Гигиеническая характеристика питания детей и лиц пожилого возраста
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра общей гигиены с курсом
гигиены детей и подростков
Заведующий кафедрой:
Оглезнев Г.А.
Преподаватель:
Талькова Е.И.
«Гигиеническая характеристика питания детей и
лиц пожилого возраста»
Выполнила:
студентка 402 группы
лечебного факультета
Попова И.М.
ОМСК - 2004
Содержание
|I. Гигиеническая характеристика питания детей |
| Основы рационального питания детей . . . . . . . . . . . . . . . . .|
|. . . . 3 |
| Потребность в пищевых веществах . . . . . . . . . . . . . . . . . .|
|. . . . . 4 |
| Потребность в белках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .|
|. . . . . . . . . . . 4 |
| Потребность в жирах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|. . . . . . . . . . . 6 |
| Потребность в углеводах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|. . . . . . . . . . 7 |
| Потребность в витаминах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|. . . . . . . . . 8 |
| Потребность в минеральных веществах |
| и воде . .|
|. . . . . . . . . . . . . . . . . 9 |
| Искусственное вскармливание .. . . . . . . . . . . . . . . . . . .|
|. . . . . . 12 |
| Избыточная масса тела в детском возрасте . . . . . . . . . . . . .|
|. . . 14 |
| Режим питания детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|. . . . . . . . . . . 15 |
| |
|II. Гигиеническая характеристика питания лиц пожилого возраста |
| Питание лиц пожилого возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . .|
|. . . . . . 18 |
| Принципы питания пожилых людей . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|. . . . 19 |
| Потребность в пищевых веществах . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|. . . . . 20 |
| Потребность в белках . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .|
|. . . . . . . . . . 20 |
| Потребность в жирах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|. . . . . . . . . . . 20 |
| Потребность в углеводах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|. . . . . . . . . . 21 |
| Потребность в витаминах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|. . . . . . . . . . 22 |
| Потребность в минеральных веществах . . . . . . . . . . . . . . |
|. . . . 23 |
| Режим питания в пожилом возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . |
|. . . . . . 24 |
| Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . .|
|. . . . . 26 |
I. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Основы рационального питания детей
Рациональное питание является одним из наиболее важных и эффективных
предпосылок, обеспечивающих здоровье и гармоничное развитие детей, оно
способствует нормальному росту ребенка, правильному развитию органов и
тканей, формированию скелета, ЦНС и интеллекта, повышает защитные силы
организма и способствует снижению детской смертности. В детском возрасте
правильное питание имеет большое значение, поскольку, кроме удовлетворения
повседневной потребности в пищевых веществах, необходимо обеспечивать
процессы роста и развития организма. Дефекты питания, как правило,
сказываются на здоровье детей не сразу, а в более старшем возрасте при
неблагоприятных условиях внешней среды, заболеваниях. Также важно
рациональное питание в современных условиях в связи с акселерацией.
Сбалансированное соответственно возрасту питание (белки, жиры,
углеводы, витамины, минеральные соли) должно полностью обеспечивать
потребность организма в пластических и энергетических материалах.
Основной обмен и энергетические затраты
Организм ребенка расходует энергию постоянно, даже в состоянии
покоя. Энергозатраты зависят от возраста и пола детей, сезона года и вида
деятельности.
| | | |
|ДЕТИ |Е, кДж/кг |Е, Ккал/кг |
| 2-3 лет | 230 | 55 |
| 6-7 лет | 176 | 42 |
| 10-11 лет | 138 | 33 |
| 12-13 лет | 142 | 34 |
|ВЗРОСЛЫЕ | 100 | 24 |
Таким образом, основной обмен у детей превышает основной обмен взрослого в
1,5-2 раза.
Важнейшим показателем потребности в пище являются энергозатраты.
Суточная потребность детей в энергии с возрастом меняется и составляет на 1
кг массы тела:
| | белки, г | жиры, г | | энергия |
|Возраст, | | |Угле-вод| |
| | | |ы, | |
|годы | | |г | |
|1-1,5 |48 |36 |48 |---- |160 |1300 |5439,2 |
|1,5-2 |53 |40 |53 |5 |192 |1500 |6276,0 |
|3-4 |63 |44 |63 |8 |233 |1800 |7531,2 |
|5-6 |72 |47 |72 |11 |252 |2000 |8368,0 |
|7-10 |80 |48 |80 |15 |324 |2400 |10041,6 |
|11-13 |96 |58 |96 |18 |382 |2850 |11924,4 |
|14-17 |93/106 |56/64 |93/106 |20/20 |367/422 |2800/31|11715,2 |
| | | | | | |50 | |
| |13179,6 |
*без учета калорийности грудного вскармливания
Все вышеперечисленное выдвигает необходимость при разработке пищевых
рационов для детей особое внимание обращать на достаточно высокий уровень в
них белка и источников энергии.
Расход энергии - наиболее важный показатель, определяющий потребность
детей в пище. Получаемое ребенком питание должно не только покрывать
энергозатраты, но и обеспечивать рост и развитие организма. В связи с этим
общая энергетическая ценность (калорийность) рациона должна быть на 10%
выше затрачиваемой организмом энергии, а соотношение белков, жиров и
углеводов 1: 1: 3 в младшем и 1: 1: 4 в старшем возрасте.
Потребность в пищевых веществах
Потребность в белках. Белки имеют особое значение в питании детей. Это
основной пластический материал, необходимый для формирования клеток тканей
и органов, образования ферментных систем, гормонов, иммунных тел.
Недостаток белков в питании отрицательно влияет на рост детей, функцию коры
головного мозга, вызывает снижение образования антител, гемоглобина,
задержку развития эндокринных желез и др. Однако для организма вреден и
избыток белка в рационе: он ведет к резкому напряжению обменных процессов,
повышенной возбудимости ЦНС, расстройству пищеварения. Поступившие в
организм белки не накапливаются, а выводятся в виде азотистых соединений,
=> белки пищи должны систематически и в достаточном количестве поступать в
организм.
У детей суточная потребность в белках (на 1 кг массы тела) выше, чем у
взрослых. Это обусловлено интенсивно протекающими процессами ассимиляции,
обеспечивающими увеличение массы органов и тканей и совершенствование
функций.
| |ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЛКЕ, Г/КГ В СУТКИ |
|ДЕТИ В ВОЗРАСТЕ ОТ … | |
| | |
|1 года до 3 лет |4,0 |
| | |
|3 до 7 лет |3,5-4,0 |
| | |
|8 до 10 лет |3,0 |
| | |
|11 лет и старше |2,5-2,0 |
В ЖКТ происходит расщепление белков пищи до аминокислот и дальше в
тканях синтез из них специфических белков организма. Интенсивность
использования белков организмом зависит от качества белков пищи и их
соотношения с другими питательными веществами. Важно, чтобы ребенок
потреблял с пищей достаточное количество животного белка, который лучше
усваивается, по сравнению с растительным белком, благодаря содержанию таких
факторов питания, как аминокислоты. Удельный вес животного белка в рационах
детей должен быть: в младшем возрасте (от 1 года до 6 лет) – 60-75%, в
школьном – 60% от общего (суточного) количества белка.
В настоящее время известно 9 незаменимых аминокислот, которые в
детском организме не синтезируются (валин, треонин, лейцин, изолейцин,
фенилаланин, триптофан, лизин, гистидин) или синтезируются в недостаточном
для обеспечения правильного развития ребенка количестве. Все эти
аминокислоты ребенок должен получать с пищей. В наибольшем количестве они
содержатся в продуктах животного происхождения – молоке, молочных
продуктах, яйцах, мясе, субпродуктах, рыбе и т. д.
Молоко представляет собой незаменимый продукт детского питания. В нем
белки сочетаются с высоким содержанием Са+, который легко используется
организмом для пластических целей. Для детей ясельного возраста необходимо
не менее 600-700 мл молока в суточном рационе, для школьников – 400-500 мл.
Очень важны в питании детей такие аминокислоты, как лизин, триптофан и
гистидин. Между тем, белок молока характеризуется невысоким их
содержанием. Наиболее богат этими аминокислотами белок мяса и рыбы, а также
в яйцах, которых лизин, триптофан и гистидин находятся благоприятных для
усвоения соотношениях.
Яйца представляют ценность и потому, что являются источником
биологически активного белка вителлина, который находится в соединении с
лецитином. Вителлин играет важную роль в формировании ЦНС в качестве
поставщика пластических материалов для построения нервной ткани, в т. ч.
клеток головного мозга.
Растительные белки состоят в основном из заменимых аминокислот, но и
они необходимы растущему организму. При их недостатке в рационах питания
организм менее рационально использует незаменимые аминокислоты. Общее
количество калорий за счет белков должно составлять 13-15% общей суточной
калорийности рациона.
Источники незаменимых аминокислот в детском питании (мг на 100г
съедобной части продукта):
|амино-кисло|молоко|говя-| яйцо |творог|треска|орех|хлеб |
|та | |дина | | | | | |
|0,5-1 |0,5 |0,6 |6 |0,5 |20 |1650 | |
|1-1,5 |0,8 |1,1 |9 |0,9 |35 | | |
|1,5-2 |0,9 |1,2 |10 |1,0 |40 |3300 | |
|3-4 |1,1 |1,4 |12 |1,3 |45 | | |
|5-6 |1,2 |1,6 |13 |1,4 |50 | |500 |
|7-10 |1,4 |1,9 |15 |1,7 |50 | | |
|11-13 |1,7 |2,3 |19 |2,0 |60 |5000 | |
|14-17 |1,7/1,9|2,2/2,5|18/20 |1,9/2,2|70/80 | | |
Потребность в минеральных веществах и воде. Значение минеральных веществ в
детском питании заключается главным образом в том, что они участвуют в
пластических процессах и служат материалом для нормального формирования
скелета, мышечной и других тканей, развития и функции желез внутренней
секреции, продукции гормонов, построения клеток нервной ткани, в т. ч.
клеток головного мозга. Основное значение среди минеральных компонентов в
детском питании имеет Са+ и Р+, используемые для пластических целей,
главным образом для построения костной ткани. Дети нуждаются в повышенном
количестве Са+, поэтому требуется систематическое включение в пищевой
рацион молока и молочных продуктов, которые не только содержат значительное
количество Са+, но и улучшают общее соотношение в рационе Са+ и других
веществ, способствуя их лучшему усвоению. Источниками Са+ могут служить
также яичный желток, орехи, бобы, овощи, сыр, мясо, овсяная крупа, фрукты и
другие продукты, содержащие фосфопротеиды и фосфолипиды.
На величину усвоения Са+ в организме влияет его соотношение с Р+,
причем важно соблюдать это соотношение не только в суточном рационе, Но и
при отдельных приемах пищи.
Наиболее благоприятными являются следующие соотношения Р+ и Са+:
. для детей от 1 до 12 мес. 1: 0,8
. для детей 1-3 лет 1: 1
. для детей 4лет и более 1: 1,2 или 1: 1,5
В детском питании серьезной проблемой является обеспечение достаточного
уровня минеральных веществ, участвующих в кровеобразовании (Fe+, Cu+, Mn+,
Co+, Ni+). Реальными источниками железа в раннем возрасте служат яичный
желток, творог, каши из измельченной овсяной крупы, фруктовые соки,
несколько позднее – мясо, овощи, картофель, хлеб и др. Поступление железа в
условиях недостаточности меди не обеспечивает гемопоэза в полной мере. Медь
необходима для превращения поступающего с пищей железа в органически
связанную форму.
Потребность детей в меди повышена. Она составляет:
. для детей грудного возраста 0,1 мг/кг массы тела
. для детей 3-6 лет – 0,6-0,85 мг/кг массы тела.
Источником меди могут служить многие продукты, но содержание меди в них
незначительно.
Важную роль в кроветворении играют марганец и кобальт. Последний в
присутствии меди и железа способствует образованию ретикулоцитов и
превращению их в зрелые эритроциты.
Марганец участвует в процессах оссификации и кроветворения. У детей
дошкольного возраста потребность в нем составляет 0,2-0,3 мг/кг массы тела.
Детские пищевые рационы должны включать и другие микроэлементы – йод,
фтор, цинк и др.
Дети нуждаются в количестве цинка, необходимом для нормального
развития, а также функции гипофиза и поджелудочной железы. Суточная
потребность в цинке составляет примерно 10-15 мг/кг массы тела.
В обеспечении нормального роста и развития детей большое значение
Страницы: 1, 2, 3
|