реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Государство в политической системе общества

Государство в политической системе общества

Министерство Образования РФ

Самарская Государственная Экономическая Академия

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по Политологии на тему:

«Государство в политической системе общества».

Выполнил:

Студентка 5 курса

экономического факультета

заочного отделения

специальности

Проверил:

______________________

Оценка: ______________

Тольятти

2002 год

С О Д Е Р Ж А Н И Е

|1. |Государство как основной институт политической власти. |3 |

| |Причины его возникновения …………………………………………… | |

| | | |

|2. |Формы государственного устройства и правления …………………. |8 |

| | | |

|3. |Правовое государство и гражданское общество ……………………... |12 |

| | | |

| |Список литературы ……………………………………………….……… |19 |

I. Государство как основной институт политической власти.

Причины его возникновения.

Государство выступает в качестве основного средства осуществления

политической власти. Это обстоятельство придает ему статус центрального

института политической системы. В качестве такового государство само

обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические

функции, характеризуется определенными формами устройства и типологическими

чертами.

Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях:

1) в узком значении — как институт господства, как носитель

государственной власти. Государство существует в виде того, что

противостоит «обществу»;

2) в широком — как государственно оформленная всеобщность, союз

граждан, как община. Здесь оно обозначает целое, охватывающее «государство»

(в узком смысле) и «общество».

Отправной пункт политологического анализа государства — определение

его основным элементом, сердцевиной политической системы.

Античная мысль не знала сущностного разделения общественной и

государственной жизни, усматривая в последней лишь способ решения «общих

дел» всех граждан. Средневековье ограничивалось констатацией божественной

сущности государства. Различение собственно государственно-политической

сферы начинается с Нового времени. С XVI—XVII вв. термином «государство»

стали обозначать все государственные образования, которые до того

назывались «княжеское господство», «городская община», «республика» и т.д.

Заслуга введения понятия государства принадлежит Н.Макиавелли,

использовавшего для обозначения государства термин «stato» (лат. Status —

положение, статус), которым он объединил такие понятия, как «республика» и

«единовластное правление». Сначала термин «государство» укореняется в

Испании («estado») и во Франции («etat»), позднее — в Германии («Staat»). С

этого времени понятия «государство» и «гражданское общество» стали

различаться. К XVIII в. с завершением становления европейского понятия

нации-государства оно решительно и повсеместно вытесняет широкое понятие

республики как политического сообщества вообще.

Существует несколько концепций происхождения, природы и социального

назначения государства.

Теократическая концепция рассматривает государство как Божий промысел,

основываясь на тезисе «вся власть от Бога». Подчинение людей воле Божьей,

принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе,

самосохранение и продолжение человеческого рода. Указанная концепция имела

под собой реальные исторические факты: первые государственные образования

имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало

власти авторитет, а решениям государства — обязательность. Современный

католицизм также предполагает божественный генезис идеи государства и

принципов власти при преходящем характере и происхождении конкретных актов

ее осуществления.

Патриархальная концепция интерпретирует государственную власть как

опекунскую, отеческую, возникающую в результате соединения родов в племена,

племен в общности. Государство трактуется как большая семья, в которой

отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и

членов семьи. Еще Конфуций изложил патриархально-патерналистскую концепцию

государства. Он призывал правителей строить отношения с подданными на

началах добродетели. Государство — это развитая форма патриархальной

власти, осуществляемая от имени всех и к общей пользе. На Руси к исходу

средневековья использовалась родовая идея вождя как господа (господаря /

государя), т.е. могущественного деятеля, регулирующего отношения с другими

— чужаками.

В XVII—XVIII вв. оформляются договорные (контрактные) теории

происхождения государства (Дж.Локк, Т.Гоббс, Ж.Ж.Руссо). С точки зрения

сторонников этих теорий, государство возникло в результате сознательного и

добровольного соглашения людей, которые прежде пребывали в естественном,

догосударственном состоянии, но потом для того чтобы обеспечить свои права

и свободы, решили создать государственные институты. Как отмечал

французский мыслитель Д.Дидро, люди «осознали, что каждому человеку нужно

поступаться частью своей естественной независимости и покориться воле,

которая представляла бы собой волю всего общества и была бы… общим центром

и пунктом единения всех их воль и всех их сил».

В XIX в. были созданы основы марксистского учения о классах и

государстве, согласно которому государство представляет собой политическую

машину для подавления господствующими классами трудящихся масс. Государство

возникает вместе с разделением общества на классы и ростом классовых

антагонизмов. В.И.Ленин подчеркивал: «Государство есть орган классового

господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка»,

который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновении

классов». Марксизм предполагает, что классы исчезнут так же неизбежно, как

неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением же классов исчезнет

(«отомрет») и государство — таков конечный вывод марксистской теории.

В конце XIX в. объяснение генезиса государства пополняется теорией

завоевания (насилия). Ее сторонники (Л.Гумплович, К.Каутский) полагали, что

первые государства возникли в результате воздействия внешнего фактора —

завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих обществ

и эксплуатации их победителями. Не божественное провидение, общественный

договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое

превосходство силы, насилие — «вот родители и повивальная бабка

государства», — полагал Л.Гумплович. В целом, как показали сравнительно-

исторические исследования последних десятилетий, не существует единой и

обязательно причины возникновения государства. На этот процесс оказывали

влияние самые разнообразные внутренние и внешние факторы: увеличение

прибавочного продукта, совершенствование технологий географические условия,

этнические отношения, рост народо-населения, экология, война и завоевание,

внешнее влияние и торговля идеологический и фактор и т.д. Так, причиной

появления первого в истории славян государства Карантании (территория

нынешней Словении) стали не классовые антагонизмы, а сильное влияние Рима.

Абсолютная монархия на Руси складывалась в силу необходимости национальной

обороны. И в то же время процесс централизации государственной власти был

процессом насильственного присоединения русских земель — княжеств к единому

центру, Москве.

В зависимости от особенностей взаимоотношений власти и личности,

воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свободы и

прав человека в политической науке выделяются следующие типы государства:

традиционные, сложившиеся преимущественно стихийно и имеющие неограниченную

власть над подданными, и конституционные, ограничивающие власть правом

(конституцией) и строящиеся на основе разделения властей.

Государство Нового времени (современное государство) имеет ряд

характерных черт, важнейшие из которых признаны мировым сообществом и

используются им в качестве критериев признания отдельных государств

субъектами международных отношений, обладающими определенными правами и

обязанностями. Такими критериями выступают три важнейших конституирующих

элемента государства: территория, население (народ) и суверенная власть.

Территория - это физическая, материальная основа государства.

Территориальный признак построения отличает государство от родоплеменных,

религиозных, общественно-политических и других объединений.

Территория как признак государства нераздельна (принадлежность земли

многим частным собственникам не делит между ними территорию);

неприкосновенна, что находит свое выражение, в частности, в принципе

невмешательства публичной власти в дела другого государства исключительна

(на территории государства господствует власть только этого государства);

неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть

государством).

Население как составляющий элемент государства есть человеческое

сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся

его власти. В международном праве народ фактически отождествляется с

населением, которое может быть полинациональным, состоять из различных

племен, народностей и даже наций, при этом необязательно, чтобы все они

идентифицировали себя с государством или титульной нацией (таковы,

например, курды в Турции).

Целостность народа, т.е. всеобщее подчинение населения существующей

власти, является важнейшим условием целостности государства. Раскол

населения по социально-классовому или иному (этническому, религиозному)

признаку представляет серьезную угрозу существованию государства.

Суверенная власть является определяющим элементом (признаком)

государства. Суверенитет (лат. «Super» - над) - не зависимое от каких-либо

сил, обстоятельств и лиц верховенство. Основоположник теории абсолютного

суверенитета Жан Боден отмечал, что «без единой и неделимой Государственной

воли не может быть и единого национального интереса».

Государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри

страны и независимостью в отношениях с другими государствами. Будучи

суверенной, государственная власть, во-первых, является универсальной,

распространяясь на все население и на все общественные, в том числе

политические организации; во-вторых, обладает прерогативой отменить любые

проявления всех иных общественных властей; в-третьих, имеет исключительные

средства воздействия, которыми никто, кроме нее, не располагает (армия,

полиция, тюрьмы и т.д.).

В отличие от коллективной власти родового общества государственная

власть непосредственно не совпадает с населением. Осуществление публичной

власти требует определенной организации — формирования государственных

учреждений, становления специального аппарата (чиновников, армии,судей и

т.д.).

Предшествующий анализ позволяет сформулировать следующее обобщенное

определение государства как центрального института политической системы.

Государство — особая форма организации политической власти в обществе,

обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и.

осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма

(аппарата).

Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других

политических институтов. Функции отражают главные направления в

деятельности государства по выполнению им своего предназначения. К

внутренним функциям государства можно отнести экономическую, социальную,

организаторскую, правовую, политическую, образовательную, культурно-

воспитательную и т.д.

Экономическая функция выражается в организации, координации,

регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной

политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций,

в обеспечении макроэкономической стабильности.

Социальная функция государства проявляется в осуществлении заботы о

человеке как члене социума: удовлетворение потребностей людей в жилье,

работе, поддержании здоровья, образовании; поддержка незащищенных групп

населения и т.д.

Организаторская функция заключается в упорядочении всей властной

деятельности: принятии, организации и исполнении решений, формировании и

использовании управленцев, осуществлении Контроля за исполнением законов,

осуществлении координации деятельности различных субъектов политической

системы и т.д.

Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление

правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан.

Политическая функция государства состоит в обеспечении политической

стабильности, осуществлении властных полномочий выработке программно-

стратегических целей и задач развития общества.

Образовательная функция реализуется в деятельности государства по

обеспечению демократизации образования, его непрерывности, предоставлении

людям равных возможностей получения и т.д.

Культурно-воспитательная функция государства направлена на создание

условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой

духовности, гражданственности.

Среди внешних функций следует выделить функцию взаимовыгодного

сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с

другими государствами и функцию обороны страны.

II. Формы государственного устройства и правления.

Государство представляет собой особую форму организации политической

власти, которая имеет определенное устройство. Организацию, устройство и

реализацию государственной власти отражает понятие «форма государства».

Форма государства как совокупность внешних признаков государства

включает три элемента: форму государственного устройства, форму правления,

политический режим.

Форма государственного устройства — это национально-территориальная

организация государства и взаимоотношения центральных, региональных

органов.

Основными формами государственного устройства являются конфедерация,

унитарное государство, федерация.

Конфедерация. Эта форма государственного устройства представляет из

себя постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-

либо общих, преимущественно внешнеполитических, целей. Каждый член

конфедерации, сохраняя государственную самостоятельность и объединяясь с

другими государствами в добровольный союз, делегирует центру строго

ограниченный круг полномочий. Для осуществления согласованной политики

государства, входящие в состав конфедерации, создают один или несколько

специальных органов и должностных постов. Решения принимаются на основании

консенсуса и вступают в силу лишь после утверждения центральными органами

власти соответствующих государств. Отсутствует единая налоговая и правовая

системы. Конфедеративный договор можно расторгнуть по желанию одной из

сторон.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.