реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Либерализм

Либерализм

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Либеральное движение в пореформенную эпоху

2. "Новый" либерализм

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ.

Данный реферат посвящен теме "Русский буржуазный либерализм во второй

половине XIX века". Эта тема актуальна для современного общества именно

сегодня в период тяжелейшего кризиса и крушения жизненных ценностей и

идеалов. Особенно актуальна эта тема для нашего заполитизированного

российского общества. Ведь изучая историю страны, ее традиции,

идеологические течения, можно по-иному переосмыслить те суровые,

экстремальные условия, которые предлагает нам нынешняя ситуация в России.

Именно сейчас, когда наша страна в её нынешнем духовном возрождении

больно ощущает провал своей исторической памяти, когда, по сути, в нашей

стране нет национальной идеи, так важна жажда понять нашу недавнюю историю.

Отсюда мой личный интерес к данной теме, так как просто невозможно

недооценивать значение либерализма для развития нашей Родины. Цель данного

реферата попытаться разобраться в основной идее, методе действия

либерализма. Структура реферата такова: он содержит две главы, первая

посвящена либеральному движению в пореформенную эпоху, во второй дано

понятие "Нового" либерализма.

Как ясно уже из самого названия, основная идея либерализма — это

осуществление свободы личности. А основной метод действия либерализма — это

не столько творческая деятельность, сколько устранение всего того, что

грозит существованию индивидуальной свободы или мешает ее развитию. Именно

в таком методе и кроются причины некоторой (по сравнению с другими

программами) трудности, с которой либерализм завоевывает себе сторонников.

Он не привлекает людей, которых на современном языке метко называют

активистами, но которые несомненно представляют собою психологический тип,

появляющийся всегда и во все эпохи, хотя может быть не в таком количестве,

как сейчас.

Как известно, либерализм как разработанная уже система сменил

абсолютистское полицейское государство. Однако, в XVII и XVIII веках

понятие "полиция" было гораздо шире, чем в дальнейшем. Под этим названием

подразумевался весь бюрократический управленческий аппарат и весь

административный строй, сильно развившийся в централизованных государствах

XVIII века и выполнявший многочисленные и разнообразные функции.

Естественным стремлением либеральных течений было ограничение этой системы

управления с ее законами и ее организацией. Поэтому и оправдывается

исторически мое утверждение, что метод либерализма — не творческая

деятельность, не созидание, а устранение.

Либерализм — творение западноевропейской культуры и, в основном, плод

уже греко-римского мира средиземноморской области. Корни либерализма уходят

в античность и к этой первозданной его основе принадлежат такие вполне

четко выработанные понятия, как правовая личность и субъективное право (в

первую очередь право на частную собственность), а также некоторые

учреждения, в рамках которых граждане участвовали в управлении государством

и особенно в законодательной деятельности. Эта основа либерализма была

вновь открыта западноевропейскими нациями и дополнена многочисленными

новыми вкладами.

Разумеется, здесь я не могу касаться истории либерализма на Западе. Но

я должен указать на два исторических источника западноевропейского

либерализма: на феодальную систему и на независимость духовных властей от

светских в Средние века. Итальянский историк Де Руджеро начинает свою

историю европейского либерализма цитатой из произведений мадам де Сталь, а

именно, ее замечанием: "Свобода во Франции — издревле завещанное благо, а

насильственный строй, наоборот, явление новое". Де Руджеро добавляет: "Эти

слова исторические вполне обоснованы, т.к. свобода уходит корнями в

общество феодальной эпохи, и тем самым она намного старше, чем абсолютизм

новой монархии". С исторической точки зрения, свободы в западноевропейских

государствах зиждятся на равновесии, образовавшемся между королевской

властью и феодальными властителями. Первый пример возникновения такого

равновесия (т.е. разделения власти) — это создание Мапит СопсШит в Англии.

В Западной Европе, значит, свобода впервые возникла через существование

аристократии. Это подчеркивает и французский юрист Ориу, специалист по

государственному праву: "Важно определить историческую закономерность,

общую для всех нормально возникших и развивавшихся государств: они

переходили от аристократии к демократии. Политическая свобода, существующая

в этих государствах, последовательно принимает две формы, сначала

аристократическую, затем демократическую".

Независимость папы от носителей светской власти также являлась важным

источником свободы на Западе, ибо на ней основывалась автономия духовных

лиц от государства и внутри государства возникала некая автономная от него

сфера.

Мне пришлось выделить эти корни западноевропейского либерализма потому,

что в России они отсутствовали. За представителями церковной власти никогда

не признавалось положение суверенных властителей, а феодализма в России не

было.

Хотя суть либерализма в России была совершенно тождественна с сутью

западного либерализма и он и в России должен был преодолеть абсолютистское

и бюрократическое полицейское государство и прийти ему на смену, все же

необходимо ясно отдавать себе отчет в том, что у русского либерализма не

было этих важнейших исторических корней. И идеологически и практически

русский либерализм в общем был склонен к тому, чтобы получать и перенимать

от других, извне. А к этому надо еще добавить, что русский образец

полицейского государства, воплощенный в крепостничестве, еще более резко

противоречил принципам либерализма, чем западноевропейское полицейское

государство, в области как политического, так и общественного устройства

государства.

Либерализм — система индивидуалистическая, дающая человеческой личности

и ее правам превосходство надо всем остальным. Однако, либеральный

индивидуализм не абсолютен, а относителен. Либерализм отнюдь не считает,

что человек всегда добродетелен и воля его всегда направлена на благие

цели. Наоборот, либерализм хорошо знает, что человек, будучи наделен более

или менее самостоятельным сознанием и относительно свободной волей, может

стремиться ко злу так же, как и к добру. Поэтому в отличие от анархизма

(Известные извращения которого и можно считать проявлением абсолютного

индивидуализма), либерализм требует создания объективного правового

государственного порядка, противостоящего воле отдельных людей и

связывающего ее. Поэтому он одобряет учреждения или общественные формы, в

которых отдельный человек подчиняется определенному порядку и дисциплине.

Тем не менее, это — индивидуалистическая система, потому что отдельный

человек, личность стоит на первом месте, а ценность общественных групп или

учреждений измеряется исключительно тем, в какой мере они защищают права и

интересы отдельного человека и способствуют осуществлению целей отдельных

субъектов. Таким образом, основное задание государства и всех прочих

общественных объединений — защита и обеспечение этих прав. "Цель всякого

политического союза — сохранение естественных и неотъемлемых прав

человека". (Декларация прав человека и гражданина, 1789, ст.2).

Либерализм считает своей целью благополучие и даже счастье человека, а

следовательно, расширение возможностей для человеческой личности

беспрепятственно развиваться в полном своем богатстве. В согласии с этим

либерализм считает основой общественного порядка личную инициативу,

предпринимательский дух отдельного человека. Поэтому, как уже "было

сказано, либерализму свойственно сводить к минимуму все организации и все

регламенты, которые являются элементом объективного порядка и как таковые

противостоят субъективной предпринимательской инициативе отдельного лица и

тормозят его энергию.

Из этого основного принципа либерализма - т.е. из убеждения, что

социальный порядок зиждется на предпринимательском духе и воле отдельных

лиц и оправдывается в той мере, в какой защищает субъективные права

личности, - вытекают все дальнейшие требования либерализма. Либерализм

провозглашает незыблемость частной собственности перед лицом

государственной власти, потому что в ненарушимом обладании благами,

принадлежащими отдельным лицам, он видит самую действенную гарантию

возможности для отдельного человека спокойно преследовать свои цели и

развивать свои способности. В представлении либерализма человек, таким

образом, хотя бы в какой-то мере огражденный от давления материальной

нужды, может посвятить себя созданию своего собственного счастья. Лозунг

либерализма — блаженны имеющие, обладающие имуществом. Обладание имуществом

расценивается как нечто положительное, поэтому либерализм, естественно,

берет под свою опеку свободу тех видов деятельности, которые направлены на

добывание и рост частной собственности. Либерализм добивается устранения

всех ограничений частной инициативе и частному предпринимательству, ведущим

к приобретению имущества. Надо, однако, добавить, что либерализм берет под

свою защиту не только доходные предприятия. Он поддерживает всякую

инициативу и все виды социальных предприятий, поскольку он видит в них

проявление и обогащение человеческой личности, развитие сил и способностей

человека.

Исходя из тех же принципов, либерализм добивается смягчения уголовного

права. Человек, совершивший преступление, все же — человек, сохраняющий

свою человеческую ценность. Задачей уголовного права не может быть просто

обезвреживание (от имени и в интересах общества в целом) человека,

проявившего преступные или антисоциальные наклонности. Наоборот, усилия и

средства социальной единицы, к которой принадлежит совершивший преступление

человек, должны быть использованы для того, чтобы поставить его в

положение, при котором возможно его улучшение и перевоспитание. В наказании

либерализм видит прежде всего средство для этого. Таким образом, благо

человеческой личности представляет собой исходный пункт всех постановлений

либерального уголовного права. Требование, чтобы каждый задержанный человек

до истечения установленного законом и возможно более краткого срока

предстал перед нормальным, т.е. объективным судом (а не перед специальным

трибуналом) и все дальнейшие судебные гарантии, предусматриваемые на весь

ход процесса, — все это основано на том же принципе.

В общем, основные принципы либерального индивидуалистического

общественного порядка изложены с предельной краткостью и ясностью (чем они

благоприятно отличаются от современных попыток декларации основных прав) во

французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Эта декларация

провозглашает четыре основных права, представляющих собой основу

либерального порядка. Права эти: 1. Свобода. 2. Собственность. 3.

Безопасность. 4. Право сопротивления (насилию, подавлению).

Названные права представляют собой то, что мы понимаем под названием

гражданской свободы. Такая личная свобода имеет два аспекта: 1. Отмену

частной правовой зависимости в любой форме. 2. Гарантию беспрепятственного

проявления личной инициативы в предприятиях любого рода, иными словами,

полную автономию частной инициативы также и по отношению к власти.

1. ЛИБЕРАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В ПОРЕФОРМЕННУЮ ЭПОХУ.

В качестве идеологического течения либерализм заявил о себе ещё в

дореформенное время. И славянофилы, и западники в той классической форме, в

какой они оформились в 40-е годы XIX века, были в основном либералами.

Время возникновения либерализма как общественного движения — 60-е годы.

Правительственные реформы — освобождение крестьянства и, особенно, создание

земств, этих мизерных «кусочков» конституции — создали определенную основу

для консолидации сторонников либерального мировоззрения. С земством была

связана общественная деятельность центральной фигуры российского

либерализма XIX века. Борис Николаевич Чичерин (1828—1904 гг.) был прямым

наследником великих западников Т. Грановского, К.Д. Кавелина и др.: они

были его преподавателями в Московском университете. Юрист, философ,

историк, автор фундаментальных трудов «Курс государственной науки» и

«История политических учений» Б. Чичерин сформулировал теоретические основы

российского либерализма в его «классическом виде. Как истинный либерал, он

считал необходимым условием цивилизационного развития свободу личности. Но

при этом речь шла об утверждении свободы «ограниченной» и её постепенном

развертывании по таким основным пунктам как свобода совести, свобода от

рабского состояния, свобода общественного мнения, свобода слова,

преподавания, публичность правительственных действий, прежде всего бюджета,

публичность и гласность судопроизводства. Изложенная им ещё в 50-х годах

программа практических действий состояла в ликвидации феодальных пережитков

в экономике, отмене крепостного права, невмешательстве государства в

экономическую сферу, свободе частного предпринимательства, формировании

частной собственности.

Единственной силой, способной реализовать эту программу, Б.Н. Чичерин

считал государство и правительство. Идея государства как основного

двигателя и творца истории составляла ядро его политического мировоззрения,

сформировавшегося под громадным влиянием Г. Гегеля. При этом весь ход

российской истории только подтверждает эту всеобщую закономерность.

Специфика России — громадность государства, малочисленность населения на

обширных территориях, однообразие условий, земледельческий быт и др. —

обусловила особенно важную и большую роль государства в развитии нации. И

модернизацию России, по мнению Чичерина, должно было осуществить

самодержавие, самопревращающееся в конституционную монархию. С этой целью

правительство должно было опираться не на реакционеров и не на радикалов, а

на сторонников умеренных, осторожных, постепенных, но неуклонных

преобразований. Это была программа «охранительного», «консервативного»

либерализма для общества или «либерального консерватизма» для

правительства.

При этом Б. Чичерин никогда не был апологетом абсолютизма. Идеальным

политическим строем для России он считал конституционную монархию и

поддерживал самодержавие лишь в той мере, в какой оно способствовало

проведению реформ. Теоретически он не отрицал в определенных исключительных

обстоятельствах неизбежности революции, но считал сё одним из наименее

эффективных способов исторического действия и, безусловно, предпочитал

эволюционный путь общественного развития. Его политическую программу

сегодня квалифицируют как русский вариант движения к правовому государству,

учитывающий социально-политические реалии России XIX века и национально-

государственные традиции русской истории. При этом в 60—70-е годы прошлого

века осуществление чичеринской формулы было отнюдь не утопичным. Между его

идеями и реформаторскими установками времен Александра II существует

значительное совпадение. Но история 80-х годов пошла по другому пути, и

идеи Чичерина остались чисто теоретическим явлением. Идея эволюционного

развития России была бескомпромиссно отвергнута на обоих политических

полюсах общества: жертвами этого выбора в политическом и научном плане

стали мыслители умеренного, центристского направления, к числу которых

принадлежал Б.Н. Чичерин.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.