реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Шпаргалка по международному праву

Шпаргалка по международному праву

1.Понятие и система современного МП. МП- это система юр.норм, регулирующих

межгос.отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.

Межгос.отношения – отношения с участие гос-тв, межгос.организаций и

гос.образований (нации, борющиеся за создание собственного гос-тва, вольные

города). Система МП представляет собой комплекс юр.норм, подразделяющихся

на самост. части (отрасли, подотрасли, институты). Структура: внутренняя

организация системы, расположение и соединение ее элементов, характер их

взаимосвязи. Нормы МП: юридически обязательные к исполнению правила

поведения гос-тв и др.субъектов МП, устанавливаемые самими субъектами.

Нормы: договорные и обычные международно-правовоые (неписанные правила);

универсальные (для большинства субъектов МП) и локальные (для субъектов

одного региона, ограниченного курга субъектов); имеративные (jus cogens

признается всеми субъектами и обязательна для всех, отклонение от нее

недопутсимо) диспозитивные (предоставляют субъектов возможность определять

свое поведение); материальые (устанавливают права и обязанности по

конкретным правоотношениям) и процессуальные (устанавливают порядок

реализации матер.норм); регулятивные (устанавливают конкретные права и

обяханности) и охранительные (гарантируют раелизацию регулятивных норм);

обязывающие, разещающие, управомоч-щие. Система МП делится на отрасли -

крупные блоки международно-правовых институтов и норм, регламентирующих

обособленные межд. отношения, отличающиеся качественным своеобразием.

Каждая отрасль помимо того, что руководствуется общими принципами МПП,

имеет и свои “собственные” принципы. Например, в космическом праве

действует принцип запрещения национального присвоения космического

пространства и т.п. Помимо этих отраслей существуют право М безопасности; М

гуманитарное право; дипломатическое и консульское право; М морское право и

т.д.. Отрасли МП, в свою очередь, состоят из более простых образований -

подотраслей и институтов. Подотрасль регулирует обычно либо конкретные

отношения в специфической ситуации, либо отношения двух или нескольких

отраслей МП. Международно-правовой институт - группа межд.норм,

регламентирующих однородные отношения. Пример: институт гражданства в

гуманитарном праве, институт признания или правопреемства и т.д.

2. Международно-правовые средства борьбы с массовыми нарушениями прав и

свободчеловека

Принцип уважения прав чел-ка и основных свобод получил признание в качестве

основного принципа общего МП с принятием У. ООН. Была признана неразрывная

связь между поддержанием и сохранением международного мира и безопасности и

свобод человека. Принципы в Уставе ООН: основополагающее значение

достоинства и ценности человеческой личности, равноправие народов,

равноправие мужчин и женщин. Недопустимость дискриминации по признпкам

расы, пола, языка и религии. Во Всеобщей деклорация прав человека – 1948

г., Международ. пакт об экономических, социальных и культурных правах и М-

ном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. Более подробно

описаны права человека. Но возможно ограничение для гос безопасности и т.

д. В 1975 г принят акт и борьба за права потвердила Всемирная Конференция

по правам 1993 г. Был заключен ряд конвенций по конкретным аспектам: о

предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948), о

ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966), о ликвидации всех форм

дискриминации в отношении женщин (1979), о правах ребенка (1989) и др.

4. Понятие права международной безопасности и его источники. ПМБ –

совокупность межденародных принципов и норм, направленных на поддержание

международных принципов и норм, направленных на поддержание международного

мира и обеспечение б/ов самых различных областях – военной, политической,

экономической, финансовой, гуманитарной,экологической и др. Основные

принципы: 1) неприменение сылы и угрозы силы; 2) невмешательство во

внутренние дела; 3) мирное разрешение споров 3) принцип разоружения 4)

ответственность гос-ств за агрессию 5) принцип поддержание мира и б/о; 6)

неделимость б/о – одна и одинакова для всех; 7) принцип равной б/о- для

всех в равной мере. Средства обеспечения МБ делятся на стредства: 1)

укрепления мира – разоружение, меры доверия, создания безядерных зон; 2)

поддержания мира – мирные средства разрешения конфликтов и операции по

поддержанию мира; 3) востановление мира – принудительные действия ОНН.

Источники – это универсальные договора (Устав ООН, соглашения о

разоружении), региональные договора, двусторонние соглашения (о мире и

дружбе, о разоружении и др.).

5. Кардинальное отличие МП от внутрегосударственного права.

6. Порядок создания международных организаций и прекращение их

функционирование: основные признаки МО

МО учреждаются договорным путем между гос-ми или в решении уже существующей

орг-ции. Процесс проходит в 3 этапа: 1. Принятие учредительного документа

(устав); 2. создание материальной структуры организации, для этой цели

используется спец. подготовительные органы, создаваемые этими гос-ми.

Данный орган занимается такими вопросами как создание штаб-квартиры,

повестка и т.д). 3. Созыв главных органов. Прекрощение существования МО

происходит по волеизлеянию членов гос-ств. Подписывается протокол о

роспуске как ОВД, который должен ратифицироваться. Для урегулирования

споров можно создать ликвидационный комитет. Если в место ликвидируемой

организации создается новая – то возникает вопрос правоприемственности,

решаемый соглашениями между орг.

С появлением МО появляется предмемет правового регулирования отношений МО.

Право междкнародных организаций – отрасль современного международного

права, включающая принципы и нормы, регулирующие вопросы создания,

организации и деятельности МО. Приципы: 1. соответсвие создания и дея-ти МО

общепризнаным принципам МП; 2. ответственность МО за правонарушения; 3.

добровольное членство МО. Международные договора (МД) в контексте с МО - 3

группы: 1. между гос-ми (учреждение МО) 2. между гос-ми и МО

(местонахождение штаб-квартиры) 3. между МО и МО (сотрудничество).

Разновидности МО: межгос-ные (межправит-ные) (это объединение гос-тв,

учрежденное на основе межд.договора для достижения общих целей, имеющее

постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при

уважении их суверенитетаи) неправительственные организации (созданы не на

основе международного договора и объединяют физ. и/или юр.лиц (например,

Ассоциация международного права и др.) основными признаками

межправительственных организаций являются: - членство трех и более

государств; - наличие учредительного межд.договора; - наличие постоянных

органов и штаб-квартиры; - уважение суверенитета гос-тв-членов; -

невмешательство во внутренние дела; - установление порядка принятия решений

и их юридической силы. МО классифицируются и по другим признакам. По кругу

участников меж.межгос.организации подразделяются на универсальные (напр.

ООН), региональные (О Афр. Един.) и межрегиональные (ОПЕК). По сфере

затрагиваемых в решениях вопросов МО подразделяются на организации общей

(эконом., научные) и специальной компетенции (Всемирный почтовый союз). По

характеру полномочий различают межгос-ные ( цель - расширение межгос-ного

сотрудничества) и наднациональные (надгос-ные) организации (цель –

интеграция). Их решения распространяются непосредственно на граждан и

юр.лица государств-членов (приближается к такому типу организаций

Европейский Союз). В соответствии с порядком вступления организации делятся

на открытые (свободный вход и выход) и закрытые (прием в члены производится

с согласия первоначальных учредителей).

Только международные межправительственные организации (ММО) относятся к

субъектам международного права. Имеют учредительный документ, который

наделяет их правом. Неправительственные МО этим правом не обладают.

7. Основные источники МП

Норма МП – правило поведения, которое признается государствами и другими

субъектами МП в качестве юридического обязательства.

Единственным способом создаия международно-правовых норм – соглашение

субъектов МП. Юр.значение источников МП – формы, в которых выражается

согласованная форма субъектов МП (форма поведения – договор). Источники МП

делятся на 2 группы: 1 основные источники: договоры, обычаи; 2

вспомогательные: - общие принципы права, которые признаны цивилизованными

народами; - судебные решения; - доктрина (научная разработка); -

одностороннее действие гос-тв (пример: государство принимает закон об

иностранцах и определяет статус иностранца); - заявления глав гос-тв, глав

правительств; - совместные заявления гос-тв. Межд. обычай - сложившееся в

межд.практике правило поведения, за которым субъекты МП признают юридически

обязательный характер. Межд. договор - соглашение между субъектами МП

относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и

обязанностей. Нормы бывают универсальные (для всех) и партикуляр (анг.

редкий) (для ограниченного круга – локальные). По методу воздействия бывают

диспозитивные (анг. регулирующие) и императивные jus coges (распоряжение).

Источник права бывает Материальный – международные отношения и Формальный –

форма, в которых находят свое выражение нормы права. В ст. 38 Статута МС

ООН перечень международных источников: 1. международные конвенции; 2.

международные обычаи; 3. общие принцыпы права; 4. указанные в ст 59 решения

и доктрины по публичному правуразличных наций, но вспомогательно.

Кадификация МП – систематизация М-П норм, осуществляемая субъектами МП. 1.

Бывает Официальная - реализуется в форме МД и неофициальная – учеными,

национальными институтами и т. д. (Ассоциация МП).

8. СНГ: правовой статус, компетенция, главные органы

СНГ (междунар. Межгосудар. Орг.) – объединение государств, основанное на

началах суверенного равенства всех его членов, являющихся самостоятельными

и равноправными субъектами МП. 8 дек 1991 – в Минске (БР, Росс,Укр)

Соглашение о создании СНГ которое подписали все остальные кроме прибалтов и

Грузии 21 дек 91 о присоединении. 22 января 1993г принят Устав СНГ и

вступил в силу через год. Цели: 1. сотрудничество в политической

экономической, экологической, гуманитарной, культурнойи иных облястях; 2.

общее экономическое пространство; 3. обеспечение прав человека; 4.

сотрудничество в сфере обеспечения мира и разоружения; 5. содействие в

передвижении гр-н по СНГ; 6. в др. сферах правовых отношений; 7. мирное

разрешение конфликтов между странами. Интересы: 1. Обеспечение прави

человека; 2. внешнеполит деятельность; 3. формирование ощеэкономического

пространства.общеевропейского и евразиатского рынков; 4. таможенная

политика; развитие транспорта и связи; 5. окружающая среда; 6. социальная

и миграционная политика; 7. борьба с орг. преступностью; 8. Оборонная

политика и охрана границ. Согласно Уставу есть гос-ва-учредители и гос-ва

члены. Украина и Туркменистан не ратифицировали и являются гос-ми-

участниками. Органы: 1.Совет глав гос-тв (СГГ) – предствлены все, 2 раза в

год; 2. Совет глав правительст (СГП) – координация сотрудничество

правительств в эконом., культур. сферах, 4 раза в год. Любой гос-во может

заявит о незаинтересованности в вопросе – не влияет на решение; 3. Совет

министров Иностранных Дел (СМИД) – координация внешних политик на основе

решений СГГ И СПГ. Координационно-консультативный комитет – действует

постоянно, 2 чел с каждого гос-ва и Координатор, назначаемый СГГ.

Вырабатывает и вносит предложения. Секритариат находится в Минске. СГГ-

состоит: 1. совет министров обороны; 2. предусматривается создание главное

командывание Объединенных В. С. И группу наблюдателей для обеспечения мира;

Совет командующих пограничными войсками. Экономический суд – обеспечение

выполнение эконом обязательствв СНГ. Коммисия по правам человека –

консультативный орган и наблюдает за обязательствами. Межпарламенская

ассамблея – состоит из парламент. делегаций, расматривает законодательные

вопросы и свои рекомендации направляет СГП. В феврале 99 на СМИД обсудили

вопрос расформирование и проект новой структуры: 1. Экономический союз. 2.

единый исполнительный комитет – координация всех органов СНГ; 3. единый

бюджет СНГ.

9. Архипелажные воды

Согласно III Конвенции ООН по морскоми праву от 1982 - это воды гос-ва

архипелага, расположенные в пределах прямых архипелажных исходных линий (не

более 100 миль), соединяющих наиболее выдающиеся в море точкинаиболее

отделенных остравов и осыпающих рифов архипелага. Гос-во-архипела – состоит

полностью из архипелпага (ов) и может включать др. острава. Архипелаг –

группа остравов, влючая части остравов, соединяющие их воды и др. природные

образования. Арх.-гос-во составляет коридор прахода судов по водам шириной

в 50 миль и утверждает его в международной морской организации (ММО).

10. Вспомогательные средства для определения правовых норм

Вспомогательные источники представляют собой лишь результат определенных

стадий процесса создания, развития, изменения, уяснения или толкования того

или иного принципа и ли нормы международного права; они выступают как

“вспомогательное средство для определения правовых норм” (ст.38 Статуса

Международного Суда). Такими источниками могут быть:1. постановления

межправительственных организаций; 2. решения международных и арбитражных

судов; 3. нормы национального законодательства и решения национальных

судов, 4. доктрины юристов-международников. Как закреплено в статуте

Международного Суда (ст.38, п.1), Международный суд в качестве

вспомогательных средств для определения правовых норм применяет “судебные

решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному

праву различных наций”. Решения Международного Суда и арбитражных

судов — это акт толкования или применения той или иной нормы международного

права; они не имеют нормообразующей силы, так как не являются результатом

согласования воль суверенных государств и не имеют универсального

характера, ибо они “обязательны лишь для участвующих в деле сторон и лишь

по данному вопросу” (ст.59 статута). Международный Суд только применяет

действующие нормы международного права к конкретным случаям. Национальные

законодательные акты выступают в качестве “вспомогательного средства для

определения правовых норм”. Решения национальных судов имеют большое

практическое значение при определении и толковании нормы международного

права в данном государстве. Доктрины ученых МП - личное мнение отдельных

лиц. Но с ее помощью можно установить содержание конкретных принципов или

норм МП, и сформулировать позицию, которая может оказать влияние на

формирование норм МП путем заключения международного договора.

В межгосударственных отношениях кроме правовых норм действуют и другие

социальные нормы. Прежде всего, о нормах международной морали. Мораль, как

особая форма общественного сознания, отлична от права, как продукта

согласования воль государств. Но мораль и право постоянно взаимодействуют

друг с другом, иногда нормы морали превращаются (становятся) в нормы права.

Например, категория “мир” (“международный мир”) пронизывает ныне весь Устав

ООН.

11. Международно-правовой обычай как источник МП

Согласно п. 1 ст. 38 Статута МС ООН – докозательство всеобщей практики,

признаной (кадефикация) в качестве правовой нормы. Ранее опеделялос

продолжительность повторяющихся однородных действий – от 50 до 100 лет,

хотя в настоящее время, с учетом прогресса транспорта и связи фактор

времени сейчас не имеет значения. Пример – запуск в 57 спутника –

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.