реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Международно-правовой режим мирового океана

Международно-правовой режим мирового океана

«Международно-правовой режим Мирового океана»

«Международно-правовые проблемы Арктики и Антарктики»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

........................………………….............................................

....................... 3

1 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СУДОХОДСТВА В РОССИЙСКИХ АРКТИЧЕСКИХ ВОДАХ

...............……………………………………….............................................

..... 3

1.1. Правовой режим судоходства во внутренних морских водах и

территориальном море российской Арктики

.............…………………………………………………...... 4

1.2 Правовой режим судоходства в исключительной экономической зоне Арктики

.…………………………………………………………………………………………….8

2 ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ КОНВЕНЦИИ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ

1982 г. ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ МОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ИМО)

…………………………………………………………... 10

2.1. Основы взаимодействия между Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

и ИМО

…………………………………………...........................................................

..... 10

2.2. Предупреждение и контроль за загрязнением морской среды

……….............. 30

2.3. Функции и обязанности ИМО в свете вступления в силу Конвенции ООН по

морскому праву 1982 г.

………………………………………..................................... 42

3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИМО ПО УПРОЩЕНИЮ ФОРМАЛЬНОСТЕЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ МОРСКОМ

СУДОХОДСТВЕ ..........................…........... 50

3.1. Изменения и дополнения к Приложению к Конвенции по облегчению

международного морского судоходства 1965 г., принятые на сессиях Комитета

FAL .……………………………………………………................................................

50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

...………………..................................................................

.................. 57

ВВЕДЕНИЕ

В течение 1998 г. Союзморниипроектом проводились исследования по

проектам «Международно-правовой режим морских пространств» и «Международно-

правовые проблемы Арктики и Антарктики» подпрограммы «Комплексные

исследования океанов и морей Арктики и Антарктики».

1.По проекту «Международно-правовые проблемы Арктики и Антарктики»

проводились исследования вопросов судоходства во внутренних морских водах,

территориальном море и ИЭЗ российских арктических вод, на основе положений

Федерального закона «О внутренних водах, территориальном море и прилежащей

зоне Российской Федерации» 1998 г., проектов законов «Об исключительной

экономической зоне Российской Федерации», «Об арктической зоне Российской

Федерации», в частности рассматривались вопросы осуществления права мирного

прохода через территориальное море иностранных судов, иностранных военных

кораблей и других государственных судов, а также правила захода этих судов

во внутренние морские воды Российской Федерации.

В работе нашли отражение вопросы правового режима судоходства по

трассам Северного морского пути, которые в соответствии со ст. 14

Федерального закона 1998 г. являются исторически сложившейся национальной

транспортной коммуникацией Российской Федерации в Арктике.

2. По проекту «Международно-правовой режим морских пространств»

проводились исследования вопросов, связанных с Конвенцией ООН по морскому

праву 1982 г. в свете ее вступления в силу и взаимодействия между

Конвенцией ООН 1982 г. и Международной морской организацией, а также

вопросов, связанных с деятельностью ИМО в области упрощения формальностей в

международном морском судоходстве, в частности, приводятся комментарии к

отдельным стандартам и рекомендуемым практикам Конвенции по облегчению

международного морского судоходства 1965 г., отражающие позиции государств,

а также принятые изменения и дополнения к Приложению к Конвенции.

Проведен анализ материалов относительно последствий вступления в силу

Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. для Международной морской

организации (ИМО).

Подготовлено заключение по проекту Закона «Об исключительной

экономической зоне Российской Федерации», которое содержит анализ положений

проекта в свете Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в частности,

вопросов проведения морских научных исследований живых ресурсов.

Подготовленная инструкция «Об обращении в Международный Трибунал ООН по

морскому праву в случае ареста судов и экипажей» содержит краткую справку

об учрежденном в соответствии с Конвенцией 1982 г. Международном Трибунале

ООН по морскому праву. В Инструкции особо отмечается, что Трибунал может

вынести решение о «незамедлительном освобождении судна и экипажа», если

последнее не освобождается несмотря на предоставление «разумного залога или

иного финансового обеспечения».

1. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СУДОХОДСТВА В РОССИЙСКИХ АРКТИЧЕСКИХ ВОДАХ

Арктическая зона Российской Федерации определена решением

Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 24

апреля 1989 г. В эту зону входят земли и острова, указанные в Постановлении

Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза

ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане»,

внутренние воды и территориальное море, прилегающие к северному побережью

Российской Федерации. В пределах исключительной экономической зоны и

континентального шельфа Российская Федерация обладает суверенными правами и

юрисдикцией в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

Выделение Арктики в самостоятельный объект государственной политики

обусловлено особыми национальными интересами в этом регионе и его

спецификой.

В целях реализации государственной политики в Арктике ведется работа по

разработке законодательной и нормативно-правовой базы, в частности,

проектов Федеральных законов «Об арктической зоне Российской Федерации» и

«Об основах государственного регулирования социально-экономического

развития Севера Российской Федерации», предусматривающих закрепление в

законодательном порядке принципиальных положений в области экономики,

социальной сферы, экологии, а также в вопросах науки, военной безопасности

и международных отношений в этом регионе.

В работе анализируются Положения Конвенции ООН по морскому праву 1982

г. Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и

прилежащей зоне» 1998 г., проекта Федерального закона «Об исключительной

экономической зоне Российской Федерации», проекта Федерального закона «Об

арктической зоне Российской Федерации», других законодательных и нормативно-

правовых актов Российской Федерации.

1.1. Правовой режим судоходства во внутренних морских водах и

территориальном море российской Арктики

Правовой статус и границы внутренних морских вод и территориального

моря Российской Федерации определяются Федеральным законом «О внутренних

морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»

1998 г. (далее - Федеральный закон 1998 г.), которым уточняются и

конкретизируются отдельные положения Закона «О Государственной границе

Российской Федерации» 1993 г. (далее - Закон 1993 г.)

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О внутренних морских

водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 г.

плавание по трассам Северного морского пути - исторически сложившейся

национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в

Арктике, в том числе в проливах Велькицкого, Шокальского, Дмитрия Лаптева,

Санникова, осуществляется в соответствии с этим Федеральным законом,

другими федеральными законами, международными договорами Российской

Федерации и Правилами плавания по трассам Северного морского пути,

утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Северный морской путь (далее - СМП) является национальной транспортной

коммуникацией Российской Федерации на всем его протяжении независимо от

удаленности от побережья.

В настоящее время действуют Правила плавания по трассам Северного

морского пути, утвержденные Министром морского флота СССР 14 сентября 1990

г. и введенные в действие с 1 июля 1991 г.

Осуществляя свои права в свете ст. 211 Конвенции ООН по морскому праву

1982 г. (далее - Конвенция 1982 г.), СССР/Россия закрепила в Правилах

положения, согласно которым «Правила на недискриминационной для судов всех

государств основе регулируют судоходство по Северному морскому пути в целях

обеспечения безопасности мореплавания, предотвращения, сокращения и

сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов...».

Обязанность регулировать судоходство по СМП возложена на специальные

российские навигационные службы - Штабы морских операций, которые

суббординационно связаны с Администрацией СМП (далее -АСМП).

Судно, принятое под проводку Штабом морских операций АСМП, заходит в

любые арктические морские пространства России, соблюдая при этом правовой

режим судоходства, установленный положениями Конвенции 1982 г. и

законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации,

регулирующими правовой режим соответствующих морских пространств, в силу

наличия у Российской Федерации суверенитета, юрисдикции или суверенных прав

в них.

Одним из необходимых условий допуска судна для плавания по трассам СМП

является наличие у него на борту свидетельства о надлежащем финансовом

обеспечении гражданской ответственности владельца за ущерб от загрязнения

морской среды (п. 5 Правил плавания по трассам СМП). Проблема

ответственности за загрязнение морской среды с судов для России приобрела

особую остроту в связи с введением в действие данных Правил и открытием СМП

для иностранного судоходства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона 1998 г. внутренние

морские воды - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от

которых отмеряется ширина территориального моря. Внутренние морские воды

являются составной частью территории Российской Федерации. Территориальное

море определяется как примыкающий к сухопутной территории или к внутренним

морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных

линий, которыми являются:

линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная официально в изданных в

Российской Федерации морских картах; прямая исходная линия, соединяющая

наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах,

где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль

берега и в непосредственной близости к нему цепь островов; прямая линия, не

превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов

естественного входа в залив либо в пролив между островами или между

островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации;

система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих

пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между

островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации.

Перечень географических координат точек, определяющих положение

исходных линий, для отсчета ширины территориальных вод, исключительной

экономической зоны и континентального шельфа России утвержден

Постановлениями Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января

1985 г. Перечень содержит 424 точки, в том числе те, через которые проходят

линии, соединяющие мысы, лежащие на континентальной части северного

побережья страны.

Эта система, будучи предопределена географическими особенностями района, в

свою очередь обусловливает объединение имеющих различный правовой статус

морских пространств, которые лежат в основе правового режима. Вполне

понятно, что все эти положения полностью соответствуют международному

праву.

Подобное соответствие относится и к правовому режиму территориального

моря. Россия обладает суверенитетом над этими водами, который согласно

положениям Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне

1958 г. и Конвенции 1982 г., ограничен лишь правом мирного прохода

иностранных судов. С учетом положений этих Конвенций в Федеральном законе

1998 г. устанавливается порядок мирного прохода через территориальное море.

Согласно ст. 12 Федерального закона 1998 г. « иностранные суда,

иностранные военные корабли и другие государственные суда пользуются правом

мирного прохода через территориальное море в соответствии с

законодательством Российской Федерации, общепризнанными принципами и

нормами международного права и международными договорами Российской

Федерации».

В интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, а также в

целях проведения учений специально уполномоченные федеральные органы

исполнительной власти могут временно приостанавливать в определенных

районах территориального моря осуществление права мирного прохода через

территориальное море иностранных судов, иностранных военных кораблей и

других государственных судов.

Согласно правилам, относящимся к мирному проходу, иностранные суда,

иностранные военные корабли и иностранные государственные суда должны

соблюдать законодательство Российской Федерации. Эти правила находятся в

полном соответствии с положениями п. 1, 2 ст. 21 Конвенции 1982г.

Во время прохода через территориальное море иностранные подводные лодки

и другие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и

под своим флагом.

Иностранные суда и военные корабли с ядерными двигателями, а также

иностранные суда, перевозящие ядерные или другие опасные или ядовитые по

своей природе вещества или материалы, в соответствии с Федеральным законом

1998 г. должны иметь на борту соответствующие документы, соблюдать особые

меры предосторожности, установленные для таких судов международными

договорами Российской Федерации, и следовать по установленным для них

морским коридорам и схемам разделения движения в территориальном море.

В Закон также включены положения в отношении сборов, которыми могут

облагаться иностранные суда. Данные положения находятся в полном

соответствии со статьей 26 Конвенции 1982 г.

В целях обеспечения безопасности судоходства, охраны государственных

интересов и охраны окружающей среды во внутренних водах и в территориальном

море Российской Федерации могут устанавливаться запретные для плавания и

временно опасные для плавания районы, в которых полностью запрещается или

временно ограничивается плавание, постановка на якорь, добыча морских

млекопитающих и другая деятельность. Временно опасные для плавания районы

устанавливаются на определенный срок после заблаговременного объявления об

этом в «Извещениях мореплавателям». Решения об установлении таких районов и

об их открытии принимает Правительство Российской Федерации. Правила,

установленные для запретных для плавания и временно опасных для плавания

районов, обязаны выполнять все российские и иностранные суда и военные

корабли.

Статьи Федерального закона 1998 г., которыми устанавливается уголовная

и гражданская юрисдикция Российской Федерации на борту иностранного судна,

проходящего через территориальное море Российской Федерации, находятся в

полном соответствии с положениями ст. 27 и ст. 28 Конвенции 1982г.

Все иностранные суда (за исключением военных кораблей и других

государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях) независимо

от их предназначения и форм собственности (далее - иностранные суда) могут

заходить во внутренние воды и морские торговые и рыбные порты (далее -

морские порты), открытые для захода иностранных судов.

Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.