реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
СНГ: на пути к экономическому союзу

потерям. По оценкам, из 17 млрд.долл., составивших в 1992 г. фактической

субсидирование партнеров из ближнего зарубежья, 11 млрд.долл. приходится на

скрытые ценовые дотации.

В 1993 г., по данным Центра экономической конъюктуры при правительстве

РФ, применялась следующая практика ценообразования: в целом на поставки

продукции и услуг - свободные рыночные договорные цены (их база неизвестна,

но, видимо, нижний предел - оптовые цены страны-производителя); не

стратегически важные товары - цены, ориентированные на мировые, с

ежеквартальным уточнением и пересчетом в национальную валюту по

коэффициентам: на уголь, нефть, газ, нефтепродукты - при наличии

двусторонних соглашений - внешнеторговые, но не ниже цен промышленности,

действующих на территории Российской Федерации; при отсутствии

соглашений - цены, рассчитанные, исходя из ежеквартального уровня мировых

цен с пересчетом в рубли по среднему рыночному курсу.

Этот временный порядок нуждается в уточнении и согласовании, поэтому

было бы целесообразно в ходе переговоров и подготовки необходимой

документации по вопросам создания экономического союза договориться о

принципах ценообразования и порядке согласования цен во взаимной торговле.

- Пути формирования экономического союза.

Экономический союз не может быть декретирован единовременным актом. Его

становление представляет собой процесс поэтапный, на основе

последовательного формирования необходимых предпосылок.

В недолгой истории СНГ имеются немало совместных деклораций и

многосторонних соглашений, провозглашающих общее экономическое

пространство, координацию экономической политики, отказ от торговых

барьеров, сохранения кооперативных связей и т.п., но они так и остались на

бумаге. Жизнь показывает, что для развития реальной интеграции

недостаточно только добрых немерений руководителей стран. Нужен четкий

меанизм, обеспечивающий выполнение выработанных договоренностей и

обязательств сторон. Необходим поиск всеми звеньями управления практических

решений, позволяющих состыковать экономические интересы партнеров,

обеспечить благоприятные условия для взаимовыгодного сотрудничества. Это

тем более относится к такому сложному и многоплановому процессу, как

формирование экономического союза (сообщества) суверенных государств

отражает высшую ступень объединения развитых рыночных экономик, достигаемую

в результате длительного межгосударственного взаимодействия.

Подготовительные этапы на пути к экономическому союзу включают:

. создание зоны свободной торговли, для которой характерны отсутствие

или как минимум радикальное сокращение таможенных тарифов при

сохранении за каждой страной-участницей права самостоятельно устанав

ливать правила торговли с другими странами;

. таможенный союз, в рамках которого полностью отменены внутрен-ние

пошлины и ограничения на перемещение товаров и установлен

единыйтаможенный тариф на внешней границе таможенного пространства;

. общий рынок, где сняты барьеры для свободного движения не только

товаров, но и факторов производства (капиталов, услуг, рабочей силы).

Показательно, что хотя договор о создании западноевропейскими

странами общего рынка вступил в силу еще 1958 г., единый таможенный акт,

определяющий меры по переходу к единому внутреннему рынку, экономическому и

валютному союзу, был принят лишь в 1968 г. Решения ЕС опираются на высокую

степень согласованности национальных экономических политик и совместные

действия по широкому спектру вопросов не только в области торговли и

внешнеэкономических связей, но и сельскохозяйственного производства,

развития отстающих регионов, социальной сферы, проведения научно-

технических исследований, выработки мер по защите окружающей среды и др.

Для решения этих задач создана разветвленная структура межгосударственного

управления, включающая органы, наделенные наднациональной компетенцией,

распологающие многочисленным квалифицированным аппаратом и

распоряжающиеся совместно созданными крупными фондами. И возможно, это

самое важное - мощную материальную базу интеграционных процессов

составляют различные предпринимательские структуры и рыночные институты

(промышленные корпорации, банки, торговые фирмы и страховые компании),

осуществляющие свою деятельность за пределами национального рынка,

связанные тесной международной кооперацией, общностью технологий,

стандартов, методов работы.

На нынешнем уровне становлении СНГ подобная модель экономического союза,

естественно, не может быть реализована в полной мере. Как бы ни велико было

стремление ускорить процесс формирования экономического союза, следуя

западным стандартам (а попытки их копирования присущи сегодня и

представителям науки и экспертам стран СНГ, готовящим договорные

документы), это вряд ли удастся, так как исходные предпосылки у нас и у них

значительно отличаются: уже хотя бы потому, что на Западе идет

экономическая интеграция идет путем размывания государственных границ.

Там - развитый рынок со всей необходимой инфраструктурой, здесь - лишь

первые шаги по его созданию.

Но это отнюдь не означает, что создание полноценного экономического

союза не может сейчас выдвигаться как стратегическая задача. Разрабатывая

договор и соглашения, определяется конкретный механизм взаимодействия в

различных областях, целесообразно было бы уже сейчас сформулировать

совместно с партнерами единое понимание сущности экономического союза, его

стратегических целей, ближайших задач, предусмотреть практические пути и

инструменты, обеспечивающие их реализацию.

В качестве ориентиров следует исходить из поэтапного формирования

интегрированного сообщества, опирающегося на единое рыночное

пространство, создание равных возможностей и гарантий для всех стран-

участниц, обеспечение бесприпятственного перемещения их товаров, услуг,

капиталов и рабочей силы. Осуществление этих целей должно обеспечиваться

путем всесторонней координации национальных экономических политик,

включая гармонизацию хозяйственных законодательств, совместной разработки

и реализации проектов, представляющих взаимный интерес; образование

таможенного и валютного союзов.

Представляется необходимым более предметно определить задачи начального

этапа, а также меры, направленные на их решение. По существу предстоит

наметить совместную программу действий, которые помогли бы преодолеть

экономический спад, осуществить рыночные реформы, восстановить

хозяйственные, особенно кооперационные связи партнеров.

На этом этапе необходима системная работа по согласованию экономических

политик и в первую очередь акций, которые связаны с реформированием

экономик и структурными преобразованиями. Экономический союз подразумевает

создание в государствах-участниках однородного экономи ческого

пространства, что обеспечивается проведением общей экономической политики,

согласованной стратегии осуществления экономических реформ и темпов их

реализации. Переход к единой стратегии хозяйственных реформ и темпов их

проведения определяется, безусловно, российской политикой, хотя по

отдельным вопросам здесь потребуются и компромиссы.

Резумеется, нужно с самого начала отменить, или хотя бы существенно

снизить, таможенные тарифы и нетарифные ограничения на поставки продукции

из стран, вошедших в экономический союз, установить для них

преференциальный режим торговли и хозяйственной деятельности, как это

допускается правилами ГАТТ для зон свободной торговли и таможенных союзов.

Но чтобы такой режим был взаимовыгодным, следует обеспечить выравнивание

реальных условий хозяйствования в странах-партнерах. Потребуется перейти к

согласованию политики цен и налогов, устраняющей спекулятивные перетоки

товаров, создать условия для добросовестной конкуренции. Одновременно

необходима разработка общих принципов внешнеэкономической политики по

отношению к третьим странам, чтобы ввести единую систему тарифного и

нетарифного регулирования торговли с ними, установить согласованный

порядок порядок контроля за реэкспортом товаров и применение штрафных

санкций.

Принципиальное значение для становления и развития экономического союза

имело бы, по нашему мнению, формирование трех его основ: разделение труда,

системы ценообразования и системы взаимных расчетов. Иначе говоря,

экономический союз лишь тогда станет реальностью, когда в его рамках

удастся обеспечить плавный переход,

. во-первых, от внутресоюзного к международному разделению труда;

. во-вторых, от внутренней системы оптовых цен и тарифов к пропорциям

мировых цен;

. в-третьих, к такой системе расчетов, которая удовлетворяла бы интересы

всех участ-ников.

Руководство стран СНГ учло немало экономических проблем и среди них

одну из ключевых - проблему функционирования бывших союзных предприятий в

условиях становления межгосударственных отношений. Не случайно практически

только Туркменистан экономически достаточно независим, поскольку его

усеченный производственных комплекс ограничен продукцией валютного значения

(нефть, газ, хлопок, каракуль) и мало связан с другими отраслями.

Парадокс, но в этой стране легче в таких условиях выстраивать более

независимую в структурном отношении национальную экономику, чем, скажем

странам Балтии или Армении.

Однако последующие требования со стороны Росии, в частности, о залоге

золота или СКВ под половину объема кредитной задолжности, заставили

практически всех ее партнеров (исключая Такжикистан) ввести уже до конца

ноября свои национальные валюты. Немало важное значение, видимо, имел и

сам факт осмысления как российской стороны, так и ее партнерами весьма

малой степени реальной возможности согласования (а посуществу подчинения

России) основных параметров денежно-кредитной, финансовой, валютной и

таможенной политики, поскольку на первый план в их реализации неибежно

будут выдвинуты национально-государственные интересы.

Конечно, обслуживанию торговли внутри СНГ старой союзной валютой с

неуправляемой эмиссией и сбором этих денег в экономически более

сильные государства, прежде всего в Россию, необходимо было положить

конец.Оправдано и переоформлениескладывающихся сальдо сначала в

технические, а затем в межгосударственные кредиты. Технически приемлен и

механизм обособления российского рубля (через корреспондентские счета в ЦБ

РФ и новые купюры) от рынков других стран СНГ в наличном и безналичном

обороте. Однако очевидно, что далеко не все страны СНГ были готовы к столь

шоковому переходу к мультивалютности расчетов и введению собственных

национальных валют без ущерба для экономики и взаимной торговли.

Поэтому иллюзорны надежды на то, что форсирование (вместо эвалюционной

координации действий) принуждение их следовать российской модели может

сразу придать рублевой зоне стабильность курсовых отношений, баланс

платежей и способность партнеров гасить переоформленные долги самой

России.

Конкретно, видятся здесь следующие нерешенные проблемы:

1. Устойчивость новой рублевой зоны в решаюшей степени зависит от

успехов в стабилизации экономики России и самого рубля. Однако,

представляется, что монетаристская тактика достижения такой стабилизации

лишь путем сжатия денежной массы и без стимулирования производства может и

не иметь упеха. В итоге сама основа зоны - российский рубль - может не

усилиться, а ослабнуть, теряя способность выполнять в зоне общественные

функции денег и даже свою учетную функцию.

2. Зона формируется по принципу приведения всех его стран под

упомянутую российскую модель денежной политики, а выроботка самой такой

политики отнюдь не становится коллективной. По тем же причинам это может

принести ущерб странам, последовавшим за Россией, и взорвать процесс

продвижения к единой денежной системе в целом.

3. Возникают расхождения между графиком создания Экономического союза

и новой рублевой зоны как его части, хотя здесь императивно необходима

синхрониазция действий. Очевидно, при этом целесообразно следовать графику

создания этого союза с переходным периодом унификации соотвествующего

законодательства вместо форсирования объединения де-

нежных систем.

4. При отсутствии реального денежного и валютного рынка обменные курсы

национальных валют стран СНГ могут быть только расчетными и сами по себе

еще не означают восстановления эквивалентности обмена. Это длительный

процесс, немыслемый без участия коммерческих банков и валютных бирж в

странах СНГ.

5. Жесткая позиция России с самого начала порождает элементы

противоречий и недоверия. Очевидно, что при создании столь важного

механизма долгосрочные интересы стран СНГ не должны оттесняться

сиюминутными проблемами бюджета и платежного баланса.

Все сказанное не позволяет рассматривать рублевую зону в ее современной

конфигурации как сложившийся институт, а лишь подтверждает необходимость

формирования полноценого платежного союза, участники которого объективно

должны быть заинтересованны в укреплении не только собственной, но и

российской валюты в качестве резервной для международных рсчетов в СНГ.

Представляется, что наиболее срочным сейчас является решение вороса

наличных платежей где курсовые соотношения можно было бы проработать в

рамках Межэкономсбербанка, куда теперь входит и Сбербанк России, на основе

действующей “корзины” товаров-представителей.Что касается безналичных

расчетов, то следовало бы ориентироваться на российский рубль, при условии

его стабилизации, как на резервную валюту, дополнительно проработав вопрос

о приближении к ценам мировых рынков пропорций цен наиболее значимых

товаров в обороте России по странам ближнего зарубежья (например нефть

- хлопок, газ - зерно, лес - шерсть и т.д.), и использовать кросс-курс

доллара к национальным валютам, базируясь при этом не только на курсовые

оценки национальных банков стран ближнего зарубежья, а на расчеты

Центробанка и Минфина России. Кредиты можно было бы выдавать при таком

пересчете и в рублях, но ставке 10-12% годовых. Это давалобы возможность

расчета потенциальной эфективности сделок.

В прочем, данный вопрос имеет больше технический характер, главное

- что правительства и коммерсанты стран ближнего зарубежья предложат в

залог. Это должнобыть ценное имущество или ресурсы, и здесь требуется

гарантии российского правительства.

Подготавливая мероприятия по формированию экономического союза,

важно исходить из того, что он создается не на пустом месте: времени

образования СНГ подготовлена определенная (нормативная и организационная)

база ака для много- , так и двустороннего сотрудничества. В начале 1993 г.

роководителями семи стран (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргыстан,

Россиия, Таджикистан, Узбекистан) принят устав СНГ о совместной

деятельности в важнейших областях политики, экономики, безопасности,

социальных и гуманитарных вопросах. В СНГ создана система коллективных

координирующих органов, включая советы глав государств и глав

правительств, координационно-консультативный комитет в составе вице-

примьеров. Действует секретариат СНГ, комплектуемый из специалистов стран-

участниц Содружеств.

В сентябре 1992 г. образована межпарламентская ассамблея, где

представители парламентов шести стран СНГ (Армения, Беларусь, Казахстан,

Кыргыстан, Россия, Тадэикистан) начали системную работу по сближению их

законодательств, в то числе хозяйственного. Заключены десятки соглашений,

определяющих условия и порядок экономического взаимодействия по ряду

конкретных направлений. Особое значение в плане подготовки

экономического союза имеют многостороннее соглашение о принципах

таможенной политики, наметившее создание таможенного союза, двусторонние

договоры о введении режима свободной торговли, многосторонние соглашения о

сотрудничестве во внешнеэкономической области, взаимном призанании прав

собственности, ругулирование рынка ценных бумаг, исключений двойного

налогооблажения, создании межгосударственного банка. Ряд соглошений

предусматривает, как указывалось, координацию отраслевой деятельности,

осуществление совместных проектов в производстве, науке, технике.

По нашему мнению, экономический союз должен, не повторяя систему

сотрудничества, складывающийся в рамках СНГ, развивать ее. Целесообразное

использование конструктивных элементов прежних договоренности позволило

бы, объединения в экономическом союзе те государства, которые готовы к

более глубоким формам интеграции, сохранять открытыми двери для других

членов СНГ.

В то же время, полагаем, необходимо осторожно подходить к созданию

новых органов, предназначенных специально для экономического союза, чтобы

не дублировать деятельность существующих координационных звеньев. Не

исключено, что более рациональным решением было бы использование их

возможностей для работы по формированию экономического союза. В этих целях

можно предусмотреть специальную процедуру принятия в таких органах решений,

которые будут касаться только участников экономического союза.

Исходя из этих предпосылок в Министерстве сотрудничества России с

государствами СНГ подготовлен проект концепции двусторонних платежно-

расчетных отношений России с государствами - участниками Экономического

союза. Этот проект учитывает предложения Центрального банка России,

Министерства финансов России, экспертов Европейского союза и в принципе

поддержан, в частности экспертами правительства Национального банка

Казахстана.

Основные условия и принципы построения платежно-расчетных отношений по

этой концепции сводят к следующему.

Государства на ряду с Россией создают гарантийные залоговые фонды и

соответствующий механизм для проведения межгосударственных расчетов - фонд

межбанковских расчетов (ФМР) в согласованной сумме с СКВ с равным долевым

участием Сторон.

Залог каждой Стороны блокирует на ее счете в Межгосударственном банке,

и по нему начисляется обычный процентный доход, однако национальным банкам

государств, поместивших залог, запрещается осуществлять с ним финансовые

операции, не связанные с функциями этого залога, т.е. с обслуживанием

механизма платежно-расчетных отношений договаривающихся Сторон.

Международному банку, как агенту, Стороны передают исключительное право

распоряжаться залогом в соответствии с их совместным соглашением о

механизме межбанковских расчетов.

Согласуется также валюта текущих межгосударственных межбанковских

расчетов, осуществляемых через ФМР. Предлагается использовать для этой цели

безналичный российский рубль или расчетный доллар.

Юридические лица государства осуществляют межгосударственные платежи в

национальной валюте через местную банковскую систему и свой национальный

банк в сумме, достаточной для покупки товаров у контрагентов другого

государства после ее перевода по курсу в валюту расчетов ФМР. Платежи в

национальной валюте переводятся в валюту текущих межгосударственных

расчетов в соответствии со складывающимся курсом на местных валютных

биржах.

Правительства и центральные банки государств определяют приоритетные

торговые операции, платежи по которым в первую очередь осуществляются через

ФМР. Круг операций зависит от величины ФМР и возможностей предоставления

взаимных краткосрочных расчетных кредитов в дополнение к прямым платежам в

валюте расчетов.

Механизм взаимных расчетов через ФМР заключается в следующем:

согласовывается долевое участиекаждой страны в ФМР ,размещаются залоги в

Межгосударственном банке как целевые депозиты, устанавливается шкала

расчетов в твердой валюте и за счет краткосрочного кредита, который каждая

из Сторон может предоставить другой Стороне - партнеру по ФМР.

Дефицит в платежах вначале покрывается полностью кредитом (до 5-й позиции),

а затем по мере увеличения дефицита доля кредита постепенно уменьшается, а

доля платежей в валюте возрастает.

Нарастающий дефицит грозит исчерпанием права нашего условного партнера

на получение кредита. Следовательно, должны быть определены причины и

приняты заранее меры к сбалансированности расчетов: пересмотр обменного

курса, девальвирование валюты, сокращение кредитной экспансии и др.

Если платеж в валюте не был произведен, то до погашения просрочки кредит

больше не предоставляется и взыскиваются определенные повышенные проценты.

Преимущество этой системы расчетов в том, что каждые 15 дней

отслеживается ситуация, есть возможность принять предупредительные меры,

кредит строго лимитируется и не может автоматически увеличиваться до

определенного предела, а также есть полная гарантия его погашения за счет

залога твердой валюты в Межгосударственном банке.

Вопросы равноправного участия национальных валют во взаимных расчетах и

их переводимости друг в друга на двусторонней основе по курсам определяются

специальными межбанковскими соглашениями о мерах по стабилизации курсов

национальных валют. Устанавливаются пределы возможных отклонений курсов

покупки и продажи валют банками обеих сторон от официальных котировок, а

также условия снабжения коммерческих банков двух государств наличной

валютой для проведения наличного денежного обмена для граждан.

По мнению специалистов Банка России, платежный союз должен быть не

юридически жесткой наднациональной структурой, а лишь формой организации и

функционирования нормального цивилизованного валютного рынка в нескольких

государствах. Платежный союз должен быть открыт для вступления в него

государств, стремящихся обеспечить взаимную обратимость своих национальных

денег и российских рублей и использовать этот механизм для взаимной

торговли и платежей.

Большинство специалистов сходятся во мнении,что на данном этапе вряд ли

целесообразно подписание многостороннего соглашения платежного союза.

Далеко не все республики по политическим либо экономическим причинам смогут

или захотят последовать примеру России в области создания внутреннего

валютного рынка, а главное взять на себя достаточно конкретные и жесткие

обязательства по открытию национальной экономики через либерализацию

валютного регулирования и внешнеторгового режима.

Поэтому в ближайшей перспективе вероятнее всего выделение “ядра” в

составе трех-четырех государств, которые возьмут на себя обязательства по

созданию унифицированного механизма валютного рынка и войдут в платежный

союз. С каждым из этих государств были бы подписаны двусторонние

соглашения, которые затем трансформировать бы в многосторонние.

Необходимым условием решения проблемы межгосударственных расчетов является

формирование полноценных валютных рынков в государствах по продаже-покупке

национальных валют. Главное назначение валютного рынка заключается в

определении реального курса национальных валют. Когда начнут работать

валютные рынки, центральные банки государств смогут достичь договоренности

о взаимном паритете своих валют. Паритет необходимо будет поддерживать

объединенными усилиями в течении определенных периодов времени, возможно

пересматривать паритет валют ежеквартально, допуская колебание курса в

пределах 7-10 %.

При этом Стороны обязуются поддерживать курс национальных валют в

пределах установленных соотношений путем применения соответствующих мер на

внутренних валютных рынках.

Банки Сторон должны обеспечивать регулярные котировки рыночного курса

своих национальных валют друг к другу и к доллару на основе складывающегося

спора и предложения на внутренних валютных рынках.

Для стабилизации курса национальной валюты к рублю и обеспечивая

возможности проведения интервенции на национальном валютном рынке

государства, которые ввели национальную валюту, могут приобрести российские

рубли следующим путем:

. на коммерческой основе путем покупки за СКВ;

. покупать у Банка России по фиксированному курсу рубли на условиях

“СВОП”, т.е. на определенный срок с последующее обратной продажей, с

условием, что эти средства не могут использовать на другие цели, кроме

обеспечения сбалансированности расчетов между национальными банками

государств;

. получать государственные кредиты от Правительства Российской Федерации

на эти цели.

На основе спроса и предложения Стороны должны создать максимальные

благоприятные условия для взаимной торговли. Национальные банки создают

свои стабилизационные фонды для регулирования обменных курсов. Потребуется

специальное соглашение о взаимном обмене средствами в безналичных

национальных валютах для поддержания курса валют.

Перечисленные вопросы, на наш взгляд, составляют основу как для

двусторонних платежно-расчетных отношений, так и будущего формирования

платежного союза на многосторонней основе с функционированием

Межгосударственного банка.

По нашему мнению, недопустимо ждать целостного платежного союза и

полноценного функционирования Межгосударственного банка. Представляется,

что на первом этапе можно организовать в Центральном банке России расчетную

плату вначале для двусторонних расчетов с отдельными заинтересованными

государствами и согласовать с ними механизм расчетов не основе предлагаемой

концепции.

При дисбалансе торговли и платежей между странами СНГ хозяйствующие

субъекты не могут все решить сами, им нужна помощь правительств и

центральных банков, от которых требуется разработать и внедрить в ближайшее

время нормально работающий механизм платежно-расчетных отношений в

интересах всех участников Экономического союза, в том числе с учетом

заинтересованности России в сохранении и развитии хозяйственных связей с

государствами СНГ.

В предполагаемой концепции учтены разработки Центрального банка России

и экспертов Комиссии ЕС.

Что касается практической реализации предлагаемой концепции и начала

переговоров с государствами СНГ, то, по нашему мнению, требуют решения

следующие поочередные вопросы:

. о возможности и сумме залога валюты в СКВ со стороны России;

. о предоставлении Центральному банку России выдавать другим национальным

банкам краткосрочные расчетные кредиты на вышеизложенных условиях

механизма ФМР, ибо постановлением Верховного Совета Российской

Федерации от 30 июня 1993 г. Центральному банку России запрещена выдача

каких-либо кредитов другим государствам СНГ. Либо решить вопрос о

направлении в 1994 г. части государственных кредитов Правительства

России на эту цель;

. определить приоритетные для России торговые операции, расчеты по

которым будут проходить в первую очередь через механизм ФМР;

. создать в Центральном банке России специальный расчетный центр,

обслуживающий механизм ФМР, который в будущем станет основой

Межгосударственного банка.

Если данная концепция будет одобрена и решения по указанным поочередным

вопросам будут приняты, станет возможным проведение двусторонних

переговоров с заинтересованными государствами СНГ для заключения платежно-

расчетных отношений уже в этом году.

-------------------------------------

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.