реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Гражданское общество и правовое государство

Гражданское общество и правовое государство

ДОНЕЦКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2

по предмету «ПОЛИТОЛОГИЯ»

тема №5: «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО»

студентки группы А-1

3-го курса заочной формы обучения

ПЕТРАСЮК ОКСАНЫ

Донецк – 2004

ПЛАН

|Введение..................................................................|3 |

|............................................ | |

|1. Гражданское общество: понятие, основные этапы развития и принципы | |

|функционирования..........................................................|4 |

|............................... | |

|2. Сущность правового государства, его основные признаки и характерные | |

|черты.....................................................................|7 |

|................................................ | |

|3. Проблемы становления и развития правового государства в современной | |

|Украине...................................................................|10 |

|........................................ | |

|Заключение................................................................|13 |

|......................................... | |

|Список использованной |14 |

|литературы................................................................| |

|.. | |

ВВЕДЕНИЕ

Государство играет решающую роль в жизни общества. Благодаря появлению

государства как органа управления обществом человечество перешло от

состояния дикости и варварства к цивилизованности. Государство

согласовывает разнообразные социальные интересы, упорядочивает

жизнедеятельность общества, обеспечивает его целостность, защищает слабых

от произвола сильных, утверждает в отношения между людьми господство силы

права вместо господства права силы, которое было присуще во времена дикости

и варварства. Вся человеческая история свидетельствует, что наибольшего

развития общество достигает только при развитой государственности, и

наоборот – разрушение государственности приводило к глубокому социальному

кризису и даже к исчезновению общества.

Однако государство не является абсолютным благом, с ним связано и

немало негативного. Она может злоупотреблять своим монопольным правом

принуждения и совершать насилие над обществом. Государства втягивают народы

в кровопролитные войны, могут совершать геноцид относительно властных

народов, вводить жесткие законы, облагать население непомерными налогами и

т.д. Государственное насилие самое страшное, потому что оно опирается на

силу государственной власти с ее карательным аппаратом, совершается в

масштабе всего общества и не оставляет гражданам законных путей и способов

борьбы против него. Негативные стороны функционирования государства

проявляется не только в недемократических политических режимах. Любое, даже

самое демократическое, государство стремится к расширению своих полномочий

и установлению тотального контроля над обществом.

Однако, государство не является ни абсолютным благом, ни абсолютным

злом. С целью минимизации негативных последствий функционирования

государства для общества, ограничения возможного зла от нее, человечество

отработало ряд теоретических и практических способов. К ним относятся, в

первую очередь, теория демократии с ее концепциями и принципами и их

практической реализацией. Особое место в арсенале теоретических способов

влияния общества на государство принадлежит теории правового государства и

гражданского общества.

1. Гражданское общество: понятие, основные этапы развития и принципы

функционирования.

Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в

отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического

и культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды,

реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор. По

определению Ж.Л. Кермонна, «гражданское общество слагается из

множественности межличностных отношений и социальных сил, которые

объединяют составляющие данное общество мужчин и женщин без

непосредственного вмешательства и помощи государства». [2, с.176]

Гражданское общество представляет собой совокупность межличностных

отношений и семейных общественных, экономических, культурных, религиозных и

иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства

государства. Система независимых от государства институтов и межличностных

отношений создает условия для самореализации индивидов и групп, для

удовлетворения их повседневных потребностей.

Становление и развитие гражданского общества является особым периодом

истории человечества, государства и права. Общество отличное от

государства, существовало всегда, но не всегда оно бы гражданским

обществом. Последнее возникает в процессе и в результате отделения

государства от социальных структур, обособления его к относительно

самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно

«разгосударствления» ряда общественных отношений. В процессе становления и

развития гражданского общества складывались современное право и

государство.

Категория «гражданское общество», отличная от понятий государства,

семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом

изучения в ХVIII-ХIХ веках и обстоятельно разработана в «Философии права»

Гегеля, определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через

систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и

правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации). В «Философии права»

отмечено, что правовыми основами гражданского общества являются равенство

людей субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная

собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, также

упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд

присяжных. Несмотря на устарелость взглядов Гегеля общество и государство

той эпохи, его выводы о самостоятельности гражданского общества как сферы

частных интересов по отношению к государству (воплощению публичного

интереса), в зависимости общественного строя от разделения труда и форм

собственности стали громадным шагом в развитии общественных наук. [3,

с.226]

Представления о гражданском обществе как не только сумме индивидов, но

и о системе их связей через экономические, правовые и другие отношения

получили развитие в трудах ряда мыслителей, в числе Маркса и Энгельса. В их

произведениях показана динамика соотношения общества и государства,

основанная на изменении форм собственности и разделения труда. Примитивные

формы разделения труда, поясняли Маркс и Энгельс, порождали кастовый строй

в государстве, вели к огосударствлению ряда сфер общественной жизни, так

как первоначальные формы частной собственности несли на себе печать

общности. «Выражение «гражданское общество» возникло в XVIII в., когда

отношения собственности уже высвободились из античной и средневековой

общности... – писали Маркс и Энгельс. – Благодаря высвобождению частной

собственности из общности, государство приобрело самостоятельное

существование наряду с гражданским обществом и вне его...». [3, с.227]

Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков.

Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе.

Отдельные элементы гражданского общества существовали в некоторых

странах античного мира (Греция, Рим), где развитие ремесла и торговли

породило товарно-денежное производство, получившее оформление и закрепление

в ряде институтов частного права (особенно римское частное право). Но это

были только элементы, очаги гражданского общества, существовавшие лишь в

отдельных регионах и сочетавшиеся с вертикальными структурами сословно-

кастовых обществ.

Формирование гражданского общества в масштабе целых стран, больших

регионов Европы и Америки, началось в Новое время. В развитии гражданского

общества можно обозначить три этапа, переход от каждого из которых к

последующему знаменовался существенными изменениями общественного и

государственного строя, социальными и эолитическими потрясениями, массовыми

движениями, столкновениями классов, коренными преобразованиями общественной

идеологии.

На первом этапе (примерно ХVI-ХVII вв.) складывались экономические,

политические и идеологические предпосылки гражданского общества. К ним

относятся развитие промышленности и торговли, специализация видов

производства и углубленное разделение труда, развитие товарно-денежных

отношений. При поддержке городов и городского сословия в ряде стран

возникали централизованные национальные государства, обладавшие рядом

признаков современных государств (суверенитет, государственная казна,

профессиональный управленческий аппарат и др.). К этому же времени

относится переворот в общественной идеологии, бурное развитие искусства и

культуры, широкое распространение протестантской буржуазной этики,

оформление в «теорию естественного права» основных общих идей, связанных с

представлениями о гражданском обществе как о социально-политическом идеале.

Во главе борьбы угнетенных сословий против феодального неравенства и

привилегий стояли горожане. От начала буржуазной революции в Англии (1640

г.) ведется отсчет Нового времени.

На втором этапе (примерно конец XVII — конец XIX вв.) в наиболее

развитых странах сформировалось гражданское общество в виде первоначального

капитализма, основанного на частном предпринимательстве.

В основе любого гражданского общества лежат ряд наиболее общих идей и

принципов, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

- экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные

отношения;

- безусловное признание и защита естественных прав и свобод человека и

гражданина;

- легитимность и демократический характер власти;

- равенство всех пред законом и правосудием, надёжная юридическая

защищённость личности;

- правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия

властей;

- политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

- свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;

- невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные

обязанности и ответственность;

- классовый мир, партнёрство и национальное согласие;

- эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни

людей.

Главным признаком и основой гражданского общества является

законодательное закрепление юридического равенства людей на основе

наделения их правами и свободами. Критерием же зрелости гражданского

общества служит степень реализации и гарантий прав человека и гражданина со

стороны государства. Автономность личности и общества способствует созданию

механизмов саморегуляции и саморазвития, формированию сферы невластных

отношений свободных индивидов, обладающих способностью и реальной

возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического

выбора, а также выступать в качестве единственного законного источника

власти.

В современной политологии гражданское общество рассматривается как

сложная и многоуровневая система невластных связей и структур. Оно включает

в себя всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне

рамок и без вмешательства государства. Кроме того, в него входит

разветвленная система независимых от государства общественных институтов,

реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности.

Поскольку повседневные потребности граждан неравнозначны, постольку и сферы

гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую условно

можно выразить следующим образом.

Базовые (первичные, витальные) потребности в пище, одежде, жилье и

т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяются благодаря

производственным отношениям, составляющим первый уровень межличностных

взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные

институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и

ассоциации.

Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном

совершенствовании, вере, информации, общении и т.д. реализует комплекс

социокультурных отношений, включающий религиозные, семейно-брачные,

этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных

взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких

институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения,

творческие союзы, спортивные общества и т.д.

Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют

потребности в политическом участии, связанные с индивидуальным выбором на

основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень

предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций.

Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп

интересов, политических партий, движений и т.д.

2. Сущность правового государства, его основные признаки и характерные

черты.

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности

государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и

их различными объединениями на основе норм права.

Под правовым государством следует понимать цивилизованную форму

государства, основанного на верховенстве права и господства закона.

Верховенство права означает, что право не исчерпывается законом. Оно

существует и помимо закона. Главное отличие правового государства от

неправового состоит в приоритетности защиты прав и свобод граждан, взаимной

ответственности и равенстве государства и личности.

Правовое государство опирается:

- на провозглашение нерушимости прав человека со стороны государства;

- на приоритетность прав человека над правами человеческих сообществ

(групп, классов, наций) и государства;

- на установление четкого механизма гарантий прав и свобод;

- на право граждан делать все то, что не запрещено законом;

- на обязанность государства, его органов и должностных лиц и служащих

действовать в рамках конституции и законов;

- на конституционное правление, построенное на принципе разделения ветвей

властей;

- на принцип верховенства конституции по отношению к другим законам;

- на развитую, четкую и непротиворечивую правовую систему;

- на принцип независимого суда;

- на социальный контроль политики и власти;

- на принцип приоритета норм международного права перед нормами

национального права;

- на независимость массовой информации.

Категория правового государства тесно связана и, как правило,

употребляется рядом с такими определениями государства, как

демократическое, социальное и светское.

Понятие социальное предполагает, что государство служит обществу и

стремится минимизировать неоправданные социальные различия. Социальное

государство означает:

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.