (К.С. Гаджиев, В. Кузин,

В.С. Нерсесянц), как философское направление и социальная

_________________________________________________________________ 1

Политология. Краснодар. 1995. С.107.

2 Arblaster A. The Rise and Decline of Western Liberalism. - Oxford:

Basil Blackwell, 1984. P.11.

3 Там же.

теория (М.М. Антонович, А.Б. Гофман, А.А. Кара-Мурза), как

экономическая теория (А.В. Улюкаев). Ряд исследований посвящён более

детальному изучению творчества: Бентама, Милля, Спенсера (Н.Н. Деев,

В.В. Кузин, В.Н. Борисенко, Г.Н. Леонова, Е.В. Осипова и другие),

представителей русского либерализма (В.В. Леонтович, Л.В. Епина).

Либерализм в лице его наиболее ярких представителей -Дж. Локка,

И.Бентама, Дж.С. Милля, Г. Спенсера - привлекал и привлекает к себе

внимание исследователей на Западе. Так, их идеи анализировали К.

Бринтон, А. Дайси, Д. Дункан, Г. Самуэль, Л. Харц и другие. Были

изданы коллективные монографии по этой проблеме. Характерно, что и в

современных условиях велик интерес к идейному наследию либералов. Это

объясняется необходимостью переосмыслить в новых конкретно-исторических

условиях основные идеи либерализма, проследить логику их рассуждений о

свободе как основной ценности либерализма, о роли и функциях

государства, о представительной демократии.

Таким образом, либерализм в научной литературе исследуется

достаточно широко и многосторонне. Этот анализ идет и в русле изучения

либерализма как идейно-политического течения или отдельных его сторон,

и как исследование теоретических взглядов его наиболее выдающихся

представителей.

Цель данной работы выявить общее и различное в политических

теориях, путём проведения системного анализа взглядов представителей

либерализма, определить, в чьих работах закладывались и развивались

основные принципы либерализма. Такие как: признание неотчуждаемых прав

человека (на жизнь, свободу, собственность); требование создания

государства на основе общего консенсуса и с единственной целью

сохранить и защитить естественные права человека, что определяет

договорной характер отношений между государством и обществом;

убеждение в необходимости верховенства закона как инструмента

социального контроля и в разумности ограничения объёма и сфер

деятельности государства.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

- на основе анализа теоретического наследия основных

представителей либерализма выявить особенности развития этого течения,

его этапы, а также показать специфику интерпретации основных норм и

ценностей либерализма;

- проследить эволюцию воззрений либералов на роль государства

и принимаемых им законов в осуществлении властных полномочий и

регулировании жизни общества;

- исследовать процесс развития и утверждения в либерализме идеи

о разделении властей;

- провести систематизированное исследование взглядов мыслителей

на систему представительства как инструмент реализации политической

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.