реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Интернет и политика в современном мире

Интернет и политика в современном мире

Министерство образования Российской Федерации.

Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова.

Кафедра социально-политических Теорий

Курсовая работа

интернет и политика в современном мире

Выполнил: студент ПЛ. - 32

Григорьев П.В.

Научный руководитель:

кандидат исторических наук,

доцент Титова Л.Г.

Ярославль 2004г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Часть I

Глава 1. Свойства и возможности сети Internet

1.1. Интернет и политический процесс

1.2. Опыт электронного правительства.

Глава 2. Государственное регулирование сети Интернет

Часть II

Глава 1. Интернет в политической жизни России

1.1 Зарождение инетрент-технологий в России

1.2 Социальная основа Российского Интернета

1.3 Основные акторы политического Рунета

а) Органы власти

б) Средства массовой информации

в) Политические партии

Глава 2. Российский Интернет, как инструмент политических технологий

2.1 Политический PR в сети: опыт выборов 1999-2000

Глава 3. Уровень присутствия в Интернете регионов России

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Широкое применение новых информационных и коммуникационных технологий

является необратимой тенденцией мирового развития и научно-технической

революции последних десятилетий [1]. Особая роль в этом процессе

принадлежит глобальной сети Интернет, которая, являясь специфическим

интерактивным средством массовой коммуникации, уже активно используется в

политическом процессе, бросая вызовы его традиционным институтам и

механизмам.

Важнейшими качественными признаками новой виртуальной реальности являются

ее глобальность и интерактивность. Интернет не признает условностей

государственного суверенитета, форм политического участия, иерархических

структур, политических партий и других институциональных субъектов

политики. Политические последствия использования сети противоречивы и

неоднозначны. С одной стороны, интернет позволяет снимать географические и

структурные ограничения прямого политического участия, коллективного

действия, устранять дистанцию между гражданами и лицами, принимающими

решения, расширять горизонты культуры гражданственности. С другой стороны,

необходимо учитывать, что современные информационные технологии, по мере

расширения их сферы применения в повседневной жизни, делают общество более

уязвимым перед политическим контролем, способствуют наращиванию и

совершенствованию инструментария политического господства, создают

потенциальную возможность авторитарной социализации и манипулятивного

воздействия на личность. Более того, в известной мере развитие новых

информационных технологий сегодня бросает вызов интересам общественной и

государственной безопасности. Многогранная проблема регулирования этих

процессов имеет технические, политические, нравственные, экономические и

правовые (в т.ч. международно-правовые) аспекты.

Таким образом, обращение к теме "Интернет и политика" объясняется

настоятельной необходимостью начала проведения междисциплинарного

исследования особенностей существования и функционирования политики в

условиях развития технологий информационного общества.

Цель моей курсовой работы заключается в выявлении новых возможностей,

вызовов и угроз, которые встают перед политикой в связи с развитием и

распространением новых информационно-коммуникативных технологий.

Для достижения данной цели мною будут решаться следующие

исследовательские задачи:

. Формулирование основных понятий важных для анализа роли Интернета в

современной политической коммуникации;

. Знакомство с историей зарождения и развития Интернет;

. Уяснение опыта государственного регулирования сети;

. Выявление новых возможностей применения интернет в области

политических технологий;

. Понимание политически значимых последствий распространения Интернет-

коммуникаций в обществе.

Сразу стоит отметить, что данная проблематика является новой для

российской политической науки. В курсовой работе я попытался использовать

максимально доступный круг источников, среди которых особое место занимают

статьи Д.Г.Иванова «Российский интернет как средство политической

коммуникации», «Политический PR в Интернете: российские реалии», работы

Д.Н. Пескова «Интернет в России: политическая утопия?», Б.В. Овчинникова

«Виртуальные надежды: состояние и перспективы политического Рунета», а

также труды А.В.Дмитриева, Ю.Росича, А.Е. Шадрина, И.И. Засурского и др.

Особняком можно выделить собственные материалы, прошедшие апробацию в ходе

XXXII научной студенческой конференции ЯРГУ 2004.

Помимо традиционных источников информации, в курсовой работе активно

привлекались данные с web-сайтов сети Интернет, в частности новостные ленты

агентства «monitoring.ru», электронные журналы «internet.ru», «polit.ru»,

«politstudies.ru». Дополнительным материалом также явились результаты

первых социологических исследований аудитории Интернета, проведенные в

России в 1999/2000-х гг.

Научная новизна работы заключается, на мой взгляд, в попытке осуществить

систематизацию накопленного опыта использования web-технологий в

политическом процессе, а также во введении в научный оборот значительного

объема информации, представленной в сети Интернет, и неиспользованной до

сегодняшнего дня российскими политологами.

Практическая значимость курсовой работы определяется тем, что ряд ее

теоретических положений и выводов вносят существенный вклад в дальнейшую

разработку концепции политического рунета и могут быть использованы при

дальнейшем исследовании динамики политических процессов в России.

Часть I

Глава 1 Свойства и возможности сети Internet

Одно из главных достижений современной цивилизации, один из главных

плодов глобализации, которая считается основной тенденцией исторического

развития на данный момент, - это Интернет-революция [2].

Процесс распространения информационных технологий ещё не стал

всеобъемлющим, но он уже сегодня коренным образом изменяет нашу жизнь. Это

движение идет быстрее, чем кто-либо мог себе представить. Из технического

изобретения интернет превратился в абсолютный феномен, влияющий на все

стороны жизни человечества. Не вызывает никаких сомнений тот факт, что

развитие Интернет-технологий открывает перед обществом множество перспектив

и дает надежду на качественный прорыв в самых разных сферах. Феномен

Интернета сегодня невозможно не учитывать и в политике.

Коммуникация крайне важна в политической сфере, и за любыми значительными

изменениями в коммуникационных технологиях, от появления прессы до

телевидения, следовали большие, часто прогнозируемые изменения в политике.

Между тем, очевидно, что трансформационные процессы современного общества

пошли совершенно по иному пути, нежели предсказывали ведущие теоретики

информационного общества. Особенно это касается моделей в рамках структурно-

функционального анализа. Речь идет, в частности, о системной модели

Д.Истона, функциональной модели Г.Алмонда, а также о моделях Д.Белла,

З.Бжезинского, К.Дойча и Э.Тоффлера. Их модели основаны на стереотипном

представлении об обществе как о системе институтов, которые выступают в

качестве объективной по отношению к индивиду реальности. Но сегодняшняя

действительность во многом предопределила отчуждение индивида от институтов

и перемещение его интересов в область виртуального, которая постепенно

охватывает всю большую часть повседневности, предполагая общение человека с

образами, симуляциями, а не с реальными объектами. Интернет выступает уже в

качестве особой среды взаимодействия людей, поведение которых регулируется

этикой и нормами морали, отличными от традиционно принятых в обществе. Во

многом это связано с доступностью информации, и возможностью анонимно

распространять ее среди большого числа получателей.

Развитие web-технологий в современном мире совпадает с распространением

других сетевых форм организации человеческой жизнедеятельности, “ползучее

разрастание” которых представляет собой безусловную угрозу традиционному

пониманию политики как совокупности отношений по поводу власти. Власть

пытается вписаться в культурные коды, с помощью которых люди определяют

свои отношения на новом информационном поле.

Таким образом, широкое использование Интернета способно коренным образом

изменить окружающую действительность: не только уничтожить ту часть

современной культуры, морали, политики и науки, которая базируется на

“статусе” как основе человеческих отношений, но и трансформировать

восприятие времени и пространства.

1.1. Интернет и политический процесс

Появление Интернета породило множество надежд на формирование более

совершенного строя, в котором доступность информации постепенно сократит

социальное неравенство, функции государства окажутся сведены к минимуму, а

подконтрольность властных институтов обществу резко возрастет[3]. В

дальнейшем по мере развития новых коммуникаций уровень оптимизма заметно

снизился. Среди причин растущего скептицизма можно выделить проблему

“цифрового неравенства”, а также осознание возможности использования новых

технологий для расширения контроля государства над своими гражданами.

Однако восприятие интернета как средства построения принципиально нового

порядка, открывающего перед обществом множество перспектив и дающего

надежду на качественный прорыв в самых разных сферах, по-прежнему широко

распространено.

Проникновение web-технологий в политику это сложный и противоречивый

процесс. Условно его можно разделить на два этапа. Первый этап –

информационный. Сущность его состоит в проникновении в сеть политической

информации. В основном, это сайты политических партий и общественных

организаций, отдельных политических лидеров, сайты газет и журналов, а

также чисто электронные издания аналитических и исследовательских

организаций. Второй этап связан с медиатизацией политики и попыткой

использования Интернета в качестве инструмента политической коммуникации и

политтехнологий.

Сегодня победить в борьбе за власть, не имея доступа к традиционным

(электронным и печатным) СМИ, невозможно. Однако опыт избирательных

кампаний на западе и в России показал, что есть и новый, гораздо менее

трудоемкий способ оказывать влияние на умы электората - через сеть

Интернет. Этот способ имеет ряд преимуществ, главными среди которых

являются лёгкость и практическая мгновенность опубликования любой

информации, отсутствие пространственно-временных границ, возможность

тематического поиска и быстрой связи для мониторинга ситуации. Удельный вес

виртуальной информационной составляющей в политике сегодня имеет устойчивую

тенденцию к возрастанию.

По всей видимости, этот процесс будет продолжаться и в будущем:

количество сайтов политических партий и движений будет увеличиваться,

информационная роль Интернета - возрастать. Не исключена возможность того,

что web-сеть станет ведущим источником политической информации, оттеснив

традиционные СМИ на второй план.

Весомым аргументом в пользу данного утверждения может служить тот факт,

что традиционные средства массовой информации работают преимущественно в

режиме информационного монолога (односторонней коммуникации), посредством

которой соответствующие структуры воздействуют на умы и поддерживают

контроль над подвластными субъектами. Компьютерные же технологии открыли

возможность многосторонней коммуникации. Каждый, имеющий доступ к сети,

может выступать как получателем, так и отправителем информации.

Многие наиболее проницательные политики обратили внимание на преимущества

политической рекламы в Интернете. Если картинка телевизионного ролика

«живет» несколько секунд, газетная публикация – несколько дней, то тексты и

видео-файлы в Сети могут существовать месяцы и даже годы, тем более, что в

условиях ужесточения финансового контроля за предвыборной рекламой и

удорожания рекламных услуг традиционных СМИ, Интернет предоставляет весьма

заметные преимущества.

Глобальная Сеть позволяет обеспечить постоянный общественно-политический

диспут с возможностью электронной обратной связи в реальном времени между

властью и гражданами, открывая реальную возможность преодоления иерархизма

властных структур. Следовательно, зависимость граждан от институциональных

посредников, партийных организаций и групп интересов может быть сведена к

минимуму.

Интернет может способствовать преодолению негативной тенденции к снижению

уровня политического участия (особенно это относится к молодому поколению,

которое в основном не проявляет интереса к политике), упростив прямой

контакт граждан и правительства. Интернет снижает затраты на согласование

возможных путей политического действия между индивидами, придерживающимися

схожих взглядов, но не взаимодействующих непосредственно в реальном мире.

Сегодня виртуальная политика пришла к принципиально новому этапу. Речь идет

о создании виртуальных политических структур. Они будут отличаться от

любых ранее существовавших объединений, организаций, движений и т.д.

Интернет давно поставил на повестку дня вопрос об объединении людей по

самым разным признакам: по политическим убеждениям, интересам, общим

проблемам и т.д.

Интернет изменил политический радиус деятельности отдельных личностей и

общественных организаций. Благодаря коммуникации в режиме on-line и ее

невысокой стоимости можно создавать виртуальные, охватывающие весь мир

коалиции, так называемые «недифференцированные сообщества». Они могут

объединять единомышленников и тех, кто ставит перед собой идентичные цели.

Их члены помогают друг другу, обмениваясь информацией, разрабатывая или

реализуя на деле стратегию действий. Рассеянных по миру одиночек превращает

в мощную коалицию не географическая близость их проживания, а очень

конкретные и узкие цели. Вместе, в широких рамках акции "местная проблема -

это глобальная проблема" они могут оказывать необходимое давление на

правительства. Интернет облегчает достижение сплоченности и, тем самым,

способствует созданию глобального мирового гражданского общества.

В мире сегодня насчитывается не меньше 30 тыс. неправительственных

общественных организаций, и их количество продолжает расти, не в последнюю

очередь благодаря Интернету. В 1995 году, когда Организация по

экономическому сотрудничеству и развитию начала переговоры на предмет

подписания договора о регулировании международных инвестиций, образовался

союз, протестовавший против этого. 600 совершенно различных по своим целям

и задачам организаций из 70 стран мира, начиная от "Amnesty International"

и "Oxfam" и кончая "Sierra Club", оказались едиными в своем активном

неприятии проекта договора. В 1998 году путем скоординированных действий

через сеть интернет они все же заставили правительства отказаться от этого

намерения.

Другим примером может служить международная акция по запрету

противопехотных мин, в которой приняли участие почти 1300

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.