реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Геополитика США и России

лидеров ведущих государств региона и рассматривающиеся в ходе их вопросы,

несмотря на всю разноплановость и характер встреч, тем не менее, позволяют

говорить о них как о звеньях единого процесса. Процесса, который условно

можно назвать очередной попыткой "геополитической утряски". Четыре

крупнейших (и потенциально ведущих в XXI веке) государства региона почти

открыто начали игру за распределение сфер своего экономического и

политического влияния как непосредственно в АТР, так и в соседних с ним

регионах Азии.

Необходимо подчеркнуть, что процесс этот начался не вчера; его истоки,

по-видимому, следует искать в конце 80-х годов, когда фактически и началось

столкновение всех возможных стадий развития структуры мирового сообщества -

отживающая последние дни биполярность, торопящаяся ей на смену

однополярность, зарождающаяся многополярность. Распад СССР и прозападная

внешнеполитическая ориентация новой России в первой половине 90-х годов

ускорили этот процесс. Мировое сообщество вступило в фазу однополярности, и

единственным его полюсом фактически стали США.

Однако к середине 90-х годов ситуация начинает качественно меняться.

Доминирование США в мировом сообществе не только с раздражением

воспринимается представителями других потенциальных геополитических полюсов

и центров силы, но отнюдь не приветствуется даже среди их союзников. Как

подчеркивала в одном из ноябрьских номеров "Washington Post": "По всей

Европе, Азии, Латинской Америке и Африке растет убеждение в том, что

сосредоточение в руках США огромного политического, экономического и

культурного влияния порождает заносчивость, которая неприятна и, может

быть, даже опасна". В мировом сообществе все чаще раздаются призывы о

"необходимости строительства многополярного мира" и "нового международного

порядка". Возникшие и укрепляющиеся в Европе, Азии и Америке новые центры

силы и регионы взаимопересекающихся интересов требуют учета их точки зрения

в глобальном переустройстве мира.

Существенное, если не определяющее, значение в этом процессе сыграло

изменение внешнеполитической концепции России как по отношению к странам

Содружества, так и партнерам в "дальнем зарубежье". Если на заре российской

независимости существовала вероятность того, что Россия примет прозападную

ориентацию и по либеральному отнесется к проблеме безопасности на

пространстве бывшего СССР, то к середине 90-х годов такой шанс исчез.

Россия не только изменила свою внешнеполитическую ориентацию, сменив

"прозападную дипломатию А. Козырева" на "провосточную дипломатию Е.

Примакова", но и перешла от ориентации на сотрудничество в рамках СНГ к

ставке на собственные усилия. Целью ее политики все больше становится

односторонняя, а не взаимная безопасность. Естественно, что такое полярное

изменение внешнеполитических приоритетов произошло не случайно.

Увеличивающаяся активность США в зонах национальных интересов России,

формирование под их покровительством антироссийских альянсов из числа

бывших ее союзников; вполне закономерные и оправданные попытки новых

независимых государств укрепить свое экономическое и политическое

положение, используя географические и природно-ресурсные преимущества;

нынешняя экономическая, военная и политическая слабость самой России и

объективная невозможность выступать в роли гаранта безопасности в зонах ее

национальных интересов - все это слагаемые, повлекшие изменение российского

общественного мнения и, как следствие - внешнеполитического курса.

Начиная с середины 90-х годов все большее число российских политиков и

политических комментаторов высказывают подозрения, что Запад и особенно США

не считаются с коренными интересами России и пользуются ее слабостью в

целях расширения зон собственного влияния. Результат - негативное отношение

россиян к США. Проведенный в мае 1997 г. ЮСИА опрос свидетельствует: семеро

из каждых десяти россиян полагают, что США "пользуются нынешней слабостью

России, чтобы низвести ее до уровня второсортной державы". Не составляет

секрета, что и интерес к России в Америке стремительно падает. И если на

уровне общественного сознания пока преобладает безразличие, то на

политическом уровне все чаще доминирует раздражение, основанное на том

обстоятельстве, что "Россия пытается проводить собственную внешнюю

политику, особо не считаясь с интересами США". И данное "раздражение" имеет

свое геополитическое основание. Слишком высоки ставки в борьбе между

Россией и США за сферы влияния и особенно в регионе Евразии, являющемся

ключевым с точки зрения геополитики. Трудно не согласиться с З. Бжезинским,

который подчеркивает, что "Та держава, которая станет на нем (евразийском

пространстве) доминирующей, будет оказывать решающее влияние в двух из трех

наиболее развитых в экономическом плане регионах планеты: Западной Европе и

Восточной Азии... Страна, доминирующая в Евразии, будет почти автоматически

контролировать развитие событий на Ближнем Востоке и в Африке". Отсюда и

главная задача - любыми путями добиться доминирующего положения в регионе,

что требует, с одной стороны, ослабления позиций России, традиционно

доминирующей в нем, а с другой - поиска союзника, с которым можно было бы

разделить сферы влияния. Таких союзников в азиатской части Евразийского

континента два - Япония и Китай, которые в XXI веке, по всем прогнозам,

будут обладать значительным военно-экономическим потенциалом, но, несмотря

на это, ни сами по себе, ни в китайско-японском альянсе не смогут выступать

в качестве доминирующей силы на всем евразийском пространстве.

К середине 90-х годов в глобальном геополитическом противостоянии

между Россией и США на Евразийском континенте, во всяком случае, в его

азиатской части, одно из первостепенных мест заняли внешнеполитические

ориентации Китая и Японии, которые, в свою очередь, стремились "не упустить

благоприятный момент" и использовать это противостояние в собственных

интересах. Именно эти обстоятельства приводят к тому, что, во-первых, место

России в Америке, как, собственно, и место США в российской внешней

политике, все более отчетливо начинает занимать Китай, а во-вторых -

происходит существенная корректировка внешнеполитического курса Японии и ее

ориентация на улучшение отношений с Россией и Китаем.

Начало третьего тысячелетия и нового XXI века можно охарактеризовать

как начало формирования принципиально новой модели развития глобальной

геополитической системы в мире, предопределяющей установление новых

международных и межгосударственных отношений, изменение баланса сил,

ресурсов, создание новых условий развития мирового сообщества.

Выборы 2000 года и избрание Президентом России В.Путина и выборы 2001

года и избрание Президентом США Джорджа Буша предвещают новые этапы

развития политических, экономических, финансовых и военных отношений двух

великих держав. Положительные тенденции в отношениях между США и Россией

стали возможны благодаря твердой позиции Президента США Джорджа Буша-мл. и

Президента России Владимира Путина, свидетельством чего является Совместное

заявление в Генуе, 22 июля 2001 года и привлечь для выработки предложений

деловую общественность США и России. В связи с подготовкой материалов к

девятому ежегодному собранию членов и правления Совета на тему: "Россия в

глобальной экономике: статус и перспективы" и предстоящим переговорам на

высшем уровне между Президентами США и России, Джорджем Бушем-мл. и

Владимиром Путиным, представляется наиболее рациональным рассмотреть

следующие предложения, которые могут способствовать улучшению экономической

обстановки как в США, так и в России на взаимовыгодной двусторонней

долгосрочной основе.

Для США это позволит:

- перейти от сокращения к увеличению темпов роста производства и

производительных сил;

- увеличить экспорт в Россию широкого спектра машинотехнической

продукции, технологического оборудования, производственных перерабатывающих

комплексов и т.д.

В США эти действия приведут к увеличению ВВП, стабилизации на

финансовых и фондовых рынках, к росту курса доллара по отношению к евро, а

также могут стать гарантией стабильности экономики. США может стать

основным торговым партнером России и увеличить товарооборот компаний,

продукция и/или услуги, которые они предоставляют, производятся в США или

за пределами США, но выпускаются на рынок от имени США.

Наращивание экспорта США в Россию особых возражений не вызовет, так

как, во-первых, подобное оборудование и машиностроительные виды продукции в

России не производились и не производятся, следовательно, отсутствует

товарная конкуренция; во-вторых, устаревшие в России на 60-80% и требующие

срочной замены основные производственные фонды приведут в скором времени к

падению производства в топливно-энергетической, металлургической,

химической и т.д. промышленности, со всеми вытекающими, нежелательными для

России негативными последствиями.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы: экспорт

оборудования из США будет только способствовать резкому подъему экономики

России. При этом необходимо акцентировать внимание на том, что речь идет не

только о развитии экономических отношений между США и Россией, а о

потенциальных возможностях экономического, финансового и промышленного

развития России, ее интеграции в сообщество экономически развитых

цивилизованных государств с рыночной экономикой и основами правового

регулирования.

Одна из самых главных проблем, существующих в России - проблема

финансового и фондового секторов экономики. Этот очень важный вопрос,

который заслуживает особого внимания и прямых переговоров с Владимиром

Путиным, как с человеком, больше всего заинтересованным в проведении в

России реальных, а не бумажных реформ. Этот вопрос включает в себя, прежде

всего, изменения положения банковской деятельности банков-нерезидентов,

действующих в России с многими ограничениями. Действие без ограничений в

России филиалов или дочерних банков США, всемирно признанного государства,

обеспечившего и обеспечивающего 100% гарантии сбережения и возврата

денежных средств, принадлежащих вкладчикам или инвесторам, позволит

привлечь замороженные в настоящее время денежные средства, принадлежащие

гражданам России и хранящиеся у населения, как правило, в американской

валюте, на общую сумму примерно 60 миллиардов долларов США и направить их в

реальный сектор экономики на решение задач проектного финансирования в

наиболее рентабельные проекты.

Во-вторых, ввести в оборот активы, в том числе принадлежащие

государству и являющиеся неоспоримой собственностью государства. Это

позволит ввести в оборот имеющиеся резервы и развивать вторичный рынок

капитала, что обеспечит приток в промышленность России прямых инвестиций,

создать ликвидный рынок ценных бумаг России и разместить финансовые

инструменты на мировых фондовых рынках и активно развивать

внешнеэкономическую деятельность и в итоге избежать прогнозируемого на 2003

год дефолта. Все это приведет к росту финансовой устойчивости и постепенной

стабилизации банковской системы, укреплению экономики российского

государства и созданию капитала.

Экономическое и политическое развитие России и США зависит, прежде

всего, от твердой позиции Президента России Владимира Путина и Президента

США Джорджа Буша-мл., администрации Президента и Правительства США по

оказанию финансовой поддержки в первую очередь американским компаниям,

работающим в России и создающим материальную сферу производства,

выпускающим товары на рынок от имени американской фирмы и доля США в

которых составляет 51% и более процентов. [17]

Бжезинский считает, что сближение России и США неизбежно. Партнерство

между США и Россией - это естественный процесс, обусловленный историей и

геополитикой, и альтернативы здесь не может быть, особенно для России. Об

этом заявил бывший госсекретарь США Збигнев Бжезинский. "Если посмотреть на

геополитическую позицию России с большим числом довольно враждебно

настроенных мусульманских государств на юге и увеличивающимся влиянием

Китая на востоке, то становится очевидным, что единственный выбор для

России будет ближе к Западу", - отметил американский политик. Для Америки,

подчеркнул Бжезинский, более тесное партнерство с Россией означает

стабильность в Европе и мире, увеличение взаимного доверия по обе стороны

Атлантики. Сближение, по мнению бывшего госсекретаря США, поможет нашим

странам решать проблемы, которые представляют общую угрозу. Это, главным

образом, терроризм и распространение ядерной угрозы, "поэтому наше

сближение - естественный процесс". [2]

Какой должна быть и какая на самом деле, позиция России после

проведённых взрывов в США 11 сентября? РФ, взяв курс на вталкивание Америки

идей, что сотрудничество между нашими странами в области борьбы с

терроризмом, является продуктивным и вечным. Но при этом руководство России

не учитывает различных причин этого терроризма: Россия борется с отдельно

взятым проявлением терроризма на своей территории, пусть даже и этому

терроризму способствуют некоторые страны ислама, например, Турция или

Саудовская Аравия. Терроризм в России носит ярко выраженный

националистический характер и он вырос из осколков империи, бездумного

руководства Ельцина и общей ослабленности России, как государства

способного бороться с преступниками, которые в данное время совершают

террористические акты в Чечне. Этот терроризм, имеет локальный характер,

имеет приглушённую религиозную окраску, не имеет особо выраженный

антирусский характер, ставит своей конечной целью создание независимого

государства, как палестинский терроризм и в конце концов по мере усиления

государственности России (или в случае провала политики России на Кавказе -

создание государства Ичкерия) может быть побеждён, когда возникнут

подходящие условия. Американский терроризм имеет более всеохватывающий,

глобальный характер, он состоит из смеси ненависти бедных к богатым,

американских эгоцентристских, узконаправленных настроений, национальной

спесивости и гордыни империостроительства (в которой американцы обвиняли

всех, начиная от Великобритании и Франции и заканчивая Советским Союзом, и

в конце концов заболели сами), просчётов внешней политики США и упорного

навязывания своих идей и понятий в качестве ориентиров для построения

счастья всему миру и отдельным странам. Против этого всеобщего вида

терроризма, направленного конкретно против американцев, их образа жизни, их

ценностей и идеалов, их навязчивого вмешательства в менталитет целых

народов - вот в решении этих причин нынешнее руководство России пытается

сейчас помочь США.

Но Россия не способна решить эту проблему, да и Америка бессильна это

сделать: только кропотливо переоценив свои ценности, взвесив своё поведение

на международной арене за последние 50 лет на весах нравственности и

морали, Америка может быть способна решить, или скорее сгладить

антиамериканскую направленность терроризма. Россия же, сможет помочь США,

только в одном случае: взяв "на себя" часть этой ненависти. В исламском

мире после окончания эпохи двухвластия СССР и США, начался процесс

отторжения американских идеалов: в начале рухнули советские идеалы, то

должны упасть и американские. К сожалению, ход истории заставляет меня

сделать вывод, исламские государства на протяжении всей своей истории

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.