реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Правовой статус иностранных инвестиций в России

Правовой статус иностранных инвестиций в России

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ИНСТИТУТ ДИСТАНТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет: ЮРИДИЧЕСКИЙ

Дисциплина: международное частное право

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Правовой статус иностранных инвестиций в России»

Студентка: Криницына Анастасия

Александровна, 4 курс.

Студенческий билет № 1032006505

Шифр ЮЮ_01_43с_003

г.Березники

2003 г.

П Л А Н

1. Понятие, содержание и формы иностранных инвестиций

2. Правовое регулирование иностранных инвестиций

3. Гарантии защиты и страхование иностранных инвестиций

4. Иностранные инвестиции в Российской Федерации

Понятие, содержание и формы иностранных инвестиций

Инвестиции — капитал, вложенный в производство, то есть стоимость,

возрастающая благодаря своему функционированию в системе, обеспечивающей

использование живого труда.

Как отмечает А. Г. Богатырев: "инвестиции — "капитал" — это

накопленная и не использованная для потребления часть дохода за

определенный период производственной деятельности и вновь вложенная в

производство". Таким образом, инвестиционными являются всякие сделки, не

направленные на потребление.

Законодательное определение понятия иностранных инвестиций имеет

чрезвычайно большое значение, поскольку оно очерчивает круг лиц и

отношений, которые регулируются соответствующими правовыми нормами. Как

правило, в разных странах объем этого понятия устанавливается законодателем

в соответствии с проводимой им инвестиционной политикой.

Иностранные инвестиции можно определить как все виды имущественных и

интеллектуальных ценностей, вывезенных с территории одного государства и

вложенных на территории другого, для ведения в последнем на свои риск

предпринимательской или иной деятельности в целях получения дохода или

иного социального эффекта от совместного использования сторонами вложенного

капитала. Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской

Федерации" от 9 июля 1999 г. в ст. 2 определяет иностранные инвестиции как

"вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности,

на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав,

принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав

не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в

соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в

иностранной валюте или в валюте Российской Федерации), иного имущества,

имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на

результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность),

а также услуг и информации".

В этом смысле гораздо более соответствует действительности определение

инвестиций, содержащееся в ст. 1 Федерального закона "Об инвестиционной

деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных

вложений" от 25 февраля 1999 г. В соответствии с этим законом под

инвестициями следует понимать "денежные средства, ценные бумаги, иное

имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную

оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной

деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного

эффекта".

В доктрине и практике международного частного права обычно различают

две формы инвестирования:

Ссудная форма — ссудный капитал, инвестиции в виде займов и кредитов;

Предпринимательская форма - предпринимательский капитал в виде прямых

и портфельных инвестиций.

Для прямых инвестиций характерно активное участие инвестора в

управлении объектом, в который вложен его капитал. Именно прямые инвестиции

ассоциируются с созданием и функционированием за рубежом совместных

компаний и предприятий со 100%-ным иностранным капиталом. Через вывоз

прямых инвестиций инвестор может либо, учредить за рубежом новую фирму

(самостоятельно или совместно с местным партнером), либо купить

существенную долю (обычно не менее 10%) в уже действующем за рубежом

предприятии или полностью поглотить его. За рубежом подобные

предпринимательские структуры обычно имеют статус зарубежных филиалов

родительских компаний (дочерние или ассоциированные компании), в отличие от

России, где под филиалами понимают то, что на Западе называют отделениями.

Портфельные инвестиции такого контроля обычно не дают и бывают, как

правило, представлены отдельными акциями или их небольшими пакетами,

облигациями и другими ценными долгосрочными бумагами. Таким образом,

осуществление портфельных инвестиций ограничивается, как правило, покупкой

незначительного количества ценных бумаг предприятий, банков и других

участников инвестиционного процесса.

В некоторых случаях, как это было уже подчеркнуто выше, вложение и

функционирование капитала на территории иностранного государства может

выходить за рамки указанных форм (например, приобретение частным лицом

ценных бумаг, владение которыми тем не менее не позволяет ему участвовать в

управлении предприятием) В связи с этим будет, наверное, правомерным

ставить вопрос о наличии в международной деловой практике третьей

непредпринимательской формы инвестирования.

Правовое регулирование иностранных инвестиций

В силу двойственного характера источников международного частного

права можно выделить два основных блока правовых норм, целью которых

является регулирование инвестиционных отношений — нормы национального

законодательства отдельных государств и положения международно-правовых

соглашений. Определенное регулирующее воздействие на эти отношения

оказывают также нормы инвестиционных контрактов, заключаемых частными

иностранными инвесторами со странами — реципиентами капитала.

1. Национальное законодательство.

В развитых странах с рыночной экономикой, в большинстве развивающихся

государств и в странах с переходной экономикой по отношению к иностранным

инвестициям действует принцип национального режима. Он получил поддержку и

на международном уровне.

Национальный режим дает много преимуществ иностранному инвестору:

зарубежные предприниматели могут основывать свои компании и хозяйствовать

на тех же условиях, что и местные, вступая друг с другом в полноценную

конкуренцию; избирать любую принятую в данной стране организационно-

правовую форму ведения хозяйственной деятельности; пользоваться

большинством местных льгот; получать доступ к финансовым, трудовым, научно-

техническим и другим ресурсам страны — реципиента капитала.

2. Международные договоры.

Можно выделить два уровня международно-правовых соглашений, так или

иначе затрагивающих вопросы правового регулирования иностранных инвестиций:

двусторонний и многосторонний. В рамках первого из них особое внимание

следует уделить торговым договорам, договорам о защите и поощрении

капиталовложений и соглашениям о налогообложении.

Регулирование инвестиционных отношений на двустороннем уровне

происходит при помощи следующих основных международных договоров.

Торговые договора. Практика заключения подобных соглашений возникла в

древние времена и окончательно оформилась с образованием национальных

рынков государств и становлением единого мирового хозяйственного оборота. К

настоящему времени торговые договоры из средства регулирования

международных торговых отношений постепенно превратились также в одну из

форм регулирования иностранных инвестиций.

Договоры и соглашения об иностранных инвестициях. Этот вид соглашений

как форма правового регулирования международных экономических отношений

возник после Второй мировой войны. Их главная цель — обеспечение притока

иностранного частного капитала в другие страны путем предоставления ему

юридических гарантий от так называемых политических, или некоммерческих,

рисков, в состав которых, в частности, включаются:

а) гарантии от национализации предприятий иностранного капитала;

б) гарантии от неконвертируемости валют при переводе капиталов и

прибылей за рубеж;

в) гарантии от ущерба инвестициям в случае социальных катаклизмов и

другие.

В договорах об инвестициях обычно содержится определение понятий

"инвестиции" (капиталовложения) и "инвестор".

В этих соглашениях оговаривается предоставление иностранному инвестору

режима наибольшего благоприятствования или национального режима, а также

возможность его обращения за защитой своих прав как в суды страны –

реципиента капитала, так и в международные судебные органы.

В настоящее время Россия участвует в более чем 30 подобных договорах.

Они имеют особое значение для нашей страны в условиях известной

незавершенности и нестабильности российского законодательства. В силу

общепризнанного принципа приоритета положений международных договоров над

национальными правовыми актами, договоры об инвестициях могут оказывать

непосредственное регулирующее воздействие на отношения с участием

иностранного инвестора, позволяя компенсировать недостатки соответствующих

законов и подзаконных актов России.

Соглашения о налогообложении. Вопросы налогообложения играют важную

роль в деле инвестирования частного иностранного капитала. С помощью

соглашений о налогообложении государства-участники стремятся создать

благоприятные условия для осуществления иностранных инвестиционных проектов

и, таким образом, стимулировать инвестиционный процесс как основу

экономического развития.

Как правило, подобные договоры заключаются в целях регулирования

вопросов налогообложения при экспорте и импорте капитала между странами.

Государства, подписывающие такие соглашения, обычно берут на себя

обязательство полностью или частично освобождать предприятия,

контролируемые иностранным капиталом, от налогообложения.

Регулирование инвестиционных отношений на многостороннем уровне.

Многостороннее правовое регулирование отношений, связанных с иностранным

инвестированием капитала, начало складываться в 60-х годах XX столетия.

Однако его предпосылки обозначились значительно раньше. Еще в 1929 г. в

Париже по инициативе Лиги Наций была созвана конференция с целью заключения

многосторонней международной конвенции по обращению с иностранцами и их

собственностью. Однако она закончилась безрезультатно.

Во время Второй мировой войны в 1944 г. на между

народной конференции в г. Бреттон-Вудс (США) были созданы такие важные

международные организации, как Международный валютный фонд (МВФ) и

Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

.3. Инвестиционные контракты-соглашения.

Особое место в регулировании иностранных капиталовложений занимают

инвестиционные контракты-соглашения, заключаемые между частными инвесторами

и странами — реципиентами капитала. Они конкретизируют положения

инвестиционного законодательства того или иного государства с учетом

государственной принадлежности иностранного инвестора, его экономического

потенциала, а также значения планируемого капиталовложения в экономику

страны.

Гарантии защиты и страхование иностранных инвестиций

Под гарантиями защиты иностранных инвестиций обычно понимаются

закрепленные в национальном законодательстве или международных соглашениях

обязательства государства — реципиента капитала перед иностранными

инвесторами по созданию безопасного режима инвестирования.

Прежде чем деятельность иностранного инвестор получит защиту,

предусмотренную законом или договором, соответствующее физическое или

юридическое лицо должно доказать, что отношения с его участием являются

инвестиционными, а само оно действительно имеет статус иностранного

инвестора в данном государстве.

Анализ национального законодательства различных государств и

международных договоров позволяет сделать вывод о том, что к настоящему

времени в практике международного движения капиталов и его нормативно-

правовом регулировании сформировались следующие основные группы гарантий

защиты иностранных инвестиций:

• гарантии, обеспечивающие неприкосновенность имущества, составляющего

иностранную инвестицию на территории государства — реципиента капитала;

• гарантии недискриминации;

• гарантии стабильности условий инвестирования;

• гарантии, обеспечивающие право иностранного инвестора воспользоваться

результатами своей деятельности;

• гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи с

осуществлением инвестиций.

В Российской Федерации признаются и законодательно регулируются все

перечисленные выше виды гарантий. В числе важнейших нормативно-правовых

документов, определяющих их виды и содержание, следует назвать Федеральные

законы "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999

г. и "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме

капитальных вложений" от 25 февраля 1999 г., который предусматривает также,

что иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему

в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов,

органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов в

соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п. 2 ст.

5).

Гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи с

осуществлением инвестиций, имеют особое значение, так как они представляют

собой одно из наиболее важных средств реализации всех других видов

гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам.

Согласно ст. 10 “Закона об иностранных инвестициях” 1999 г. спор с

участием иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением

инвестиций и предпринимательской деятельности на территории России,

разрешается в соответствии с международными договорами РФ и федеральными

законами в суде, арбитражном суде либо в международном арбитраже

(третейском суде).

Большинство международных договоров о поощрении и защите

капиталовложений, в которых участвует Россия, оговаривают процедуру

передачи споров относительно толкования и применения таких соглашений на

рассмотрение изолированных третейских судов (арбитражей ad hoc), которые

формируются самими сторонами для каждого конкретного случая.

Соответствующие положения содержатся, в частности, в договорах, заключенных

нашим государством с Австрией, Бельгией, Люксембургом, Болгарией,

Великобританией, Грецией, Данией, Испанией, Канадой, КНР, Кореей, США,

Францией и др.

Кроме того, часть таких договоров предусматривает особую процедуру

рассмотрения споров между инвестором одного государства — участника

соглашения и другим государством-участником, касающегося обязательств

последнего по данному договору. В соответствии с этой процедурой

соответствующие споры могут передаваться по выбору инвестора на

рассмотрение:

1) компетентного суда или арбитража государства — реципиента капитала;

2) третейского суда "ad hoc";

3) постоянно действующего международного коммерческого арбитражного

органа (например, Арбитражного института Стокгольмской торговой

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.