реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Гигиена детей и подростков

Гигиена детей и подростков

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Тема 1. Методы исследования и оценки состояния здоровья детей и подростков

Тема 2. Методы исследования и оценки физического развития детей и

подростков

Тема 3. Гигиеническая оценка организации физического воспитания в детских

учреждениях

Тема 4. Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в детских

учреждениях.

Тема 5. Диагностика готовности детей к обучению в школе

Тема 6. Гигиена учебного процесса в общеобразовательной школе

Тема 1. Методы исследования и оценки состояния здоровья детей и подростков

Практическая значимость темы:

По данным ВОЗ (1990) состояние здоровья детей является одной из наиболее

актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена

прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка,

находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как

благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро

реагирует на изменение окружающей среды. При изучении влияния различных

факторов важно определить их комплексы воздействия, а также выяснить каким

образом при их комбинации модифицируется влияние каждого фактора.

Интегральным результатом воздействия окружающей среды на детское население

является уровень и качество здоровья детей. Врач педиатр должен уметь

определить эти два показателя, определить состояние здоровья ДиП.

Цель занятия:

1. Усвоить определение понятия, здоровья населения и здоровья индивидуума.

2. Изучить факторы, формирующие здоровье детей и подростков.

3. Ознакомиться с показателями здоровья.

4. Освоить методы медицинского контроля за состоянием здоровья ДиП.

5. Усвоить критерии и группы здоровья.

6. Научиться комплексной оценки состояния здоровья ДиП

Вопросы теории

1. Определение понятия “здоровье” по ВОЗ.

2. Критерии оценки состояния здоровья индивидуума.

3. Факторы, формирующие здоровье ДиП.

4. Показатели, характеризующие состояние здоровья.

5. Группы здоровья.

6. Организация и порядок проведения медосмотров

а) периодичность мед. осмотров

б) этапы мед. осмотров

в) объем мед. исследований

7. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков.

Практические навыки

Студент должен уметь определять группу здоровья и проводить комплексную

оценку состояния здоровья ДиП.

Литература

1. Гигиена детей и подростков под ред. В. Н. Кардатенко - М. - Медицина -

1980 - с. 41-115

2. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене ДиП - под ред. В. Н.

Кардашенко - М., Медицина - 1983 - С. 7-51

Задание на самоподготовку

1. На основании литературы и приведенного учебного материала

изучитьфакторы, формирующие здоровье ДиП, критерии и группы здоровья.

2. Освоить мед. контроль за состоянием здоровья ДиП. Овладеть методикой

комплексной оценки состояния здоровья.

Учебный материал для самоподготовки

1. Показатели оценки состояния здоровья, факторы формирования здоровья

детей и подростков.

Здоровье является критерием --------- взаимоотношений детского организма с

окружающей средой. Оно формируется под влиянием сложного комплекса

биологических, экологических и социальных факторов.

Поэтому, для гигиенистов наиболее близким по духу является определение

здоровья, принятое Уставом ВОЗ “Здоровье - это состояние полного

физического, духовного и социального благополучия, характеризующееся

динамическим равновесием организма с окружающей средой, а также отсутствием

в нем болезней и физических дефектов”.

Здоровье, как мера жизненности, способности организма к оптимальному

функционированию, характеризуется в этом случае не только отсутствием

клинически выраженной симптоматики болезней, но и отсутствием начальных их

проявлений, состояний предболезни, и так называемой, “малой патологии”,

выявляемых часто на уровне функциональных, легко обратимых изменений,

свидетельствующих о снижении общей сопротивляемости организма к воздействию

неблагоприятных факторов окружающей среды.

Выявляемые по итогам демографических исследований показатели здоровья

(заболеваемость, смертность, инвалидность и др.) - это лишь видимая вершина

айсберга, подводную часть которого составляют предпатологические

(донозологические) состояния, отражающие стадии движения от здоровья к

болезни. Изучение этих состояний, как основы определения “уровня” здоровья

здорового ребенка является предметом гигиенической диагностики

(“гигиенического мониторинга”), изучающей среду, здоровье и связь между

ними. Именно здоровье коллектива выступает в этом случае критерием

донозологической диагностики, “маркером” отрицательного влияния среды на

человека, критерием эффективности всей профилактической работы, проводимой

органами санитарно-эпидемиологической службы.

Чтобы приблизить первичную профилактику к основной задаче - увеличению

продолжительности жизни людей, гигиеническая диагностика, имея 3 объекта

исследования (состояние здоровья, среду обитания, их взаимосвязь), призвана

идентифицировать стадии шкалы здоровья

- полное здоровье

- практическое здоровье

- предболезнь

Это необходимо для предотвращения перехода состояний в различные

заболевания.

Взаимодействие гигиенической диагностики и диспансеризации должно

осуществляться в 4 этапа

1 этап - изучение экологической ситуации, условий жизнедеятельности, образа

жизни

2 этап - медицинское обследование

3 этап - оздоровительные мероприятия

4 этап - динамическое диспансерное наблюдение

Всесторонняя оценка характера развития и состояния здоровья ребенка требует

обязательного учета физического и нервно-психического развития, степени и

гармоничности полноценности функционального состояния его организма.

Наличие методов диагностики предпатологических (донозологических)

состояний, количественная оценка глубины и степени обратимости этих

процессов, могут стать научной основой таких профилактических мер, которые

будут соответствовать задачам первичной и вторичной профилактики. Исходя из

этого, профилактика становится направленной не на предупреждение конкретных

заболеваний, а на снижение вероятности их развития в целом. Выделяют

следующие факторы влияющие на состояние здоровья детей и подростков.

Схема 1

Факторы, формирующие здоровье детского населения

| |Социально | |

| |экономические | |

| |условия | |

|Окружающая среда|Наследственность|физическое |

| | |воспитание |

|Питание | | |

|Условия быта |Состояние |Режим дня |

| |здоровья | |

| |детского | |

| |населения | |

| |Показатели | |

| |смертность | |

| |заболеваемость | |

| |инвалидность | |

| |физ. развитие | |

| | |Условия обучения|

| |Медико-санитарна| |

| |я помощь | |

Необходимо обратить внимание на роль таких факторов, влияющих на

формирование здоровья, как биологический (возраст матери, состояние ее

здоровья, длина тела, число родов, масса ребенка при рождении, наличие

отклонений в акте - ---------- - и раннем постнатальном периодах и др. 0 и

социальных (площадь квартиры, подушевой доход, образование родителей,

общественное и семейное воспитание ребенка, режим дня в т. ч.

продолжительность сна и пребывание на открытом воздухе).

2. Медицинский контроль за состоянием здоровья детей.

Одной из важнейших задач врача-педиатра является контроль за формированием

и динамикой состояния здоровья ДиП.

Контроль за динамикой состояния здоровья регламентируется приказом МЗ РФ от

14. 03. 95 № 60 “Об утверждении инструкции по проведению профилактических

осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-

экономических нормативов”.

Контроль за состоянием здоровья в настоящее время проводится на основе

массовых скрининг-тестов и представляет собой новый принцип организации

углубленных осмотров детей и подростков. Он проводится в несколько этапов:

1 этап - обследование всех детей по скрининг-программе, которое проводится

в основном медицинской сестрой детского учреждения;

2 этап - обследование детей, выполненных по скрининг-тестам, врачом

детского учреждения;

3 этап - обследование узкими специалистами поликлиники детей, направленных

из дошкольного учреждения (школы) на консультацию.

Данный принцип организации медосмотра обеспечивает значительное повышение

роли среднего мед. персонала детского учреждения в контроле за состоянием

здоровья детей, а также обеспечивает рациональное использование рабочего

времени врачей и узких специалистов при дифференцированном контроле за

состоянием здоровья детей.

Скрининг-программа включает в себя:

1. Анкетный тест - опрос родителей или учащихся с помощью специальной

анкеты. Опрос направлен на выявление анамнестических данных и жалоб,

характерных для изменений в нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной,

мочевыделительной системах, а также типичных для заболеваний носоглотки и

аллергических заболеваний и состояний (приложение 1).

В данной анкете в виде простых вопросов сгруппированы основные “ключевые”

жалобы, возникающие у детей и подростков при наличии отклонений в состоянии

здоровья по ведущим системам. При обследовании дошкольников и учащихся 1-4

классов анкету заполняют родители, с 5 класса - сами учащиеся.

Вопросы направлены на выявление возможной патологии со стороны нервной

системы - возможной патологии со стороны сердечно-сосудистой системы, - со

стороны носоглотки, - органов пищеварения, - почек, - аллергии.

Результаты анкетного опроса обобщаются медсестрой, которая отмечает знаком

(+) номера вопросов, на которые получен положительный ответ. После этого

врач детского учреждения анализирует результаты опроса и отбирает детей,

нуждающихся в обследовании, и после их осмотра решает вопрос о

необходимости консультации узких специалистов для дополнительных

обследований.

2. Индивидуальная оценка физического развития по шкалам регрессии.

3. Измерение артериального давления (у учащихся младших классов - с учетом

возрастных поправок на стандартную манжетку) для выявления гипертонических

и гипотонических состояний.

Объективизация значений артериального давления у детей 8-12 лет достигается

только при использовании “возрастных” манжеток или дополнительных расчетов

с поправкой на размер окружности плеча каждого ребенка, которая тесно

коррелирует с массой тела. Величины поправок, стандартизованные на базе

индивидуальной оценки физического развития детей, приведены в таблице:

Поправки (в мм рт. ст.) к цифрам систолического* давления, полученного при

измерении стандартной манжеткой (для детей 8-12 лет с разной массой тела)

Таблица 1

|Возраст (в |Масса тела | | |

|годах) |по | | |

| |отношению к| | |

| |стандарту | | |

|8 |+ 10 |+ 15 |+ 5 |

|9 |+ 10 |+ 15 |+ 5 |

|10 |+ 10 |+ 15 |0 |

|11 |+ 5 |+ 10 |0 |

|12 |+ 0 |+ 5 |0 |

|13** |0 |0 |0 |

Примечание: * - цифры диастолического давления следует рассматривать без

поправок, т. к. различия в значении диастолического давления при изменении

стандартной и возрастной манжетками несущественны.

** - у детей 13 лет и старше (независимо от массы тела) истинные цифры

артериального давления при изменении стандартной и возрастной манжетками не

отличаются.

Артериальное давление измеряется общепринятым способом - сидя, на правой

руке, после 10-минутного отдыха, по методу Короткова. Для большей точности

рекомендуется 3-х кратное измерение с фиксацией показателей последнего

измерения.

Выявление нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью

комбинированного визуального инструментального исследования.

Тест для выявления нарушений осанки.

Данное тестовое обследование проводится врачом детского учреждения и

включает осмотр ребенка с ответом на 10 вопросов тест-карты (таблица 2).

Таблица 2

Тестовая карта для выявления нарушений осанки

|1. Явное повреждение органов движения|Да Нет |

|связанное с врожденными пороками, | |

|травмой, болезнью | |

|2. Голова, шея отклонены от средней |Да Нет |

|линии: плечи, лопатки, бедра | |

|установлены несимметрично | |

|Грудная клетка “сапожника”, |Да Нет |

|“деформированная” | |

|4. Чрезмерное уменьшение или |Да Нет |

|увеличение физиологической кривизны | |

|позвоночника: шейного лордоза, | |

|грудного кифоза, поясничного лордоза | |

|5. Чрезмерное отставание лопаток |Да Нет |

|6. Чрезмерное выпячивание живота |Да Нет |

|Нарушение осей нижних конечностей |Да Нет |

|(О-образное, Х-образное) | |

|8. Неравенство треугольников талии |Да Нет |

|9. Вальгусное положение пятки или |Да Нет |

|обеих пяток | |

|10. Явное отклонение в походке |Да Нет |

Обследование проводится в следующем порядке:

Осмотр в фас. Положение - руки вдоль туловища. Определяются форма ног,

положение головы, шеи, симметрия плеч, равенство треугольников талии

(треугольник талии - это просвет треугольной формы между внутренней

поверхностью рук и туловищем, с вершиной треугольника на уровне талии, в

норме треугольники должны быть одинаковыми по форме и равными по величине).

Осмотр сбоку. Положение - руки вдоль туловища. Определяются форма грудной

клетки, живота, выступление лопаток, форма спины.

Осмотр со спины. Положение - руки вдоль туловища. Определяются симметрия

углов лопаток, форма позвоночника, форма ног, ось пяток (вальгусная,

варусная, нормальная).

В конце обследования ребенку предлагается сделать несколько шагов для

выявления возможных нарушений в походке.

В процессе проводимого осмотра заполняется тестовая карта, по которой

дается оценка выявленных нарушений осанки:

· нормальная оценка - отрицательные ответы на все вопросы

· некоторые отклонения требующие наблюдения школьно-дошкольного педиатра -

положительные ответы на один или несколько вопросов от 3-х до 7 номера

включительно

· значительное нарушение осанки - положительные ответы на 1, 2, 8, 9, 10

вопросы (один или несколько). Дети, отнесенные к данной группе подлежат

обязательному направлению к ортопеду.

Тест для выявления истинного сколиоза.

К истинным сколиозам относятся только те, которые сопровождаются торсией,

или поворотом позвоночника относительно оси, при которой остистые отростки

позвонков уклоняются в ту или иную сторону от средней полоски, образуя

выпуклость, видимую при наклоне туловища.

Основным приемом для выявления истинного сколиоза считается осмотр со

сгибанием позвоночника и наклоном туловища вперед: наклон туловища

проводится медленно, при этом руки свободно свисают вниз, ноги выпрямлены.

При наличии сколиоза определяется асимметричное реберное выбухание в

грудном отделе и мышечный валик в поясничном отделе.

Для более точного выявления торсии позвонков осмотр следует проводить в

двух положениях: спереди и сзади.

При осмотре сзади (ребенок стоит спиной к врачу), наклоняя туловище ребенка

от себя, можно выявить торсию позвоночников в грудопоясничном отделах

позвоночника.

Тест для выявления плоскостопия - плантография

Выявление предмиопии с помощью теста А. А. Малиновского

Данный тест применяется у дошкольников в возрасте 6 лет и учащихся 11-х

классов.

Обычно обследование остроты зрения, осуществляемое по специальным

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.