реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Региональная и местная публичная власть в Бразилии, Италии, Франции

Региональная и местная публичная власть в Бразилии, Италии, Франции

Содержание

Введение 3

1. Федерализм и унитаризм как формы государственного устройства 4

2. Типы федераций 5

3. Региональная и местная публичная власть в Италии, Франции,

Бразилии 6

4. Особенности российского федерализма 13

Заключение 14

Список литературы 18

Введение

Проводимая в Российской Федерации конституционная реформа во многом

изменила существовавшие ранее приоритеты строительства Российской

государственности. Это затронуло и основные направления формирования

системы органов государственной власти и местного самоуправления, которые,

в той или иной мере, испытывают трудности переходного периода, объективно

сопровождающегося поиском оптимальных путей демократического обновления

российского общества.

Федерализм в России во многом уникален. Ему трудно подобрать аналоги в

истории и современном мире. Он не сводится ни к национально-

государственному устройству (что отличало советскую модель), ни к

территориальному (свойственному многим странам). Попытки копировать опыт

США, Германии и других государств не имели успеха, потому что расходились с

российскими реалиями и противоречили интересам развития страны. Ассиметрия,

присутствующая в конституционных положениях о федеративной организации

России, отразила сложный состав и прошлое страны.

Целью данного исследования является сравнение различий между

федеративным и регионализованным унитарным государством, а также между

местным управлением и самоуправлением по вопросам организации и

взаимодействия различных уровней и ветвей власти на примере нескольких

государств – Италии, Франции, Бразилии, а также сопоставление выявленных

конституционных особенностей с федеративным устройством Российской

Федерации.

1. Федерализм и унитаризм как формы государственного устройства

Некоторые авторы утверждают, что большинство всех существовавших и

ныне существующих государств являются унитарными[1].

Унитарное государство – целостное централизованное государство,

административно-территориальные единицы которого (области, провинции,

округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают

суверенными правами.

И все-таки некоторые специалисты считают, что можно выделить несколько

типов федераций, характерных специфическими траекториями развития. На 24

“конституционные” федерации набирается, по мнению А. Подберезкина, не

менее чем 7 типов, к каждому из которых тяготеют формально унитарные

государства, использующие в своем устройстве принципы федерализма[2].

Федерализм как форма решения вопроса о территориально-политической

организации общества и разграничения предметов ведения между союзом и

входящими в его состав государственными образованиями вызывает особый

интерес в силу той роли, которая принадлежит федеративным государствам в

современном вире. В их числе такие мощные в политическом и экономическом

отношении государства, как США, Канада, ФРГ и Австралия, государства с

высоким (Швейцария, Австрия, Бельгия) и средним уровнем развития

капитализма (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Индия, Пакистан),

развивающиеся страны (Малайзия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты,

Коморские острова). В то же время необходимо подчеркнуть, что федеративное

устройство отнюдь не является доминирующим, а его опыт – универсальным и

исключительно положительным.

Федерация - это единое государство, состоящее из нескольких

государственных образований, объединившихся для решения центральной властью

общих для всех членов федерации задач.

В состав современных федераций входит различное число субъектов:

в США - 50, Австралии - 6, Канаде - 10, Австрии - 9, ФРГ - 16, Бельгии

-3, Индии - 25, Югославии - 2 и т. д.

В большей части государств федеративное устройство не служит формой

решения национального вопроса. В Индии, Бельгии, Канаде и Нигерии

территориально-политическая организация государства в той или иной мере

отражает многонациональный состав населения.

Субъекты федераций имеют собственные территорию, конституции и органы

власти, которые в пределах предоставленных им прав обладают высокой

степенью независимости.

Федеральные конституции включают в предметы ведения федерации

важнейшие вопросы государственной жизни: оборону страны, внешнюю политику,

финансы, налогообложение, организацию высших органов власти, разрешение

конфликтов между субъектами федерации, регулирование торговли, развитие

транспорта и коммуникаций. В ведение субъектов федерации входит более

широкий круг вопросов, но это в основном вопросы, не требующие

единообразного регулирования. В их числе - организация местных органов

власти, общественный порядок и охрана окружающей среды, общественно

необходимые работы и службы.

Конституции федеративных государств по-разному, с учетом уровня

развития экономики, исторических традиций, соотношения политических сил

определяют объем предметов ведения федерации и ее субъектов. Различным

образом они решают и вопрос о принадлежности земли, недр и вод. Например, в

Швейцарии и Бразилии они подпадают под юрисдикцию федерации. В Австралии и

Канаде земля и недра принадлежат субъектам федерации. Под юрисдикцией

субъектов федерации находится земля и в Соединенных Штатах Америки, но

здесь необходимо учитывать то обстоятельство, что более 30% всей территории

США принадлежит федерации на правах собственности.

Во многих сферах федерация и ее субъекты тесно взаимодействуют. Об

этом свидетельствует, в частности, решение вопроса охраны окружающей среды,

ставшей в отсутствие каких-либо конкретных конституционных указаний

объектом скоординированной политики федерации и ее субъектов во многих

государствах мира.

Далее мы рассмотрим более подробно отдельные государства с

федеративным устройством.

2. Типы федераций

Всякая типология условна. И все-таки некоторые специалисты, как уже

упоминалось выше, считают, что можно выделить несколько типов федераций,

характерных специфическими траекториями развития.

“Западноевропейский” тип: Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария –

старые западноевропейские демократии, связанные (Бельгия, Швейцария) или не

связанные с национальной структурой расселения, с длительными традициями

самоуправления или независимой государственности составных частей,

устойчивым соотношением между политической и этнической идентичностью. К

этому же типу можно отнести многие “полуфедеральные” западноевропейские

государства – Испанию, Великобританию, Финляндию, Италию и др.

“Североамериканский” тип: США, Канада, Австралия – старые англоязычные

“переселенческие” федерации, созданные “снизу” в ходе строительства

либеральной демократии, мало связанные с этническими и иными социальными

различиями, с устойчивой политической идентичностью, высокой

децентрализацией государственной власти.

“Латиноамериканский” тип: Мексика, Аргентина, Венесуэла, Бразилия –

старые “переселенческие” федерации, созданные “сверху” в результате распада

испанской и португальской империй из частей их колоний, не связанные с

этническими различиями, асимметричные, с большим числом субъектов и высокой

централизацией государственной власти, сочетающейся с развитыми институтами

самоуправления в субъектах. Многочисленность регионов и асимметричность

федерации – создание новых полноправных субъектов из территорий или путем

деления “старых” штатов, особенно в районах нового освоения – традиционно

использовались в латиноамериканских странах как клапаны для регулирования

внутрифедеральных отношений и социальной напряженности.

“Островной” тип: Федеративные Штаты Микронезии, Сент-Китте и Невис,

Коморские острова – молодые островные федерации, созданные в результате

распада колониальных империй, асимметричные и слабоинтегрированные.

“Афро-азиатский” тип: Индия, Малайзия, ОАЭ, ЮАР – молодые, но

устойчивые централизованные федерации, созданные “сверху” на базе

компромисса между элитами существовавших прежде федеральных государств

и/или национальными элитами регионов, ставших субъектами федерации,

высокоасимметричные, с сильными различиями в потенциале регионов, как

правило, с сохранением существенных элементов авторитарного правления в

центре и на местах. ЮАР, в которой процесс государственного строительства

после слома режима апартеида еще не завершен, сочетает признаки “афро-

азиатского” и “переселенческого” типов, регионы, основывающиеся на прежнем

размежевании между “независимыми” бантустанами и традиционными

историческими провинциями, возникшими в ходе освоения территории

европейскими переселенцами.

“Нигерийский” тип: Нигерия, Пакистан, Эфиопия, Мьянма – молодые

высокоцентрализованные федерации с неустойчивыми авторитарными режимами,

возникшие в результате деколонизации, в которых принципы федеративного

устройства использованы центральными властями (“сверху) как средство

сохранения единства разнородных в этническом, социальном и экономическом

отношении регионов, асимметричные, со слабыми и формальными институтами

самоуправления на местах, узаконенным частым вмешательством центра в дела

регионов, вплоть до коренной перекройки границ между ними.

Российский федерализм: была ли модель? Нынешний российский федерализм

чрезвычайно эклектичен, сочетая многие элементы из советского и даже

имперского наследия с новейшими заимствованиями из опыта либеральных

демократий и собственными “наработками”. Россию, наряду с Югославией, можно

отнести к уникальному “постсоциалистическому” типу. Обе эти страны –

молодые многонациональные федерации с глубокими внутренними этническими и

социально-экономическими различиями, унаследовавшие асимметричность и

использование в государственном устройстве принципа национально-

территориальной автономии и диспропорции в соотношении политической

(общегосударственной) и этнической идентичности граждан от своих

исторических предшественников. К этому же типу принадлежала и бывшая СФРЮ.

3. Региональная и местная публичная власть в Италии, Франции, Бразилии

Франция. Франция является неделимой, светской, демократической и

социальной Республикой.

Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его

через своих представителей и посредством референдумов[3].

По форме правления Франция – полупрезидентская, полупарламентская

республика, по форме территориального устройства – сложное унитарное

государство (Корсика – политическая автономия, Новая Каледония – нечто

вроде ассоциированного штата). Во Франции существует демократический

государственный режим[4].

Вся система местных органов Франции строится в соответствии с

административно-территориальным делением. Они представлены коммунами)

департаментами и регионами, где являются выборными органами. Основу

территориальной организации составляют коммуны. Коммуна насчитывает

приблизительно 36 тыс. человек, управляется муниципальным советом и мэром,

который является органом исполнительной власти. Совет управляет делами

коммуны. Он принимает решения по вопросам, затрагивающим интересы ее

граждан по всем социальным проблемам: распоряжается имуществом, создает

необходимые службы (больницы, рынки, дороги, музеи, школы и т.д.).

Основной единицей административно-территориального деления Франции

являются департаменты. В стране они представлены в числе 96 внутренних и

так называемых заморских департаментов. К ведению департаментского Совета

относится принятие местного бюджета и контроль за его исполнением,

организация департаментских служб, управление имуществом департамента.

Исполнительным органом департамента является председатель генерального

совета (ранее это называлось службой префекта). Председатель подготавливает

и исполняет решения Совета, несет ответственность за управление

департаментом, является распорядителем кредитов, а также главой

административных и технических служб департамента.

Самой крупной единицей в административном делении Франции является

регион. Регионы имеются и в заморских территориях. Образование регионов

вызывалось необходимостью преодоления препятствий в экономическом и

социальном развитии вследствие существовавших узких административно-

территориальных единиц. Небольшие размеры этих единиц перестали .

способствовать использованию природных, экономических и людских ресурсов. В

принципе, регион похож на департамент. У них примерно одни и те же органы

власти и управления. Однако в отличие от департамента в каждом регионе

учреждены экономические и социальные комитеты и региональный комитет по

займам. В регионе действует своя счетная палата. Региональный совет

избирает своего председателя, который является исполнительной властью в

регионе.

Французское местное и региональное управление строится на основе

сочетания управления и самоуправления. Управление. осуществляют назначаемые

чиновники (комиссары Республики, супрефекты и др.). Самоуправление

предоставлено выборным органам. Комиссар Республики назначается в каждый

департамент Советом министров. В регионе комиссар Республики наиболее

значительного департамента является комиссаром региона. Комиссар Республики

представляет "каждого из министров" и "несет ответственность за

национальные интересы, за соблюдение законов и поддержание общественного

порядка", (статья 34 Закона от 2 марта 1982 г.). Финансовый контроль

осуществляет региональная счетная палата. Она проверяет счета местных

коллективов, их законность и "надлежащее использование кредитов, фондов и

ценностей".

Италия. Конституцией Италии, принятой 22 декабря 1947 г., утверждена

форма правления парламентской республики в весьма приближённом к

классической модели варианте, унитарная форма государственного устройства с

широкой территориальной автономией для составляющих государство областей.

Демократические положения конституции не сразу были реализованы,

некоторые из них не осуществлены и до сих пор; последнее, например,

относится к регламентации многих прав и свобод. Некоторые важные нормы не

проводились в жизнь в течение многих лет. Так, создание областного

самоуправления растянулось более чем на 20 лет, откладывалось начало

деятельности Конституционного Суда; в течение 11 лет со времени вступления

в силу основного закона не функционировал Высший совет магистратуры. До

настоящего времени не реализованы положения конституции об учреждении

президиума Совета Министров (ст.95), не выполнено требование шестого

переходного положения о ликвидации специальных органов юрисдикции.

Характеристика Италии как государства:

- с точки зрения государственного устройства – Италия является унитарным

государством;

- с точки зрения уровня социально-экономического развития – Италия –

высокоразвитая страна;

- с точки зрения способа организации власти – республика;

- с точки зрения государственного устройства – унитарное государство.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.