реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Группы интересов и политика

Группы интересов и политика

Содержание.

1 Группы интересов и система их представительства на Западе. 3

1.1 Электоральное представительство интересов. 3

1.2 Функциональное представительство интересов. 5

2 Группы интересов в России. 7

2.1 "Секторизация" российского стиля политики. 7

2.2 Закрытость переговоров между правительством и группами интересов. 7

2.3 Лоббизм в России при принятии и инициализации законопроектов. 8

2.4 Законопроект «о лоббизме». 9

2.5 Взаимоотношения государства и бизнеса в России. 10

2.6 Вывод. 10

3 Список литературы. 11

1 Группы интересов и система их представительства на Западе.

Опыт всех стран с демократическим правопорядком показывает, что наряду

с представительством граждан и территорий в них была создана и достаточно

отработана система представительства интересов. Оба вида представительства

тесно взаимосвязаны между собой и только в своей совокупности решают

проблему адекватного взаимодействия и взаимосвязей гражданского общества и

государства.

1.1 Электоральное представительство интересов.

Так как основные участники предвыборной борьбы, и следовательно дележа

мест в представительных учреждений – партии, то различного рода непартийные

объединения, заинтересованные в оказании влияния на органы государственной

власти, изначально стремились к установлению достаточно тесных связей между

ними.

Чем ближе были между собой эти организации по своим политико-

идеологическим характеристикам, тем сильнее было их взаимное тяготение. В

период существования «классовых» партий («буржуазных», «рабочих» и т. д.),

сформировались различные виды связей, многие из которых сохранились.

«Буржуазные» партии – центр политического притяжения предпринимательских

ассоциаций и других групп бизнеса, включая отдельные компании; «рабочие»

устанавливали тесные отношения с профсоюзами.

Связи бизнеса и близких к нему партий в основном осуществлялись и

осуществляются до сих пор в форме финансовой поддержки партий и отдельных

кандидатов, выделении средств на проведение предвыборных кампаний. Однако

подобные опосредованные связи, отвечают интересам бизнеса в целом, но не

устраивают многие крупные корпорации, заинтересованные в получении прямых

для себя выгод от своих партийных «клиентов». Поэтому в большинстве стран

Запада в последние десятилетия устанавливаются непосредственные формы

взаимодействия партий и крупных корпораций.

В США в начале 70-х годов законом были запрещены «пожертвования» со

стороны отдельных фирм и организаций, в результате чего получили

распространение Комитеты политического содействия (КПД), которые создают

фирмы на «индивидуальной» основе; они собирают средства у персонала и

акционеров с последующей передачей их на нужды избирательной кампании того

или иного кандидата. Причем если в 1976 году было менее 300 КПД, то уже в

1986 их насчитывалось не менее 1700. И примером успешного действия КПД

может служить то, что поддержка ими консерваторов в 80-е годы привела к

избранию Рейгана.

Хотя политическая деятельность корпораций по линии КПД легальна, ряд

американских политиков и политологов выражают опасения, что эта

деятельность ведет к несоразмерно большому влиянию более мощных группировок

бизнеса на законодателей и негативно сказывается на политической роли

других общественных сил, чем ослабляет устои американской демократии. Но

система действует, и вряд ли будет пересмотрена в ближайшем будущем, лишь

обсуждаются ограничения на передаваемые средства.

В странах, где узаконенные каналы связей между бизнесом и партиями либо

ограничены, либо отсутствуют вообще, ситуация сложнее. Хроническая нехватка

средств у партий на избирательные кампании и содержание своего аппарата при

одновременном стремлении корпораций выйти с помощью партий и их лидеров на

органы государственной власти приводят к широкому распространению

незаконных, часто уголовно наказуемых связей. Подтверждением этому служат

периодические скандальные разоблачения в Японии, Франции и других странах.

И так как отношение к различным формам политического участия большого

бизнеса в Западной Европе и Японии менее терпимо, чем в США, его

легализация в ближайшее время маловероятна. Но поскольку потребность во

взаимной поддержке сохраняется и даже растет, поиск связей, устраивающий

как обе стороны, так и общество в целом, будет, скорее всего,

интенсифицирован.

Несколько иначе складывались партийные связи профсоюзов. Дела не

ограничивались финансовой поддержкой партий. В Великобритании, Швеции,

Австралии профсоюзы активно участвовали в создании социал-демократических

партий, значительная часть профорганизаций вошла в них в качестве

коллективных членов.

В США профсоюзы традиционно входят в коалицию, поддерживающую

демократическую партию. В обмен на эту поддержку демократы немало сделали

для осуществления законодательных и иных мер по защите интересов лиц

наемного труда, расширения прав и полномочий профсоюзов.

В последние годы, однако, партийные связи профсоюзов существенно

изменились. В странах с системой коллективного членства происходит либо

модификация (в Великобритании, например, лейбористская партия теперь

значительно ограничивает влияние тред-юнионов на выработку партийной

политики), либо полный отказ от нее (Швеция). Место жестких

институциональных связей занимают более гибкие опосредованные отношения,

позволяющие социал-демократам претендовать на расширение представительства

и в то же время не лишать профсоюзы возможности иметь «своих» людей в

парламентах и местных органах власти. «Зависимость» этих партий от

профсоюзов, хоть и не столь жесткая, как прежде, сохраняется, причем не

только финансовая, но и политическая, так как голоса членов профсоюзов и их

сторонников по-прежнему составляют значительную часть электората социал-

демократии.

Меняется и «американская модель» партийно-политического участия

профсоюзов. Ослабление традиционной коалиции демократов в связи с

«консервативной волной» конца 70-х годов, как и усиление активности бизнеса

по линии КПД, побудили американские профсоюзы включиться в подобного рода

электоральную деятельность. Однако и общее количество профсоюзных КПД и их

финансовые возможности на порядок ниже КПД корпораций.

В целом в 80-х – начале 90-х годов практически повсеместно ослабляется

роль профсоюзов, как в партийной политике, так и в электоральном процессе.

Главная причина тому – кризис профдвижения из-за изменений в структуре и

характере производства и экономики. К тому же изменилось отношение

избирателя к профсоюзам и бизнесу. Профсоюзы воспринимаются сейчас большей

частью как выразители сектантских, корпоративных интересов, зачастую

противоречащих интересам общества в целом. Бизнес же гораздо чаще, чем в

прошлом, ассоциируется с интересами общенациональными. Причина таких

сдвигов в массовом сознании состоит не только в кризисе целей и приоритетов

профдвижения, но и в существенном расширении социального представительства

бизнеса, в том числе и крупного.

Также с конца 60-х – начала 70-х в странах Запада заявляют о себе

такие группы как экологисты и потребители, феминистки, сексуальные

меньшинства и прочие. Для доступа к центрам принятия решений они также

проявляют активность по партийной линии, предлагая в качестве платы за

возможные «услуги» наверху свою электоральную поддержку.

Общий вывод вышесказанного в следующем. Так же как полноценный

электоральный процесс невозможен без партий, являющихся в нем главными

действующими лицами, он невозможен и без участия в нем групп интересов. Оба

типа объединений для реализации своих целей нуждаются друг в друге и

устанавливают те или иные формы взаимодействия и сотрудничества. При этом

существует четкое разделение труда, в соответствии с которым первую скрипку

играют партии, которые и пожинают основные плоды совместных усилий – места

в парламентах и органах местного самоуправления. Группы интересов играют

хотя и важную, но все же вспомогательную роль. К примеру, в случае успеха

их союзников на выборах они могут оказывать влияние на процесс принятия

государственных решений. Основой нормальных, не нарушающих демократических

принципов, связей между партиями и группами интересов является полная

самостоятельность последних, обоюдная добровольность отношений и отсутствие

каких бы то ни было принудительных действий с обеих сторон.

1.2 Функциональное представительство интересов.

Процесс принятия конкретных решений требует постоянного и оперативного

взаимодействия с теми, чьи интересы эти решения затрагивают, и кто

располагает наиболее соответствующими ценной информацией и знаниями.

Поэтому по мере расширения государственного вмешательства в различные сферы

общественной жизни (в том числе в экономику и социальные отношения)

возникла и развивается структура прямых, не опосредованных выборами связей

между группами интересов и органами власти.

Опять наиболее активны бизнес и профсоюзы. Усилия бизнеса были на

порядок значительнее профсоюзов, что объясняется широтой и разнообразием

интересов бизнеса, затрагиваемых государственным вмешательством. Но есть

сфера, в которой представительство бизнеса и профсоюзов развивалось почти

на равных: область трудовых и распределительных отношений, где обе стороны

имеют примерно равные, хотя часто и противоположные интересы, где

государство пытается играть роль арбитра или посредника.

Результатом подобных обоюдных устремлений государства и групп интересов

стало создание особой системы представительства, которое (в отличие от

территориального или электорального) принято называть функциональным. В

течение ряда десятилетий оно является органической частью структуры

политического управления стран Запада. Без такого рода представительства и

взаимодействия нормальное (или близкое к нормальному) функционирование

современного общественного организма было бы невозможным.

В разных странах сложились собственные системы функционального

представительства. Но практически у всех есть общие черты и особенности:

наличие специальных институтов и учреждений, в рамках которых

осуществляется «диалог» представителей организованных интересов и

государства, принципы комплектования и способы деятельности таких

институтов. К тому же практически везде существует система неформальных

связей и отношений, нередко играющую роль более важную, чем формализованные

связи.

Пример формализованных структур – советы или комитеты при органах

исполнительной власти. Они состоят из руководителей данных органов,

представителей групп интересов и независимых экспертов. Большинство таких

комитетов существует на постоянной основе, часть же создается для поисков

тех или иных решений «разового» характера, в основном в законодательной

сфере.

Другая форма институциональных связей между правительственными

учреждениями и парламентами, с одной стороны, и группами интересов с

другой. Например, в Великобритании при социально- экономических ведомствах

уже давно функционируют так называемые спонсорные подразделения. В их

задачи входят регулярные связи с отраслевыми ассоциациями бизнеса и

отдельными корпорациями, выработка совместных с ними рекомендаций для

министерских и правительственных решений. В отличие от консультативных

комитетов эти подразделения государственные и не включают в свой состав

представителей групп интересов.

Еще существуют учреждения, наделенные распорядительными и

управленческими функциями и полномочиями. Пример (Швеция, Великобритания) –

органы, регулирующие рынок рабочей силы, осуществляющие комплекс мер по

ограничению масштабов и смягчению последствий безработицы.

Выделяются так называемые трипартисткие органы (бизнес, профсоюз,

государство). Распространилась в 50-х –70-х годах. Их роль не

ограничивалась лишь достижением консенсуса между основными социальными

партнерами, в некоторых странах (Австрия, Швеция, Австралия и др.) они

превратились в органы, по существу определявшие параметры социально-

экономической стратегии государства. Но в те же 70-е годы обнаружились

дефекты неокорпоративной модели. Главная – неспособность адекватно

реагировать на необходимость далеко идущей структурной перестройки

экономики, новые повышенные требования к менеджменту и рабочей силе в

условиях НТП. Одна из причин резкого падения роли и влияния «трипартизма» -

кризис профсоюзов, ослабление их политического влияния. Укрепивший свои

позиции бизнес предпочитает теперь решать проблемы напрямую с

правительствами и лишь в отдельных случаях соглашается на участие

профсоюзов в переговорах и консультациях.

И все же система функционального представительства продолжает

развиваться (Скандинавия, Австрия, Австралия), число ее участников

возрастает за счет экологов, потребителей и других влиятельных групп

интересов. Она укоренена в системе общественных отношений стран Запада

ничуть не менее, чем партийно-парламентское представительство.

Подтверждение этому – заметно усилившаяся роль неформальных связей

между группами интересов и государством в рамках той же системы

представительства интересов. Наиболее распространен лоббизм, то есть

различные формы и методы воздействия бизнеса, других общественных групп на

представителей законодательной и исполнительной властей в целях добиться

от них принятия выгодных для себя решений. (Конечно же, лоббизм

практикуется и в рамках формализованных структур, а при неформальных

отношениях имеют место консультации, цель которых не сводится у извлечению

сиюминутной выгоды для той или иной группы интересов. Однако, все же

львиная доля лоббистской практики реализуется именно в рамках неформальных,

свободных от институциональных и процедурных ограничений связей.) Так как

лоббизм – только часть функционального представительства, то он несет

соответствующую долю его позитивной нагрузки. Он необходим и для

госорганов, и для тех, кого затрагивают решения государства. Лоббизм,

предоставляя ценную информацию о реальной ситуации и о возможных

последствиях принимаемых мер, создает более надежную базу для принятия

решений госорганами и способствует восприятию этих решений теми, кого они

касаются.

Негативные стороны лоббизма – склонность многих его участников к

удовлетворению своекорыстных устремлений, создания благоприятной среды для

возможных коррупции и злоупотреблений, - но одновременно с расширением его

практики растет и арсенал средств, способных ограничить такого рода

поползновения. В их числе – жесткая правовая регламентация лоббизма,

расширение круга его участников и поощрение конкуренции между ними,

повышение профессионализма и требований к профессиональной этике

госслужащих и членов представительных учреждений, совершенствование самого

механизма лоббирования.

2 Группы интересов в России.

Как видно из выше сказанного, на Западе сложились вполне

определившиеся формы представительства интересов. Разумеется, что

копировать их полностью применительно к России невозможно, да и не нужно.

Но тем не менее целесообразно использовать опыт, уже накопленный в странами

Западной Европы и США. В то же время в России складывалась и продолжает

складываться система представительства интересов.

2.1 "Секторизация" российского стиля политики.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.