реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Территории в международном праве

Территории в международном праве

Министерство общего и профессионального

Образования Российской Федерации

Российский Государственный Гуманитарный Университет

Факультет Защиты Информации

Студент 3 курса д/о

Борисов Сергей

Реферат по предмету “Международное Право”

На тему:

Территории в Международном Праве

Москва 2000

ПЛАН

1. Введение.

2. Государственная территория

3. Граница

4. Международное морское право

5. Внутренние воды – вид морских пространств.

1.1 Классификация морских пространств.

1.2 Понятие внутренних морских вод.

6. Порядок захода иностранных судов в морские порты.

7. Арктика и Антарктика

8. Список Литературы

Введение

В своем реферате я хочу уделить внимание территориям в

международном праве, международно-правовому режиму Мирового океана,

проблемам Арктики и Антарктики, но не затрагивать космическое право, т.к.

оно не является частью моего доклада.

Под территорией в международном праве понимается пространство с

определенным правовым режимом – часть земного шара (сухопутная, водная

территории, недра и т.д ), а также космическое пространство и небесные

тела. Правовой статус территорий определяется нормами

внутригосударственного законодательства и международного права.

По правовому режиму территории подразделяются на государственные,

территории со смешанным режимом и территории с международным режимом.

Государственные территории являются материальной базой

существования соответствующего государства и находятся под его

суверенитетом. Основу правового статуса государственных территорий

составляют норма национального права.

Территории со смешанным режимом (континентальный шельф и

экономическая зона) не входят в состав государственных территорий.

Территории с международным режимом (открытое море за пределами

территориальных вод, международный район морского дна, реки, проливы и

т.д.). Правовой режим этих территорий определяется международными

договорами.

Государственная территория

Государственная территория- это часть земного шара, находящаяся под

суверенитетом соответствующего государства. Государственную территорию

образуют: сухопутная территория, водная территория, воздушная

территория,

недра. Условной государственной территорией принято считать морские,

воздушные, космические корабли, находящиеся вне пределов государственной

территории, а также трубопроводы, другие сооружения.

В пределах государственной территории государство осуществляет свое

территориальное верховенство и национальную юрисдикцию.

Современное международное право запрещает насильственное изменение

государственной территории. Территория государства может изменяться в

результате:

1. Разделения существующего государства, выхода части территории из

состава государств, объединения двух или нескольких государств.

2. Национально освободительной борьбы и реализации права на

самоопределения.

3. Обмена государственными территориями по соглашению сторон.

4. Применения мер ответственности за агрессию.

5. Цессии-уступки права на территорию.

Граница

Государственная граница - линия и проходящая по этой линии вертикальная

поверхность, определяющая государственную территорию, пространственный

предел государственного суверенитета.

Прохождение границы устанавливается:

- на суше – по характерным точкам, линиям рельефа или ориентирам.

- на море – по внешнему пределу территориальных вод

- на реках – по середине главного форватера либо по их середине.

Государственные границы устанавливаются в договорном порядке. При

этом вначале решается вопрос о делемитации, т.е. юридической

принадлежности определенной территории. Делимитация предполагает

определение в договорном порядке общего направления прохождения

государственной границы с обозначением ее на карте. Далее осуществляется

демаркация – проведение линии границы на местности с одновременным

обозначением ее пограничными знаками- столбами, пирамидами и т.п., на

воде- створами, вехами и т.п.

Режим государственной границы устанавливается национальным

законодательством и международными договорами и включает правила:

содержания границы;

пересечения границы лицами и транспортными средствами;

пропуска через границу лиц и товаров;

ведения на границе хозяйственной и иной деятельности;

разрешения пограничных инцидентов;

От режима государственной границы следует отличать пограничный режим –

режим пограничной зоны, территориальных и внутренних вод. Пограничный

режим нацелен на создание необходимых условий для охраны границы. Ширина

пограничной зоны не превышает, как правило, пяти километров.

Порядок отсчета территориального моря:

1. От линии наибольшего отлива – 12 миль

2. От прямых исходных линий, соединяющих выступающие в море точки

побережья, если береговая линия глубоко изрезана и извилиста – 12 миль

3. От внутренних морских вод – 24 мили

Пространство со смешанным правовым режимом:

Шельф – поверхность и недра морского дна, простирающееся от внешней

границы территориального моря.

1. до глубины покрывающих вод 200м.

2. Или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих

вод позволяет разработку естественных богатств этих районов.

Международное морское право

Международное морское право является одной из наиболее древних частей

международного права, уходящей своими корнями в эпоху античного мира. Но

его кодификация впервые была осуществлена лишь в 1958 году в Женеве І

Конференцией ООН по морскому праву, которая одобрила четыре конвенции: о

территориальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о

континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов моря. Эти

конвенции и в настоящее время имеют силу для участвующих в них

государств. Положения этих конвенций в той степени, в которой они

декларируют общепризнанные нормы международного права, в частности

международные обычаи, должны уважаться и другими государствами. Но при

этом надо иметь в виду, что вскоре после принятия Женевских конвенций по

морскому праву 1958 года новые факторы исторического развития, в

частности появление в начале 60-х годов большого числа независимых

развивающихся государств, потребовавших создания нового морского права,

отвечающего интересам этих государств, равно как возникновение в

результате научно-технической революции новых возможностей освоения

Мирового океана и его ресурсов, привели к глубоким изменениям

международного морского права. Эти изменения и нашли отражение в

Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, которую подписали 157

государств, а также ЕЭС и от имени Намибии Совет ООН по Намибии.

Некоторые подсчеты показывают, что в целом в Конвенции содержится

примерно 1500 норм и положений, создающих конкретные обязательства для

государств по их выполнению и соблюдению. Из этого числа сотни норм

совершенно новых.

Принятия такого рода норм привело к существенному изменению правового

режима морских пространств, к установлению новых правоотношений между

государствами при пользовании морями и океанами, их ресурсами.

Новые нормы относятся как к режимам открытого моря, территориального

моря, приливов, архипелажных вод государств-архипелагов, исключительных

экономических зон и континентального шельфа, режиму островов, замкнутых и

полузамкнутых морей, так и к правам внутриконтинентальных государств на

доступ к морю, мерам по предотвращению загрязнения морской среды и т.д.

Особое место в Конвенции занимают нормы, направленные на регламентацию

использования морских пространств.

Помимо указанных выше конвенций международное морское право включает

значительное число других международных соглашений и международных

обычаев, которые определяют правовой режим морских пространств. На

правовом режиме внутренних вод я хочу подробнее остановиться в своей

курсовой.

Внутренние воды – вид морских пространств.

1.1 Классификация морских пространств.

Пространства морей и океанов на нашей планете с международно-правовой

точки зрения подразделяются на:

1) пространства, находящиеся под суверенитетом различных государств и

составляющие территорию каждого из них;

2) пространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного

из них.

Принадлежность части Мирового океана к одному из указанных видов

морских пространств определяет, таким образом, правовое положение, или

правовой статус, этой части моря. Правовой же статус какого-либо морского

пространства оказывает большое воздействие на порядок установления и

содержания правового режима, регулирующего деятельность в данном

пространстве. При этом, естественно, учитываются и иные обстоятельства, в

частности значение соответствующего морского пространства для

коммуникаций и различных видов сотрудничества между государствами.

В состав территории страны, имеющей морское побережье, входят части

моря, расположенные вдоль его берегов и именуемые внутренними морскими

водами и территориальным морем (или территориальными водами — оба термина

равнозначны). В состав территории государств, состоящих полностью из

одного и более архипелагов, входят архипелажные воды, расположенные между

островами внутри архипелага.

Внутренние морские воды, территориальное море и архипелажные воды —

лишь небольшая часть Мирового, океана. Огромные пространства морей и

океанов за их пределами не входят в состав территории и не подчинены

суверенитету ни одного из государств, то есть имеют иной правовой статус.

Однако классификация морских пространств только на основании их правового

статуса не носит исчерпывающего характера. Как показывает практика, два,

а иногда и более, морских пространства, имеющих одинаковый правовой

статус, тем не менее имеют различные правовые режимы, которые регулируют

в каждом из них соответствующую деятельность. Правовой режим внутренних

морских вод в некоторых важных аспектах отличается от правового режима

территориального моря, а правовой режим архипелажных вод не совпадает с

правовым режимом ни внутренних вод, ни территориального моря, хотя все

эти три части морских вод считаются соответственно водами прибрежного

государства, то есть имеют единообразный правовой статус. Еще более

пеструю картину можно наблюдать в рамках морских пространств, не

подпадающих под суверенитет ни одного из государств и находящихся за

пределами территориальных вод. Они состоят из районов, отличающихся друг

от друга специфическим правовым режимом (прилежащая зона, исключительная

экономическая зона, континентальный шельф и т. д.).

Указанные обстоятельства учитываются при классификации морских

пространств.

Отдельный вид морских пространств составляют проливы, используемые для

международного судоходства. В их пределах находятся воды, имеющие не

только различные правовые режимы, но и различный правовой статус. Поэтому

сами эти проливы делятся на ряд категорий.

Своеобразна ситуация с некоторыми важнейшими морскими каналами. Они,

будучи искусственными сооружениями прибрежного государства и его

внутренними водами, ввиду большого значения для международного

судоходства подчинены специфическому международно-правовому режиму.

Таким образом, правовая классификация морских пространств должна

осуществляться с учетом правового статуса и особенностей правового режима

конкретного морского пространства. Этот подход соответствует исторически

сложившейся традиции и в своей основе опирается также на Конвенцию по

морскому праву 1982 года.

1.2 Понятие внутренних морских вод.

В состав территории каждого государства, имеющего морское побережье,

входят внутренние морские воды. Международные соглашения и национальные

законы различных государств относят к ним воды, находящиеся между берегом

государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины

территориального моря. Внутренними морскими водами прибрежного

государства считаются также:

1) акватории портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее

удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других

сооружений портов;

2) моря, полностью окруженные сушей одного и того же государства

(например, Аральское море), а также моря, все побережье которых и

оба берега соединения с другим морем (или океаном) принадлежат

одному и тому же государству (например, Азовское море. Белое

море);

3) морские бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат

одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает

24 морских миль.

Если ширина входа в залив больше 24 морских миль, то для отсчета

внутренних вод в этом заливе проводится прямая исходная линия в 24

морские мили внутри залива от берега к берегу, но таким образом, чтобы ею

было отграничено возможно большее водное пространство. Это же правило

применяется к морским бухтам, губам и лиманам.

В состав государственной территории некоторых морских государств

входят также исторические воды. В частности, Конвенция о территориальном

море и прилежащей зоне и Конвенция ООН по морскому праву подтвердили

международную практику, согласно которой некоторые заливы, независимо от

ширины входа, считаются внутренними водами прибрежного государства в силу

исторической традиции. Такие заливы называются „историческими". К ним,

например, относится на Дальнем Востоке залив Петра Великого до линии,

соединяющей устье реки Тюмень-Ула с мысом Поворотный (ширина входа 102

морские мили). Его статус как исторического залива был определен Россией

в 1901 году в правилах морского рыбного промысла в территориальных водах

Приамурского генерал-губернаторства, а также в соглашениях с Японией по

вопросам рыболовства 1907, 1928, 1944 годов. Этот статус залива Петра

Великого был подтвержден изданным в 1957 году Постановлением Совета

Министров СССР. Историческим заливом СССР является также Чешская губа в

Баренцевом море, которая глубоко вдается в сушу и окружена ею.

Канада считает историческими водами Гудзонов залив (ширина входа около

50 морских миль), Норвегия - Варангерфьорд (ширина входа 30 морских

миль), Тунис - Габесский залив (ширина входа 50 морских миль).

Доктрина международного права также не ставит под сомнение право

государств объявлять некоторые заливы, окруженные сушей одного

государства, но имеющие ширину входа более 24 морских миль, историческими

заливами. Так, Д. Коломбос полагает: „В силу исторических или освященных

давностью оснований, либо оснований, покоящихся на особенностях залива,

прибрежное государство вправе притязать на более широкий пояс береговых

вод, если оно может доказать, что оно длительное время осуществляло

верховенство над данным заливом и что такое притязание прямо или

молчаливо признано подавляющим большинством других государств".

Следовательно, по мнению Д. Коломбоса, для объявления государством какого-

либо залива историческим необходимо прежде всего выдвинуть либо

исторические основания, либо основания, вытекающие из особенностей

залива. Подобная позиция характерна и для значительного числа других

авторов — специалистов международного права.

Международное договорное право до сих пор не содержит определений

понятий „исторические воды" или „исторический залив" и не предусматривает

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.