реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Легитимность власти

Легитимность власти

Оглавление

1. Понятие «власть»

2. Общество и власть.

3. Структура политической власти

4. Виды “власти”

5. Вывод

6. Литература

1. Понятие «власть»

Понятие "власть" относится к числу широко употребляемых:

"власть родителей", "власть семьи", "власть привычки", "власть чувств",

"власть предрассудков", "власть разума", "власть старших", "власть денег",

"власть религии", "власть идеологии", "судебная власть", "власть мафии",

"партийная власть" и т. д. При всей разнородности и неоднозначности этих

понятий можно, однако, отметить одну объединяющую их характеристику, все

они отражают отношения, в которых воля и действия одних господствуют над

волей и действиями других.

Власть выступает главным объектом вожделений и взаимодействий групп,

общностей, организаций. Но власть оказывается наиболее таинственным

явлением в политике, природу которого выявить непросто. В самом деле, что

такое власть — абстракция, символ или реальное действие? Ведь можно

говорить о власти человека, организации, общества, но одновременно и о

власти идей, слов, законов. Что заставляет человека, общество подчиняться

кому-либо или чему-либо — боязнь насилия или желание повиноваться? При всей

своей таинственности и неопределенности власть никого не оставляла

равнодушным к себе: ею восхищались и ее проклинали, ее возвышали до небес и

«втаптывали в грязь».

Политическая власть – способность социальной единицы (социальной

группы, класса, большинства общества) и представляющих её организаций и

индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам;

осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или

ненасильственными средствами.

Базовым элементом существования и функционирования власти, а также

закрепления её в обществе, является ЛЕГИТИМНОСТЬ.

Понятие легитимности означает признание власти обществом,

обоснованность и необходимость данной власти и её носителей. В узком смысле

понятие легитимности характеризует законность власти.

Легитимность может проявляться, например, как в добровольном принятии

большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так

и в борьбе за господство определенных политических сил.

2. Общество и власть.

Все в жизни общества имеет начало. Есть свое начало и у политической

власти, господствующей в той или иной стране. Как показывает исторический

опыт, что от того, каким было это начало, многое зависит в дальнейшей ее

судьбе. В большинстве случаев политическая власть может образоваться в

результате свободных демократических выборов, но может и в результате

военного переворота или политической революции, которая станет ужасной

трагедией для многих слоев населения и унесет миллионы или более

человеческих жизней и до основания может разрушить хозяйство страны.

Трагедии, тесно увязанные с установлением власти, народ не забывает и

помнит. Проходят десятилетия, меняются поколения, но чувство недоверия

народа к власти, незаконно возглавившей страну, остается неискоренимым,

отношение между властвующими и народных масс держится, как правило, на

страхе последних.

Иные отношения у народа к власти, изначально законной, официально

признанной самим обществом и зарубежными государствами. Такое

первоначальное правомочное становление власти способствует утверждению

согласия в отношении общества и политической власти, признанию обществом,

народом, ее права на управленческую роль. Надо отметить, что само по себе

изначально законное установление власти не всегда есть гарантия того, что в

дальнейшем эта политическая власть вполне оправдает доверие народа.

Известны многочисленные примеры горького разочарования общества. Таких

примеров можно очень много перечислить, в том числе и в истории России

таких примеров очень много, особенно в последние годы.

Итак, признание обществом законности, правомерности официальной власти —

это фундаментальная ее характеристика. В политологии данная характеристика

известна под понятием "легитимность" (от лат. legitimus - законный). Сразу

надо сказать, что речь идет об общественном признании власти, о доверии и

поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом,

юридическом закреплении политической власти в соответствующих

государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем,

кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального

признания власти не столь велика в сравнении с признанием политической

власти народом, т.е. легитимностыо политической власти. Соответственно,

следует различать понятия "легитимность власти" (общественное признание ее

законности) и "легальность власти" (правовое, формальное ее закрепление).

Понятие "легитимность власти" впервые было введено крупным немецким

политологом Максом Вебером. Он же показал, что легитимация (обретение

властью законности) не есть во всех случаях однотипный процесс, имеющий

одни и те же корни, одно основание. Вебер выделил три основных источника

(основания) законности, правомерности политической власти. Во - первых,

власть может получать легитимность в соответствии с традицией. Например,

при монархической форме правления по установившейся традиции власть

переходит по наследству. Во - вторых, политическая власть обретает качества

законности в связи с огромной популярностью и культом личности

политического деятеля, возглавляющего государственную власть. Данный тип

власти Вебер назвал харизматическим. Харизма (от греч. harisma) означает

божественный дар. Этот тип легитимности политической власти основан на

исключительных, уникальных свойствах, которые обнаруживает в себе лидер,

позволяющих ему выступать в качестве пророка и вождя. В - третьих,

легитимность власти, имеющая в своем основании рационально - правовую

основу. Эта власть признается народом потому, что она опирается на

рациональные, признаваемые им законы.

Такая дифференциация нам говорит об очень многом. Так можно

перефразировать известную поговорку в такой вид: "Скажи Мне, какой тип

легитимности власти в данной стране, и я скажу тебе об уровне ее

экономического и политического развития, о господствующем в ней

политическом режиме, о целях, которые ставит политическая власть, и даже о

"продолжительности ее жизни". По крайней мере, можно точности сказать,

будет эта власть долговременной или кратковременной и прогнозировать будет

ли она воспринята народом.

Очень хорошо заметно, что первые два из названных типов легитимности

политической власти - традиционный и харизматический - характерны для

государств в которых слаборазвита политическая система. Они и в

экономическом отношении, как правило, развиты очень слабо. Если в таких

странах высокий экономический уровень, то это как правило не результат

закономерных процессов, а следствие особых каких нибудь обстоятельств

(например, богатство энергоносителей в таких странах, как Арабские Эмираты,

Кувейт, и др.). По форме правления - это чаще всего монархи либо

политические режимы, возглавляемые харизматическими лидерами. Что же

касается третьего из названных типов легитимности политической власти, то

есть рационально - правовая власть, что характерно для государств с

высокоразвитой политической системой.

Далее идет, традиционный и рационально - правовой типы легитимности

власти более долговременны. В первом случае один наследник сменяет другого,

и, при прочих равных условиях, так может продолжаться многие десятилетия, а

то и столетия. Например, легитимность королевской власти Великобритании

столь прочна, что и в настоящее время (несмотря на все скандалы, которые

происходили там в последние годы) в соответствии с данными, полученными в

январе 1995г., 36% опрошенных британцев твердо заявили, что поддерживают

монархию; 34% сообщили, что не настаивают на упразднении монархии, потому

что она все же лучше, чем тот неизвестный пока строй, который придет ей на

смену... И только 28% опрошенных англичан твердо выступили за ликвидацию

института монархии". (Известия от 11 января 1995 года)

Легитимность власти, основанная на рационально - правовом критерии,

также (а возможно, в еще большей степени) дает основание для прогноза ее

долговременности. Этому способствует то, что данная форма характерна для

политической власти в государствах с современными демократическими

политическими режимами, с высоким уровнем развития политической и

экономической систем, отличающихся политической и экономической

стабильностью. В качестве примера можно сказать о президентской власти в

США.

А вот харизматическая легитимность политической власти не дает оснований

для прогноза ее длительного существования. Дело не только в том, что со

смертью харизматического политического лидера все меняется. Есть и другие

причины. Данный тип легитимности власти выполняет особую функцию. Ее

становление связано, как правило, с периодами глубоких общественных перемен

— революций, войн, крупномасштабных социальных реформ, когда становится

насущно важным ради достижения поставленных целей "поднять", мобилизовать,

повести за собой весь народ. Для этого нужно устранить устоявшиеся в

обществе порядки, преодолеть общественную инерцию. Для выполнения целей,

поставленных харизматическим политическим лидером, необходимы народные

массы, не обладающие высокой политической культурой, слепо верящие своему

лидеру. Относительная (в масштабах истории) кратковременность, основанная

на харизме власти, определяется и теми средствами, которыми она пользуется.

Это стремление лидера к единоличной власти, всемерное поддержание культа

его личности, пресечение всех демократических форм в развитии общества,

постоянный поиск "врагов народа", физические расправы и т.д. Очевидно, что

рано или поздно все эти проявления харизматической легитимности осознаются

народом как проявление далеко не лучшей (из известных цивилизации) формы

политической власти.

Легитимность политической власти является обстоятельством, которому

придается большое значение. Практика показывает, что поддержка обществом

власти, демонстрация доверия являются важным фактором ее эффективности. И

наоборот, слабое убеждение граждан в законности политической власти

обставляет одну из причин ее нестабильности. Поэтому любая политическая

власть всемерно стремится поддерживать и стимулировать доверие народа. При

этом используются различные средства. Издаются различные документы: указы,

постановления, законодательные акты. Объектами легитимации обычно являются

само государство и его органы, общественный строй, политический режим,

реализуемые политические и экономические программы и т.д. Используются

неофициальные эффективно действующие методы и средства. Это могут быть

политические движения в поддержку власти, негосударственные организации,

преследующие такую же цель. Недавние события в России дают пример

легитимации политической власти: после событий октября 1993 г. создание

новой системы власти сопровождалось принятием новой Конституции,

проведением референдума, выборами в Федеральное собрание. С помощью этих

средств новая власть осуществляла процесс своей легитимации, т.е. обретения

поддержки и доверия народа.

В легитимации политической власти большую роль играет личность

государственного деятеля как гаранта легитимности. В Конституции Российской

Федерации отмечается, что Президент Российской Федерации является ее

гарантом и, следовательно, он является гарантом легитимности.

Существенное значение для укрепления доверия к власти со стороны народа

имеют такие средства, как различного рода ритуалы, символика, использование

традиций. Как пример приверженности традициям и ритуалам можно привести

английскую политическую систему. В современной России стала традиционной

клятва государственных деятелей на Конституции.

С другой стороны, следует отметить, что существует немало факторов,

которые ослабляют легитимность политической власти. Например, большой ущерб

легитимности наносит ситуация, при которой политическая власть бессильна

оградить общество от преступности, коррупции и других антиобщественных

явлений.

3. Структура политической власти

Политическая власть отражает определенное взаимодействие, отношение

(господство, управление одних другими). И как любое отношение, она

предполагает как минимум две стороны. На одной стороне — властвующие. В

политологии их принято обозначать понятием "субъект" (это может быть целый

народ, государственный орган, отдельная облеченная властью личность). На

другой стороне данного отношения - подвластные, подчиненные. Это — объект,

на который направлены властные отношения. Объектом политической власти

может быть общество в целом, т.е. народ, и каждый гражданин в отдельности.

Казалось бы, все ясно: субъект - это те, кто властвует, а объект — те, кто

подчиняется власти, следует ее приказам. Но почему тогда мы предположили

возможность, когда народ может быть и объектом, и субъектом власти? Это не

ошибка. Республиканская форма правления, демократический политический режим

предполагают власть народа, которую он реализует непосредственно

(непосредственная демократия) и опосредованно, через своих представителей в

высших органах политической власти (представительная демократия). Например,

в Конституции Российской Федерации отмечается: "Народ осуществляет свою

власть непосредственно, а также через органы государственной власти и

органы местного самоуправления" (статья 3). Однако возможности

непосредственной демократии ограничены многими обстоятельствами. Во-первых,

слишком мало форм, позволяющих привлечь к решению политических вопросов

сразу весь народ (высшими из этих форм являются свободные выборы и

референдумы). Во-вторых, политическое управление обществом — это

постоянная, компетентная работа. Представить в роли такого органа весь

народ просто невозможно. Вот почему власть народа — это прежде всего

представительная демократия. Народ делегирует свои властные права

соответствующим органам власти (законодательным, избирательным, судебным) и

конкретным лицам (президент, канцлер, премьер-министр).

Суть представительной демократии хорошо выражена в "Декларации

независимости США", где "отцы-основатели" Американской республики записали:

"Мы считаем самоочевидным следующие истины: все люди созданы и наделены

своим Создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право

на жизнь, свободу и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав

учреждены среди людей правительства, чья власть зиждется на согласии

управляемых".

Да, народ в демократическом обществе есть субъект власти (это

обстоятельство подчеркивается в конституциях всех демократических стран),

но он одновременно и объект власти, поскольку, передав по доброй воле

("согласие управляемых") выполнение властных функций соответствующим

властным структурам, народ, общество в целом берут на себя обязанность

подчиняться избранной им политической власти.

Разумеется, в обществах с недемократическими политическими режимами

(например, тоталитаризм и др.) о понятии "народ" можно говорить только как

об объекте политической власти. По крайней мере, такова реальная ситуация,

хотя видимость может быть и иной.

Субъект и объект политической власти — это два важных ее компонента, но

в ее структуре есть еще одно слагаемое — ресурсы власти. Речь идет о тех

средствах, с помощью которых субъект политической власти осуществляет

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.