реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Концепция разделения властей

Концепция разделения властей

|МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им Н. П. Огарева |

| |

| |

| |

| |

| |

|Экономический факультет. |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|Реферат |

|на тему: |

|«Концепция разделения властей: теория и опыт, история и современность» |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|Выполнил: студент 2 курса |

|Группы 206 Щёголев А. В. |

|Проверил: Ягодин А. Н. |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|Саранск, 1999г. |

План:

| |С. |

|Введение. |3 |

|1. Возникновение и развитие теории разделения властей, ее | |

|сущность. |4 |

|2. Теория разделения властей в российской истории и | |

|государственно-правовой науке. |8 |

|3. Принцип разделения властей в Конституции РФ 1993 года. | |

| |11 |

Концепция разделения властей: теория и опыт, история и современность.

В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ,

которые, коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах меняются

многие принципы жизни общества, появляются новые идеологические основы

функционирования, устройства, развития государства. Все прочнее в нашу

жизнь входят такие понятия, как гуманизм, демократия, правовое государство,

гражданское общество и многие другие. Одной из базовых концепций построения

нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена

в качестве основы конституционного строя Российской Федерации в Конституции

1993 года. Что же привлекло реформаторов российского государства в данной

концепции? Обратимся к истории.

1.Возникновение и развитие теории разделения властей, ее сущность.

Теория разделения властей зародилась во Франции в середине 18 века и

была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии против

феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества

и государства. Появление новой концепции было связано с именем Ш.-Л.

Монтескье, человека, известного не только в качестве прогрессивного

теоретика, но и как опытного практика государственно-правовой деятельности,

понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных

органов (Монтескье занимал видное положение президента Бордоского

парламента - судебного учреждения). В своей фундаментальной работе "О духе

законов"(1748г.) Монтескье изложил результаты длительного исследования

политико-правовых установлений нескольких государств, придя к выводу, что

"свобода возможна при любой форме правления, если в государстве

господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством

разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые

взаимно сдерживают друг друга"(1). Как видно, цель теории - создание

безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение

политических свобод.

Конечно же, теория разделения властей возникла не на пустом месте, она

явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших

в 17 веке в Англии, теория разделения властей стала частью начинавшей

формироваться теории правового государства. Вообще, принцип разделения

властей имеет очень важное значение для правового государства, так как

"реализация этого принципа выступает одним из конституционно-организованных

проявлений политического плюрализма в государственной сфере, способного

обеспечить столь необходимое для цивилизованного гражданского общества

правление правового закона и непредвзятое правосудие."(6)

Разберем поподробнее основные положения теории разделения властей (по

Монтескье). Во-первых, существует три рода власти: законодательная,

исполнительная и судебная, которые должны быть распределены между разными

государственными органами. Если же в руках одного органа сконцентрируется

власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для

злоупотребления этой властью, а, следовательно, свободы граждан будут

нарушаться. Каждая ветвь власти предназначена для осуществления

определенных функций государства. Основное назначение законодательной

власти - "выявить право и сформулировать его в виде положительных законов,

обязательных для всех граждан..."(1). "Исполнительная власть в свободном

государстве предназначена для исполнения законов, устанавливаемых

законодательной властью"(1)."Задача судей в том, чтобы решения и приговоры"

всегда были лишь точным применением закона. Судебная власть карает

преступления и разрешает столкновения частных лиц."(1).Однако, "хотя органы

власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а

лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном

взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий"(7).

Во-вторых, должна действовать система сдержек и противовесов, дабы

власти контролировали действия друг друга. "Взаимовлияние законодательной и

исполнительной властей гарантирует реальность права, которое в конечном

счете отражает компромисс сталкивающихся воль и интересов различных

социальных слоев и сил... За нарушение законов министры могут быть

привлечены законодательным собранием к ответственности. В свою очередь,

исполнительная власть в лице государя сдерживает от произвола

законодательную власть, будучи наделена правом налагать вето на решения

законодательного собрания, устанавливает регламент его работы и распускает

собрание... "(1). Безусловно, сейчас предусмотрен намного более

разнообразный и эффективный механизм "сдержек и противовесов", чем тот,

который мы видим в трудах Ш. Монтескье, однако уже в его работах были

заложены основные принципы и институты, посредством которых взаимодействуют

органы государственной власти (что видно из приведенных цитат). В наше

время, как правило, "законодательная власть ограничивается референдумом,

президентским правом вето, Конституционным Судом, а внутренним ее

ограничением является двухпалатное построение Парламента". "Исполнительная

власть ограничена ответственностью перед Парламентом и подзаконным

характером издаваемых ею нормативных актов; должна сохраняться также

внутренняя разделенность между Президентом и Правительством, федеральной и

региональной властью. Судебная власть подчинена Конституции и закону, а ее

внутреннее разделение воплощается в том, что Конституционный Суд выделяется

из всей судебной системы, меняется круг полномочий прокуратуры, вводятся

системы специальных судов, мировых судей."(7).

Однако в конституционном проекте Монтескье недостаточно четко

проводится идея равновесия властей. Законодательная власть явно играет

доминирующую роль, исполнительную власть Монтескье называет ограниченной по

своей природе, а судебную - вообще полувластью. Думается, все это было не

столь актуально во времена Монтескье, сколь актуально было следующее

положение теории разделения властей: определенная ветвь власти должна

представлять интересы определенной социальной группы. Судебная власть

представляет интересы народа, исполнительная - монарха, верхняя палата

законодательного собрания (предусмотренная конституционным проектом

Монтескье) - аристократии, нижняя палата собрания - интересы народа. Таким

образом, мы видим стремление достигнуть компромисса в борьбе буржуазии

(слившейся тогда с народом) и приверженцев абсолютизма.

Позднее теория разделения властей получила сильное практическое и

теоретическое развитие. Прежде всего, следует упомянуть труды Ж.-Ж. Руссо.

В отличие от Монтескье, Руссо считал, что "законодательная, исполнительная

и судебная власти - особые проявления единой власти народа"(2). После этого

"тезис о единстве власти использовался разными силами. При этом следует

отметить, что речь идет не только о власти определенной социальной

общности, даже если это компромисс различных классов, совместно

осуществляющих политическое господство, политическое руководство обществом,

но и об известной степени организационного единства: все органы государства

проводят, в конечном счете, общую политическую линию, определяемую

носителем реальной власти, и, как правило, строятся по

вертикали."(11).Точка зрения Руссо отвечала требованиям времени и

обосновывала революционные процессы во Франции конца 18 века; если

Монтескье пытался найти компромисс, то Руссо обосновывал необходимость

борьбы с феодализмом. Как взгляды Монтескье, так и взгляды Руссо нашли свое

наиболее полное и последовательное отражение в Конституции США 1787 года.

Преамбула к этому документу гласит: "Мы, народ Соединенных Штатов..."(3),

отражая тем самым то, что народ является единственным источником власти.

Наряду с утверждением единства источника власти, в Конституции США

проводится очень четкое организационно-правовое разделение властей. Также в

этом документе нашла свое отражение система "сдержек и противовесов": были

предусмотрены и процедура импичмента, и отлагательное вето президента, и

многие другие институты, которые являются составной частью современного

права. Джеймс Медисон - четвертый президент США, игравший, по-видимому,

значительную роль в создании Конституции, утверждал: " Концентрацию всей

власти - законодательной, исполнительной и юридической - в одних руках...

можно с полным правом считать определением тирании".(4)

"В некоторых государствах организационно-правовая сторона

рассматриваемой концепции подверглась модификациям."(2)Конституционная

доктрина ряда стран Латинской Америки исходит из существования еще одной

власти - учредительной, что связано с частыми государственными

переворотами. "О существовании четвертой - учредительной власти говорят

французские специалисты по сравнительному конституционному праву Ж. Блан,

Ж. М. Вирье и Ф. Ваге. По существу шесть властей были перечислены в

конституции Алжира 1976 года: политическая (осуществлялась правящей...

партией), контрольная, учредительная (создание и изменение конституции)"(2)

и другие. "В связи с концепцией, которая предусматривает возможность

отделения президента от исполнительной власти и характеризует его как главу

государства, встает вопрос об особой ветви власти - арбитражной. Во

французской Конституции 1958 года, например, говорится, что президент своим

арбитражем обеспечивает нормальное функционирование публичных властей.

Аналогичные формулировки включены в 90-х годах в Конституции Румынии и

некоторых стран Африки. Речь идет об арбитраже между властями, а не

органами государства. Проект Конституции РФ принятый 12 декабря 1993года

предусматривал именно такой подход."(11). Также теория разделения властей

иногда применяется относительно разделения власти между субъектом федерации

и федеральными государственными органами, принимая за основу

взаимоотношений органов различных уровней власти одно из положений теории

разделения властей - наделение ветвей (здесь - органов определенного

уровня) власти строго определенными полномочиями. Такой подход позволяет

избежать национальных конфликтов. Все эти "новшества" - это, скорее,

попытка приспособить классическую теорию к реальным особенностям конкретных

государств. Суть же теории при этом не меняется, так как не меняется

главное - система сдержек и противовесов. Количество называемых или

существующих властей не столь важно, сколь важно обеспечение механизма, не

позволяющего узурпировать всю власть в руках одного государственного органа

или одной ветви власти. Кроме тенденции роста "числа властей" можно

отметить тенденцию к "взаимопроникновению властей"(2), чему есть масса

подтверждений: утверждение палатами парламента многих должностных лиц,

назначение (или предложение кандидатов на должность) судей президентом и

утверждение их палатой парламента, полномочия Конституционного суда,

совмещение мандата министра и парламентария. "Это взаимодействие властей

выражается как в организационно-функциональном их сближении на основе

Закона, так и в усилении элементов взаимоконтроля."(10). Думается, подобная

тенденция означает не отдаление от принципа разделения властей, а наоборот,

дальнейшее развитие реализации принципа "сдержек и противовесов".

В связи с информатизацией общества в XX веке в современной теории

государства и права принято выделять еще одну ветвь власти - "четвертую

власть" - средства массовой информации. Дело в том, что телевидение, радио,

печать и другие средства массовой информации, ставшие в наше время

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.