реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Свободные экономические зоны и проблемы их становления в Молдове

Свободные экономические зоны и проблемы их становления в Молдове

Министерство образования Республики Молдова

Славянский Университет,

кафедра экономических дисциплин

Курсовая работа по макроэкономике

на тему:

«Свободные экономические зоны: сущность, роль, возможности и проблемы

становления».

Курс: I - Бак

Форма обучения: дневная

Факультет: экономический

Специальность: ББД

Студент: Комарицкий Р.О.

Научный руководитель: Белоус А.И.

Кишинев, 2001

План:

1. Введение……………………………………………………………….1

2. Сущность свободной экономической зоны

1. Общие сведения об СЭЗ……………………………………..2

2. Подходы, используемые в создании СЭЗ…………………..4

3. Цели создания СЭЗ…………………………………………...5

4. Льготы, используемые в СЭЗ………………………………..7

3. Основные виды свободных экономических зон

1. Торговые СЭЗ……………………………………………….10

2. Промышленно-производственные СЭЗ…………………...13

3. Технико-внедренческие СЭЗ……………………………….17

4. Сервисные СЭЗ

1. Содержание и виды оффшорных операций………………19

2. Налоговая гавань и центр «офф - шор»…………………...22

3. Оффшорная компания……………………………………...27

5. Другие виды СЭЗ……………………………………………32

4. Обзор существующих моделей свободных экономических зон в мире

1. Общие сведения о существующих моделях СЭЗ в мире…34

2. Модель развития СЭЗ в Латинской Америке……………..36

3. Модель развития СЭЗ в Китае……………………………..38

4. Выводы об общих чертах, достижениях и особенностях развития СЭЗ в

мире……………………………………………..40

5. Становление свободных экономических зон в Молдове………….42

6. Заключение…………………………………………………………...47

7. Список литературы…………………………………………………..51

1. Введение

Получение, использование и распределение созданных материальных благ

требуют обмена ими не только на личностном, внутристрановом уровне, но

также и на межстрановом. Необходимость осуществления обменных операций

между странами обусловила формирование международных экономических

отношений как отдельной экономической категории, а также привела к

интенсивному развитию межстранового разделения труда и соответственно

укреплению взаимосвязей в области торговли, движения капитала, научных и

технологических знаний, рабочей силы, информации. Можно с уверенностью

говорить о том, что международное разделение труда и международные

экономические отношения при их рациональном и правильном использовании

могут быть обоюдовыгодными для всех участников. На сегодняшний день есть

немало подтверждений тому, что, несмотря на относительно успешный рост

мировой экономики в целом, международная торговля, базирующаяся на

международном разделении труда, развивается более быстрыми темпами. (№6,

стр.3).

Одним из важных звеньев в реализации принципов открытой экономики

является создание свободных экономических зон. Их функционирование

связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической

деятельности. Экономика свободных экономических зон имеет высокую степень

открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим

благоприятен для внешних и внутренних инвестиций.

Помимо привлечения иностранного капитала, задействуемого для

активизации экономических процессов внутри страны, создание

производственных свободных экономических зон увязывают с тремя основными

задачами:

o Стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе

валютных средств;

o Рост занятости;

o Превращение зон в полигон по опробованию новых методов

хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.

Важной причиной образования свободных экономических зон является то,

что часто страна не желает полностью открывать свою экономику для притока

иностранного капитала или всеобъемлюще особый инвестиционный климат и

поэтому использует частичную, локальную открытость в виде спецзоны. (№1,

стр.83).

2. Сущность свободной экономической зоны

2.1. Общие сведения о СЭЗ

За последние несколько десятилетий развитие свободных экономических

зон (СЭЗ) стало одним из заметных новых явлений в мировой экономике. В

мировой практике они появились в конце 50-х – начале 60-х годов и получили

широкое распространение во многих странах. Достаточно сказать, что в начале

90-х годов по разным оценкам в мире насчитывалось свыше тысячи таких зон.

(№7, стр.180). Через них проходит 1/10 мирового торгового оборота, а

работает в них более 3 миллионов человек. (№5, стр.282).

Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не существует

единой оценки и даже общепринятого определения свободной экономической

зоны. В самой общей форме можно утверждать, что свободная экономическая

зона – это территория, обладающая выгодным географическим положением,

наделенная своим политическим центром более льготным по сравнению с

общепринятым для данного государства режимом хозяйственной деятельности.

Иными словами, она являет собой анклав[1], где осуществляется выборочное

сокращение государственного вмешательства в экономические процессы, т.е.

составляет обособленную часть национального экономического пространства, на

которой применяется определенная система льгот, не используемая на других

территориях данного государства.

Впервые официальное конкретное определение свободной экономической зоны

было дано в Киотской конвенции от 18 мая 1973 года. В ней говорилось, что

под свободной экономической зоной следует понимать часть территории

государства, на которой ввезенные товары обычно рассматриваются как товары,

находящиеся за пределами таможенной территории по отношению к праву импорта

и соответствующим налогам и не подвергающиеся обычному таможенному

контролю. Из этого определения видно, что свобода обособленной части

государственного пространства является не абсолютной, а относительной.

Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее

товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов

контроля за импортом, которые в соответствии с таможенным законодательством

страны применяется в отношении импортируемых товаров на другие территории

этой страны. Это означает, что товары, ввозимые в свободную экономическую

зону из-за границы, не декларируются как ввоз на территорию принимающей

страны. Но в тоже время законы не освобождают товаровладельцев и инвесторов

от существующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его. В связи

с этим свободные экономические зоны следовало бы именовать не свободными, а

специальными экономическими зонами. (№7, стр.181).

2.2. Подходы, используемые в создании СЭЗ

История создания СЭЗ знает два концептуальных подхода – территориальный

и функциональный. Несмотря на то, что в их основе лежит единый принцип

предоставления преференциального режима хозяйствования, тем не менее, между

ними есть существенные различия, определяющие выбор одного из них. Согласно

первому подходу льготным режимом пользуются предприятия и организации,

расположенные на обособленной территории. При втором подходе преференции

применяются к определенным видам предпринимательской деятельности вне

зависимости от места из размещения. (№7, стр.181).

Примером реализации первого подхода являются свободные экономические

зоны Китая, зона «Манаус» (Бразилия), многие экспортно-производственные

зоны в развивающихся странах. Результатом второго подхода являются

«точечные» зоны, представленные отдельными предприятиями (оффшорные фирмы,

магазины «дьюти фри»). (№1, стр.85).

Выбор одного из двух указанных подходов зависит от конкретных задач,

которые должны быть решены в результате организации свободных экономических

зон. Так, территориальный подход в большей мере применим при решении

проблемы развития какого-то региона, а функциональный – при крупной

перестройке структуры экономики в целом или ее отдельных сфер.

Функциональный подход более гибок, так как он дает возможность создать так

называемые точечные зоны, представленные отдельными предприятиями. В силу

этого он более удобен для инвесторов, в том числе и иностранных, не

ограничивая их местоположением соответствующей фирмы в стране. Однако в

реальной жизни преобладает территориальный подход. (№7, стр.181).

2.3. Цели создания СЭЗ

Мировая практика организации и функционирования специальных

экономических зон свидетельствует, что они создаются для достижения

разнообразных целей.

Во-первых, главной целью создания свободных экономических зон является

более глубокое включение стран в процесс развития международного разделения

труда. Речь идет об увеличении выпуска конкурентоспособной продукции на

экспорт и обеспечении таким путем роста их валютных поступлений. И эта

логика вполне понятна. Если страна по каким-либо причинам не может

обеспечить широкое открытие экономики для иностранных предпринимательского

капитала или прибегнуть к стимулированию экспортной экспансии[2], то она в

состоянии это сделать в рамках свободных экономических зон, когда ее

правительство имеет возможность создать более благоприятный инвестиционный

климат для иностранных вкладчиков.

Во-вторых, СЭЗ нужны также для насыщения внутреннего рынка

заинтересованной страны высококачественной продукцией, в первую очередь

импортозаменяющими товарами. Для достижения этой цели на анклавной

территории с помощью иностранного капитала организуется импортозамещающее

производство.

В-третьих, организация специальных экономических зон предусматривает

более глубокое включение в МРТ не только по производственной линии, но и в

области туризма, культуры и санаторно-курортной сферы, что, впрочем, также

ведет к увеличению валютных поступлений.

В-четвертых, СЭЗ призваны обеспечить ускоренное внедрение в

производство отечественных и иностранных научно-технических разработок с

дальнейшим использованием их результатов во всей национальной экономике

страны.

В-пятых, одной из целей создания специальных экономических зон для

развивающихся стран является обучение и подготовка квалифицированных

рабочих, инженеров, хозяйственных и управленческих кадров.

В-шестых, важная цель организации СЭЗ – стимулирование экономического

развития какой-то территории или конкретной отрасли производства. Например,

в США и Великобритании специальные экономические зоны создавались в начале

80-х гг. для оживления мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах.

На этих территориях предпринимателям предоставлялось большая, чем в других

местах страны, свобода хозяйственной деятельности и заметные финансовые

льготы. Эти программы стимулирования не имели специальной ориентации на

привлечение иностранного капитала.

С той же целью превращения ранее отсталых регионов в динамично

развивающиеся проходила организация свободных экономических зон в

слаборазвитых государствах. Но здесь в отличие от промышленно развитых

стран при формировании таких зон акцент делался на ввоз иностранного

капитала.

Наконец, в-седьмых, в отдельных странах СЭЗ рассматриваются как

региональный метод модернизации экономики в условиях ее перехода от

административных принципов функционирования к рыночным. К примеру, в Китае

специальные экономические зоны носят экспериментальный социальный характер.

В этой стране переход по принципу «все разом» от административной системы к

рыночной признан неприемлемым, чреватым потрясениями для народа и экономики

в целом. Поэтому здесь эффективность рыночной экономики проверяется на

примере СЭЗ. Опыт их функционирования показывает, что рыночные принципы

вытесняют отношения, основанные на государственной собственности, они более

эффективны, динамичны.

Следует отметить, что при создании свободных экономических образований

число целей должно быть четко обозначено. Выполнение этого требования

предопределяет выбор системы льгот, предоставляемых субъектам хозяйственной

деятельности. Множественность целей ведет к неоправданному распределению

льгот на все сферы экономики от сельского хозяйства до банковских операций

и на деятельность разных субъектов СЭЗ – от входящих в СП частных лиц до

филиалов транснациональных корпораций. (№7, стр.182).

2 Льготы, используемые в СЭЗ

Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон

является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя

таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с

общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране.

Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам

разных стран; по существу они, как правило, сходны. (№1, стр.90).

Имеющийся опыт создания специальных экономических зон показывает, что

каждому их типу соответствует свой специфический набор льгот и стимулов. В

экономической литературе обычно выделяют 4 основные группы льгот:

Внешнеторговые льготы, которые предусматривают введение упрощенного

порядка осуществления внешнеторговых операций и снижение или отмену

экспортно-импортных пошлин;

Финансовые льготы в виде установления низких цен на коммунальные

услуги, снижения арендной платы за пользование землей и

производственными помещениями, а также предоставления различных форм

субсидий за счет бюджетных средств и преференциальных

государственных кредитов;

Фискальные льготы, которые связаны с налоговым стимулированием

определенных видов предпринимательской деятельности; эти льготы

могут затрагивать налоги на прибыль, доход, имущество, уровень

налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от

налогообложения;

Административные льготы, которые предоставляются администрацией данной

СЭЗ для упрощения режима въезда и выезда иностранных граждан,

процедур регистрации предприятий, а также оказания различных услуг.

Специфический набор льгот и стимулов, применяемый в отдельных зонах,

дополняется специальными формами поощрений, направленных или на ускорение

развития транспортной инфраструктуры, или на стимулирование переработки

местного сырья на экспорт, или на привлечение в зону определенного типа

инвесторов (мелких или, напротив, крупных), или на решение других

конкретных задач.

Все упомянутые льготы могут применяться в самых различных комбинациях.

Однако весь их набор должен служить инструментом реализации сравнительных

преимуществ данной территории, а не средством возмещения отсутствующих

здесь факторов развития. Важно также иметь в виду, что налоговые льготы не

являются решающим стимулом привлечения иностранного капитала. При

современных масштабах распространения свободных экономических зон более

важными факторами в этом отношении могут оказаться инвестиционные гарантии,

качество инфраструктуры и квалификация рабочей силы, возможность получения

на внутреннем рынке дешевых кредитов и простота административных процедур.

Главным же фактором для привлечения иностранных капиталов, как показывает

мировая практика, остается политическая стабильность в стране размещения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.