реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Гигиеническая характеристика питания детей и лиц пожилого возраста

Гигиеническая характеристика питания детей и лиц пожилого возраста

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра общей гигиены с курсом

гигиены детей и подростков

Заведующий кафедрой:

Оглезнев Г.А.

Преподаватель:

Талькова Е.И.

«Гигиеническая характеристика питания детей и

лиц пожилого возраста»

Выполнила:

студентка 402 группы

лечебного факультета

Попова И.М.

ОМСК - 2004

Содержание

|I. Гигиеническая характеристика питания детей |

| Основы рационального питания детей . . . . . . . . . . . . . . . . .|

|. . . . 3 |

| Потребность в пищевых веществах . . . . . . . . . . . . . . . . . .|

|. . . . . 4 |

| Потребность в белках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .|

|. . . . . . . . . . . 4 |

| Потребность в жирах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |

|. . . . . . . . . . . 6 |

| Потребность в углеводах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |

|. . . . . . . . . . 7 |

| Потребность в витаминах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |

|. . . . . . . . . 8 |

| Потребность в минеральных веществах |

| и воде . .|

|. . . . . . . . . . . . . . . . . 9 |

| Искусственное вскармливание .. . . . . . . . . . . . . . . . . . .|

|. . . . . . 12 |

| Избыточная масса тела в детском возрасте . . . . . . . . . . . . .|

|. . . 14 |

| Режим питания детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |

|. . . . . . . . . . . 15 |

| |

|II. Гигиеническая характеристика питания лиц пожилого возраста |

| Питание лиц пожилого возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . .|

|. . . . . . 18 |

| Принципы питания пожилых людей . . . . . . . . . . . . . . . . . . |

|. . . . 19 |

| Потребность в пищевых веществах . . . . . . . . . . . . . . . . . |

|. . . . . 20 |

| Потребность в белках . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .|

|. . . . . . . . . . 20 |

| Потребность в жирах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |

|. . . . . . . . . . . 20 |

| Потребность в углеводах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |

|. . . . . . . . . . 21 |

| Потребность в витаминах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |

|. . . . . . . . . . 22 |

| Потребность в минеральных веществах . . . . . . . . . . . . . . |

|. . . . 23 |

| Режим питания в пожилом возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . |

|. . . . . . 24 |

| Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . .|

|. . . . . 26 |

I. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Основы рационального питания детей

Рациональное питание является одним из наиболее важных и эффективных

предпосылок, обеспечивающих здоровье и гармоничное развитие детей, оно

способствует нормальному росту ребенка, правильному развитию органов и

тканей, формированию скелета, ЦНС и интеллекта, повышает защитные силы

организма и способствует снижению детской смертности. В детском возрасте

правильное питание имеет большое значение, поскольку, кроме удовлетворения

повседневной потребности в пищевых веществах, необходимо обеспечивать

процессы роста и развития организма. Дефекты питания, как правило,

сказываются на здоровье детей не сразу, а в более старшем возрасте при

неблагоприятных условиях внешней среды, заболеваниях. Также важно

рациональное питание в современных условиях в связи с акселерацией.

Сбалансированное соответственно возрасту питание (белки, жиры,

углеводы, витамины, минеральные соли) должно полностью обеспечивать

потребность организма в пластических и энергетических материалах.

Основной обмен и энергетические затраты

Организм ребенка расходует энергию постоянно, даже в состоянии

покоя. Энергозатраты зависят от возраста и пола детей, сезона года и вида

деятельности.

| | | |

|ДЕТИ |Е, кДж/кг |Е, Ккал/кг |

| 2-3 лет | 230 | 55 |

| 6-7 лет | 176 | 42 |

| 10-11 лет | 138 | 33 |

| 12-13 лет | 142 | 34 |

|ВЗРОСЛЫЕ | 100 | 24 |

Таким образом, основной обмен у детей превышает основной обмен взрослого в

1,5-2 раза.

Важнейшим показателем потребности в пище являются энергозатраты.

Суточная потребность детей в энергии с возрастом меняется и составляет на 1

кг массы тела:

| | белки, г | жиры, г | | энергия |

|Возраст, | | |Угле-вод| |

| | | |ы, | |

|годы | | |г | |

|1-1,5 |48 |36 |48 |---- |160 |1300 |5439,2 |

|1,5-2 |53 |40 |53 |5 |192 |1500 |6276,0 |

|3-4 |63 |44 |63 |8 |233 |1800 |7531,2 |

|5-6 |72 |47 |72 |11 |252 |2000 |8368,0 |

|7-10 |80 |48 |80 |15 |324 |2400 |10041,6 |

|11-13 |96 |58 |96 |18 |382 |2850 |11924,4 |

|14-17 |93/106 |56/64 |93/106 |20/20 |367/422 |2800/31|11715,2 |

| | | | | | |50 | |

| |13179,6 |

*без учета калорийности грудного вскармливания

Все вышеперечисленное выдвигает необходимость при разработке пищевых

рационов для детей особое внимание обращать на достаточно высокий уровень в

них белка и источников энергии.

Расход энергии - наиболее важный показатель, определяющий потребность

детей в пище. Получаемое ребенком питание должно не только покрывать

энергозатраты, но и обеспечивать рост и развитие организма. В связи с этим

общая энергетическая ценность (калорийность) рациона должна быть на 10%

выше затрачиваемой организмом энергии, а соотношение белков, жиров и

углеводов 1: 1: 3 в младшем и 1: 1: 4 в старшем возрасте.

Потребность в пищевых веществах

Потребность в белках. Белки имеют особое значение в питании детей. Это

основной пластический материал, необходимый для формирования клеток тканей

и органов, образования ферментных систем, гормонов, иммунных тел.

Недостаток белков в питании отрицательно влияет на рост детей, функцию коры

головного мозга, вызывает снижение образования антител, гемоглобина,

задержку развития эндокринных желез и др. Однако для организма вреден и

избыток белка в рационе: он ведет к резкому напряжению обменных процессов,

повышенной возбудимости ЦНС, расстройству пищеварения. Поступившие в

организм белки не накапливаются, а выводятся в виде азотистых соединений,

=> белки пищи должны систематически и в достаточном количестве поступать в

организм.

У детей суточная потребность в белках (на 1 кг массы тела) выше, чем у

взрослых. Это обусловлено интенсивно протекающими процессами ассимиляции,

обеспечивающими увеличение массы органов и тканей и совершенствование

функций.

| |ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЛКЕ, Г/КГ В СУТКИ |

|ДЕТИ В ВОЗРАСТЕ ОТ … | |

| | |

|1 года до 3 лет |4,0 |

| | |

|3 до 7 лет |3,5-4,0 |

| | |

|8 до 10 лет |3,0 |

| | |

|11 лет и старше |2,5-2,0 |

В ЖКТ происходит расщепление белков пищи до аминокислот и дальше в

тканях синтез из них специфических белков организма. Интенсивность

использования белков организмом зависит от качества белков пищи и их

соотношения с другими питательными веществами. Важно, чтобы ребенок

потреблял с пищей достаточное количество животного белка, который лучше

усваивается, по сравнению с растительным белком, благодаря содержанию таких

факторов питания, как аминокислоты. Удельный вес животного белка в рационах

детей должен быть: в младшем возрасте (от 1 года до 6 лет) – 60-75%, в

школьном – 60% от общего (суточного) количества белка.

В настоящее время известно 9 незаменимых аминокислот, которые в

детском организме не синтезируются (валин, треонин, лейцин, изолейцин,

фенилаланин, триптофан, лизин, гистидин) или синтезируются в недостаточном

для обеспечения правильного развития ребенка количестве. Все эти

аминокислоты ребенок должен получать с пищей. В наибольшем количестве они

содержатся в продуктах животного происхождения – молоке, молочных

продуктах, яйцах, мясе, субпродуктах, рыбе и т. д.

Молоко представляет собой незаменимый продукт детского питания. В нем

белки сочетаются с высоким содержанием Са+, который легко используется

организмом для пластических целей. Для детей ясельного возраста необходимо

не менее 600-700 мл молока в суточном рационе, для школьников – 400-500 мл.

Очень важны в питании детей такие аминокислоты, как лизин, триптофан и

гистидин. Между тем, белок молока характеризуется невысоким их

содержанием. Наиболее богат этими аминокислотами белок мяса и рыбы, а также

в яйцах, которых лизин, триптофан и гистидин находятся благоприятных для

усвоения соотношениях.

Яйца представляют ценность и потому, что являются источником

биологически активного белка вителлина, который находится в соединении с

лецитином. Вителлин играет важную роль в формировании ЦНС в качестве

поставщика пластических материалов для построения нервной ткани, в т. ч.

клеток головного мозга.

Растительные белки состоят в основном из заменимых аминокислот, но и

они необходимы растущему организму. При их недостатке в рационах питания

организм менее рационально использует незаменимые аминокислоты. Общее

количество калорий за счет белков должно составлять 13-15% общей суточной

калорийности рациона.

Источники незаменимых аминокислот в детском питании (мг на 100г

съедобной части продукта):

|амино-кисло|молоко|говя-| яйцо |творог|треска|орех|хлеб |

|та | |дина | | | | | |

|0,5-1 |0,5 |0,6 |6 |0,5 |20 |1650 | |

|1-1,5 |0,8 |1,1 |9 |0,9 |35 | | |

|1,5-2 |0,9 |1,2 |10 |1,0 |40 |3300 | |

|3-4 |1,1 |1,4 |12 |1,3 |45 | | |

|5-6 |1,2 |1,6 |13 |1,4 |50 | |500 |

|7-10 |1,4 |1,9 |15 |1,7 |50 | | |

|11-13 |1,7 |2,3 |19 |2,0 |60 |5000 | |

|14-17 |1,7/1,9|2,2/2,5|18/20 |1,9/2,2|70/80 | | |

Потребность в минеральных веществах и воде. Значение минеральных веществ в

детском питании заключается главным образом в том, что они участвуют в

пластических процессах и служат материалом для нормального формирования

скелета, мышечной и других тканей, развития и функции желез внутренней

секреции, продукции гормонов, построения клеток нервной ткани, в т. ч.

клеток головного мозга. Основное значение среди минеральных компонентов в

детском питании имеет Са+ и Р+, используемые для пластических целей,

главным образом для построения костной ткани. Дети нуждаются в повышенном

количестве Са+, поэтому требуется систематическое включение в пищевой

рацион молока и молочных продуктов, которые не только содержат значительное

количество Са+, но и улучшают общее соотношение в рационе Са+ и других

веществ, способствуя их лучшему усвоению. Источниками Са+ могут служить

также яичный желток, орехи, бобы, овощи, сыр, мясо, овсяная крупа, фрукты и

другие продукты, содержащие фосфопротеиды и фосфолипиды.

На величину усвоения Са+ в организме влияет его соотношение с Р+,

причем важно соблюдать это соотношение не только в суточном рационе, Но и

при отдельных приемах пищи.

Наиболее благоприятными являются следующие соотношения Р+ и Са+:

. для детей от 1 до 12 мес. 1: 0,8

. для детей 1-3 лет 1: 1

. для детей 4лет и более 1: 1,2 или 1: 1,5

В детском питании серьезной проблемой является обеспечение достаточного

уровня минеральных веществ, участвующих в кровеобразовании (Fe+, Cu+, Mn+,

Co+, Ni+). Реальными источниками железа в раннем возрасте служат яичный

желток, творог, каши из измельченной овсяной крупы, фруктовые соки,

несколько позднее – мясо, овощи, картофель, хлеб и др. Поступление железа в

условиях недостаточности меди не обеспечивает гемопоэза в полной мере. Медь

необходима для превращения поступающего с пищей железа в органически

связанную форму.

Потребность детей в меди повышена. Она составляет:

. для детей грудного возраста 0,1 мг/кг массы тела

. для детей 3-6 лет – 0,6-0,85 мг/кг массы тела.

Источником меди могут служить многие продукты, но содержание меди в них

незначительно.

Важную роль в кроветворении играют марганец и кобальт. Последний в

присутствии меди и железа способствует образованию ретикулоцитов и

превращению их в зрелые эритроциты.

Марганец участвует в процессах оссификации и кроветворения. У детей

дошкольного возраста потребность в нем составляет 0,2-0,3 мг/кг массы тела.

Детские пищевые рационы должны включать и другие микроэлементы – йод,

фтор, цинк и др.

Дети нуждаются в количестве цинка, необходимом для нормального

развития, а также функции гипофиза и поджелудочной железы. Суточная

потребность в цинке составляет примерно 10-15 мг/кг массы тела.

В обеспечении нормального роста и развития детей большое значение

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.