реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Анархизм и его отношение к политической власти

Анархизм и его отношение к политической власти

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА

Служба «РОСМОРФЛОТ»

НОВОРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННПЯ МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра Философии

Реферат

«Анархизм и его отношение к политической власти»

Рецензент: преподаватель

Розенфельд Э.В.

Выполнил: студент 531 гр.

Аврамченко Р.Г.

НОВОРОССИЙСК

1999 Г.

Оглавление

Введение. 3

Как марксизм боролся с анархизмом 7

Анархо-коммунизм П.А. Кропоткина 12

Заключение 18

Список используемой литературы: 20

Введение.

Цель данного реферата уяснить что такое анархизм, как возник ( т.е. его

исторические корни), чего добиваются его последователи и какими методами

они хотят прийти к желаемому результату. Прежде всего хотелось бы узнать

что означает само слово анархизм, для этого обратимся к Советской

энциклопедии: Анархизм - (от греческого Anarhia - безвластие) общественное

политическое движение которое выступает за немедленное уничтожение всякой

государственной власти (в результате "самовольного" стихийного бунта масс)

и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей, отвергает

политическую борьбу рабочего класса и диктатуру пролетариата. Известна и

формулировка этого слова одного из представителей анархизма П. Кропоткина:

Анархия — это учение, которое стремится к полному освобождению человека от

ига Капитала и Государства. Определив, что такое анархизм поговорим о его

истоках.

Элементы анархического мировоззрения были известны на протяжении многих

веков. Стремление к полной свободе личности в свободном обществе, отрицание

власти и эксплуатации – подобные настроения в той или иной форме можно

обнаружить у античных киников и у китайских даосов, у средневековых

анабаптистов и у английских диггеров, у русского еретика Ф. Косого и

французского мыслителя конца XVIII в. С. Марешаля. Роднящее упомянутых

мыслителей умонастроение уместно обозначить термином протоанархизм.

Однако анархизм в собственном смысле этого слова, несомненно, порожден

реалиями нового времени. Лишь с конца XVIII столетия, когда Европа вступила

в эпоху великих революций, способствовавших утверждению человеческой

индивидуальности и крушению основ традиционного общества, постепенно

оформляется анархизм – сначала как философское учение, а затем как

революционное движение.

Анархизм стал реакцией на достижения и неудачи Великой Французской

революции: манящий идеал свободы, равенства и братства обернулся новым

отчуждением; парламентская демократия не принесла желанного освобождения

личности[1].

Анархизм окончательно сформировался в 1830–1840-е гг. – в борьбе и

полемике с либерализмом и государственным социализмом. Если первый

подчеркивал значение политической свободы гражданина (признавая

необходимость сохранения, хотя и предельно минимизированного, государства),

то второй выступал за социальное равенство, считая инструментом его

осуществления тотальную государственную регламентацию. Девизом же

анархизма, противостоявшего обоим течениям, можно считать знаменитые слова

Михаила Бакунина: «Свобода без социализма есть привилегия и

несправедливость... Социализм без свободы есть рабство и скотство».

Рождение российского анархизма

Рождение российского анархизма затянулось на несколько десятилетий. Лишь

в 80-е годы XlX в. он сформировался в революционное движение и начал играть

определяющую роль в системе общественно-политических взглядов народников.

Большинство из них поначалу, находились под влиянием бакунинских идей.

М.А. Бакунин, на первое место выдвигал борьбу всеми дозволенными способами

с государством и его институтами и громогласно объявил себя врагом любой

власти. В манифесте-книге “Государственность и Анархия” - он предложил

своим последователям единственную форму революционной борьбы - немедленное

всенародное восстание для разрушения государственного строя. Взамен

предлагалось организация вольного братского союза “производительных

ассоциаций, общин и областных федераций, обнимающих безгранично, потому

свободно, людей всех языков и народностей”

По мнению Бакунина, долгом каждого честного революционера должна была

стать поддержка в народе инстиктунтивного духа протеста, его постоянной

готовности к революции. “ Живой ток революционной мысли, воли и дела”

должен был разбить традиционную замкнутость крестьянского мира, наладить

связь между фабричными работниками и селянами и создать на их основе

несокрушимую силу, способную одним махом произвести в стране социальную

революцию.

Развивая теоретические построение Бакунина, члены кружка А.В. Долгушина

вскоре предложили идею “хождение в народ” с целью подготовки крестьянских

восстаний для осуществления социальной революции. Через “хождение в народ”

прошли многие видные люди эпохи, искавшие действительные способы борьбы с

самодержавием.

Дальнейшее развитие анархические построения нашли в лице П.А,

Кропоткина. Осенью 1873 г. по поручению “чайковцев” (членов кружка Н.В.

Чайковского) - он составил программный документ организации, манифест -

"Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя ?" В этом

документе идеалом будущего строя объявлялась “анархия “ - т.е. “союз

вольных коммун”, без центральной государственной власти. Движущими силами

для проведения в жизнь анархической программы Кропоткин считал не только

крестьян, но и городских рабочих:

“Здесь мы должны распространять наши воззрения, здесь должны мы

подыскать товарищей. Прежде всего восстание должно произойти в самом

крестьянстве и городских рабочих только тогда может оно рассчитывать на

успех”.

Насколько сильна была вера в осуществимость анархических построений у

российской молодежи той поры, показывает тот факт, что в первых больших

судебных процессах 70-х годов, организованных правительством против

революционеров (процессы “50-ти”и“193-х”), наиболее видные обвиняемые

почитали за честь называть себя анархистами.

В начале ХХ в. в России, в условиях общего революционного подъема и

невиданной по накалу классовой борьбы, анархизм - вечный спутник революций

и социальных потрясений вновь заявил о себе, как об общественно-

политическом движении, объединяющем леворадикально, демократически

настроенные слои общества.

Первые шаги к усилению роли анархизма в общественно-политической жизни

страны были сделаны за границей. В 1900 г. в Женеве возникает организация

российских анархистов-эмигрантов “Группа русских анархистов за границей“,

издавшее воззвание с призывом к свержению самодержавия и социальной

революции. Ее лидерами были Мендель Дайнов, Георгий и Лидия Гогелия.

Супруги Гогелия в 1903 г. в Женеве создали группу анархистов-коммунистов

“Хлеб и Воля”, принесшую известность Российскому анархизму. “Хлебовольцам”

при поддержке Кропоткина, М. И. Гольдсмит и В. Н. Черкезова удалось в том

же году организовать первого российского анархического печатного органа за

границей - газеты “Хлеб и Воля”.

В самой России первые анархистские группы появляются весной 1903 г. в

г.Белостоке Гродненской губернии среди еврейской интеллигенции и

присоединившихся к ней ремесленных рабочих; летом - в г. Нежине

Черниговской губернии в среде учащийся молодежи. Начавшийся процесс

образования анархистских групп на территории страны шел по восходящий

линии, и уже к концу 1903 г. функционировало 12 организаций в 11 городах, а

в 1904 г. - 29 групп в 27 населенных пунктах северо-запада, Юго-запада и

Юга страны.

География российского анархизма четко обрисовалась в 1905-1907 годах.

“Столицами” движения считались Белосток, Екатиринослав и Одесса.

Социальную основу анархического движения составляли преимущественно

кустари, ремесленники, торговцы, крестьяне, деклассированные элементы,

часть интеллигенции, а также немногочисленные группы рабочих недовольные

существующими порядками, но слабо представляющие пути и средства борьбы с

ними. Если попытаться составить обобщенный портрет анархиста периода первой

российской революции, то он бы выглядел так: это был бы молодой человек

(или девушка) 18-24-летнего возраста, имевший начальное образование и

представлявший, как правило демократические слои общества. Среди анархистов

практически не было лиц зрелого возраста. Самым пожилым в движение были -

его основатель Кропоткин (1842) и его ближайшая последовательница М. И.

Гольдсмит (1858). Основная масса крупных организаторов движения - М. Э.

Данилов, Н. И. Музиль, Я. И. Кирилловский, А. А. Боровой, В. И.

Федоровловский (Д. Новомирский), - родились в середине - конце 70-х гг. XIX

в., т.е. к моменту революции им было около 25 - 32 лет. В основном

руководители и теоретики анарходвижения имели высшее или среднее

специальное образование, большие навыки агитационной работы.

Июльский политический кризис 1917 г. закончился поражением сил

революции и частичным разгромом анархических организаций. В этот период на

передней край борьбы вновь выходит Кропоткин. Его фигура привлекла внимание

не только революционеров, но и сторонников правительства, пытавшихся

использовать в своих целях авторитет великого ученого и мыслителя. А. Ф.

Керенский делал невероятные усилия, чтобы уговорить Кропоткина войти во

Временное правительство, предлагая ему на выбор любой пост министра.

Кропоткин отказался ответив: "Я считаю ремесло чистильщика сапог более

честным и полезным”. Очевидно, результатом длительных размышлений стало его

участие в работе Государственного совещания в Москве,15 августа 1917г.

Консервативные круги вряд ли ожидали услышать от теоретика анархизма

проповедь идеи классового примирения всех сил “и правых и левых”,

действующих в революции. Возможно, это был хитрый ход политика считавшего,

что достичь царства анархии можно будет только в условиях мира и

демократии. Но за такое положение дел анархистам еще предстояло бороться.

Накануне Октября 1917 г. они были все еще в значительной степени

разрозненны. Колебание различных частей анархического движения не спасли

его от подчинения решительной и властной тактике большевиков. В дни Октября

большевики использовали анархистов в качестве боевой, разрушительной силы

против буржуазии, оказывая им всемерную помощь оружием, продовольствием и

пр. Анархисты, окунувшись в родную стихию борьбы и разрушения, участвовали

в октябрьских событиях 1917 г. в Петрограде, Москве, Иркутске и других

городах.

Но для большевиков утвердившихся у власти, анархизм, с его лозунгами

борьбы за свободу личности и против государственных институтов, был хорош

только до той поры, пока не мешал осуществлению собственных планов

государственного строительства. Большевики опасались соединения идей

анархии с лозунгами своих противников из среды демократических слоев

общества. Для борьбы с анархистами и их попутчиками были использованы все

методы: от обвинения их в поддержке “буржуазных контрреволюционеров”, в

организации “пьяных погромов” до попыток формирования ими собственных

отрядов.

17 декабря в газете петроградских анархистов появился призыв к созданию

собственных вооруженных сил. “Вольные анархические дружины” нужны были

анархистам ”для организованного удара... по власти, для смертельной за

социальную революцию”. В публикации содержалась прямая угроза большевикам:”

Если вы станете на нашем пути к анархии, к коммуне, мы растопчем и вас”.

Весной 1918 г. анархисты приступили к созданию постоянных боевых отрядов.

Кадры “боевиков” предназначались для борьбы “за идеалы анархизма”, с

“контрреволюцией” в России, а также для подавления выступлений “германских

белогвардейцев”.

Постоянная нацеленность анархистов на задачи мирового революционного

развития не мешала им устраивать прозаические налеты на квартиры, грабить

склады и магазины, и даже захватывать здания. Московские анархические

группы зимой 1918 г. устроили настоящие соревнование по захвату особняков

в городе.

Почувствовав за собой некую силу, анархисты решили добиться

окончательного своего признания Советской властью. Весьма важной для них

была задача обеспечения оружием и продовольствием в равных пропорциях с

красногвардейцами. Власти Москвы и Петрограда признали требования

анархистов недопустимыми и запретили им выдачу оружия.

Анархисты не могли смирится с таким решением властей. В конце марта 1918

г. члены Московской Федерации анархических групп официально уведомили

Моссовет о захвате помещения купеческого собрания на Малой Дмитровке дом №

6 и размещении там своих организаций. Такая позиция создала угрозу

возможных насильственных действий против большевиков. Насколько такая

задача была реальной и выполнимой для анархистов?

Сейчас трудно ответить на этот вопрос. Во всяком случае, в Москве стали

усиленно распространятся слухи о готовящемся выступление анархистов.

В ночь с 11 на 12 апреля в городе силами ВЧК, воинских частей и

латышских стрелков из охраны Кремля был проведен захват зданий, занимаемых

анархистами, и разоружение сторонников анархии. В некоторых местах

анархисты оказывали сильное сопротивление, но в основном застигнутые

врасплох, сдавались. Вскоре было проведено разоружение анархических групп в

Петрограде, Вологде, подавлен анархо-мятеж в районе Бугуруслана-Самары.

Верхушка движения не имевшая после смерти П. А. Кропоткина в 1921 г.

подлинного руководителя и теоретика, раскололась на несколько частей.

Многие анархисты заявило о кризисе движения, его перерождение своем

желании трудится на благо большевиков и вступило в РКП(б). Другая часть

духовному гнету и лжи предпочла эмиграцию и выехала или была выслана за

границу. Наконец, оставшийся в стране приверженцы анархии пытались

проводить какую-то работу но их было ничтожно мало.

Многие анархисты тяжело переживая разрыв с родиной, одиночество, и

усталость от бесполезной борьбы, принимают решение вернуться в СССР. Кто-то

возвращался по своей воле, кто-то из-за связей с чекистами, но как правило

конец жизни эти в прошлом идейные анархисты проводили одинаково - на

стройках и лагерях

ГУЛАГа. В 1929 г. на воле уже практически ни кого не было. Анархические

организации в стране прекратили свое существование.

Как марксизм боролся с анархизмом

Советская историография рассматривала взаимоотношения Маркса и Бакунина

всегда с одной позиции, с позиции официально принятой идеологической

доктрины. Всегда Маркс оказывался носителем истины, а Бакунин - злодеем, не

желавшим подчиняться уставным требованиям и создавшим свой "подпольный"

Альянс с целью захвата власти в Международном Товариществе Рабочих. Однако

сегодня есть возможность и необходимость посмотреть на давние события более

трезвым и независимым взлядом.

Известно отношение Ленина к анархизму, как к движению, имеющему общую

цель с коммунистами. Расхождение определялось лишь в принципах достижения

безгосударственного общества. Можно поэтому полагать, что и ранее в I

Интернационале напряженная борьба между марксистами и бакунистами

разгорелась в основном не по вопросам целеопределения, а вокруг

определяющих управление организацией должностей, т.е по вопросам влияния.

Деятельность Бакунина в Интернационале неразрывно связана с его

взаимоотношениями с К. Марксом, которые, в свою очередь, сложились во

второй половине 40-х годов XIX века под воздействием появившегося у

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.