реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
ООН, история создания

ООН, история создания

Вступление

1.В современных международных отношениях международным организациям

отводится значительная роль. Начиная с 19 века, стремление к

интернационализации многих сторон жизни общества вызвало необходимость

создания новой формы международного сотрудничества. Новым этапом в

развитии мирового сообщества явилось учреждение первых международных

универсальных организаций - Всемирного телеграфного союза в 1865 г. и

Всемирного почтового союза в 1874 г. В настоящее время насчитывается более

4 тысяч международных организаций, имеющих различный правовой статус. Это

позволяет говорить о системе международных организаций, центром которой

является ООН (Организация Объединенных Наций).

ООН - универсальная международная организация, созданная в целях

поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества

между государствами. Устав ООН обязателен для всех государств и его

преамбула гласит: “Мы, народы объединенных наций, преисполненные решимости

избавить грядущие поколения от бедствий войны, вновь утвердить веру в

основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в

равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций и

создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к

обязательствам и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире

друг с другом, как добрые соседи, объединить наши силы для поддержания

международного мира и безопасности, обеспечить, чтобы вооруженные силы

применялись не иначе, как в общих интересах, решили объединить наши усилия

для достижения этих целей

История создания ООН как системы

Система Организации Объединенных Наций (далее ООН) в ее современном

виде складывалась на протяжении длительного времени, и правильное понимание

причины появления всех ее элементов.

Система ООН зародилась более 100 лет назад как механизм управления

мировым сообществом. В середине девятнадцатого столетия появились первые

международные межправительственные организации. Появление этих организаций

было вызвано двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в

результате буржуазно-демократических революций, стремящихся суверенных

государств, стремящихся к национальное независимости, и, во-вторых,

успехами научно-технической революции, породившими тенденцию к

взаимозависимости и взаимосвязанности государств.

Как известно, лозунг неотъемлемости и незыблемости суверенитета народа

и государства был одним из наиболее значимых во времена буржуазно-

демократических революций во многих европейских странах. Новый правящий

класс стремился закрепить свое господство при помощи сильного, независимого

государства. В то же время развитие рыночных отношений стимулировало

ускорение научно-технического прогресса, в том числе в сфере орудий

производства.

Научно-технический прогресс, в свою очередь, привел к тому, что

интеграционные процессы проникли в экономику всех развитых стран Европы и

вызвали всестороннюю связь наций друг с другом. Желание развиваться в

рамках суверенного государства и невозможность делать это без широкого

сотрудничества с другими независимыми государствами - и привела к появлению

такой формы межгосударственных взаимосвязей, как международные

межправительственные организации.

Вначале, главной целью межгосударственного сотрудничества в рамках

международных организаций можно было считать контроль над интеграционными

процессами. На первом этапе за межправительственными организациями

закреплялась скорее техническо-организационная, чем политическая функция.

Они были призваны развивать интеграционные тенденции с целью вовлечения

государств-членов. Обычная сфера сотрудничества - связь, транспорт,

отношения с колониями.

Вопрос о возникновении первой международной организации до сих пор

остается спорным. Правоведы-международники чаще всего называют таковой

Центральную комиссию судоходства по Рейну, возникшую в 1815 году. Кроме

европейских и американских комиссий по международным рекам,

характеризующихся строго специальной компетенцией, в 19 веке создавались

так называемые квазиколониальные организации, такие как например Западный

Ириан, который просуществовал недолго, а также административные союзы.

Именно административные союзы оказались наиболее подходящей формой

развития межправительственных организаций.

По образу и подобию административных союзов, главной задачей которых

было сотрудничество государств в специальных областях, межправительственные

организации развивались в течении целого века.

Начало двадцатого столетия ознаменовало конец спокойного развития

многих государств. Противоречия присущие началу развития капитализма

породили мировую войну. Первая мировая война не только задержала развитие

международных организаций, но и привела к роспуску многих из них. В то же

время осознание губительности мировых войн для всей человеческой

цивилизации оказало воздействие на на появление проектов создания

международных организаций политической ориентации в целях предотвращения

войн.

Идея создания глобальной межправительственной организации для

предотвращения войн и поддержания мира занимала умы человечества с давних

пор.

Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919) так и не ставшей

эффективным инструментом политического и международного сотрудничества.

В целом за время от первой до второй мировой войны разработка проблем

организации международного мира и безопасности двигалась весьма медленно.

Вторая мировая война в силу ее масштабов, методов террора, применяемых

фашистскими армиями, дала мощный толчок правительственной и общественной

инициативе по организации мира и безопасности.

На правительственном уровне впорос создания организации международной

безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны.

В научной литературе существуют разногласия о том, кто из союзников

и в каком документе первым предложил создание Организации Объединенных

Наций. Западные ученые таким документом назвали Атлантическую хартию

Рузвельта и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские исследователи

вполне обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию от 04 декабря

1941 года.

Однако,14 августа 1941 г. президент США Франклин Делано Рузвельт и

премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчиль подписали

документ, где обязались “работать вместе с другими свободными народами, как

в войне, так и в мире”. Свод принципов международного сотрудничества в

поддержании мира и безопасности получил впоследствие название Атлантической

хартии. Первые контуры ООН были начерчены на конференции в Вашингтоне на

заседаниях, проходивших в сентябре-октябре 1944 г., где США, Соединенное

Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях

будущей организации. 25 апреля 1945 г. делегаты 50 стран собрались в Сан-

Франциско на Совещание Объединенных Наций (название впервые предложено

Рузвельтом) и приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей. 24 октября

Устав был ратифицирован 5-ю постоянными членами Совета Безопасности,

большинством подписавших его государств и вступил в силу. С тех пор 24

октября в международном календаре называется Днем ООН.

Важным этапом на пути создания ООН стала конференция союзных держав в

Москве в 1943 году.

В декларации от 30 октября 1943 года подписанной представителями СССР,

США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что «они признают

необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной

организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной

на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами

которой могут быть все такие государства - большие и малые»[1].

Особенностями этой организации следует назвать ярко выраженный

политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы мира,

безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах

межгосударственного сотрудничества. Эти характеристики не были свойственны

прежним межправительственным организациям.

Дальнейший ход подготовки новой международной межправительственной

структуры хорошо известен и подробно описан во многих историко-правовых

исследованиях. Важнейшими этапами в создании ООН обоснованно называют

конференцию в Думбартон-Оксе (1944 г.), на которой были согласованы

основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации.

Крымская конференция в Ялте в феврале 1945 года, с участием глав трех

правительств - советского, британского и американского - обсудила

предложенный конференцией в Думбартон-Оксе пакет документов, дополнив его в

ряде пунктов, и приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в

США в апреле 1945 года.

Это решение реализовалось на конференции в Сан-Франциско, проходившей

с 25 апреля по 26 июня 1945 года и завершившейся принятием учредительных

документов Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 года после

передачи на хранение пятью постоянными членами Совета Безопасности и

большинством других государств ратификационных грамот Устав ООН вошел в

силу.

Появление новой международной организации, с созданием которой

связывались ожидания прочного мира, давало надежду и на развитие

сотрудничества всех государств в вопросах экономического и социального

развития.

Следует отметить, что первоначально представления об объеме

компетенции новой межправительственной организации у государств-союзников в

значительной мере не совпадали. Советское правительство рассматривало ООН в

первую очередь как организацию по поддержанию международного мира и

безопасности, призванную уберечь человечество от новой мировой войны. И

союзными государствами такая ориентация рассматривалась как одна из

важнейших, что позволило достаточно бесконфликтно договориться о создании

совета Безопасности - органа широкой компетенции в вопросах мира и

безопасности. В то же время советский проект Устава ООН, предложенный в

Думбартон-Оксе, предусматривал, что «организация должна быть именно

организацией безопасности и к ее компетенции не следует относить вопросы

экономические, социальные и вообще гуманитарные, для этих вопросов должны

быть созданы специальные, особые организации».

Представители западных государств с самого начала рассматривали ООН

как организацию широкой компетенцией, содействующую сотрудничеству

государств в области экономики, социального обеспечения, науки, культуры и

т.д. Иначе говоря, согласно предложениям союзных государств ООН должна

совместить контроль за интеграцией государств-членов как в политических,

так и в социально-экономических вопросах. При этом предусматривалось, что

компетенция Организации в обеих сферах должна быть равновеликой.

Данное предложение встретило отпор ряда государств. Мотивация отказа

от наделения ООН широкими функциями в сфере экономики была различной и

наиболее полно выразилась в позициях СССР и Великобритании.

Советские представители высказывали мнение, что регулирование

экономических отношений является вопросом сугубо внутригосударственной

компетенции. Предложения о международно-правовом регулировании

экономических отношений входят в противоречие с принципами уважения

государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела

государств.

Великобритания выразила позицию тех государств, которые считали, что

создание межправительственной организации в сфере экономики несовместимо с

принципами рыночного либерализма. В первую очередь неприкосновенности

частной собственности и ограничения вмешательства во внутренние

экономические связи государств.

Таким образом, по вопросу компетенции ООН в социально-экономической

сфере у государств-учредителей единства не было. Высказывались два

диаметрально противоположных подхода - о широкой компетенции Организации в

этом вопросе и о неправомерности ее полномочий сфере межгосударственного

социально-экономического развития. В конечном итоге после использования

дипломатических мер было принято компромиссное решение о наделении ООН

функцией координации межгосударственного социально-экономического

сотрудничества[2]. Задачи координации были сформулированы в общей форме и

возложены на Экономический и Социальный Совет [3]. В отличие от Совета

Безопасности ЭКОСОС изначально обладал в своей сфере весьма урезанными

полномочиями. Последнее обстоятельство не позволяло ООН стать серьезным

центром сотрудничества государств в социально-экономических вопросах.

Данная область международных отношений отличалась сложностью и включала

поистине необъятное количество межгосударственных взаимосвязей. По этим

причинам координация экономического межгосударственного сотрудничества из

единого центра представлялась маловероятной. Более реалистичным был назван

подход с позиции функциональной децентрализации.

В силу того, что структурные параметры самой ООН для этих процессов

оказались узки, потребовалось создание системы межправительственных

институтов, для которых ООН выступала координационным центром. В эту

систему вошли существующие и вновь созданные специализированные

межправительственные организации.

Опыт Лиги Наций в этом вопросе был учтен в Уставе ООН, который в ст.57

и 63 декларировал что, специализированные межгосударственные учреждения

устанавливают связь с ООН в порядке заключения специальных соглашений с

ЭКОСОС ООН.

Таким образом, специализированные межгосударственные учреждения

оставались самостоятельными межправительственными организациями, их связь с

ООН носила характер сотрудничества и координации действий.

В 1946 году под эгиду ООН вошла Международная организация труда

(Женева 1919) - МОТ, в 1947 году - старейшая международная организация -

Международный союз электросвязи ( МСЭ, 1865, Женева), в 1948 году -

Всемирный почтовый союз (ВПС, 1874, Берлин), в 1961 году - Всемирная

метеорологическая организация (ВМО, 1878, Женева).

В эти же годы образуются новые межправительственные структуры. В 1944

году началось создание финансово-экономической группы системы ООН. Начали

действовать Международный валютный фонд (МВФ), уставной целью которого было

объявлено обеспечение упорядоченных отношений в валютной области,

преодоление конкурентного обесценения валют, и Международный банк

реконструкции и развития (МБРР), призванный оказать помощь восстановлению

и развитию государств-членов. В последствии МБРР послужил основой создания

группы организаций, составивших Мировой банк (МБ). В МБ вошли три

структуры, обладающие идентичными механизмами и сходными функциями : сам

ММРР, Международная финансовая корпорация (МФК, 1956), имеющая целью

оказание помощи в финансировании частных предприятий, Международная

ассоциация развития (МАР, 1960), нацеленная на предоставление помощи

развивающимся странам на льготных условиях. МБ функционирует в тесной связи

с МВФ, при этом все его организации связаны соглашениями о сотрудничестве в

ООН.

В 1946 году были созданы следующие межправительственные организации -

Организация Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры

(ЮНЕСКО, Париж), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, Женева), и

Международная организация по делам беженцев ООН (ИРА, прекратила свое

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.